Индентифицированные опасные и вредные факторы в работе учителя
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Индентифицированные опасные и вредные факторы в работе учителя

Факторы риска труда учителя

ЛЕКЦИЯ 8

ТЕМА 7.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГОВ.

Учебные вопросы:

Учебные вопросы мин
Условия, способствующие возникновению профессиональных заболеваний педагогов.
Понятие о стрессе и дистрессе в профессиональной и учебной деятельности.
Профилактика поражений голосообразующего аппарата (афонии и дисфонии), заболеваний психоэмоциональной природы,
Профилактика утомления органов зрения, заболеваний ОДА, хронической венозной недостаточности, простудных заболеваний.
ВСЕГО

Условия, способствующие возникновению профессиональных заболеваний педагогов.

Организация профессиональной жизнедеятельности педагога.

Труд педагога связан с высокой плотностью межличностных контактов и возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени;

Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 1998 года: труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го масса (3.2). То есть условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.

По показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса труд педагога можно отнести –

1) степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2) степень 3 класса (3.2) – это уровни вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для этих факторов органов и систем), появлению начальных признаков либо легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;

4) степень 3 класса (3.4) – это условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, характеризующиеся потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, а также высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Факторы риска труда учителя

Трудовая деятельность человека — это особая форма его взаимодействия с окружающим миром. В процессе любого труда человек затрачивает свою мускульную и психическую энергию, происходит активизация, напряжение большинства физиологических реакций. Труд для человеческого организма лишь тогда является естественным процессом, когда весь организм и отдельные его органы и системы, принимающие участие в обеспечении трудового процесса, функционируют в пределах физиологических возможностей. Если это условие нарушено и какие-либо процессы выходят за, рамки физиологических возможностей, то трудовой процесс кажет вызвать различные, сначала функциональные, обратимые, затем и морфологические, необратимые, изменения в органах и тканях или заболевания. В таких ситуациях речь идет о возникновении профессиональных или профессионально обусловленных видах патологии.

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них держат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Основными факторами риска труда учителя являются:

повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля и эмоционального возбуждения, со значительным числом межличностных контактов

– значительная голосовая нагрузка;

– статическая нагрузка при не значительной общей мышечной двигательной нагрузке;

– большой объем интенсивной зрительной работы;

– высокая плотность эпидемических контактов;

– отсутствие стабильного режима дня;

– нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий

резкое перераспределение мозгового кровотока.

Основными факторами риска труда учителя являются:

Вредоностные факторы при работе в учебных мастерских

Классификация вредных факторов при работе в учебных мастерских и их влияние на здоровье человека

Опасные и вредные производственные факторы

На предприятиях работающие могут подвергаться воздействию различных опасных и вредных производственных факторов (см. также п. 1.1).

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по ГОСТ 12.0.003 на следующие классы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена на рис. 1.1

Такая классификация необходима для выявления опасных и вредных производственных факторов, которые могут иметь или имеют место на производстве, и в конечном итоге для полной нейтрализации или уменьшения влияния этих факторов.

Один и тот же опасный или вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь идентифицировать опасность, т. е. выявить и признать, что опасность существует, и определить ее характеристики.

Рис. 1.1 Классификация опасных и вредных производственных факторов

В соответствии с Руководством Р.2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда по степени вредности и опасности разделяются на четыре класса:

1– й класс – оптимальные условия труда;

2– й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);

3– й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норм и выраженности изменений в организме работающих, в свою очередь, подразделяются на четыре степени вредности и опасности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).

1– я степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья.

2– я степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3– я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Читать еще:  Возможна ли выписка из муниципальной квартиры в данной ситуации?

4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с общей потерей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, при которых в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается за исключением ликвидации аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении регламентированных для этих целей режимов.

Гигиеническая оценка условий и характера труда В соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест» рабочие места оцениваются по трем основным критериям:

гигиеническая оценка существующих условий и характера труда; оценка травмобезопасности рабочих мест;

учет и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной (коллективной) защиты, обучения и др.

Травмобезопасность оценивается 1-м, 2-м или 3-м классом (без степени опасности).

Гигиеническая оценка существующих условий и характера труда производится на основе инструментальных измерений физических, химических, биологических и психофизиологических факторов. Классификация этих факторов приведена в ГОСТ 12.0.003 ССБТ. Перечень вредных производственных факторов (с кодами), приведенный в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест», используется предварительно при определении тех или иных факторов, присущих тому или иному рабочему месту. После измерений определяется класс условий труда на рабочем месте. Наиболее трудоемкая работа – это определение класса условий труда по показателям тяжести трудового процесса и напряженности труда.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

динамическая физическая нагрузка;

масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

стереотипные рабочие движения;

статическая физическая нагрузка;

рабочая поза; наклоны корпуса; перемещения в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса определяется по методике, изложенной в указанном выше руководстве Р.2.2.755—99.

Общая оценка тяжести трудового процесса производится на основе всех приведенных показателей. При этом вначале устанавливается и вносится в протокол класс по каждому измеренному показателю, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному показателю, отнесенному к наивысшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше. [3]

К основным показателям напряженности трудового процесса относятся:

нагрузки интеллектуального характера (степень сложности выполняемой работы, восприятия информации, количество и сложность функций, ответственность за конечный результат);

сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, качество воспринимаемых и передаваемых сигналов, количество объектов наблюдения и др.);

эмоциональные нагрузки (степень ответственности, риска для собственной жизни и безопасность других лиц);

монотонность нагрузок (число выполняемых приемов и продолжительность их выполнения, время активных действий в течение смены и др.);

режим работы (количество и длительность смен, регламентированных перерывов и др.).

Оценка напряженности трудового процесса профессиональной группы работников основывается на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.[2]

По каждому из показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. Если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо из показателей не представлен, по данному показателю ставится 1-й класс (оптимальный).

Окончательное определение оптимального, допустимого и вредного классов условий труда основано на количестве показателей, имеющих тот или иной класс. Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается по наиболее высокому классу и степени вредности. Если три и более факторов относятся к классу 3.1, то общая оценка условий труда соответствует классу 3.2. При наличии двух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

При сокращении контакта с вредными факторами (защита временем) условия труда могут быть оценены как менее вредные, но не ниже класса

Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский

–>Мой сайт –>

Охрана труда учителя

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

  • психофизические,
  • физические,
  • химические,
  • биологические.

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

Выделяют еще опасный производственный фактор, он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).

Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест. По условиям труда выделяютследующие классы:

Классификация условий труда постепени вредности и опасности

Риск для здоровья

Условия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.

Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.

Вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.

Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.

Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.

Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.

В течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.

Из лекции Вы узнаете:

  • к какому классу относится труд педагога
  • какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
  • каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде. Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см. модуль 10, санитарно-гигиенический режим).

Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).

Профвредности в труде учителя

(связаны с профессом труда)

Средовые (внутришкольная среда)

1. Нервно-психическое напряжение

2. Напряжение голосовых связок

4. Нерациональный режим труда и отдыха

5. «Детская среда»

1. Неблагоприятный микроклимат

2. Нерациональное освещение

3. Проникающий шум

4. Радиочастотное излучение

5. Летучие химические вещества

6. Пыль сложного состава

10. Паразиты, в т.ч. микропаразиты

Учитель может испытывать действие как охлаждающего, так и нагревающего микроклимата, недостаточной освещенности, проникающего шума, загрязненного воздуха, пыли, содержащей мел, минеральные и органические примеси.

Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.

Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.

Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)

Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.

Интеллектуальная нагрузка связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).

Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.

Читать еще:  Как уменьшить ежемесячный платеж при рефинансировании?

Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде. Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.

В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи, что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.

Большое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов, увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания.
При хроническом ларингите появляется:

  • хрипота,
  • быстрая утомляемость голоса,
  • ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.

Спутник любого умственного труда – гиподинамия, которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.

Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда.

К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

В характере учителя со временем появляется авторитарность, нетерпимость к чужому мнению, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс, вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

Оценка опасных и вредных факторов на рабочем месте учителя химии

Порядок общей оценки напряженности трудового процесса

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом.

Независимо от профессии учитываются все вышеприведенные 22 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени. После чего переходят к окончательной оценке напряженности труда.

«Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 классу

«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;

когда от 1 до 5 показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и/или 3.2, а остальные показатели оценены как 1 и/или 2 класс.

«Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.

При этом труд напряженный 1 степени (3.1) в тех случаях когда:

– 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

– от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2 степени (3.2) устанавливается когда:

– 6 показателей отнесены к классу 3.2;

– более 6 показателей отнесены классу 3.1;

– от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;

– когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3. [10]

Идентификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) на рабочем месте учителя химии

На рабочем месте учителя химии возможно присутствие следующих опасных и вредных производственных факторов: неблагоприятные метеорологические условия, недостаточное освещение помещения, неэффективная система вентиляции, а также напряженность трудового процесса.

2.1 Описание рабочего места учителя химии

Оценка условий труда проводиласьна рабочем месте учителя химии. Помещение, в котором находиться рабочее место учителя химии, представляет собой комнату, разделенную на две зоны стеной. Первая зона – лаборантская, где учитель химии находиться во время перемен между уроками и после уроков, а также во время подготовки опытов для лабораторных работ. Вторая зона – учебный класс, который является основным рабочим местом учителя химии. Учебный класс это помещение размером 5,5 м х 11 м, высотой 2,8 м. Стены окрашены светло–голубой краской, потолок побелен. Лаборантская имеет размеры 3 м х 5,5 м, стены окрашены в светло-бежевый цвет, потолок побелен. На рис. 1 представлен план анализируемого помещения (вид сверху).

В лаборантской находиться рабочий стол учителя, расположенный у окна. У стен размещены шкафы с реактивами и приборами для химических опытов. Наиболее опасные химические вещества помещены в сейф. В лаборантской находиться одно окно размером 2 м х 1,8 м.

В учебном классе находиться демонстрационный стол и школьные парты, в количестве 15 штук. Напротив демонстрационного стола, на стене, расположена доска. В классе находиться 4 окна, 3 из которых размером 2 м х 1,8 м, а последнее окно размером 1,5 м х 1,8 м.

Искусственное освещение в лаборантской осуществляется 3 светильниками с двумя люминесцентными лампами в каждом. Причем в рабочем состоянии находятся только 3 лампы из 6. В учебном классе искусственное освещение обеспечивается 14 светильниками с лампами накаливания. Эти светильники расположены в два параллельных ряда вдоль помещения класса.

Также доска освещается двумя люминесцентными лампами, расположенными над доской на расстоянии 20 см от верхнего края доски.

Характеристика выполняемой работы

В соответствии со СНиП 23–05–95 «Естественное и искусственное освещение» производимую работу можно отнести к разряду Iб зрительной работы, т.е. работа наивысшей точности (наименьший размер объекта различия 0,15 мм ).

В соответствии с ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарно–гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» (переиздание – сентябрь 1999 г.) работа учителя относится к категории Iб, т.е. работа, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением.

Измерение и оценка освещения в лаборантской учителя химии

В качестве нормируемой величины для естественного освещения применяется относительная величина – коэффициент естественного освещения (КЕО). При боковом освещении нормируется минимальное значение КЕО, при верхнем и комбинированном – среднее. В исследуемом помещении естественное освещение только боковое, поэтому нормирование осуществляется по первому условию.

Измерим естественную освещенность в помещении лаборантской учителя химии. Измерение осуществляется с помощью люксметра следующим образом. На расстоянии 0, 1, 2, 3, 4 и 5 м от окна измеряется естественная освещенность в помещении и наружная освещенность (рис.2).

I – рабочий стол учителя химии

II – шкафы для химических реактивов

III – сейф для ядовитых веществ

1–5 – точки замера естественной освещенности

Рис.2. Схема помещения лаборантской учителя химии

Наружная освещенность составляет ЕН = 5400 лк.

Для каждой точки рассчитаем значение КЕО по формуле:

(1)

где Ев и Ен – освещенность соответственно внутри и снаружи помещения, лк.

Результаты измерений и расчетов представим в таблице 1.

Таблица 1. Результаты измерения естественной освещенности

Вредоностные факторы при работе в учебных мастерских

Классификация вредных факторов при работе в учебных мастерских и их влияние на здоровье человека

Читать еще:  Зайцева светлана юрьевна фкп росреестра по московской области

Опасные и вредные производственные факторы

На предприятиях работающие могут подвергаться воздействию различных опасных и вредных производственных факторов (см. также п. 1.1).

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по ГОСТ 12.0.003 на следующие классы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена на рис. 1.1

Такая классификация необходима для выявления опасных и вредных производственных факторов, которые могут иметь или имеют место на производстве, и в конечном итоге для полной нейтрализации или уменьшения влияния этих факторов.

Один и тот же опасный или вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь идентифицировать опасность, т. е. выявить и признать, что опасность существует, и определить ее характеристики.

Рис. 1.1 Классификация опасных и вредных производственных факторов

В соответствии с Руководством Р.2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда по степени вредности и опасности разделяются на четыре класса:

1– й класс – оптимальные условия труда;

2– й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);

3– й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норм и выраженности изменений в организме работающих, в свою очередь, подразделяются на четыре степени вредности и опасности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).

1– я степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья.

2– я степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3– я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с общей потерей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, при которых в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается за исключением ликвидации аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении регламентированных для этих целей режимов.

Гигиеническая оценка условий и характера труда В соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест» рабочие места оцениваются по трем основным критериям:

гигиеническая оценка существующих условий и характера труда; оценка травмобезопасности рабочих мест;

учет и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной (коллективной) защиты, обучения и др.

Травмобезопасность оценивается 1-м, 2-м или 3-м классом (без степени опасности).

Гигиеническая оценка существующих условий и характера труда производится на основе инструментальных измерений физических, химических, биологических и психофизиологических факторов. Классификация этих факторов приведена в ГОСТ 12.0.003 ССБТ. Перечень вредных производственных факторов (с кодами), приведенный в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест», используется предварительно при определении тех или иных факторов, присущих тому или иному рабочему месту. После измерений определяется класс условий труда на рабочем месте. Наиболее трудоемкая работа – это определение класса условий труда по показателям тяжести трудового процесса и напряженности труда.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

динамическая физическая нагрузка;

масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

стереотипные рабочие движения;

статическая физическая нагрузка;

рабочая поза; наклоны корпуса; перемещения в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса определяется по методике, изложенной в указанном выше руководстве Р.2.2.755—99.

Общая оценка тяжести трудового процесса производится на основе всех приведенных показателей. При этом вначале устанавливается и вносится в протокол класс по каждому измеренному показателю, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному показателю, отнесенному к наивысшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше. [3]

К основным показателям напряженности трудового процесса относятся:

нагрузки интеллектуального характера (степень сложности выполняемой работы, восприятия информации, количество и сложность функций, ответственность за конечный результат);

сенсорные нагрузки (длительность сосредоточенного наблюдения, качество воспринимаемых и передаваемых сигналов, количество объектов наблюдения и др.);

эмоциональные нагрузки (степень ответственности, риска для собственной жизни и безопасность других лиц);

монотонность нагрузок (число выполняемых приемов и продолжительность их выполнения, время активных действий в течение смены и др.);

режим работы (количество и длительность смен, регламентированных перерывов и др.).

Оценка напряженности трудового процесса профессиональной группы работников основывается на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.[2]

По каждому из показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. Если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо из показателей не представлен, по данному показателю ставится 1-й класс (оптимальный).

Окончательное определение оптимального, допустимого и вредного классов условий труда основано на количестве показателей, имеющих тот или иной класс. Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается по наиболее высокому классу и степени вредности. Если три и более факторов относятся к классу 3.1, то общая оценка условий труда соответствует классу 3.2. При наличии двух и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

При сокращении контакта с вредными факторами (защита временем) условия труда могут быть оценены как менее вредные, но не ниже класса

Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector