Решение об изъятии земельного участка
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Решение об изъятии земельного участка

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример – Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

– для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

– для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

– для выполнения международного договора;

– для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

– после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд ? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:

• рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;

• убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);

• упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Читать еще:  Доверительное управление земельным участком это

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела: вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд

Уполномоченный орган власти принимает решение об изъятии участков.

Если у муниципалитета или государства возникнет необходимость построить инфраструктурное сооружение на территории земельного участка, который на праве частной собственности принадлежит субъекту правоотношений, то уполномоченный орган может принять решение об изъятии надела для обеспечения этих нужд. Данная процедура всеобъемлюще описана в Земельном кодексе РФ, а именно в главе VII, которая вступила в силу в 2015 году.

Процесс принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка представляет собой один из самых действенных правовых механизмов, который способствует принудительному отчуждению земли из частной собственности для своевременного обеспечения государственных нужд, если не удается достигнуть добровольного соглашения с собственником. Подобная норма закрепляется Земельным кодексом РФ.

При этом законодательный акт предусматривает ограниченный перечень условий, когда возможно принятие решения об изъятии. Чтобы воплотить это на практике, орган, который уполномочен ходатайствовать о принудительном отчуждении земельного участка, должен аргументированно доказать, что для обеспечения государственных или муниципальных нужд необходимо изменить правовой режим территории, то есть перевести его из частной собственности в государственную.

Процедура принятия самого решения об изъятии земельных участков для обеспечения государственных и муниципальных нужд достаточно проста. Гл. 7 ЗК РФ подробно объясняет, что правообладателю земли (владельцу) должно поступить предложение о выкупе земельного участка. При этом выкуп включает в себя как рыночную стоимость территории, так и цену за недвижимое имущество, которое располагается на участке, компенсацию за упущенную выгоду, понесенные расходы на переезд и пр.

Если подобное решение на добровольных началах будет принято, то собственнику возмещается вся сумма, которая утверждается земельной экспертизой.

Далее решение проходит госрегистрацию и в письменной форме отправляется владельцу земли, но не позднее, чем истекут семь рабочих дней с момента официального принятия соглашения.

В том случае если собственник не согласен с предложенным ему размером компенсации, он может обратиться в независимую организацию для проведения дополнительной экспертизы рыночной цены. После этого правообладатель может выдвинуть свои условия для изъятия земельного участка.

Если договоренности не удастся достичь, то единственный выход – судебное разбирательство, где и будет принято решение о принудительном изъятии территорий, но с учетом интересов обеих сторон правоотношений.

Основания для изъятия участков земли для государственных или муниципальных нужд

Основания для изъятия земельного участка для государственных или же муниципальных нужд зафиксированы в ст. 49 ЗК РФ и включают в себя следующие пункт

1. Если подобное изъятие требуется для обеспечения международных договоренностей, которые были подписаны РФ

2. Если изъятие обуславливается необходимостью строения объектов инфраструктуры и их реконструкции, если для этого невозможно найти иные возможности. В частности, к таковым объектам относятся:

  • энергетические сети и системы, которые находятся в федеральном, региональном или же местном ведомстве;
  • объекты, которые предусматривают использование энергии атомного характера;
  • коммуникации, технические системы и сооружения, которые необходимы для должного обеспечения обороноспособности страны и защиты государственных границ;
  • транспортные и железнодорожные магистрали, которые могут связывать как регионы, так и государства;
  • объекты, благодаря которым обеспечивается деятельность космической отрасли;
  • сооружения и иные системы, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • газопроводы, электрические сети, водопроводы и иные объекты, которые имеют статус федеральных, региональных или же местных коммуникаций;
  • автомобильные дороги, шоссе и пр.

3. Изъятие земельного участка может происходить и с учетом иного основания, которое прописано в федеральных нормативных актах (например, в Федеральном законе РФ под № 310-ФЗ, в статье 32 ЖК РФ и пр.).

Таким образом, основания для осуществления процедуры изъятия земельного участка из частной собственности с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд не имеют исчерпывающего перечня и могут варьироваться с появлением новых федеральных законов.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков

Принимать решение об изъятии земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может только управомоченный на то орган власти. Подобная норма закреплена в Земельном кодексе РФ. К данной категории можно отнести:

  • уполномоченный орган федеральной власти. В его компетенцию входит изъятие территорий для обеспечения государственных нужд на федеральном уровне, в том числе вопросы, касающееся недропользования;
  • уполномоченный орган региональной власти, который принимает решение об изъятии земельных участков для обеспечения региональных нужд, в том числе, если это касается размещения на площади объектов строительной инфраструктуры, разработки недр и пр.;
  • уполномоченный орган муниципальной власти, который решает проблемы муниципальных нужд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изъятие того или иного земельного участка может осуществляться только в том случае, если будет опубликовано решение, которое принял уполномоченный на это орган. При этом следует отметить, что решение орган может принять:

  • по собственной инициативе,
  • по волеизъявлению иных лиц, от которых поступит ходатайство, что регламентируется ст. 56.4 ЗК РФ.

Если обратиться к представленной нами выше правовой норме, то ходатайствовать об изъятии могут следующие субъекты правоотношений:

1. Организации, которые согласно действующему законодательству имеют законное право выдвигать ходатайства об изъятии земель из частного владения. Полный список таких организаций закреплен Постановлением Правительства РФ под номером 442. При этом изъятие должно происходить с целью удовлетворения государственных нужд на федеральном уровне.

2. Орган государственной власти, который заинтересован в изъятии для обеспечения:

  • международных договоренностей России;
  • строительства или же реконструкции недвижимых объектов, что осуществляется за счет бюджетных дотаций.

3. Унитарное предприятие, которому необходимо изъятие земель с целью возведения сооружения регионального или же федерального значения, что осуществляется с учетом инвестиционной программы.

При этом государственный орган, который уполномочен на принятие ходатайств Правительством РФ, выдвигает основополагающие условия для подачи подобного заявления со стороны заинтересованных организаций.

Обжалование решения об изъятии участков земли

В том случае если изъятие земли для муниципальных или государственных нужд происходит принудительно, гражданин-правообладатель может обжаловать принятие подобного решения в вышестоящих инстанциях, в первую очередь – в судебных органах.

Итак, в юридической практике особенно распространены процессы, когда происходит обжалование принятого решения государственного органа власти об изъятии у правообладателя того или иного участка земли. При этом истец заявляет о том, что подобное решение было принято не уполномоченным на то органом государственной власти.

Подобные проблемы возникают из-за наличия в российском законодательстве, в частности в сфере землепользования, пробелов. Кроме того, существуют определенные проблемы и коллизии между гражданским и земельным законодательством, которые затрагивают одни и те же вопросы, но предлагают различные решения.

В соответствии со ст. 54 ЗК РФ гражданин, который не согласен с решением уполномоченного на то органа власти об изъятии земельного надела, может обратиться за помощью в суд для защиты своих законных прав и интересов. Порядок подобного обжалования происходит по единому принципу и на условиях, которые зафиксированы в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ.

При этом согласно ст. 30 Федерального закона РФ № 108-ФЗ, апелляционная жалоба со стороны правообладателя при ущемлении законных прав и интересов может быть подана в вышестоящую судебную инстанцию, в случае если суд (первая инстанция) удовлетворит ходатайство о принудительном изъятии земельного участка в пользу государства или муниципалитета.

Однако в этом случае важно учитывать главное условие: апелляция будет рассмотрена только в том случае, если исковое заявление поступит в вышестоящий судебный орган в течение 10 дней после официального принятия решения.

При этом во внимание судом берутся следующие официальные документы, принятые судом первой инстанции, которые легитимизируют собой принудительное изъятие участка земли из частной собственности:

  • судебные акты, принятые с целью осуществления процедуры изъятия надела, а также построенного на его территории недвижимого имущества с целью своевременно обеспечить нужды государства или муниципалитета;
  • судебные акты, в которых закреплена сумма выкупа;
  • судебные акты, предусматривающие осуществление возмещения убытков, которые понесет собственник земли;
  • судебные акты, регламентирующие собой предоставление иной территории и недвижимости взамен изъятым объектам.

Таким образом, процедура изъятия земель для государственных или же муниципальных нужд имеет четкий порядок, который регулируется земельным законодательством РФ.

Однако из-за коллизий и пробелов в законе, а также злоупотребления полномочиями со стороны органов государственной власти очень часто нарушаются интересы правообладателей земельных участков, которые могут быть защищены в судебном порядке.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Решение об изъятии

Содержание статьи:

Требования к принимаемому решению по изъятию земли

Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земель в пользу муниципалитета или государства принимается относительно одного участка или сразу нескольких, включая те из них, которые будут образованы.

Отчуждение земель выполняется принудительно в отношении сразу нескольких территорий, располагающихся в пределах границ будущего федерального объекта.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Частные постройки, расположенные на изъятом участке, подлежат отчуждению, кроме тех зданий, которые не соответствуют цели изъятия.

Образец решения об изъятии земельного участка

Документ обязательно оформляется в письменном виде и подписывается должностным лицом (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец решения об изъятии земельного участка]). В акте обязательно указываются:

  • сведения об отчуждаемых участках, в том числе подлежащих образованию;
  • объекты недвижимости, которые также будут изъяты;
  • цель проведения процедуры;
  • реквизиты документов, ставших основанием для принятия решения об изъятии;
  • если акт составляется на основании ходатайства (посмотреть и скачать можно здесь: [Форма ходатайства об изъятии земельных участков]), то в решении указывается лицо, подавшее ходатайство;
  • обозначаются сервитуты, которые в дальнейшем сохранятся, а также те здания и сооружения, которые изъятию не подлежат.

К решению обязательно прилагается схема расположения участка, если его предстоит образовать, а межевой проект земельного массива отсутствует. Схема должна быть утверждена. Следует отметить, что администрация, принявшая решение об отчуждении земли может утвердить новый вариант схематического расположения участка земли, после определения собственника и переговоров с ним.

Решение суда по изъятию земельного участка для государственных нужд выносится в том случае, если относительно проведения процедуры, возникают какие-либо споры. Тогда встает вопрос о компенсации нанесенного ущерба в виде стоимости земли по рыночной цене.

Отказ в принятии решения об изъятии земли

При наличии определенных обстоятельств в принятии решения может быть отказано. Изъятие земельного участка не может быть осуществлено в случаях:

  1. если надел является выморочным и частные постройки, находящиеся во временном распоряжении других лиц, на земле отсутствуют;
  2. земли состоят в госсобственности или не относятся к городским владениям, не обремененным правами других граждан, и на этих землях нет частной застройки;
  3. если территории находятся в собственности государства или муниципалитета, не имеют обременений со стороны третьих лиц и на них располагаются выморочные или бесхозные постройки.

Существует ряд нюансов, не являющихся препятствием для изъятия земельного участка:

  • Если в ЕГРП отсутствуют данные о собственниках земли или частных построек, находящихся на ней.
  • Когда в ГКН нет данных о координатах границ участков, пересечениях.
  • По причине отсутствия информации о наличии правовых споров относительно массива или присутствующих строений.

Если права на землю или постройку, подлежащую отчуждению, перешли третьим лицам, новое решение не требуется. Также нет необходимости вносить изменения в ранее оформленный акт.

Порядок действий после принятия решения об изъятии

С апреля 2015 года в действие вступил Федеральный закон №499-ФЗ от 31.12.2014 года, согласно которому устанавливается новый порядок действий в связи с принятием решения.

После того, как решение об изъятии земли было принято, уполномоченный орган не позже десяти дней после оформления акта обязан выполнить следующие действия:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Разместить решение об изъятии земли на официальном интернет-ресурсе.
  2. Опубликовать сведения об изъятии в порядке, установленном местными нормативами.
  3. Направить копию решения собственнику территории или частных построек по имеющимся адресам. Если такие данные отсутствуют, то решение не отсылается.
  4. Копия акта передается в орган, осуществляющий регистрацию права собственности.
  5. Решение об изъятии земельного участка, сведения о лицах, подавших заявление об учете их прав направляются заявителям, передавшим ходатайство об изъятии земли, а также гражданам, распоряжающимся землей по праву постоянного бессрочного пользования земельным участком.

По общему правилу уведомленным правообладатель считается с того момента, как он получил копию решения об изъятии или со дня возврата документа отправителю.

Когда любые адреса отсутствуют, гражданин или предприятие считается оповещенным после того, как решение публикуется в стандартном порядке. После такого уведомления, правообладатель может направить органу, опубликовавшему акт, свой адрес постоянного проживания для передачи копии решения.

Принятый акт действителен не меньше трех лет с момента публикации и может быть оспорен в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Принудительно допускается изъятие сразу нескольких территорий, если они располагаются в пределах одного строения или будут участвовать в образовании земель.
  2. Объекты недвижимости, находящиеся на территории, тоже подлежат отчуждению.
  3. В решении об изъятии обязательно обозначаются все необходимые сведения и данные, включая цель изъятия и основания для совершения таких действий.
  4. Акт не принимается, если существуют основания для отказа, обозначенные в законодательстве.
  5. Порядок принятия решения и уведомления землепользователей также регламентированы законом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выявлению лиц, земля которых подлежит изъятию

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Василий и несколько лет назад я приобрел участок с целью строительства дома. Чтобы заработать денег на постройку дома, я уехал на Север и два года работал там вахтовым методом. Вернувшись, я узнал, что мой земельный участок изъят для будущей застройки муниципалитетом. Как оказалось меня уведомляли в письменном виде, но в связи с тем, что я отсутствовал, письмо вернулось отправителю.

Подскажите, имею ли я право оспорить акт об изъятии и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Василий. Согласно ст.56.6 ЗК РФ, гражданин, владеющий землей, считается оповещенным в том случае, когда он получил копию решения, отправленную по почте или в том случае, когда документ вернулся назад.

Дополнительно правообладатель уведомляется путем опубликования соответствующей информации на официальном электронном ресурсе ведомства, в вашем случае администрации, либо в газете.

Вы, конечно же, вправе подать иск в суд и попытаться оспорить вынесенное решение, однако в рамках оповещения нарушений не было и во время судебного процесса необходимо будет предъявить иные доказательства несоблюдения ваших прав и существования незаконных действий со стороны муниципалитета.

Маловероятно, что вам удастся вернуть участок обратно, тем более, если он уже застроен. Но вы можете потребовать возмещения рыночной стоимости изъятой территории — это ваше законное право в соответствии с п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Если государство изымает какое-то имущество для своих нужд, оно компенсирует стоимость этого имущества. Расскажу подробнее.

Когда могут изъять землю

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.

Как принимается решение об изъятии

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.

Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Размер компенсации

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

  1. Рыночную стоимость земельного участка.
  2. Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
  3. Убытки в связи с изъятием земельного участка.

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.

Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об изъятии

Вам должны будут прислать на подписание проект соглашения об изъятии недвижимости. Порядок компенсации — сроки, порядок расчетов — будет прописан в соглашении. Вы можете согласиться с ним или предложить свой вариант.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

На компенсацию при изъятии могут рассчитывать не только собственники, но и правообладатели, которым участки принадлежат на правах:

  1. Аренды от государства.
  2. Безвозмездного пользования.
  3. Постоянного (бессрочного) пользования.
  4. Пожизненного (наследуемого) владения.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает. Приложите копию договора купли-продажи , по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом. Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то .

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Что делать с налогами

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Что вам делать сейчас

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector