Как оспорить плату за теплоснабжение, если услуга не используется?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Как оспорить плату за теплоснабжение, если услуга не используется?

ВС РФ: если отключение от теплоцентрали не согласовано в установленном порядке, то счета за тепло нужно оплачивать

doomu / Depositphotos.com

Собственник помещения в МКД, который “отключился” от системы теплоснабжения, то есть поставил электрокалориферы, изолировал стояки отопления, отключил радиаторы с использованием запорной аппаратуры и опломбировал их пломбами управляющей МКД организации, но при этом не согласовал данное переустройство в установленном порядке, должен платить за отопление своего помещения ту же сумму, какую бы платил без отключения. С указанной правовой позицией согласился ВС РФ, рассматривая спор между владельцем помещения в МКД и теплоснабжающей организацией (Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2019 г. № 303-ЭС19-9514).

Последняя взыскивала с ответчика четверть миллиона рублей – эту сумму составил неоплаченный долг по договору теплоснабжения. Ответчик отказывался платить – во-первых, договор теплоснабжения давно истек, а во-вторых, и присоединения к теплосетям никакого нет: отключение от централизованного теплоснабжения согласовано с управляющей компанией и реализовано фактически, о чем есть Акт обследования на предмет определения наличия альтернативной системы отопления.

Однако суды согласились с теплоснабжающей организацией:

  • закон о теплоснабжении запрещает переход на отопление помещений в МКД с использованием ИПУ тепла при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД. Указанный запрет распространяется равным образом как на жилые, так и на нежилые помещения, и обусловлен тем, что система отопления МКД представляет собой единую сеть, имеющую общие стояки, трубопровод, арматуру, и отключение от такой сети отдельных помещений может привести к нарушению работоспособности системы в целом;
  • любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию. И согласно ст. 25 ЖК РФ подобные действия определяются как переустройство;
  • а переустройство производится по согласованию с органом МСУ на основании принятого им решения, а завершается – актом приемочной комиссии;
  • переоборудование помещения путем демонтажа (отключения) радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения;
  • в отсутствие упомянутого акта приемки результатов переустройства не имеют значения все те документы, которые представил суду ответчик – ни переписка с УК по вопросу согласования отключения радиаторов, ни акты УК о закрытии и пломбировке запорной арматуры на радиаторах, изоляции стояков теплоснабжения, ни даже заключение специалиста о том, что отключение радиаторов отопления в спорных помещениях не влияет на работоспособность системы теплоснабжения МКД в целом, а устройство имеющейся в помещениях альтернативной системы отопления соответствует установленным требованиям;
  • ведь все эти бумаги не доказывают согласование отключения энергопринимающих устройств, а стало быть, не доказывают отсутствия в спорных помещениях теплоснабжения от системы отопления МКД;
  • факт поставки истцом тепловой энергии в спорный период в спорный дом подтвержден актом подключения МКД к системе теплоснабжения, его объем и стоимость подтверждаются актами выполненных работ, счетами-фактурами,
  • что же до доводов об истечении срока и прекращении договора ресурсоснабжения с теплоснабом, то поставка энергоресурсов-то не прекращалась. А стало быть, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, был заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия), с даты начала предоставления коммунальных услуг, а фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные,
  • таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость энергии, поскольку обязательство возникло у него в силу факта потребления электрической энергии (статьи 539, 544 ГК РФ) независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора.

Особенности оспаривания регулируемых цен (тарифов)
в судебном и внесудебном порядке

Юрий Татаринов, Советник Практики по проектам в энергетике юридической компании VEGAS LEX

Согласно предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» правилам регулирование цен в сфере теплоснабжения направлено на обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Утверждаемые органами регулирования тарифные решения в отдельных случаях игнорируют данные принципы, что приводит к дисбалансу экономических интересов субъектов рынков теплоснабжения. В этом случае законодательство предусматривает возможность защиты интересов добросовестных участников теплоснабжения посредством оспаривания тарифов как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Во внесудебном порядке тарифные решения в сфере теплоснабжения могут быть оспорены в рамках процедуры разногласий и досудебного урегулирования споров.

Особенности данных процедур и порядок рассмотрения ФАС России заявлений об оспаривании тарифов применительно к сфере теплоснабжения предусмотрены, в частности:

• Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов) (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 583);

• Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), которые определяют порядок и сроки рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 г. № 669);

• Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 г. № 123);

• Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.11.2003 г. № 674 (ред. от 04.09.2015 г.).

При оспаривании тарифов в досудебном порядке необходимо учитывать несколько ключевых моментов:

ü процессуальные сроки направления и рассмотрения заявлений об оспаривании тарифов;

ü оплата государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством до подачи соответствующего заявления;

ü отсутствие полномочий у ФАС России по внесению изменений (отмене) в прекратившие свое действие на момент рассмотрения соответствующего заявления тарифные решения.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016 г. № Ф05-19606/2016 по делу № А40-67579/16 указано, что «антимонопольный орган не наделён полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые фактически утратили силу и на момент рассмотрения спора не действуют».

В случае, если при подаче соответствующего заявления требования заявителя были сформулированы не в контексте внесения изменений в тарифное решение в рамках конкретного текущего периода регулирования, такие требования могут быть рассмотрены и в случае утраты оспариваемого тарифного решения юридической силы.

Применительно к особенностям оспариванию тарифов в судебном порядке следует учитывать, что до вступления в силу КАС РФ (Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ. – Прим. авт.), судебный подход к рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования заключался в возможности оспаривания данных актов и после истечения срока их действия.

Данный подход был сформулирован в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда (ВАС РФ) от 19.01.2010 г. №12939/09 по делу №А38-421/2009. В данном судебном акте суд указал, что «Общество не может защитить свои права, которые считает нарушенными, ни посредством оспаривания нормативного правового акта в суде, ни посредством искового производства по спору с контрагентами, поскольку суды, прекратив производство по делу, лишили его права на судебную защиту».

В настоящее время истечение срока действия нормативного правового акта на момент подачи в суд соответствующего административного искового заявления является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (ст. 210 КАС РФ).

Законность данной нормы КАС РФ была подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 г. № 2531-О, в котором суд указал, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закреплённого в статье 46 (ч. 2) Конституции РФ права на защиту своих интересов в судебном порядке.

Конституционный Суд РФ указал, что в этом случае возможна защита своих прав не путём оспаривания утративших к моменту обращения в суд нормативных правовых актов, а путём обжалования основанных на них решений и действий (бездействия) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним.

Следует также учитывать, что ст. 211 КАС РФ позволяет принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. При этом запрет на применение в отношении административного истца оспариваемого нормативного акта не должен распространяться на иных лиц, то есть теплоснабжающая организация, в отношении которой утверждено тарифное решение (тариф на тепловую энергию, к примеру), не вправе требовать запрета применения указанного тарифного решения в отношении всех потребителей тепловой энергии, реализуемой указанной организацией (см., напр., Определение Красноярского краевого суда от 12.10.2016 г. по делу № 33-13858/2016 – Прим. авт.).

Читать еще:  Как добиться от управляющей компании замены труб?

Одной из основных причин оспаривания тарифных решений в период до декабря 2013 г. являлось взыскание межтарифной разницы.

В соответствии со сформулированной в Постановлении ВАС РФ от 06.12.2013 г. № 87 правовой позицией для целей взыскания межтарифной разницы оспаривание тарифных решений не требуется – в этом случае достаточно лишь наличия экономически обоснованного и «льготного» тарифа, а также надлежащих сведений об объёмах реализованного по льготному тарифу ресурса.

В ряде случаев установление экономически обоснованного тарифа невозможно по причине превышения таким тарифным решением предельного уровня цен (тарифов) для конкретного региона. Таким образом, в этом случае формальные основания для взыскания межтарифной разницы отсутствуют.

Тем не менее в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2014 г. № Ф07-2292/2014 по делу № А44-4326/2013 указана правовая позиция, согласно которой наличие ограничений для утверждения экономически обоснованного тарифа в результате применения предельного индекса-дефлятора не препятствует возможности взыскания убытков в результате применения экономически необоснованного тарифа.

Аналогичная позиция сформулирована также в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 г. по делу № А21-424/2013. Суд указал, что «само по себе установление максимальных уровней тарифов на тепловую энергию для юридического лица не исключает обязанность органа регулирования по установлению экономически обоснованного тарифа».

Отметим, что анализ практики оспаривания тарифных решений с учётом принятых Верховным Судом Российской Федерации судебных актов позволяет установить, что ключевыми основаниями для их отмены в судебном порядке являются:

– ненадлежащая оценка (её отсутствие) со стороны органа регулирования учтённых при формировании тарифа расходов;

– несоблюдение императивных требований норм законодательства в контексте принятия тарифных решений;

– необоснованный отказ органа регулирования в учёте расходов регулируемой организации на основании представленных в тарифное дело материалов;

– установление экономически необоснованного тарифа со ссылкой на «предусмотренные законодательством ограничения по росту уровня тарифа».

Куда жаловаться и что делать, если получили большой счет за отопление

Ежемесячные счета за квартплату составляют немалую часть семейного бюджета.

Платить по ним – обязанность потребителей, поэтому нужно внимательно следить за повышением тарифов на коммунальные услуги и контролировать начисление платы.

Правовое регулирование

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует отношения в области имущественных, неимущественных и интеллектуальных прав, соблюдение собственности, договорных обязательств.
  2. Жилищный кодексРФ устанавливает критерии качества предоставления услуг в ЖКХ. Статья 157 ЖК РФ определяет административную ответственность руководителя УК за неправильные начисления квартплаты и размер штрафа за это деяние. Цена ошибки для УК составит половину суммы излишне начисленной квартплаты на счет пострадавшего.
  3. Федеральный закон «ОЗПП» от 07.02.1993 г. № 2300-1 перечисляет правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, раскрывает понятие качества услуг и продукции, прописывает механизм защиты прав потребителя.
  4. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ применяется в случае поступления жалоб на работу государственных, муниципальных или частных предприятий.
  5. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах».

Куда жаловаться, если неправильно начисляют

Квитанции за тепло, как и другие коммунальные платежи, формируются автоматически. Для этого разработаны специальные программы, то есть влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Ошибки практически исключены. Но неточности все же могут быть допущены из-за технических неполадок или умышленных мошеннических действий персонала управляющей компании.

Повышать расчетную базу самостоятельно УК не имеют права. Чтобы вернуть деньги за счет, составляющий больше обычного, нужно поочередно обратиться в несколько инстанций, но перед этим уточнить размет тарифа, действующий на день расчета платежа.

Еще одной причиной, может быть неточность переданных данных прибора учета самим потребителем.

Управляющая компания

Первый шаг в восстановлении прав – письменное обращение к руководству УК или расчетно-кассового центра, выдавшего квитанцию. Если ошибка в начислениях была ненамеренной, то при ее обнаружении пострадавшему пойдут навстречу. Нужно написать претензию, в которой потребовать вернуть излишне уплаченные деньги, либо зачесть из в счет будущих платежей или сделать перерасчет. Но перед подачей жалобы нужно убедиться, что не произошло увеличения тарифа.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

М ск +7 (499) 938 5119

С пб + 7 (812) 467 3091

Фед + 8 (800) 350 8363

В Государственную жилищную инспекцию

ГЖУ – орган государственной власти, который призван защищать права потребителей коммуналки, контролировать законность деятельности УК и обслуживающих организаций и порядок начисления оплаты. Жаловаться на завышение счетов за отопление можно в представительство инспекции по месту нахождения УК: принести заявление лично или отправить заказным письмом по почте.

СОВЕТ! На официальных сайтах государственных органов власти предусмотрена форма для отправки обращения онлайн.

По результатам проверки деятельности УК инспектор вправе наложить административное взыскание.

В Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – это инстанция, куда можно пожаловаться для наказания УК, которая начисляет неоправданно большие платежи за отопление. Претензию можно направить по почте, позвонить на горячую линию 8-800-100-0004 (специалисты помогут решить, что делать в такой ситуации) или оставить электронное письмо на официальном сайте. Инспекторы Роспотребнадзора назначат проверку деятельности УК, выяснят обоснованность начислений квартплаты.

Прокуратура

Прокуратура – надзорный орган власти, куда нужно обращаться, пройдя все предыдущие ступени. Имея отказы от перечисленных адресатов и доказательства незаконности начислений, можно обращаться к прокурору. В его ведении – оценка правомерности расчетов УК, а также действий должностных лиц.

ВАЖНО! По общему правилу обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней.

Последней инстанцией на пути разрешения споров является суд. Споры по коммунальным услугам рассматриваются с позиции доказательств заявленных фактов самим ответчиком. Поэтому при обращение в судебные органы нужно иметь неопровержимые доказательства, терпение и умение защитить свою точку зрения.

Необходимые документы

Чтобы вернуть несправедливо начисленную огромную плату за отопление или потребовать перерасчет, необходимо собрать некоторые документы:

  1. Жалоба или претензия. Документ составляется потерпевшим, в нем подробно описывается факт нарушения прав.
  2. Свидетельство о собственности или договор аренды.
  3. Подтверждение добросовестности заявителя как плательщика коммунальных платежей: оплаченные квитанции за последние несколько месяцев с отсутствием долгов.
  4. Утвержденный правительством тариф на отопление в регионе.
  5. Спорная квитанция с завышенным тарифом за отопление. Также может быть неверно указана площадь квартиры, в которой производится обогрев.
  6. Самостоятельно произведенный расчет в соответствии с утвержденным тарифным размером платы.
  7. Доказательства попыток решить конфликт напрямую с руководством УК – переписка, а также отказные ответы других государственных органов.

Полезное видео

Жизненный случай с ЖКХ:

Оплата отопления при отсутствии в помещении радиаторов

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Эта норма в Жилищном кодексе РФ была изначально и особо не претерпевала изменений с момента введения в действие ЖК РФ. Об обязательности оплаты жилищно-коммунальных услуг знает каждый собственник или наниматель помещения в многоквартирном доме.

Оплата отопления в многоквартирных домах, пожалуй, самая большая статья расходов собственников помещений МКД. Тарифы на коммунальный ресурс тепловая энергия устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта Федерации.

Прекрасно известно, что ресурсоснабжающие организации (РСО) в нашей стране практически все монополисты и успешно лоббируют свои интересы, как на уровне законодательной власти при принятии законов и подзаконных актов, так и на уровне применения и толкования уже принятых законов.

Если посмотреть установленный федеральным законодателем порядок установления тарифов на коммунальные ресурсы, то в тариф включаются практически все возможные затраты РСО на производство, транспортировку и продажу той или иной коммунальной услуги.

Не мудрено, что зачастую собственники пытаются тем или иным способом уменьшить свои расходы на содержание помещения в МКД и платежи за коммунальные услуги.

Одним из таких способов снижения финансовой нагрузки собственники выбирают демонтаж радиаторов отопления в помещениях МКД для того, чтобы не платить за коммунальную услугу по отоплению. Насколько это законно, приходится разбираться в дальнейшем в судах, которые частенько выносят противоположные решения.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115 (далее по тексту – Приказ 115) утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым системой теплоснабжения понимается совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Теплопотребляющей установкой является тепловая установка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о теплоснабжении под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловойэнергии.

Читать еще:  Заявление в госпожнадзор жалоба

Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила 354), отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих всостав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к Правилам 354.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм закона, предоставление коммунальной услуги по отоплению не зависит от наличия или отсутствия радиаторов отопления в многоквартирном доме. Главное, чтобы во всехпомещениях МКД поддерживался определенный уровень температуры посредством общедомового инженерного оборудования, обеспечивающего предоставление коммунальной услуги по отоплению.

Однако многие суды считают иначе и разношерстная судебная практика по данному вопросу тому подтверждение. В принципе, за последние 10-15 лет работы нашей судебной системы, мы к этому уже начали привыкать.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 г. по делу № А02-1288/2017:

«…При рассмотрении требования о взыскании с собственника задолженности по оплатетепловой энергии, поставленной в нежилое помещение, через которое проходит трубопроводсистемы отопления или горячего водоснабжения, установлению подлежат как принадлежность, функциональное назначение, состояние последнего (общедомовое имущество, транзитные сети, изоляция), так и наличие (отсутствие) в нежилом помещении отопительныхприборов (радиаторов), соответствие температуры нормативным показателям.

…С доводами ответчика о том, что тепловые потери в системе отопления общего имущества собственников расположенные в цокольном этаже в МКД включены в тариф ресурсоснабжающей организации апелляционный суд не может согласиться по следующим основаниям.

Тепловые потери в трубопроводах и теплотрассах ресурсоснабжающей организации включены лишь на те трубопроводы и теплотрассы, которые находятся в собственности ресурсоснабжающей организации стоят на их балансе. В соответствии с Договором № 318 на теплоснабжение и горячее водоснабжение от 01 июля 2015 г. между ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» и ООО УК «Доверие плюс» приложение к договору граница эксплуатационной ответственности внешняя сторона фундамента МКД № 14/1 по ул. п. Сухова.

Отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом при наличии соответствующегорешения общего собрания собственников и проекта реконструкции внутренних инженерныхсистем, а не его отдельных помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. №АКПИ 13-1157 и от 07.05.2015 г. №АКПИ 15-198 указано на то, что плата за отопление вносится всеми собственниками помещений (в том числе перешедшими на автономное индивидуальное отопление) пропорционально площади помещения, исходя из норматива на отопление или показаний общедомового прибора учета. Иного порядка расчета платы за отопление, в т. ч. для помещений, перешедших на индивидуальное отопление, не предусмотрено.

ЗАО «СУ-3» не предоставило иных доказательств альтернативного отопления нежилых помещений согласованного в соответствии с законодательством проекта на иное отопление нежилых помещений цокольного этажа.

В материалы дела ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период времени ответчик как собственник помещения не пользовался услугами истца, либо доказательств самостоятельного несения затрат на оплату энергии, равно как и не представлено доказательств оказания услугиными лицами.

С учетом изложенного, поскольку факт несвоевременного выполнения ответчикомобязательств по оплате отопления установлен материалами дела и ответчиком не опровергнут в нарушение статьи 65 АПК РФ относимыми и допустимыми доказательствами, у судапервой инстанции не имелось оснований для исключения из исковых требований суммыначисленной за подачу тепловой энергии».

Выводы судов о законности начисления отопления при отсутствии радиаторов содержатся в следующих судебных актах:

Постановление 13 ААС от 23.10.2017 г. №13АП-17530/2017, 13АП-17532/2017 по делу № А42-9131/2016

Постановление АС Поволжского округа от 12.09.2017 г. № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016

Противоположные выводы также содержатся в следующих судебных актах, которых большинство.

Постановление АС Западно-Сибирского округа 06.03.2018 г. по делу № А44-9051/2016:

«…Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае у предпринимателя обязанности оплачивать стоимость приходящейся на его долю тепловой энергии на отопление.

Право исполнителя коммунальных услуг на взыскание платы за отопление нежилых помещений в многоквартирном доме возникает вследствие подачи в эти помещения через централизованные тепловые сети тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения в помещениях нормативной температуры.

Согласно пункту 4.5 приложения№ Б Свода правил по проектированию и строительству СП 23-101-2004 под отапливаемым подвалом понимается подвал, в котором предусматриваются отопительные приборы для поддержания заданной температуры.

Суд установил, что через помещения ответчика проходят общедомовые сети теплоснабжения, а именно общая магистральная труба и стояки отопления; радиаторы отопления в помещении отсутствуют; трубы отопления, проложенные через помещение, теплоизолированы.

Согласно заключению эксперта, сделанному по определению суда о назначении судебной экспертизы, по периметру стен здания в пределах исследуемого нежилого помещения выполнена прокладка трубопроводов центрального отопления и стояков, однако элементы отопительной системы теплоизолированы трубками из вспененного каучука, отопительные приборы в нежилом помещении отсутствуют, места ранее производимого подключения нагревательных приборов не выявлены.

Экспертом по факту исследования проектной документации многоквартирного дома установлено, что изначально дом проектировался со встроенно-пристроенным помещением магазина промтоваров с подвалом и согласно выполненной в 2006 году корректировке проектной документации объектом строительства являлось 5-этажное жилое здание с техподпольем, а проектной документацией, выполненной в 2010 году, предусмотрена перепланировка существующих помещений подвального этажа дома под технические помещения, в связи с чем предусматривалось устройство водяного центрального отопления от существующей теплосети, а также устройство радиаторов отопления, подключенных к сети теплоснабжения.

При этом эксперт указал, что проектные решения на встроенное помещение по разделу «Отопление и вентиляция» не выполнены, а тот факт, что металлические магистральные трубы могут быть использованы в качестве нагревательных приборов, в ходе исследования не подтвержден; теплоизоляция труб выполнена качественно, стены, в которых расположена отопительная система, в помещении ответчика сделаны из гипсокартона; работы по установке отопительных приборов (радиаторов отопления) и прокладке воздуховодов, изначально предусмотренных проектной документацией, не произведены, равно как и реконструкция системы отопления.

Отопительная система жилого здания находится в удовлетворительном состоянии, и с учетом теплоизоляции труб, а также фактически выполненной в помещении по утеплению стен работы, не способна оказать заметного влияния на параметры микроклимата помещения.Доказательств обратного в дело не представлено».

Определение ВС РФ от 30.08.2016 г. № 71-КГ16-12:

«…Отсутствие в нежилом помещении, расположенного в подвале МКД, собственной системы отопления, теплопотребляющих установок, теплопринимающих устройств (радиаторы), факт прохождения через нежилое помещение магистрали теплопровода не свидетельствует о наличии оснований для взимания с собственника или иного владельца такого помещения платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях».

Аналогичные выводы содержатся также и в следующих решениях судов:

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.06.2018 г. по делу № А05-9771/2016

Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2018 г. по делу № А12-11059/2017

Постановление АС Северо-Западного округа от 27.04.2018 г. по делу № А05-4636/2017

Таким образом, суды отказывают во взыскании платежей за коммунальную услугу по отоплению вслучае, если в помещении проектной документацией не предусмотрена система отопления, а магистральные трубы изолированы в соответствии с проектом.

А положительные решения судов о взыскании платежей принимаются в случае самостоятельного, несогласованного демонтажа радиаторов отопления собственником либо в случае, когда помещение отапливается за счет неизолированных магистральных труб, находящихся в помещении.

Но данные выводы и подтверждающие их судебные решения отнюдь не гарантируют, что в вашем случае решение будет вынесено аналогичное приведенным. Прецедентного права, как известно, у нас в России нет, а к каким выводам приведет суд его «внутреннее убеждение» – одному Богу известно, ну и самому суду…

Перерасчет за теплоснабжение

На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 29 вопросов по теме Перерасчет за теплоснабжение. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Перерасчет за теплоснабжение, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 499 юристов и адвокатов.

1.1. Вам необходимо лично обратиться в ресурсоснабжающую организацию с документами, написать заявление.
Если откажут, то тогда в судебном порядке.

1.2. Обращайтесь с соответствующим заявлением в управляющую компанию для перерасчета, если бездействуют, то пишите жалобу в жилищную инспекцию или прокуратуру.

1.3. Сначала надо доказать документально, что услуги некачественные, провести проверку путем привлечения контролирующих органов
Потом писать претензию на перерасчет
Удачи Вам. Анна Титова.

2. Пришел перерасчет за 2014 год по теплоснабжению Что делать оплачивать или нет.

2.1. Конечно оплачивать. Что Вас смутило в перерасчете?

3.1. Если решение собрания не оспаривалось в судебном порядке, то оно абсолютно законно и именно это вы можете указать в ответе в ГЖИ, более того вы можете так же указать, что в компетенцию ГЖИ не входит, принятие решения о законности или нет и т.д.
А вообще то необходимо знакомится и с протоколом собрания и с самим требованием инспекции.

4.1. Законно, потому что субсидии предоставляются при наличии расходов на оплату коммунальных услуг, у вас же их нет, вам выставляют нулевые счета.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2005 года N 761
О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
(с изменениями на 27 февраля 2017 года)

Читать еще:  Как правильно составить росписку

5.1. Если в октябре месяце услуга Вам не предоставлялась, то вы вправе требовать произвести перерасчет теплоэнергии.

5.2. В данной ситуации всё зависит от того, когда местные власти издают распоряжения о дате начала отопительного сезона и о дате его окончании.
Если даже один день в месяце начала отопительного сезона предоставлялась данная услуга – начисление платы за отопление при расчёте 9/12 осуществляется как за ПОЛНЫЙ месяц.

5.3. По общему правилу в соответствии с законом оплачивать нужно только те услуги, которые фактически потребляли с вами, Вам нужно обратиться с заявлением о перерасчете.

6.1. Подайте жалобу в горжилинспекцию они проверят правильность начисления платежей, приобщите выставленные Вам копии квитанций на оплату.

7.1. Их отказ правомерен, вы должны обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании в порядке регресса уплаченных вами сумм со второго собственника.

7.2. Данный вопрос решается в суде в рамках искового производства и в пределах срока исковой давности. Удачи Вам и успехов.

8. ХакТЭК сделал перерасчет за 2015 ссылаясь на документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июля 2008 г. N 1947
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. ЧЕРНОГОРСКА ОТ 30.11.2007 N 3309 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ВЫВОЗА ТБО”

О ТАРИФАХ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ ООО “ХАКАССКИЙ ТЭК” НА 2015 ГОД

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307

О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам

Имеют ли они на это право, тем более через год?

8.1. Если не согласны, то Вы имеете право написать жалобу в прокуратуру или жилищную инспекцию, должностные лица которых уполномочены проверить законность действий организации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”:
Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору…

9. Весь год оплату за теплоснабжение по ошибке ЖК оплачивали по тарифам 2013. Ошибку допустила ЖК при расчётах. На утро 31.10.16 долгов у меня не было, но они произвели перерасчёт на основании найденной ошибки и направили квитанцию что я уже должен 31 тыс. Теперь я должник! Правомочны ли действия ЖК, и могу ли я их оспорить? Должен ли я расплачиваться за ошибки компании и быть должником?

9.1. Это незаконно, обратитесь с жалобой в прокуратуру и жилищную инспекцию
Удачи Вам и всего доброго, обращайтесь к юристам нашего сайта ещё, если будут вопросы.

10.1. Могу ли я требовать перерасчёт за теплоснабжение если будут отклонения от этой таблицы. При чем тут счетчик и при чем тут таблица, они подписывали эти условия, так пусть и отвечают за подписи, не делают перерасчет пишите жалобу в прокуратуру.

10.2. Вы вправе потребовать произвести перерасчет, предъявив письменную претензию, в случае отказа, можете обратиться в суд с иском о предоставлении некачественной услуги.

10.3. Вам абсолютно правильно ответили оба предыдущие юриста. Дополнительно, кроме прокуратуры и претензии им, напишите жалобу в жилищную инспекцию. Возможно обойдетесь без суда.

11.1. Да, все правомерно.

11.2. 3 года, это срок исковой давности по требованиям об оплате оказанных услуг. Но перерасчет все таки лучше перепроверить. По какой причине произошло занижение и имело ли оно вообще место быть?

12. Компания, осуществляющая теплоснабжение МКД до настоящего временипроизводит расчеты отопления по отменным в 2011 году “Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, утвержденных Постановление Правительства от 23 мая 2006 года № 306
подскажите пожалуйта:

1. Куда обратиться за перерасчетом;
2. На какой нормативный акт можно сослаться.

С уважением, Г.В.Димитров, 20.05.2016 года.

12.1. Обращаться в саму компанию, требовать перерасчет на основании Постановления Правительства РФ № 354.
В случае отказа – иск в суд.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

13.1. Можете требовать в пределах трех лет-срока исковой давности

14.1. Перерасчет должен производиться в течении 5 дней с момента поступления докуменов

15.1. Да, возможно сделать перерасчет

15.2. да, можно, т.к. лоджия – не является жилой площадью – см ст. 15 ЖК

16.1. жалобу в администрацию своего района. перерасчет производите не вы, а теплоснабжающая организация. квитанцию за отопление за октябрь вы получите в ноябре,после получания убедитесь, что произведен перерасчет. если перерасчет будет отсутситвовать – направте претензию

17.1. в течение 1-го месяца.

18.1. обратитесь в жилинспекцию

19.1. Нет не законно, т.к. решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012 по делу № А12-10712/2012 признано недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, приложение № 4 к постановлению администрации города Волгограда от 25.02.2005 № 266 «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда» в редакции постановления главы Волгограда от 02.10.2007 № 2242 «О внесении изменения в постановление администрации города Волгограда от 25.02.2005 № 266 «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда» в части установления нормативов отопления в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения на один квадратный метр общей площади в размере 0,0183 Гкал в месяц и 0,22 Гкал в год.
Начисление за теплоснабжение должно производиться по показаниям прибора учета.

20.1. Выяснять, с какого бодуна Вам прислали новый счёт. И не оплачивать, так как договор уже есть

21.1. Общий срок исковой давности три года, Как поступить в вашей ситуации можно будет объяснить при встречи. Звоните записывайтесь на консультацию.

22.1. В свободной форме пишите.Порядок и правила начисления оплаты за ЖКУ регулируются правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

23.1. Наталия, если счетчик сдан в эксплуатацию, должны начислять по факту потребления. Видимо УК не согласна ежемесячно снимать показания – им за эти работы надо оплачивать. Узнайте как собственники жилья в Вашем доме решали вопрос оплаты управляющей компании ежемесячные снятие показаний счетчика.

24.1. Вы можете потребовать за ВЕСЬ период переплаты Вами за теплоснабжение. НО, как на это посмотрит ваша УО?! Может и отказать – тогда суд, а там возможно применение срока исковой давности – три года.

25.1. Ваш вопрос не совсем ясен.
Услуги по центальному отоплению летом не оказываются. Оплата данной услуги производится по соответствующим тарифам в течение всего календарного года.

26.1. Я тоже Вам скажу сразу, что если считаете, что Ваши права нарушаются, то можете обратиться в суд “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
“”ГК РФ Статья 11. Судебная защита гражданских прав

КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла пункта 1 статьи 11 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П.
“”1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным “законодательством”, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд).
“”2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных “законом”. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей “редакции”)

26.2. Вопрос очень спорный. Скажите спасибо нашему Правительству, которое смуту всю эту развезло. Действительно, механизм расчета за ОДН стал непрозрачен. Это всего лишь разъяснение Министерства ЖКХ России. Лично в моем доме платежка за ОДН выросла на 700 руб. Мы провели собрание и решили начислять по-старому, исходя из показаний приборов учета. Ресурсники утверждают что у них есть право выбора: по нормативу либо про приборам. По Тольятти волна митингов прокатилась. Естественно ресурсники пошли на попятную, но не во всех домах. Даже не знаю, что вам посоветовать. Напишите коллективное письмо губернатору.

27.1. Добрый Вам день
нужно разбираться на чьем балансе помещение не является ли долевой собственностью все жильцов
С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович

28.1. ☼ Здравствуйте, Вполне вероятно, что данная корректировка осуществлена незаконно и рекомендую вам написать жалобу в жилищную инспекцию для проверки работы управляющей компании

Желаю Вам удачи и всех благ!

28.2. Обратитесь в письменным заявлением в УК, в котором требуете обосновать и дать полный расчет по этой корректировке. Ответ из УК Вы можете обжаловать в ГЖИ или прокуратуре. Удачи и всего доброго.

29.1. Точно – ответить нельзя. Сначала стоит ознакомиться с приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354), в части отопления. По указанным в вопросе обстоятельствам – перерасчета может и не быть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector