Законно ли требовать регистрацию в колледже?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Законно ли требовать регистрацию в колледже?

Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?

sellingpix / Depositphotos.com

В последние годы в российском законодательстве наметилась тенденция к ужесточению правил обработки персональных данных и, в частности, к повышению санкций за их нарушение. Однако в обществе не перестают утихать дискуссии по поводу действий отдельных должностных лиц в отношении документов, содержащих персональные данные. Одним из таких вопросов является вопрос о том, законно ли требование частного охранника (например, охранника, сидящего при входе в образовательные организации или на предприятия, помещения которых сданы в аренду) предъявить паспорт для внесения данных из него в журнал учета посетителей?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.

Паспортные данные – персональные или нет?

Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон № 152-ФЗ).

Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).

Кто вправе проверять паспорт?

Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:

  • полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”; далее – Закон № 3-ФЗ);
  • войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”; далее – закон № 226-ФЗ);
  • нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ “О государственной охране”);
  • судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”);
  • федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ “О военном положении”) и т.п.

Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.

Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.

Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?

Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 “Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны”.

Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения.

Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?

Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: “Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации” (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I).

В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:

  • снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
  • запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.

Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия “персональные данные” и “обработка персональных данных”, при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.

Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;
  • копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;
  • персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Судебная практика

Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.

Читать еще:  Законен ли перерасчет за отсутствие установки пломбы на счетчике?

Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.

Защита персональных данных

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.

В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.

Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону.

Работодатели, требующие местную прописку, нарушают закон

Парадокс рынка труда: с одной стороны, работодатели говорят о дефиците рабочей силы и готовы ­привлекать работников из других регионов страны, с другой – часть компаний по-прежнему требуют­ от иногородних соискателей документ, подтверждающий местную прописку или регистрацию. И, хотя эксперты рынка труда считают это требование анахронизмом, тем не менее, оно существует.

Понять работодателя, который требует от приехавшего из другого российского города соискателя документ о местной прописке, в принципе, нетрудно. “Мы это делаем только для безопасности компании, чтобы знать, где потом искать работника, если что”, – поясняет на условиях анонимности представитель одной петербургской компании.

Жителям Москвы разрешили сдавать экзамены на водительские права независимо от места прописки

Это надуманная причина со стороны работодателя, уверена Елена Ильина, финансовый директор кадрового агентства “1000 кадров”. Ведь, по сути, если сотрудник “потеряется”, то прописка мало чем поможет, если работник не живет по этому адресу. А в большинстве случаев это именно так. “Требование прописки или регистрации – это анахронизм какой-то! – удивляется Елена Ильина. – Другое дело, если соискатель – гражданин другого государства (за исключением Белоруссии и Казахстана). Тогда ему нужно оформлять разрешение на работу и прочее – все, что полагается в соответствии с правилами оформления иностранного гражданина. Но это другая история”.

Главная причина, почему работодатель все еще требует регистрацию от россиян из других городов, – это незнание законов и непрофессионализм кадровой службы, уверены эксперты. Причем это бич не только небольших компаний, в которых люди, занимающиеся персоналом, совмещают эти функции с другими, – это свойственно и компаниям, в которых кадровые службы есть, но в них давно уже ничего не меняется. Именно поэтому в некоторых из них до сих пор встречаются, например, анкеты для соискателей, в которых присутствует вопрос, состояли ли те в партизанских отрядах и если да, то в каких. Что ж тут говорить о прописке! Некоторые компании требуют регистрационный штамп в паспорте только от специалистов, претендующих на материально ответственную должность.

“Хотя наша практика работы по релокационным проектам показывает, что работодатели не выдвигают жестких требований о наличии прописки именно в Петербурге или Ленобласти, тем не менее есть исключительные позиции, которые подразумевают материальную ответственность, – поясняет Наталья Галочкина, дивизиональный менеджер компании “АНКОР Банки, финансовые услуги”. – Например, бухгалтеру очень сложно устроиться без местной постоянной регистрации”.

Юристы в один голос заявляют: любые требования со стороны работодателя к соискателю о наличии местной прописки или регистрации незаконны. “Трудовым кодексом РФ (ст. 65) приведен перечень документов, предъявляемых работником при приеме на работу или заключении трудового договора, – разъясняет начальник юридического отдела юридической компании “Бачурин и партнеры” Екатерина Аверьянова. – Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, должен быть у работника в обязательном порядке. Наличие в паспорте гражданина РФ местной регистрации не является обязательным условием для приема на работу такого гражданина”.

“Требование регистрации незаконно: это не связано с профессиональной компетенцией и поэтому не может быть причиной отказа в трудоустройстве сотрудника”, – уточняет юрист корпоративной и арбитражной практики юридической компании “Качкин и Партнеры” Ольга Дученко.

“Отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином РФ, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ”, – говорит Екатерина Аверьянова. По ее словам, при приеме на работу гражданина РФ, зарегистрированного в другом регионе, работодатель может выяснить у него фактическое место проживания, а также попросить работника уведомлять отдел кадров о возможной перемене места проживания.

“У работодателя всегда есть паспортные данные сотрудника, по которым можно найти человека в случае проблем, поэтому привязка к регистрации довольно сомнительна”, – добавляет Ольга Дудченко. Более того, отказ в работе потому, что претендент из другого российского города, может влететь работодателю в копеечку. По словам Ольги Дученко, если гражданин обратится с жалобой в суд, там могут признать отказ необоснованным и обязать компанию взять сотрудника на работу, а моральный вред, нанесенный работнику подобными действиями, обойдется работодателю в 5-30 тыс. рублей.

Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?

sellingpix / Depositphotos.com

В последние годы в российском законодательстве наметилась тенденция к ужесточению правил обработки персональных данных и, в частности, к повышению санкций за их нарушение. Однако в обществе не перестают утихать дискуссии по поводу действий отдельных должностных лиц в отношении документов, содержащих персональные данные. Одним из таких вопросов является вопрос о том, законно ли требование частного охранника (например, охранника, сидящего при входе в образовательные организации или на предприятия, помещения которых сданы в аренду) предъявить паспорт для внесения данных из него в журнал учета посетителей?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.

Паспортные данные – персональные или нет?

Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон № 152-ФЗ).

Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).

Кто вправе проверять паспорт?

Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:

  • полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”; далее – Закон № 3-ФЗ);
  • войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”; далее – закон № 226-ФЗ);
  • нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ “О государственной охране”);
  • судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”);
  • федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ “О военном положении”) и т.п.

Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.

Читать еще:  Законно ли мне вернули исполнительный лист в данном случае?

Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.

Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?

Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 “Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны”.

Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения.

Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?

Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: “Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации” (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I).

В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:

  • снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
  • запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.

Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия “персональные данные” и “обработка персональных данных”, при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.

Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;
  • копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;
  • персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Судебная практика

Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.

Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.

Защита персональных данных

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.

В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.

Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону.

Временная регистрация студента: нужно ли её делать и как оформить прописку в общежитии, в другом городе или регионе

Актуальным вопросом о прописке является вопрос о регистрации в общежитии. Ежегодно данную процедуру проходят многие государственные работники, военные, а также заграничные гости.

Особенно, процесс оформления по новому месту жительства характерен для студентов, которым предстоит прописаться в общежитии при поступлении в университет.

У них возникает вопрос: как временно прописаться в другом городе?

Конституция РФ обеспечивает своего гражданина правом свободного перемещения по стране. Также законодательство предусматривает право гражданина на прописку в РФ на территории любого региона.

Нужно ли студенту делать непостоянную прописку

Россияне обязаны ставить в известность государство о месте своего пребывания. Это подразумевает оформление непостоянного проживания по факту переезда, исходя из требований рабочего места или учебного заведения. Если общее время пребывания в общежитии составит более трех месяцев, оформление прописки является необходимым.

Читать еще:  Законно ли бывшая жена прописала ребенка в доме?

К кому обращаться

Если комната в общежитии является муниципальной собственностью, необходимо обратиться к уполномоченному лицу по вопросу поселения в общежитии — коменданту.

Он обязан дать полную информацию о необходимых документах и порядке официального заселения.

Если же имеются бумаги, что комната официально принадлежит владельцу, который по ряду причин не жил в ней до настоящего момента, то владелец вправе зарегистрироваться в ней без согласия коменданта.

Действовать оформленная прописка будет до тех пор, пока не пройдет срок веских оснований для ее наличия. То есть, например, студент должен окончить ВУЗ и получить диплом.

Необходимые документы

Так, к бумагам, необходимым для оформления по новому месту жительства в общежитии, относятся:

  1. Заявление гражданина с прошением прописать его по адресу общежития.
  2. Удостоверение личности (паспорт или свидетельство о рождении).
  3. Лист прибытия (данным документом заведует специалист по паспортам).
  4. Соглашение с организацией, которая руководит общежитием, в котором будет оформлена запись о разрешении поселиться в одной из комнат конкретному человеку.
  5. Справка от врача по установленной форме 086/у.
  6. Медицинская страховка.
  7. Три фото стандартного размера (3х4).
  8. Лицам мужского пола также требуется предоставить военный билет.

Таким образом, процедура оформления любой прописки заключается в подаче документов специализированному паспортисту.

Проживание на территории общежития более 90 дней без оформления временной регистрации является незаконным.

Это может привести к таким последствиям:

  • правонарушителю будет выставлен штраф, если он на протяжении недели с момента заселения не обратился в паспортный стол с требуемыми документами.
  • штраф за пропущенные сроки составит от 1,5 тыс. руб. до 2 тыс. руб.

После непосредственной подачи документов может пройти не более трех дней, после которых гражданину обязаны выдать паспорт обратно и документ, подтверждающий наличие временной регистрации.

Особенности процесса

Для студентов, получающих образование в ВУЗе и проживающих при этом в общежитии, постановка на учет в миграционных органах (или паспортном столе) является обязательной. Несмотря на то, что данный вид прописки временен, отсутствие подтверждающего документа (свидетельства или справки) является основанием для штрафа и последующего выселения.

К особенностям регистрации студентов в общежитии относятся:

  • наличие специального дня, в который регистрируют студентов;
  • необходимость подачи подтверждающей справки с места учебы;
  • к вопросу о выставлении штрафа за несвоевременное оформление студента по адресу общежития будет привлечено руководство университета.

Порядок временной прописки в общежитии

Оформить проживание студенту помогут работники учебного заведения, а именно, паспортисты, числящиеся, как сотрудники ВУЗа. Это предусмотрено графиком работы университета.

Его руководством выделяется специальный день для оформления временной регистрации приезжим студентам. Такой день называется «прописной».

Так, в «прописной» день все приезжие студенты выполняют такой порядок действий:

  1. Составляют необходимый пакет документов.
  2. Посещают университетский кабинет паспортиста, где они предоставляют специалисту пакет документов.

Процедура оформления в другом городе

Нужна ли временная регистрация в другом городе? Конечно да.
Факт переезда в другой город является основной причиной оформления временной прописки.

Алгоритм действий для временной прописки в другом городе или регионе следующий:

    Гражданин РФ должен обратиться в орган УВМ УМВД, оповещая его сотрудников о своем переезде.

Это осуществляется с целью контроля государства за миграционными потоками и, по необходимости, предоставления помощи и социальных защит своим гражданам.

Однако процедура краткосрочной прописки в другом городе обязательна не во всех случаях. Она также зависит от сроков проживания на конкретном месте. При этом, сроки пребывания без прописки в другом городе такие же, как и при прочих обстоятельствах — 90 дней.

Подобная прописка не имеет смысла тогда, когда гражданин приезжает в другой город на короткий срок, например, в командировку, отпуск или на санаторное лечение.

Подать пакет документов в конкретную службу.

Это возможно осуществить с помощью направления документов в миграционные органы (или паспортисту по месту предполагаемой прописки). Документы сдаются в соответствии с графиком рабочего времени организации, при этом время оформления и подачи существенно увеличивается сравнительно с последующими вариантами.

Также можно обратиться в многофункциональный центр. Так осуществление процедуры пройдет быстрее, и не займет более недели.

Правительством РФ установлено, что правомерным считается способ подать документы с помощью сетевого портала «Госуслуги». Для этого необходимо иметь доступ к интернету, внести все свои данные без ошибок и ожидать сообщения на мобильный номер о завершении процедуры. Затем необходимо будет принести оригиналы в указанную организацию (миграционная служба или МФЦ), где за считанные дни будет готов паспорт с новой пропиской.

После предоставления всех документов, сотрудники службы осуществляют проверку документов на подлинность.

По истечению 3-7 дней выдается свидетельство. Количество дней может быть увеличено при электронном способе подачи бумаг.

Внимание! Процедура прописки в другом городе проходит по следующим этапам:

  1. Сбор бумаг, к которым будут относиться документы обо всех членах семьи.
  2. Направление подготовленных документов в государственную структуру.
  3. Получение результата после недолгого ожидания (обычно сроки такие же, как и при прочих условиях, — от 3 до 10 дней).

При этом период временной регистрации определяется от 6 месяцев до 5 лет. После истечения пяти лет проживания на одном месте, гражданину необходимо будет посетить паспортный стол с уведомлением.

Временная регистрация: вправе ли работодатель требовать ее при трудоустройстве?

Российская экономика устроена таким образом, что миллионы россиян вынуждены работать вдали от дома.

Кто-то едет на заработки в Москву и Санкт-Петербург, кто-то — в северные регионы, а кто-то — в областной или районный центр. По мнению экспертов, негативные тенденции в российской экономике могут спровоцировать новую волну внутренней трудовой миграции. Нередко, приезжая на поиски работы в другой город, граждане сталкиваются с дискриминацией из-за отсутствия регистрации по месту пребывания — так называемой временной регистрации.

Как оформить временную регистрацию?

Конституция Российской Федерации (ст. 27) гарантирует каждому гражданину свободу передвижения и выбора места жительства. Приезжая в другой регион и находясь там до 90 дней, гражданин не обязан оформляться, вставать на регистрационный учет и т. д. Однако если в другом регионе пришлось задержаться дольше, то такая обязанность возникает в силу Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Процедура оформления регистрации по месту пребывания для граждан РФ достаточно простая и проходит без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Главная проблема — это найти жилье, собственник которого согласится вас зарегистрировать. Как показывает практика, это не так просто. Если же эта проблема решена, то подать заявку на получение временной регистрации можно и в режиме онлайн — для этого необходимо авторизоваться на сайте госуслуг (http://www.gosuslugi.ru/), выбрать соответствующую услугу, а дальше просто следовать инструкциям.

Среди требуемых документов — документ, удостоверяющий личность, заявление о постановке на регистрационный учет и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении. Это может быть договор найма или заявление собственника о согласии предоставить жилое помещение.

Налагается ли штраф за отсутствие временной регистрации?

Важно знать, что проживание без регистрации влечет за собой административные последствия как для самих граждан, временно прибывших в другой город или регион, так и для собственников, предоставивших им жилое помещение без оформления регистрации.

В соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 250 000 до 750 000 рублей. Штрафы будут выше, если административное право- нарушение произошло в Москве или Санкт-Петербурге.

Административная ответственность не распространяется на граждан, проживающих без оформления регистрации у близких родственников, являющихся собственниками этого жилого помещения. Не требуется временная регистрация для граждан, переехавших из одного населенного пункта в другой в границах одного субъекта Федерации. Кроме того, москвичи могут не регистрироваться в Московской области, а петербуржцы — в Ленинградской, и наоборот.

Нужна ли временная регистрация при устройстве на работу?

Приезжая в другой регион в поисках работы, люди в последнюю очередь думают о временной регистрации. Главное — это найти работу, без которой и регистрироваться будет незачем. Однако работодатели нередко требуют от соискателей рабочих мест наличия регистрации по месту жительства или пребывания. Об этом пользователи неоднократно жаловались юристам 9111.ru, спрашивая, законно ли это.

Нет, такое требование незаконно. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 65) четко регламентирует перечень документов, требуемых для заключения трудового договора. Это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, страховое свидетельство, трудовая книжка (для тех, кто уже имеет трудовой стаж и устраивается на работу не по совместительству), документ воинского учета, документ об образовании, справка об отсутствии судимости и уголовного преследования.

Это исчерпывающий список документов. Работодатель может его сократить — обычно хватает паспорта, страхового свидетельства и трудовой книжки. Но дополнять его у него нет права. Поэтому требование к соискателю иметь временную или постоянную регистрацию является незаконным ограничением трудовых прав гражданина, о чем прямо говорится в статье 64 ТК РФ.

Аналогичной позиции придерживается и Верховный суд РФ, постановивший 17 марта 2004 года обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора на основании отсутствия регистрации по месту пребывания или жительства является незаконным, поскольку нарушает право россиян на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ, а также противоречит Трудовому кодексу.

Однако проблема состоит в том, что требование наличия регистрации может иметь скрытый характер, в противном случае такой отказ в приеме на работу (а соискатель может потребовать от работодателя оформить мотивировочную часть отказа в письменном виде — ст. 64 ТК РФ) можно будет обжаловать в суде. Если вина работодателя будет доказана, то его ждет административное наказание по статье 5.27 КоАП РФ, предполагающее штраф за нарушение трудового законодательства для должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей и для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

По материалам сайта «Юридическая консультация онлайн»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector