За какой вид коммунальных платежей формируется исполнительный лист?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

За какой вид коммунальных платежей формируется исполнительный лист?

Удержания с зарплаты по исполнительным листам: разъясняет замруководителя Роструда

Как провести удержание из зарплаты на основании двух исполнительных листов (алименты и другие обязательства)?

Размер удержаний из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после удержания НДФЛ. Выплата или перевод удержанных денежных средств взыскателю осуществляется в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы. Перевод и перечисление денежных средств осуществляются за счет средств должника.

Пример 1

Работнику начислена заработная плата в размере 20 000 руб. Он имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 2 800 руб. Согласно двум исполнительным листам в уплату алиментов подлежит удержанию с работника сумма в размере 30% от его дохода.

При этом алименты отправляются взыскателю почтовым переводом, комиссия за который составляет 2% от пересылаемой суммы.

Размер НДФЛ, удержанного из заработной платы, составляет 2 236 руб. ((20 000 руб. – 2 800 руб.) х 13%).

Удержанная из заработной платы сотрудника сумма по двум исполнительным листам равна 5 329,20 руб. ((20 000 руб. – 2 236 руб.) х 30%).

Расходы на пересылку алиментов составляют в сумме 106,58 руб. (5 329,20 руб. х 2%).

Сумма алиментов, подлежащая пересылке взыскателю, равна 5 222,62 руб. (5 329,20 руб. – 106,58 руб.).

После всех удержаний работник получит заработную плату в размере 12 434,80 руб. (20 000 руб. – 2 236 руб. – 5 329,20 руб.).

Размер удержаний по исполнительным документам (нескольким исполнительным документам) не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ, ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в очередности, предусмотренной ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ:

Очередь

Требования по взысканию

Первая

Возмещение вреда, причиненного здоровью

Возмещение вреда в связи со смертью кормильца

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

Компенсация морального вреда

Вторая

Выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору

Выплата вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

Третья

Обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды

Четвертая

Другие требования, в том числе банков в части погашения задолженности по кредитам и оплате процентов

С заработной платы работника взыскиваются алименты по судебному приказу в размере 25%. На него поступил второй исполнительный лист, согласно которому с него подлежат взысканию обязательства по кредитному договору, а также оплата госпошлины за обращение в суд.

Поскольку второй исполнительный лист не является обязательством первой очереди, то сначала работодатель взыскивает с заработной платы работника алименты в размере 25%, затем сумму госпошлины (третья очередь), а затем – сумму в уплату кредитного договора.

При этом взыскание осуществляется с тем расчетом, что общая сумма удержаний не должна превышать 50% его заработной платы.

Алименты не удерживаются с таких выплат, как (п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ):

– денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

– компенсационные выплаты, установленные ТК РФ, в связи со служебными командировками, использованием личного имущества работников, а также денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

– страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности.

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

Следует отметить, что с пособия по временной нетрудоспособности удержание алиментов производится только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов (пп. «в» п. 2 Перечня № 841[1]). Это означает, что в случае, если удержание алиментов производится на основании письменного заявления самого работника об их добровольном перечислении, сумма пособия по временной нетрудоспособности из расчета суммы доходов для расчета удержания алиментов, исключается.

Пример 3

За месяц работнику были начислены следующие суммы: заработная плата в размере 15 000 руб., пособие по временной нетрудоспособности в сумме 7 000 руб. и материальная помощь в связи с рождением ребенка в сумме 10 000 руб. Стандартные вычеты по НДФЛ не производятся. Алименты в размере 30% его доходов удерживаются на основании судебного приказа.

В расчете для определения размера алиментов не учитывается сумма материальной помощи в связи с рождением ребенка.

Поэтому алименты будут удержаны из дохода работника после удержания НДФЛ, который составляет 19 140 руб. (15 000 руб. + 7 000 руб. – 22 000 руб. х 13%).

Размер алиментов составит 5 742 руб. (19 140 руб. х 30%) без расходов на пересылку.

За какой вид коммунальных платежей формируется исполнительный лист?

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.06.2018 № 27125-ОГ/04 Департамент ЖКХ Минстроя РФ разъясняет состав платы за жилищные и коммунальные услуги и требования к платежному документу за ЖКУ.

В соответствии положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

– плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества);

– взнос на капитальный ремонт;

– плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ (ЖСК, ЖК).

Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в платежном документе указываются:

– почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ‑ сведения о нанимателе жилого помещения;

– наименование исполнителя (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и иные банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет;

– указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, ‑ величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

– объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;

– размер повышающего коэффициента, в случае его применения при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, и размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

– объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,

– общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения);

– сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями, предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном приборами учета или уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

– сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

– сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

– сведения о рассрочке или отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю;

– штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК, ЖК) или при непосредственном управлении, решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

– другие сведения, предусмотренные Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Требования ЖК РФ и Правил № 354 обязательны к исполнению. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» новая примерная форма платежного документа.

Объем информации, предусмотренный Правилами № 354, Приказом № 43/пр, к отображению в платежном документе обязателен. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию.

В случае нарушения исполнителем коммунальной услуги требований жилищного законодательства к платежному документу, Минстрой России рекомендует гражданам обращаться в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ.

Обращаем Ваше внимание, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией ведомства и не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Исполнительный лист в учреждении: порядок обращения

Автор: Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Появление исполнительных документов в учреждении даже у опытного бухгалтера-расчетчика может вызывать волнение и неуверенность, поскольку регламент их обращения строгий и отклонения недопустимы. Еще раз остановиться на всех этапах порядка исполнения взысканий и разобрать наиболее сложные моменты призвана настоящая консультация.

Поступил исполнительный документ

Чаще всего исполнительные документы присылаются ФССП, но в ряде случаев взыскатель может обратиться к работодателю должника и самостоятельно. Законом об исполнительном производстве установлены всего два вида исполнительных документов, которые могут быть направлены на исполнение, минуя службу судебных приставов:

1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т. д.);

2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание на взыскание с должника единовременно не более 25 000 руб.

Самостоятельное обращение ускорит исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы должника или выданы на сумму, удержание которой эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника. В этом случае взыскатель передает работодателю подлинник исполнительного документа и письменное заявление, в котором указывает реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, либо наименование, ИНН налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица, а также банковские либо почтовые реквизиты, на которые следует перечислять взысканные денежные средства.

Во всех остальных случаях, а также в случае, если взыскатель не располагает сведениями о месте работы или учебы должника, исполнительный документ направляется на исполнение в службу судебных приставов и уже от них передается в учреждение.

Поступивший исполнительный документ необходимо зарегистрировать в журнале (книге) учета исполнительных листов. Нормативно-правовые акты содержат только косвенное упоминание этого регистра, его форма и содержание определяются учреждением самостоятельно. Это может быть самая обычная ученическая тетрадь, но пронумерованная и прошнурованная – такое требование предъявляется ко всем журналам регистрации. В графах журнала рекомендуем отражать следующие данные:

порядковый номер записи регистрации;

вид исполнительного документа;

дату поступления и входящий номер;

номер исполнительного документа, когда и кем выдан;

фамилию, имя, отчество и местожительство взыскателя;

фамилию, имя, отчество и местожительство должника;

фамилию и подпись бухгалтера о получении исполнительного документа;

отметку о завершении взыскания по исполнительному документу;

отметки о возврате исполнительного документа – куда и когда отправлен, фамилию и подпись работника о возвращении исполнительного документа.

Бухгалтер-расчетчик подтверждает получение исполнительного листа своей подписью в журнале, и именно на него целесообразно возложить ответственность за хранение исполнительных документов, например, в должностной инструкции. Храниться документы должны в сейфе, как бланки строгой отчетности.

Получение исполнительного документа от судебного пристава необходимо подтвердить обратным уведомлением. Чаще всего сам исполнительный лист имеет отрывную часть – уведомление; если ее нет, то уведомление составляется в произвольной форме с указанием входящего номера и даты получения документа, контактного телефона. Уведомление подписывается бухгалтером, его подпись заверяется печатью учреждения.

База доходов по исполнительным документам

Отметим, что обращение взыскания на заработную плату производится чаще всего по периодическим платежам, например, алиментам. Их необходимо удерживать с каждой выплаты должнику до полного исполнения документа.

Закон не устанавливает открытых или закрытых перечней видов выплат, на которые обращаются взыскания, в его формулировках это «заработная плата и иные доходы». Более подробно раскрываются те выплаты, на которые взыскания не обращаются (ст. 101 Закона об исполнительном производстве). Перечень объемный и закрытый, но далеко не все они могут встретиться в составе выплат у работодателя, поэтому приведем только основные из возможных.

Итак, не обращаются взыскания на доходы:

в виде сумм страхового обеспечения по социальному страхованию, кроме пособия по временной нетрудоспособности;

в виде компенсационных выплат в рамках трудовых отношений, например, командировочные, подъемные или компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, если же с сотрудником заключен договор аренды его автомобиля, то суммы арендной платы войдут в состав базы доходов;

в виде сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

При этом законодатель установил, что с денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью (пп. 1 п. 1 ст. 101), и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (пп. 4 п. 1 ст. 101), алиментные обязательства на несовершеннолетних детей должны исполняться.

Следовательно, если работодатель производит своему работнику выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве из своего фонда заработной платы, установленные, скажем, коллективным договором, то с таких выплат алименты на несовершеннолетних детей удерживать обязательно. В то же время, если работник является получателем ежемесячных страховых выплат в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве, эти выплаты в базу доходов не включаются. См., например, Определение Пермского краевого суда от 15.06.2011 № 33-5699.

Размер удержания по исполнительному листу исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность

Вид удержания

Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)

Алименты на несовершеннолетних детей.

Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.

Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди

Возмещение морального вреда

50% в совокупности по всем исполнительным документам

Любые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

В вопросе удержания алиментов с сумм выплачиваемых авансов по заработной плате до сих пор можно встретить разночтения, поскольку нормативно-правового акта с точными указаниями не существует. На основании анализа имеющихся правовых актов можно сделать вывод, что алименты достаточно удерживать один раз в месяц (ст. 109 СК РФ) после расчета сумм НДФЛ, который также исчисляется в конце месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ). Полагаем, это правило применимо и к другим основаниям удержаний по исполнительным документам.

Пример.

Сотрудник Иванов А. П. с 5 по 9 июня находился в командировке, за это время ему был начислен средний заработок в размере 5 000 руб., компенсация расходов на проезд и проживание в сумме 30 000 руб., суточные за время командировки – 3 500 руб.

За оставшиеся дни июня была начислена заработная плата в размере 30 000 руб., сотруднику предоставляется стандартный вычет на ребенка – 1 400 руб.

В учреждении на Иванова А. П. получено 3 исполнительных документа: алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доходов (ИЛ № 1); возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17 000 руб. всего (ИЛ № 2); долг по кредиту в размере 50 000 руб. всего (ИЛ № 3).

Необходимо определить сумму удержаний по исполнительным документам.

1. Определим базу удержаний.

В указанном месяце в базу войдут заработная плата и суммы среднего заработка за время нахождения в командировке. Иные компенсационные выплаты в расчет не включаются.

База удержания рассчитывается после удержания НДФЛ и составит 30 632 руб. (30 000 + 5 000 – (30 000 + 5 000 – 1 400) х 13%).

2. Определим предельные размеры удержаний.

Исполнительные листы по алиментам и причинению вреда здоровью относятся к первой очереди, и размер удержаний по ним составляет 70% – 21 442,40 руб. (30 632 руб. х 70%).

Долг по кредиту относится ко второй очереди, и его предельный размер равен 50% – 15 316 руб.

3. Рассчитаем удержания в первый месяц.

Первая очередь: ИЛ № 1 – 7 658 руб. (30 632 руб. х 1/4), № 2 – 17 000 руб. Вместе они составляют 24 658 руб. (7 658 + 17 000), что больше предельного размера удержаний – 21 442,40.

Поскольку средств недостаточно для удовлетворения обоих требований в полном объеме, необходимо произвести удержания пропорционально каждой сумме взыскания.

ИЛ № 1 – 6 659,34 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 7 658 руб.);

ИЛ № 2 – 14 783,06 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 17 000 руб.).

Вторая очередь: ИЛ № 3 в этом месяце не исполняется, поскольку сумма уже произведенных удержаний превышает предел по этому документу.

Итого за первый месяц удержано 21 442,40 руб., и за работником осталась задолженность, которая перейдет на следующий месяц в размере:

– 998,66 руб. (7 658 – 6 659,34) – по ИЛ № 1;

– 2 216,94 руб. (17 000 – 14 783,06) – по ИЛ № 2;

– 50 000 руб. – по ИЛ № 3.

4. Рассчитаем удержания во второй месяц. Предположим, что база доходов составила 34 800 руб. после удержания НДФЛ. Тогда предельный размер первой очереди – 24 360 руб. (34 800 руб. х 70%), второй очереди – 17 400 руб. (34 800 руб. х 50%). ИЛ № 1 в этом месяце – 8 700 руб. (34 800 руб. х 1/4).

Первая очередь: ИЛ № 1 – 9 698,66 руб. (8 700 + 998,66), ИЛ № 2 – 2 216,94 руб. Вместе они составляют 11 915,60 руб., что позволит удовлетворить требования первой очереди в полном объеме, при этом ИЛ № 2 полностью погашен.

Вторая очередь будет исполнена в размере 5 484,40 руб. (17 400 – 11 915,60), остальной долг перейдет на следующий месяц.

5. В третьем месяце и последующих месяцах удержания по ИЛ № 3 будут производиться после удержания первой очереди (ИЛ № I) в общем размере удержаний не более 50% базы доходов.

Правильность удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу может быть проверена судебным приставом-исполнителем. При проведении проверки учреждение обязано предоставить бухгалтерские и иные документы (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Отметим, что все расходы на доставку удержанных платежей взыскателям (почтовые, банковские) производятся за счет должника и ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Бухгалтерский (бюджетный) учет производимых удержаний осуществляется на счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами

Последняя редакция Закона об исполнительном производстве (от 28.05.2017, вступила в силу 09.06.2017) устанавливает обязанность работодателя вернуть исполнительный документ взыскателю или судебному приставу-исполнителю с указанием основания окончания исполнения (перечисление денежных средств в полном объеме или перемена должником места работы) и взысканной суммы, если имело место частичное исполнение. Сделать это необходимо не позднее дня, следующего за днем увольнения должника или полного исполнения.

За нарушения законодательства об исполнительном производстве – неисполнение требований исполнительного документа, утрата или несвоевременное отправление исполнительного документа предусмотрена административная ответственность (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ) в виде штрафа:

а) для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;

б) для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Злостное неисполнение исполнительных документов может повлечь уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ) должностных лиц учреждения в виде:

штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;

лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;

обязательных работ на срок до 480 часов;

принудительных работ на срок до двух лет;

ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет.

В заключение еще раз отметим, что жизненный цикл исполнительного документа в учреждении включает в себя следующие этапы:

1. Поступление – оформляется регистрирующей записью, взыскателю или судебному приставу отсылается обратное уведомление.

2. Исполнение – удержания производятся в порядке очередности платежей с соблюдением предельного размера удержаний; работодатель обязан обеспечить надлежащее хранение документов.

3. Завершение – при полном исполнении взыскания или увольнении должника работодатель обеспечивает возврат документа взыскателю либо судебному приставу-исполнителю.

Удержания с зарплаты по исполнительным листам: разъясняет замруководителя Роструда

Как провести удержание из зарплаты на основании двух исполнительных листов (алименты и другие обязательства)?

Размер удержаний из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после удержания НДФЛ. Выплата или перевод удержанных денежных средств взыскателю осуществляется в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы. Перевод и перечисление денежных средств осуществляются за счет средств должника.

Пример 1

Работнику начислена заработная плата в размере 20 000 руб. Он имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 2 800 руб. Согласно двум исполнительным листам в уплату алиментов подлежит удержанию с работника сумма в размере 30% от его дохода.

При этом алименты отправляются взыскателю почтовым переводом, комиссия за который составляет 2% от пересылаемой суммы.

Размер НДФЛ, удержанного из заработной платы, составляет 2 236 руб. ((20 000 руб. – 2 800 руб.) х 13%).

Удержанная из заработной платы сотрудника сумма по двум исполнительным листам равна 5 329,20 руб. ((20 000 руб. – 2 236 руб.) х 30%).

Расходы на пересылку алиментов составляют в сумме 106,58 руб. (5 329,20 руб. х 2%).

Сумма алиментов, подлежащая пересылке взыскателю, равна 5 222,62 руб. (5 329,20 руб. – 106,58 руб.).

После всех удержаний работник получит заработную плату в размере 12 434,80 руб. (20 000 руб. – 2 236 руб. – 5 329,20 руб.).

Размер удержаний по исполнительным документам (нескольким исполнительным документам) не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ, ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в очередности, предусмотренной ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ:

Очередь

Требования по взысканию

Первая

Возмещение вреда, причиненного здоровью

Возмещение вреда в связи со смертью кормильца

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

Компенсация морального вреда

Вторая

Выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору

Выплата вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

Третья

Обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды

Четвертая

Другие требования, в том числе банков в части погашения задолженности по кредитам и оплате процентов

С заработной платы работника взыскиваются алименты по судебному приказу в размере 25%. На него поступил второй исполнительный лист, согласно которому с него подлежат взысканию обязательства по кредитному договору, а также оплата госпошлины за обращение в суд.

Поскольку второй исполнительный лист не является обязательством первой очереди, то сначала работодатель взыскивает с заработной платы работника алименты в размере 25%, затем сумму госпошлины (третья очередь), а затем – сумму в уплату кредитного договора.

При этом взыскание осуществляется с тем расчетом, что общая сумма удержаний не должна превышать 50% его заработной платы.

Алименты не удерживаются с таких выплат, как (п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ):

– денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

– компенсационные выплаты, установленные ТК РФ, в связи со служебными командировками, использованием личного имущества работников, а также денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

– страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности.

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

Следует отметить, что с пособия по временной нетрудоспособности удержание алиментов производится только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов (пп. «в» п. 2 Перечня № 841[1]). Это означает, что в случае, если удержание алиментов производится на основании письменного заявления самого работника об их добровольном перечислении, сумма пособия по временной нетрудоспособности из расчета суммы доходов для расчета удержания алиментов, исключается.

Пример 3

За месяц работнику были начислены следующие суммы: заработная плата в размере 15 000 руб., пособие по временной нетрудоспособности в сумме 7 000 руб. и материальная помощь в связи с рождением ребенка в сумме 10 000 руб. Стандартные вычеты по НДФЛ не производятся. Алименты в размере 30% его доходов удерживаются на основании судебного приказа.

В расчете для определения размера алиментов не учитывается сумма материальной помощи в связи с рождением ребенка.

Поэтому алименты будут удержаны из дохода работника после удержания НДФЛ, который составляет 19 140 руб. (15 000 руб. + 7 000 руб. – 22 000 руб. х 13%).

Размер алиментов составит 5 742 руб. (19 140 руб. х 30%) без расходов на пересылку.

Исполнительное производство по взысканию коммунальных платежей

Урчукова Е.Х.
студентка 4 курса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Актуальность проблемы эффективного взыскания задолженности в сфере коммунальных платежей обусловлена постоянным ростом объема задолженности, негативным влиянием проблемы долгов на общие экономические показатели организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ. Несмотря на результаты, достигнутые ФССП России в 2015 г. [1], продолжает оставаться неразрешенным постоянный рост количества поступающих на исполнение документов, увеличивающий нагрузку на судебных приставов-исполнителей, увеличение количества судебных актов о взыскании задолженности, оказывающих влияние на качество принудительного исполнения требований исполнительных документов.

Основные причины образования у ресурсоснабжающих предприятий и организаций коммунального комплекса дебиторской и кредиторской задолженности – низкая платежная дисциплина населения и безынициативность предприятий по взысканию долгов. Например, в 2015 г. общая задолженность населения перед ресурсоснабжающими организациями составляла больше 248 млрд руб.[2].

Граждане и организации имеют долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Исходя из ст. 210 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания своего имущества, а также бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. В соответствии с ч. 1. ст. 155 ЖК РФ, ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Договоры ресурсоснабжения заключаются с учетом правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями[3]. На практике зачастую возникает ситуация, когда исполнитель услуг или собственник жилого помещения уклоняются от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. При оценке похожей ситуации Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2012 г. N ВАС-14586/12. было признано, что между сторонами сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии, которую обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации и оплачивать ответчик, несмотря на то, что не было письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, отпускавшей тепловую энергию на нужды жилых домов, находящихся на обслуживании ответчика – управляющей организации [4].

В соответствии со ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование ТСЖ осуществляется за счет взносов членов товарищества. Согласно ч. 3 ст. 123.12 ГК РФ товарищество и члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по обязательствам друг друга. Таким образом, товарищество собственников жилья отвечает только принадлежащим ему имуществом и денежными средствами, получаемыми в процессе коммерческой деятельности, если таковая ведется.

На практике чаще всего источниками дополнительных доходов выступают сдача в аренду нежилых помещений, передача в аренду площади для размещения оборудования интернет-провайдеров, размещение рекламных конструкций и прочее. Указанное положение зачастую игнорируется при правоприменении. ТСЖ, как и любое другое лицо, имеет лицевой расчетный счет в банковских учреждениях. На данный счет поступают все платежи, т.е. производится сбор денежных средств населения в счет оплаты коммунальных услуг, после поступления которых оно обязано перечислять на расчетные счета соответствующих ресурсопоставляющих организаций в определенные в договорах сроки. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что денежные средства, аккумулируемые на счетах товариществ, имеют строго целевое назначение – часть средств перечисляется ресурсоснабжающим организациям на основании заключенных договоров, средства, собираемые по строке “Ремонт и содержание жилья”, расходуются в соответствии с утвержденной общим собранием собственников жилья сметой. Фактически расчетный счет товарищества выступает транзитным, передаточным звеном между собственниками и ресурсоснабжающими организациями [5].

Товарищество собственников жилья как некоммерческая организация имеет сложную структуру внутренних и внешних связей. ТСЖ является надлежащим обязанным субъектом по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями, но в то же время и получателем платы за коммунальные услуги от собственников жилых помещений, если члены товарищества не заключили прямых договоров для оплаты коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что товарищества собственников жилья в исполнительном производстве выступают и в качестве должников, и в качестве взыскателей. Поэтому в случае неоплаты коммунальных услуг собственниками жилых помещений ТСЖ не может произвести взаиморасчеты с ресурсоснабжающими организациями, в силу чего товарищества стали чаще обращаться за судебной защитой по взысканию коммунальных платежей. До настоящего времени не выработан единый механизм привлечения собственников, имеющих задолженности, к ответу в рамках взыскания задолженностей товарищества. При этом необходимо иметь в виду, что при взыскании убытков суды не принимают во внимание то обстоятельство, что население, являющееся конечным потребителем коммунального ресурса, имеет задолженность перед ответчиком. Отсутствие у граждан необходимых денежных средств не может служить основанием для освобождения поставщика услуг от обязанности перед ресурсоснабжающими организациями [6].

К основным причинам отказа жильцов от оплаты обязательных платежей за коммунальные услуги можно отнести: невозможность граждан оплатить услуги вовремя по причине длительного отсутствия (командировки), временных финансовых трудностей, а также в связи с забывчивостью граждан.

В случае несвоевременного или неполного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги к должникам применяются определённые меры. Это может быть ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг. Исходя из ст.117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги – через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления).

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг может осуществляться до ликвидации задолженности. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента полного погашения потребителем задолженности.

Также к должникам применяется такая мера, как начисление пени. В ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрена мера гражданско-правового воздействия на лиц, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях. Максимально допустимый размер неустойки в виде пени установлен в императивной норме. Так, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Неустойка в виде пени является мерой гражданско-правовой (имущественной) ответственности и наиболее распространенным способом обеспечения исполнения обязательств. Следует отметить, что такая ответственность возможна при наличии вины гражданина. Размер пеней может быть уменьшен в судебном порядке. Необходимо иметь в виду, что размер пеней может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащие уплате пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства.

В случае неисполнения гражданином решения суда о взыскании задолженности по коммунальным услугам задолженность будет взыскана с должника в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”. В соответствии с п.1 ст. 80 Федерального закона “Об исполнительном производстве» на имущество должника в целях дальнейшего обращения взыскания судебным приставом-исполнителем может быть наложен арест. Кроме того, исходя из п. 3 ст. 112 Федерального закона “Об исполнительном производстве” с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. Также в соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” судебный пристав-исполнитель имеет возможность ограничить должнику выезд из Российской Федерации.

Имея расчетный счет, ТСЖ производит сбор денежных средств населения в счет оплаты коммунальных услуг, после поступления которых обязано перечислять на расчетные счета соответствующих ресурсопоставляющих организаций в определенные в договорах сроки. При практическом принудительном исполнении судебных решений указанные особенности не учитываются. Служба судебных приставов обращает взыскание на расчетный счет, принадлежащий ТСЖ, не учитывая адресности платежей, поступающих на него, и фактически обращает взыскание на денежные средства, принадлежащие ресурсоснабжающим организациям, а не ТСЖ.[7]

Существенным недостатком законодательства об исполнительном производстве является отсутствие отдельных правовых норм, регулирующих принудительное взыскание с товариществ собственников жилья. В связи с этим некоторые ученые предлагают дополнить главу 10 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отдельной нормой, посвященной особенностям исполнения судебных решений в отношении товариществ собственников жилья. Необходимо закрепить законодательно невозможность обращения взыскания на текущие платежи ТСЖ во избежание образования новых задолженностей. [8] В первом квартале 2015 г. на исполнении в структурных подразделениях УФССП России по Самарской области находилось свыше 36 тыс. исполнительных производств о взыскании задолженности за неуплату коммунальных услуг на сумму около 968 млн руб. Окончено фактическим исполнением более 5 тыс. исполнительных производств по взысканию задолженности за услуги ЖКХ на общую сумму свыше 116 млн руб. [9]

В нынешней ситуации действия службы судебных приставов порождают «замкнутый круг», взыскивая имеющиеся задолженности, фактически блокируя счет, автоматически накапливаются новые задолженности. Указанные действия приводят к нарушению правил ч. 3 ст. 123.12 Гражданского кодекса РФ, согласно которой товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам. В случае выступления ТСЖ в качестве должника при неоплате за потребленные ресурсы фактически в любом случае отсутствует вина данной некоммерческой организации.

Причины неоплаты возможны две:

1) неоплата потребленных ресурсов собственниками жилых помещений, как следствие – невозможность произвести взаиморасчеты за потребленные ресурсы;

2) при достаточном количестве денежных средств умышленная неоплата потребленных ресурсов, т. е. фактически совершение экономических преступлений председателем правления товарищества и бухгалтером – мошенничества либо присвоения и растраты.

В обоих случаях не разработан отдельный механизм привлечения виновных лиц к ответственности. Гражданские дела о взыскании задолженностей с ТСЖ рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства. С ТСЖ взыскиваются судебные расходы, юридические лица привлекаются к ответственности за пользование чужими денежными средствами. При взыскании с ТСЖ понесенных ресурсоснабжающими организациями судебных расходов складывается ситуация, при которой добросовестные плательщики коммунальных услуг – члены товарищества должны произвести взносы для оплаты судебных издержек, т. е. фактически несут расходы вместо недобросовестных плательщиков. Соглашаюсь с точкой зрения Е.С. Шаховой и считаю, что было бы правильным надлежащим ответчиком в случае взыскания задолженностей с ТСЖ признавать тех собственников – членов ТСЖ, по вине которых данная задолженность образовалась. [10]

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что участие товариществ собственников жилья в исполнительном производстве имеет свои особенности, которые зачастую игнорируются при правоприменении. Зачастую граждане игнорируют связь долгов населения по жилищно-коммунальным услугам со значительным ухудшением качества обслуживания жилищного фонда. Вопросы участия товариществ собственников жилья в исполнительном производстве достаточно актуальны. В данной сфере имеются проблемы как теоретического, так и практического характера, отсутствует четкая законодательная урегулированность процедурных вопросов.

Читать еще:  Куда обратиться, чтобы установили освещение на детской площадке?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector