Кто должен устанавливать контейнеры для ТБО в деревне?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Кто должен устанавливать контейнеры для ТБО в деревне?

Кто должен устанавливать контейнеры для ТБО в деревне?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 О новой системе по обращению с твердыми коммунальными отходами

Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросам, связанным с новой системой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), и сообщает следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ГКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее – Правила N 1156).

Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее – Основы ценообразования).

Таким образом, уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом “з” пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее – Правила N 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту “д (2)” пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

в договоре управления многоквартирным домом – в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее – Постановление N 290)).

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).

При этом под “организацией” понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 – 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Одновременно сообщаем следующее.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

– установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

– содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).

Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).

Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента городской среды
А.Н. Огурцова

Обзор документа

В связи с введением новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Минстрой разъяснил:

– кто должен заниматься уборкой мест погрузки ТКО;

– кто обязан создавать и содержать площадки накопления отходов, в т. ч. входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;

– кто должен приобретать контейнеры для ТКО.

Чья обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО?

Когда собирается слишком много мусора,

самое лучшее — убрать его.

Джонатан Келлерман (Ледяное сердце)

С 01 января 2019 года во всех регионах страны начинают работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО по ТКО). А услуга, которая ранее называлась вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и ранее входила в состав работ по содержанию жилья, теперь полностью перешла в разряд коммунальных услуг: коммунальная услуга по обращению с ТКО. Переходный период, установленный нормативно-правовыми актами для субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМСУ), региональных операторов по ТКО и организаций ЖКХ для перехода на новые условия, закончится как раз 01 января 2019 года.

Читать еще:  Количество дней отпуска совместителей внешних

Ранее в нашем блоге неоднократно публиковались статьи на эту тему: ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим вопрос о том, кто же обязан оборудовать контейнерную площадку и установить контейнеры для сбора ТКО для многоквартирных домов (МКД).

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354) к коммунальным услугам относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-Фз от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89) обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон 131) вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16).

В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Закона 89 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлены следующие понятия:

«контейнер» – мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

«контейнерная площадка» – место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

В случае нарушения прав граждан или юридических лиц, а также норм действующего законодательства действиями или бездействием, нормативно-правовыми актами или решениями государственных органов власти субъекта РФ или ОМСУ при согласовании мест накопления ТКО либо утверждении территориальной схемы, указанные граждане и юридические лица имеют право на обжалование незаконных действий или решений (нормативно-правовых актов) в судебном порядке.

А что же сказано про обязанности управляющих организаций по этому вопросу в Правилах содержания имущества и других НПА?

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и:

д-1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;

д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).

Пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее – придомовая территория), в холодный период года, в том числе и:

  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества МКД;

Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года, в том числе и:

  • очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:

  • организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила 170).

Пункт 3.7.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Хотя правомерность применения Правил 170 под большим вопросом, который мы разбирали в нашей статье ЗДЕСЬ, но суды и органы государственного жилищного надзора (ГЖН) думают иначе и активно применяют их в своей деятельности.

Исходя из вышеуказанных норм, оборудование контейнерной площадки и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности управляющей организации. Обязать это сделать могут при условии:

Надлежащем оформлении границ придомовой территории и земельного участка придомовой территории в собственность собственников помещений МКД (до такого оформления земельный участок находится в собственности муниципального образования);

Принятии решения общим собранием МКД об оборудовании контейнерной площадки, приобретении контейнеров и порядке и размер финансирования этих мероприятий;

Включение (согласование) места сбора ТКО (контейнерной площадки) на придомовой территории в территориальную схему обращения с отходами.

При изучении судебной практики выяснилось, что нашлись умные головы в ОМСУ и органах ГЖН, которые попытались возложить (ничего нового, да?) на всемогущие и богатые управляющие организации обязанности по оборудованию контейнерных площадок и приобретению контейнеров. Этим светлым головам невдомек, что любые работы и приобретение имущества (контейнеров для сбора ТКО) требуют определенных финансовых затрат. Им даже неважно, что собственники не принимали решения финансировать такие работы и покупки, которые не являются обязательными в силу норм закона. А за счет каких средств управляющая организация должна сделать это, никому из них неинтересно. Потом те же светлые головы в ГЖН составят протокол в отношении УО за нецелевое использование средств собственников при очередной жалобе.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.

Определение ВС РФ от 23 июня 2016 г. № 310-ЭС16-3721: Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж решила в исковом порядке возложить обязанности по оборудованию контейнерной площадки и приобретению контейнеров на управляющую организацию. Суд прекратил производство по делу из-за неподведомственности его арбитражному суду.

При этом ВС указал: «Суд исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности собственников помещений дома, следовательно, спор в настоящем деле возник из экологических правоотношений и направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Постановление 17ААС от 18 января 2018 г. № 17АП-17635/2017-АКпо делу № А60-32385/2017: признано незаконным предписание органа ГЖН, которым управляющая организация обязывалась обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых бытовых отходов; обеспечить установку специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов. В данном деле имелась ссылка на вступившее в законную силу суда общей юрисдикции по иску прокурора к администрации города, которым эти обязанности возложены на ОМСУ.

Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 11 июня 2014 года по делу № 2-627/2014: удовлетворены требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артемовского городского округа об обязании организовать ликвидацию контейнерных площадок, а также в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями СанПиН площадки для установки контейнеров и установить на них мусорные контейнеры в районе жилых домов по перечисленным адресам.

Аналогичные судебные акты: Постановление АС Уральского округа от 28 марта 2018 г. № Ф09-823/18 по делу № А60-28034/2017, от 30 марта 2018 г. № Ф09-1222/18 по делу № А60-32384/2017, от 7 марта 2018 г. № Ф09-8909/17 по делу № А60-25426/2017.

Апелляционное определение Московского областного суда от 20 марта 2018 г. по делу № 33-11232/18: по иску собственника к ГБУ «Жилищник» о взыскании ущерба поврежденному автомобилю, который причинен в результате обрушения ненадлежаще оборудованной контейнерной площадки. Суд указал, что обязанность по оборудованию площадки возложена законом на ответчика, но ущерб причинен в связи с ураганным ветром и ливневым дождем, повредившим площадку и автомобиль, поэтому в иске отказано.

Постановление 1ААС от 28 мая 2018 г. по делу № А43-13961/2017: «…С учетом приведенных выше положений статьи 161, 162 Жилищного Кодекса, а также Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.03.20103 № 170, обязанность по оборудованию контейнерных площадок для мусорных контейнеров лежит на домоуправляющей компании, которой в рассматриваемом случае, является ООО «Дзержинская управляющая компания № 4». Судом взыскан ущерб в порядке суброгации в пользу страховой компании из-за того, что контейнер повредил застрахованный автомобиль. Контейнерная площадка была не оборудована надлежащим образом.

Читать еще:  Вопрос по возврату или обмену электроники

Обнадеживает, что органы Прокуратуры и в большей части суды считают все-таки ОМСУ ответственными за оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров на улицах городов и иных поселений. Хотя некоторые попытки судов сделать опять таки ответственными за это управляющие организации заставляют сомневаться в том, что можно как-то изжить эту нехорошую привычку из нашей действительности…

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Целый штат профессиональных юристов поможет разобраться в любом вопросе. Вся информация тут.

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или можете оставлять свои комментарии под этой публикацией.

Оплата за вывоз ТБО в сельской местности. Нормативы на установки контейнерных площадок для сбора мусора

Доброе время суток!

Научите, пожалуйста, как быть.

Мои родители-пенсионеры проживают в сельской местности Нижегородской обл. В деревне на центральных улицах установлено несколько площадок с контейнерами под сбор ТБО. Но мои родители живут на удаленной улице. До контейнеров с мусором идти не меньше 500 метров, на соседнюю улицу. Это очень неудобно и тяжело. Поэтому, свои немногочисленные отходы уничтожают дедовским способом – на своем участке и в бане – путем сжигания. Ежемесячно приходят счета за вывоз ТБО. Поскольку этой услугой мои родители не пользуются, соответственно, решили не платить. И за 3 года накопили долг около 4000 рублей. Оплачивать категорически не хотят, т.к. договоров никаких не подписывали. Но, я думаю, скорее всего был заключен публичный договор, и подписи жителей совсем не требовались.

Вопрос 1: Что может ожидать моих родителей за неуплату счетов (услугой не пользовались никогда и ни разу не платили по счетам);

Вопрос 2: Какие нормативы для сельской местности (частного сектора) существуют для установки контейнерных площадок (по удалённости от частного дома)?;

Вопрос 3: Если всё-таки будет суд (угрозы уже поступали), то чем можно защититься? Есть ли какие-то нормативы в пользу жителей-пенсионеров, которым неудобно пользоваться контейнерными площадками из-за их удаленности?

Вопрос 4: Если житель не пользуется услугой вывоза тбо, а уничтожает отходы путем сжигания – это нарушение существующего законодательства РФ?

Ответы юристов ( 3 )

Какая сельская администрация? — укажите.

Дмитрий, спасибо за скорость!

Отвечу Вам на почту, во избежание каких-либо каверз со стороны заинтересованных лиц.

Если, действительно, как вы указываете контейнеры расположены на расстоянии 500 м друг от друга, то это противоречит действующим нормам, а именно пункту 4.1 СанПиН 42-128-4690—88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» пункту 2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. и пункту 4.1. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м — на малолюдных.

Таким образом,можно попробовать обратиться в суд, на том основании, что: Согласно п. 2.1 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, сбор отходов из объектов жилья и административных строений, объектов социальной сферы производится: в контейнеры – накопители мусопроводы, в контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках требования об оплате незаконно, так как мусорного контейнера в пределах 100 м нет, другими контейнерами родители не пользуются.

Так как публичная оферта на вывоз мусора является незаконной, а именно не соответствует законодательству.

Спасибо, Владимир за дополнение! Еще дополню, что моментом полного и безоговорочного принятия предложения Исполнителя заключить Договор (то есть акцептом оферты) в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 438 ГК РФ считается оплата услуг Исполнителя. Кроме того, в пункте 2 этой же статьи указано: Молчание не является акцептом. Поэтому, на мой взгляд «сформировать» позицию вполне можно по этому вопросу.

Татьяна, я бы еще на Вашем месте написала жалобу в санэпидемнадзор за нарушение норм и правил установки.

Анастасия, спасибо Вам за Вашу отзывчивость! Даже не ожидала такого внимания от Вас и Ваших коллег!

Я не смогла найти “Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения” (думала, что есть какой-то единый порядок для всей России. ), но нашла на сайте своего города “Правила благоустройства”, где в п.5.2.1. в первом абзаце – почти слово в слово повторяется содержание п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690—88:

“Контейнерные площадки должны быть удалены от окон жилых домов и общественных зданий, территорий детских учреждений, спортивных, физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м и не более 100 м до наиболее удаленного входа в жилое здание. Размер площадок под контейнеры должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5”.

Но второй абзац данного пункта Правил выглядит так:

“В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием администрации города, жилищно-эксплуатационной организации, государственной жилищной инспекции, территориального управления Роспотребнадзора). Акты комиссии утверждаются администрацией города . “

Т.е. Администрация города сможет опровергнуть нормы СанПиН, сочинив Акты и сославшись на “исключительность случая” (если я всё правильно поняла. )

Так что, думаю, наша жалоба за нарушение норм и правил не прокатит.

А вот по поводу договора, Вы даёте очень ценные объяснения!

КТО И КАК ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ ПОД МУСОР

Собственникам МКД и Советам МКД важно знать, что управляющие организации должны провести 1) ревизию своего «мусорного» хозяйства. 2) УО, ТСЖ, ЖСК должны заключить с региональным оператором договоры.

  1. Где должна БЫТЬ РАСПОЛОЖЕНА КОНТЕЙНЕРНАЯ ПЛОЩАДКА?

Контейнерной площадкой называют место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), которое предназначено для размещения контейнеров и бункеров и обустроено в соответствии с требованиями законодательства РФ. Такие требования установлены законодательством в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Определение контейнерной площадки дано в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО).

Размещение или перенос контейнерной площадки нужно согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Это предусматривает пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Площадки с контейнерами для сбора ТКО должны находиться на расстоянии более 20 м от многоквартирных домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха. При этом располагать их далее 100 м от МКД тоже не следует. Если застройка настолько плотная, что невозможно соблюсти нормативы, расстояние от МКД до мусорных баков не должно быть менее 9 м. Контейнерную площадку ограничивают бордюром, устанавливают с трех сторон забор высотой 1–2,5 м, вокруг высаживают кустарники, деревья. Покрытие площадки должно быть бетонным или асфальтовым с уклоном в сторону проезжей части 0,02 процента. Нельзя размещать баки для отходов рядом с пешеходными дорожками, клумбами, узкими проходами, арками, на автодорогах. Для мусоровозов нужно обустроить подъездной путь. На площадке должно помещаться необходимое количество контейнеров, но не более пяти. Если планируется раздельный сбор ТБО, то УО должна установить отдельный контейнер для «сухих» отходов, которые пойдут на переработку (текстиль, банки, бутылки и др.). Такие отходы — вторичное сырье, и выбирать его из сборников отходов и мусоровозов запрещено (п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88).

УО должна обязательно разместить на площадке информацию о ее собственнике и об обслуживаемых объектах потребителей (п. 14 Правил обращения с ТКО).

ВАЖНО! В настоящее время сведения обо всех контейнерных площадках должны быть в муниципальном реестре мест (площадок) накопления ТКО. Причина в том, что с начала 2019 года вступили в силу Правила обустройства мест (площадок) твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утверждены постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039).

  1. СКОЛЬКО КОНТЕЙНЕРОВ СТАВИТЬ?

Чтобы определить число контейнеров, нужно знать:

-численность населения, которое ими пользуется;

-нормы накопления отходов;

-сроки хранения отходов.

Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Такие правила названы в пункте 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88. Объем емкостей для накопления мусора также можно выбирать исходя из численности жителей в МКД:

  • до 200 человек — переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л;
  • 200 человек и более — контейнеры вместимостью до 800 л.

Такие рекомендации даны в пункте 3.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).

Контейнеры могут быть:

  • сменяемые — их вывозят вместе с отходами и заменяют чистыми;
  • несменяемые — их содержимое выгружают в мусоровоз, а сами контейнеры возвращают на место.

ВАЖНО! КТО ДОЛЖЕН ЗАКУПАТЬ КОНТЕЙНЕРЫ?

Приобретать и ремонтировать контейнеры и бункеры для накопления ТКО обязан региональный оператор. Эти траты включают в расчет его необходимой валовой выручки и учитывают в тарифе. Такой вывод следует из пункта 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484. Обязывать органы местного самоуправления, управляющие организации, жилищные объединения, а также жителей приобретать, ремонтировать, заменять контейнеры незаконно, это ведет к нецелевому использованию бюджетных средств, массово нарушает права граждан. Такой вывод содержит разъяснение прокуратуры Вологодской области, которое опубликовано на официальном сайте в январе 2019 года.

3. КТО СОДЕРЖИТ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ?

Контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена. Контейнерную площадку на придомовой территории может содержать орган местного самоуправления или УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК по заданию собственников помещений в МКД . Дело в том, что «бремя содержания имущества несет собственник этого имущества». Такое правило предусмотрено статьей 210 Гражданского кодекса. Обязательные условия, при которых земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД, следуют из статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Если контейнерная площадка расположена за пределами придомовой территории, содержать ее должен орган местного самоуправления. Получается, что отвечать за содержание контейнерной площадки будет орган местного самоуправления, если земельный участок под МКД не сформирован или не поставлен на кадастровый учет. Дело в том, что уборка и очистка земельного участка, который не включен в состав общего имущества, озеленение территории и уход за элементами озеленения на этом участке не входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД (п. 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритного мусора должен орган местного самоуправления, если земельный участок находится в муниципальной собственности. Чтобы точно знать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений, направьте запрос в Росреестр.

Читать еще:  Возникнут ли проблемы с реализацией сотовых телефонов из Китая?

4. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ОТВЕЧАЕТ ЗА СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ?

Нет, региональный оператор не отвечает ни за организацию, ни за содержание контейнерной площадки. Законодатель освободил его от этих обязанностей. Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента, когда его сотрудник принял отходы — погрузил их в мусоровоз в местах накопления ТКО. Это закреплено пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354).

5. ЧТО ЗНАЧИТ «СОДЕРЖАТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ»?

Перечень работ по содержанию контейнерной площадки определен в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290 (далее — Минимальный перечень). УО обязана содержать в чистоте саму контейнерную площадку, ограждение вокруг нее и следить, чтобы оно было исправным. И в холодный, и в теплый период года УО должна:

  • подметать и убирать контейнерную площадку, которая входит в состав общего имущества в МКД;
  • обслуживать и очищать мусоропровод, мусороприемные камеры;
  • очищать от мусора и промывать урны возле подъездов.

Такие работы предусматривают пункты 24, 25, 26(1) Минимального перечня.

6. КТО ДОЛЖЕН ПОДБИРАТЬ МУСОР, КОТОРЫЙ ПАДАЕТ ВО ВРЕМЯ ПОГРУЗКИ В МУСОРОВОЗ?

Работы по содержанию мест накопления ТКО не включают уборку мест погрузки ТКО. Поэтому подбирать просыпавшийся при погрузке мусор и перемещать его в мусоровоз обязан сотрудник регоператора . Такие обязанности предусматривают подпункт «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункты 26(1), 26(2) Минимального перечня, пункт 2 Правил обращения с ТКО.

7. КТО СОБИРАЕТ ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ?

Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп определяют собственники помещений в МКД или по их поручению УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК (пп. 8(1) и 8(2) Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных (Утверждены постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681.). Это отходы I–IV классов опасности (далее — опасные отходы). Их нельзя выбрасывать в обычные контейнеры для ТКО. Управляющие МКД организации обязаны организовать:

  • места накопления опасных отходов;
  • передачу опасных отходов в организации, которые имеют лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Такие правила предусматривают подпункт «д(1)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и пункт 26(1) Минимального перечня.

8. КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ПЛОХОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ

За грязь и мусор на контейнерной площадке в первую очередь ответит ее владелец — организация, которая управляет МКД, или орган местного самоуправления. Юридическое лицо накажут по статье 6.4 КоАП за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Штраф для должностных лиц — до 2 тыс. руб., для юрлиц — до 20 тыс. руб. Также суд может приостановить работу организации на срок до 90 суток. По статье 8.2 КоАП за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами наказание более суровое: штраф для должностных лиц 10–30 тыс. руб., для юридических лиц — 100–250 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток.

9. КАК ЧАСТО ВЫВОЗИТЬ ОТХОДЫ?

Чтобы определить сроки вывоза отходов, в первую очередь посмотрите условия договора, который УО заключила с региональным оператором по обращению с ТКО. Дело в том, что периодичность и время вывоза ТКО — это одно из существенных условий договора, который заключается с региональным оператором (подп. «в» п. 25 Правил обращения с ТКО). Правительство утвердило типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами постановлением от 12.12.2016 № 1156. В пункте 2 типового договора указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору . Сроки вывоза ТКО непосредственно в типовом договоре не указаны, стороны должны определить их самостоятельно. Если в вашем договоре с региональным оператором еще не названы сроки вывоза ТКО, руководствуйтесь нормами СанПиН 42-128-4690-88. В холодное время года при температуре -5 °С и ниже отходы не должны храниться дольше трех суток. В теплое время при температуре выше 5 °С мусор нужно вывозить ежедневно. Короткие сроки связаны с тем, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках они не должны загнивать и разлагаться (п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88). Сроки накопления отходов также указаны в пункте 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645–10, но они не противоречат нормам СанПиН 42-128-4690-88. К такому выводу пришел Верховный суд в решении от 09.12.2014 № АКПИ14-1216. Дело в том, что пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает требования к хранению отходов в дворовых контейнерах и сборниках, а пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645–10 — в контейнерах, которые установлены в жилых зданиях и помещениях. Негабаритные отходы удаляют из домовладений по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

КТО И КАК ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПЛОЩАДКУ ПОД МУСОР: 2 комментария

Добрый день. Все правильно в соответствии с законодательством. Однако, у нас в стране есть субъекты РФ, в которых начало деятельности РО перенесено на некоторое время. Как в данных условиях в границах данных субъектов работает закон? Кто должен оборудовать и содержать контейнерные площади, расположенные не на придомовой территории, а просто на территории МО и используемые несколькими МКД? Может ли администрация МО сдать в аренду(!?) и контейнеры и саму контейнерную площадку УК (понимаю, что вопрос на грани «маразма», но вдруг МОЖЕТ)?

Здравствуйте!Если управляющая организация и жители многоквартирного дома, под которым не сформирован участок, столкнулись с тем, что во дворе поставлена контейнерная площадка для сбора мусора жителями соседних домов, им следует: Сформировать земельный участок под домом и оформить его в собственность, поставив на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ПП РФ № 491). Затем на общем собрании собственников помещений в доме включить места для сбора мусора в состав общего имущества дома. До момента формирования земельного участка под домом – направить жалобу в надзорные органы (муниципалитет, Роспотребнадзор, прокуратуру) о нарушении прав собственников и правил заключения договоров региональным оператором по обращению с ТКО. Через суд оспорить право третьих лиц пользоваться придомовой территорией многоквартирного дома, обязать сторонних лиц оборудовать собственную площадку для сбора ТКО. Провести общее собрание собственников помещений и на нём утвердить условия, на которых сторонние лица будут пользоваться контейнерами для сбора мусора, расположенными на придомовой территории (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ).

Организация вывоза мусора в деревне

С 2019 года начал действовать закон о транспортировке отходов. Теперь за вывоз мусора в деревне тоже будут взимать плату. Сумму пропишут в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Во внедрении реформы существует ряд трудностей.

Изменения для деревень

Главное нововведение закона о мусоре 2019 года — оплата за вывоз ТБО жителями сельской местности. Договор с единым региональным оператором должны заключить все. Отказаться от услуги невозможно. Требования прописаны в статье под №24.7 законодательного акта под названием “Об отходах производства и потребления”.

Ранее в деревнях мусор сжигали на участке, используя специальную печь. Теперь это стало затруднительным. Существует еще одна проблема — часто в небольших поселках проживают семьи с тремя детьми, которым придется оплачивать внушительную сумму.

Следует выделить такие сложности в реализации реформы в поселке небольшого размера:

  1. Для выброса отходов в каждом селе установят контейнер. Если его расположат на конце деревни, придется идти и бросать мусор именно туда.
  2. Никто не подумал о том, каково будет людям, которые живут вблизи полигонов. Им придется дышать отходами.
  3. На плату не влияет тот факт, пользуется человек мусорными контейнерами или нет, а также количество ТБО. За один или пять мешков придется платить одинаково.

Перечисленные проблемы на данный момент остаются нерешенными. В некоторых случаях машины будут мало нагружены или вовсе пустые. Стоимость перевозок из-за этого повысится в зависимости от цены топлива.

Каким способом будут приходить квитанции на оплату отходов

Поступление квитка на оплату возможно двумя вариантами. Первый — получение квитанции в бумажном виде по месту регистрации. Второй — электронный чек.

Согласно закону, все граждане заключат договор с региональным оператором. Выбрать его нельзя. Будет работать только одна компания.

Организация сбора мусора в сельской местности

Новый закон требует оплату в зависимости от количества зарегистрированных. Нормативы для дач, квартир и загородных домов будут различаться.

По закону владелец частного строения имеет право вывозить мусор самостоятельно.

На деле это требует специального разрешения. Помимо длительной волокиты с документами, существует еще одна проблема — расположение полигонов. Они могут находиться на далеком расстоянии от места жительства.

По законодательству РФ 2019 вносить плату за вывоз твердых бытовых отходов будет каждый житель сельской местности. Если нет договора, наложат штраф.

Обязательно ли заключать договор на вывоз ТБО

Собственники, которые живут в частном доме, не обязаны подписывать документ на вывоз отходов. Сделать это помогают органы местного самоуправления. Проблема касается даже тех владельцев частной собственности, которые проживают периодически, проводя большую часть времени в городских квартирах.

Заключение договора — это еще не все. Потребуется определить класс опасности отходов. Паспорт с этими данными оформляется уполномоченными органами. Мусор разграничивается по пяти классам:

  1. Особо опасные отходы.
  2. Высокоопасные.
  3. Умеренно опасные.
  4. Малоопасные.
  5. Не несущие в себе никакой угрозы для жизни человека и экологии.

ТБО относятся к 5-му классу. На них паспорт не нужен.

Вывоз коммунальных отходов включают сбор, транспортировку, обезвреживание и захоронение. Правила и нюансы оказания услуг указаны в договоре с региональной службой. Если в доме никто не прописан, плата будет взиматься с владельца.

Стало обязательным заключение договоров с собственниками частных домов в сельской местности. Хранить отходы можно только на оборудованных площадках. Сжигать мусор на участке запрещается. Для уничтожения остатков 1-4 класса потребуется лицензия. Закон 2019 года сформулирован так, что проживающим в деревне проще заключить договор с оператором, чем утилизировать отходы на участке самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector