Как произвести взыскание денег с министерства обороны?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Как произвести взыскание денег с министерства обороны?

Как коллекторы работают с долгами Минобороны. Комментарии АКМ для RussianDeadline.

Несмотря на хитрости структур Минобороны, некоторым кредиторам все-таки удавалось вернуть деньги — с помощью кулуарных договоренностей или попросту сбывая долги коллекторам, говорят собеседники Russian Deadline. Так, к примеру, в 2015-м поступили три дочерние структуры «Газпром энергохолдинга», видимо, отчаявшись взыскать с должников средства.

Как писали СМИ, Мосэнерго, Московская объединенная энергетическая компания и ТГК-1 выставляли на торги дебиторскую задолженность АО «РЭУ» и «Славянки» стоимостью более 1,6 млрд рублей. При этой сделке кредиторы готовы были потерять до 30% от долга. Это редкий случай, поскольку энергокомпании, работающие в регулируемом секторе, не могут позволить себе терять долю долга, так как это не заложено в их тарифы.

Гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин говорит, что, когда он занимался проблемой взыскания долгов со структур Минобороны, источники намекали ему, что все вопросы с выкупом задолженностей якобы решались с участием Тимура Иванова, который тогда отвечал за хозяйство и строительство в Минобороны, занимая посты руководителей АО «Оборонстрой» и АО «ГУОВ» (в 2016-м стал замминистра обороны).

«Выкупали долги Минобороны несколькими способами. Например, в задолжавший военный городок или в часть приезжал высокий чин, там ему падали в ноги и говорили, что сейчас заморозят [военную] часть, — тогда ее долг выкупали. Бывали публичные продажи долгов. Еще вариант: никому прежде не известное, скажем, ООО „Ромашка“ тихо выкупало у кредиторов долги структур Минобороны с большим дисконтом (скидкой). Потом этот выкупленный долг за 100 процентов перепродавался более крупной минобороновской компании, например „Оборонстрою“. Часть полученных с этой сделки посредником денег уходила в неизвестные компании. В том виде, в котором мы эту схему знаем, она похожа на коррупционную», — заключил Дмитрий Жданухин.

Александр Щербаков, Группа компаний АКМ:

Как Вам удается взыскивать задолженности с дочерних предприятий Минобороны?

  • Долги со структур Минобороны взыскиваются исключительно в судебном порядке. О переговорах речи не идет вообще никакой — они [Министерство обороны] абсолютно не договороспособные — слишком громоздкие и бюрократизированные, там нет центра принятия решений.
  • Никому еще не удавалось достичь со структурами МО РФ мирового соглашения. Они судятся до последнего, до кассации, и, даже проиграв, подают апелляции.
  • Компании Минобороны возражают против передачи их долгов коллекторским агентствам.
  • Процедура взыскания долгов со структур МО РФ длительная, — как правило, процесс занимает около года, и даже больше.
  • Взыскание долгов со структур МО РФ при наличии исполнительного листа — это низкорисковые сделки, в то же время они низкомаржинальные. То есть дело достаточно надежное, но хорошо заработать на нем не получается.
  • По работе с долгами частных структур МО РФ — акционерными обществами — есть риски банкротства должников. Взять, к примеру, АО «Главное управление обустройства войск» (АО «ГУОВ») — эта структура может повторить судьбу обанкротившихся АО «РЭУ» и «Славянка». В этом вопросе коллекторское агентство ведет себя осторожно, большие долги ГУОВ не приобретает. Другое дело — бюджетные организации: ГБУ, ФГБУ, — они не могут быть обанкрочены, согласно законодательству. Казенные учреждения тоже не могут стать банкротами. Их долг можно взыскать с госоргана, который это учреждение создал. То есть получить деньги из бюджета РФ. Такие структуры часто становятся должниками и выступают в судах. Проблема только в том, что, как правило, на при предъявлении требований выплат счету таких организаций денег не оказывается. Требование перенаправляется напрямую в Минобороны, это затягивает процесс на три месяца.

АО «ГУОВ» отвечает за многие крупные строительные проекты министерства, в том числе за возведение главного храма Вооруженных сил России в парке «Патриот». До 2013 года акционерным обществом заведовал нынешний замминистра Тимур Иванов, теперь организацией руководит Евгений Горбачев, чья фирма «Спецстрой-1» с уставным капиталом в 20 тысяч рублей в 2015 году получила заказ от Министерства обороны на строительство стратегически важных объектов — военных частей на севере Чукотки. В итоге 2 млрд рублей из бюджета было потрачено, но никаких результатов в арктическом строительстве фирме достигнуть не удалось.

В апреле 2019 года Альфа-банк подал иск о банкротстве АО «ГУОВ». Структура задолжала банку 6 млрд рублей. По данным СПАРК-Интерфакс, сейчас в судах рассматривается 9 дел о банкротстве АО «ГУОВ».

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В настоящее время исполнительные производства о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, находится на особом контроле в ФССП России.

ФССП России разработаны «Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», которые утверждены приказом ФССП от 15.05.2009 № 195.

Указанные методические рекомендации определяют порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней.

1. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона “Об исполнительном производстве” предусматривает, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, т.е. к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

В данном случае к исполнительному документу должны быть приложены следующие документы:
– заявление о направлении исполнительного документа на принудительное исполнение;
– документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом), в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации. К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом, либо сопроводительные письма, также имеющие соответствующие отметки. В случае непредставления взыскателем сведений, подтверждающих неисполнение Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства возвращает данный исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Читать еще:  Как вернуть списанные деньги за штрафы нового владельца автомобиля?

В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учет имущества субъекта Российской Федерации, составляющего казну субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Учет имущества муниципального образования, составляющего казну муниципального образования, осуществляет орган местного самоуправления данного муниципального образования.

Для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом “Об исполнительном производстве”.

На практике при исполнении судебных актов о взыскании средств бюджета субъекта Российской Федерации возникает ряд трудностей. Так, при вынесении решения о взыскании с финансового органа средств бюджета суды не всегда указывают в резолютивной части решения на то, что взыскание осуществляется за счет средств казны. Например, суды Алтайского края таким образом выносят решения о взыскании в пользу опекунов средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). В резолютивной части таких решений указывается: “Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике”. Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения. Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края.

Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений. Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение.

2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней

Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств.

Так как в соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве”, исполнительные производства – окончанию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47 указанного Закона.

В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:57 / 11 августа 2011 19:35

Как взыскать деньги с казны РФ через Министерство финансов

Какие решения суда исполняет Министерство финансов РФ?

Список определен в статье 242.2 Бюджетного кодекса РФ:

1. О возмещении вреда, причиненного бездействием или незаконными действиями госорганов РФ и их должностных лиц, изданием не соответствующих законодательству актов. Например, если судебные приставы незаконно выставили вам запрет выезда из РФ, взысканный по такому случаю ущерб вы будете получать через Минфин РФ.

2. О взыскании денежных средств за счет казны РФ по иным искам, кроме взыскания денег с главных распорядителей средств федерального бюджета в субсидиарном порядке.

3. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.

Какие решения не исполняет Минфин РФ?

Обратите внимание, что если вы предъявляли иск к госорганам субъекта РФ, или компенсация за нарушение права на судопроизводство / исполнение судебного акта в разумный срок была взыскана за счет средств бюджета субъекта РФ, вам нужно будет обращаться для исполнения решения в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Например, если в вашем решении написано «взыскать за счет средств бюджета Вологодской области», свой исполнительный лист вы понесете в Департамент финансов Вологодской области.

Аналогично, если деньги или компенсация за нарушение права на судопроизводство / исполнение судебного акта в разумный срок были взысканы с муниципальных образований, за счет казны муниципального образования, тогда исполнением будет заниматься финансовый орган муниципального образования. То есть если, например, присужденная вам сумма взыскана с муниципального образования «Город Вологда» или его казны, для исполнения решения суда нужно обращаться в Департамент финансов Администрации города Вологды.

В какие сроки исполняется решение через Минфин РФ?

В течение 3 месяцев с момента поступления исполнительного листа в Минфин. Исполнение могут приостановить лишь по основаниям, предусмотренным статьей 39 ФЗ «Об исполнительном производстве». Об исполнении решения Минфин уведомлять не обязан, поэтому регулярно сами проверяйте свой счет в банке.

Еще имейте в виду, что если перечислить деньги на предоставленные вами реквизиты будет невозможно, Минфин пришлет вам уведомление об уточнении реквизитов банковского счета. Вам нужно отреагировать на него в течение 30 дней (с даты направления этого уведомления!) и сообщить Минфину актуальные реквизиты, иначе по окончании этого срока документы вам просто вернут без исполнения.

Пакет документов для исполнения решения суда через Минфин РФ:

1. Оригинал исполнительного листа / судебного приказа.

Помните, что исполнительный лист должен быть с неистекшим сроком предъявления к исполнению (3 года с момента вступления решения суда в законную силу). Также есть официальные рекомендации Минфина о том, на что нужно обратить внимание при оформлении исполнительного листа (см. п. 6.1). Если с вашим листом что-то не так, лучше сразу вернуть его в суд и попросить выдать правильный.

2. Копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Это может быть решение или определение суда (например, о взыскании судебных издержек). Главное, чтобы оно было прошито, пронумеровано, скреплено печатью суда и подписью судьи и имело отметку о вступлении в законную силу.

3. Реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены деньги.

Это должны быть реквизиты именно самого взыскателя (физлица или организации), иначе пакет документов вернут без исполнения. Пример реквизитов есть на сайте Минфина.

4. Заявление на исполнение.

5. Дополнительные документы (в зависимости от ситуации).

Если у вас дубликат исполнительного листа, приложите к нему заверенную судом копию определения о выдаче дубликата.

Если вы пропускали срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, и суд вам его восстановил, приложите копию определения о восстановлении срока.

При замене стороны правопреемником (уступка прав требования, смерть, реогранизация юр.лица, перевод долга и т.п.) приложите определение суда о замене стороны правопреемником.

Если вы меняли ФИО, приложите копию свидетельства, на основании которого изменены ФИО.

Если юрлицо сменило наименование, необходимо предоставить копии документов, подтверждающих госрегистрацию такого изменения.

Если в Минфин от вашего имени обращается представитель, необходим оригинал или нотариально заверенная копия доверенности или иного документа, на основании которого действует представитель (например, свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя — его законного представителя).

Читать еще:  Как убрать информацию об ответственности, чтобы трудоустроиться?

Как и куда отправлять пакет документов?

Документы на исполнение можно направить почтой, ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес для отправки: Министерство финансов РФ, 109097, Москва, Ул. Ильинка, 9. Обязательно сохраните почтовую квитанцию об отправке и опись вложения с почтовым штемпелем.

Как произвести взыскание денег с министерства обороны?

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 марта 2005 года N 102

Об организации работы по исполнению требований исполнительных
листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств
по денежным обязательствам получателей средств федерального
бюджета Министерства обороны Российской Федерации

Анализ предъявленных в 2003-2004 годах на исполнение решений судебных органов по взысканию денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации свидетельствует о том, что должностными лицами органов военного управления не в полном объеме выполнялись требования приказов и директив Министра обороны Российской Федерации по исполнению действующего законодательства.

Не принимались должные меры к уменьшению количества исков, на низком уровне проводилась работа по отстаиванию интересов Министерства обороны Российской Федерации в судебных инстанциях и обжалованию необоснованных решений судебных органов и установленном порядке.

Крайне неблагополучная ситуация сложилась в вопросах организации исполнения решений судебных органов по взысканию денежных средств с получателей средств федерального бюджета Министерства обороны Российской Федерации, что приводит к приостановлению территориальными органами Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств.

В целях совершенствования работы по исполнению требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании денежных средств и реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года N 143 “Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств поденежным обязательствам получателей средств федерального бюджета”

1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) бюджетных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам:

обеспечить исполнение требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее именуется – исполнение требований исполнительных документов), в сроки, установленные указанным постановлением Правительства Российской Федерации;

осуществлять расходы по исполнению требований исполнительных документов, в том числе по поручению главного распорядителя средств федерального бюджета, в первоочередном порядке в пределах утвержденных на текущий год лимитов бюджетных обязательств. При необходимости перераспределять лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями средств федерального бюджета;

направлять при отсутствии остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для удовлетворения требований исполнительных документов в адрес вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета запрос-требование по установленной форме о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов;

обеспечить своевременное представление в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих исполнение решений судов или судебных актов, отменяющих или приостанавливающих исполнение решений судов;

представлять вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета сведения о произведенных расходах на оплату предъявленных исполнительных документов в порядке, установленном начальником Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации;

обеспечить представление в трехдневный срок по запросам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации информации, необходимой для исполнения требований исполнительных документов по искам к Министерству обороны Российской Федерации;

обеспечить принятие на учет и включение в бухгалтерскую отчетность получателей средств федерального бюджета сумм, указанных в уведомлениях (извещениях) Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ МО), о произведенных расчетах по исполнению требований исполнительных документов о взыскании денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации;

организовать постоянный контроль за исполнением требований исполнительных документов в целях исключения случаев двойной оплаты одних и тех же расходов, а также за достоверностью представляемых запросов-требований о выделении лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и за целевым использованием выделенных по ним денежных средств;

привлекать к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц, по вине которых территориальными органами Федерального казначейства на основании вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации были приостановлены операции по расходованию средств с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также виновных в причинении ущерба (вреда) физическим и юридическим лицам, возмещение которого произведено на основании судебных решений за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:

представлять при недостаточности средств для расчетов по исполнительным документам в Службу экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ МО) предложения по внесению изменений в сводную роспись расходов федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

принимать меры для своевременного исполнения за счет собственных средств подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий требований исполнительных документов в случае принятия судебного решения о взыскании денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации по их обязательствам (долгам);

обеспечить представление в трехдневный срок по запросам Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ МО) необходимой информации, платежных документов для расчетов по исполнительным документам, предъявленным к Министерству обороны Российской Федерации, или документов, подтверждающих исполнение решений судов или судебных актов, отменяющих или приостанавливающих исполнение решений судов.

3. Начальнику Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации:

направлять в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по внесению изменений в сводную роспись расходов федерального бюджета для обеспечения своевременного выполнения требований исполнительных документов;

осуществлять расчеты по исполнительным документам, предъявленным к Министерству обороны Российской Федерации, на основании платежных документов главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации по находящимся в их ведении статьям расходов сводной сметы Министерства обороны, а также довольствующих финансовых органов нижестоящих распорядителей средств федерального бюджета;

уведомлять в установленном порядке нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета о произведенных расчетах по исполнению требований исполнительных документов о взыскании денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации.

4. Начальнику Финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации при проведении ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности обеспечить контроль:

за достоверностью представляемых распорядителями и получателями средств федерального бюджета в довольствующие финансовые органы запросов-требований о выделении лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительных документов;

за целевым использованием средств, выделяемых подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета на основании запросов-требований о выделении лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительных документов;

за своевременным привлечением к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации виновных в причинении ущерба (вреда) физическим и юридическим лицам возмещение которого произведено на основании судебных решений.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации.

6. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 2002 года N 287.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов

Текст документа сверен по:
рассылка

Деньги в банке, или Как работать исполнителям государственного оборонного заказа

Ни для кого не секрет, что государство многие годы ведет работу по упорядочиванию государственных закупок. Постоянная критика чиновников и коррупционные скандалы, срывы сроков «строек века», неудачи в области создания перспективных видов техники и в космической отрасли привели к попытке решить вопрос расхищения государственных средств кардинальным образом.

По мнению чиновников, установление контроля за расходованием средств при выполнении государственного заказа гораздо эффективнее решит проблему коррупции и воровства, чем «ненадежный» способ сопоставления задекларированных доходов и фактических расходов конкретных бенефициаров.

Итак, решение принято, государственный контроль и надзор за расходованием бюджетных средств выходят на новый уровень межведомственного взаимодействия.

Летом минувшего 2015 года был принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», последствия применения которого для частного бизнеса становятся понятны только сейчас.

Наиболее важным для исполнителей государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) можно признать введение нового института государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ, который начинает действовать:

  • с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации;
  • с 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа (на сегодня это ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос»).
Читать еще:  Как привлечь к ответственности за отсутствие ценников в магазине?

Дело в том, что, помимо наделения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы России и Росфинмониторинга новыми контрольными функциями в области исполнения ГОЗ, к процессу обязательного контроля подключили банки.

По состоянию на январь 2016 года, осуществлять банковское сопровождение и вести расчеты по ГОЗ уполномочены девять банков. Все они тем или иным образом подконтрольны государству. К ним относятся: ОАО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО), АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ОАО «Банк Москвы», АО «Россельхозбанк», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Упомянутые банки являются органом контроля получения и расходования денежных средств, получаемых исполнителями ГОЗ от государственных заказчиков. Также они осуществляют мониторинг расчетов по контрактам и передают соответствующую информацию государственному заказчику, в единую информационную систему государственного оборонного заказа и Росфинмониторинг.

Важно отметить, что для осуществления сплошного контроля за движением денежных средств введен новый вид банковских счетов – «Отдельный счет». Это счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу.

Суть введения данного инструмента сводится к созданию препятствий для расходования денежных средств, полученных по ГОЗ, на цели, не связанные с его исполнением.

Так, государственный заказчик может перечислить исполнителю денежные средства только на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке. В свою очередь, исполнитель обязан перечислять денежные средства своим субисполнителям также на отдельные счета, открытые в том же уполномоченном банке. И так далее по каждому исполнителю, независимо от количества участников цепочки.

Фото Ольги Вирич, Кублог

Первоначально эксперты и практикующие юристы высказывали мнение, что законодатель ограничил распространение этого правила на трех участников цепочки исполнителей. Данный вывод допускался при буквальном толковании понятия кооперации участников ГОЗ. Так, по смыслу Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее – «Закон»), расчеты с помощью «отдельных счетов» должны осуществляться между государственным заказчиком и кооперацией головного исполнителя.

При этом законодатель определил, что в кооперацию головного исполнителя входят: головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком; исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Согласно пункту 1 части первой статьи 8 Закона, состав кооперации должен определяться головным исполнителем в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, но, по состоянию на 01 февраля 2016 года, Правительством РФ такой порядок еще не был определен.

Исходя из буквального толкования закона, в состав кооперации входят всего три звена. Головной исполнитель (исполнитель для государственного заказчика), исполнитель для головного исполнителя, а также исполнитель для исполнителя.

Вместе с тем Министерство обороны РФ в лице директора Департамента Финансового мониторинга государственного оборонного заказа Ольги Витальевны Осауленко в сентябре 2015 года разъяснило, что все участники исполнения ГОЗ, независимо от уровня в кооперации, обязаны для осуществления расчетов в рамках ГОЗ использовать «отдельные счета».

Несмотря на то, что Министерство обороны РФ не уполномочено разъяснять законодательство Российской Федерации, полагаем необходимым принимать во внимание вышеизложенное мнение. Кроме того, вероятность иной трактовки Закона уполномоченными банками стремится к нулю.

Но вернемся к институту отдельного счета и основным особенностям режима его использования.

Денежными средствами, полученными на отдельные счета, можно распоряжаться в порядке, установленном статьями 8.3 и 8.4 Закона.

По общему правилу, денежные средства списываются с отдельного счета на другой отдельный счет, открытый в уполномоченном банке. То есть все расчеты в рамках ГОЗ должны отслеживаться по всей цепочке исполнителей. С этой целью в распоряжении на перевод денежных средств указывается идентификатор государственного контракта, который присваивается при заключении контракта с государственным заказчиком.

Законом установлен ряд случаев, когда допускается списание денежных средств с отдельного счета на иные счета. В частности, допускается перечислять денежные средства на иные счета для:

  • уплаты налогов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • выплаты заработной платы (при условии одновременной уплаты соответствующих налогов и страховых взносов);
  • оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию [1] ;
  • расчетов с иностранными исполнителями (включение их в кооперацию допускается по согласованию с Министерством обороны);
  • оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;
  • перечисления прибыли после исполнения (частичного исполнения) контракта в размере, согласованном сторонами при заключении контракта;
  • перечисления после исполнения контракта денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий [2] .

В соответствии с пунктом 3 статьи 8.3 Закона ограничения по списанию денежных средств снимаются после получения банком уведомления от государственного заказчика об исполнении государственного контракта, при этом отдельные счета закрываются.

Таким образом, до момента завершения исполнения государственного контракта и принятия результатов его исполнения государственным заказчиком большая часть денежных средств не может покинуть пределы кооперации и остается в системе ГОЗ.

Далеко не все поставщики товаров, работ и услуг, фактически участвующие в исполнении ГОЗ, готовы к получению денежных средств на отдельные счета. Конечные поставщики гаек, щебня или электрокабеля, являющиеся десятым, а то и двадцатым звеном цепочки исполнителей, не хотят замораживать денежные средства на отдельных счетах. Ведь конечной целью любого предпринимателя является извлечение прибыли, а ждать, когда головной исполнитель сдаст результаты работы государственному заказчику, значит, вывести деньги из оборота и потерять прибыль.

Следует предостеречь желающих обойти требования Закона об обязательном контроле и обратить внимание на то, что, согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Закона, не допускается использование денежных средств, полученных по контракту, на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Уполномоченный банк вправе приостановить операции по отдельному счету, если характер операций дает основания полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля. Так, указанием Банка России от 15.07.2015 г. № 3729-У «О критериях операций, приостанавливаемых в соответствии с Федеральным законом “О государственном оборонном заказе”», к таким основаниям отнесены:

  • уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов во внебюджетные фонды в размере, суммарно превышающем 50 процентов от цены контракта;
  • перечисление прибыли при исполнении (частичном исполнении) контракта в размере, превышающем 20 процентов от цены контракта;
  • перечисление денежных средств иностранному исполнителю, если иностранный исполнитель является некоммерческой организацией или организацией, созданной иностранной структурой без образования юридического лица;
  • списание денежных средств с отдельного счета исполнителя для возмещения (компенсации) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, если указанное списание осуществляется на основании дополнительного соглашения к контракту;
  • перечисление денежных средств с отдельного счета на иные банковские счета в пределах прибыли при исполнении (частичном исполнении) контракта, а также для возмещения расходов на формирование запаса одному или нескольким контрагентам по одному основанию в течение небольшого периода времени.

Кроме вышеперечисленных особенностей использования отдельного счета, статья 8.4 Закона определяет перечень операций, совершение которых не допускается. И, вопреки названию статьи, расшифровав ее, мы можем сделать вывод о том, что можно:

  • получить кредит от уполномоченного банка на отдельный счет в том же банке;
  • разместить денежные средства на депозит в том же уполномоченном банке.

Также следует упомянуть о том, что на денежные средства, размещенные на отдельном счете, не допускается обращение взыскания по исполнительным документам, за исключением:

  • возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору и (или) по оплате их труда.

Безусловно, внедрение сплошного контроля за движением бюджетных денежных средств в рамках ГОЗ послужит своей цели и создаст препятствия для расхитителей государственной собственности. Однако методы, применяемые государством, расходятся с принципами свободного рынка и напоминают лучшие советские практики тотального контроля и плановой экономики.

Остается только надеяться, что метод использования в расчетах «меченых» денег не распространится на другие секторы экономики и не будет применяться при государственных закупках другими ведомствами.

[1] Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

[2] При условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector