Имеет ли право работодатель снимать отпечатки пальцев?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Имеет ли право работодатель снимать отпечатки пальцев?

Имеет ли право работодатель снимать отпечатки пальцев?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации собираются установить считыватель отпечатков пальцев для учета прихода-ухода сотрудников на работу. Нужно ли получать согласие сотрудника на получение отпечатка пальца в базу данных? Какими нормами регулируется этот вопрос?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель имеет право провести дактилоскопическую регистрацию работников при наличии их письменного согласия.

Обоснование позиции:
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть четвертая ст. 91 ТК РФ).
В силу ст.ст. 21, 22 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, а работодатель, в свою очередь, вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.
Таким образом, из положений трудового законодательства следует, что работодатель вправе осуществлять контроль за соблюдением работниками дисциплины труда, правил внутреннего трудового распорядка, исполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Однако вопрос о правомерности осуществления работодателями дактилоскопической регистрации, в целях контроля за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, в настоящее время прямо законодательством не регламентируется.
В настоящее время Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” (далее – Закон N 128-ФЗ) урегулировано только проведение государственной дактилоскопической регистрации.
В ст.ст. 10, 11 Закона N 128-ФЗ указаны органы, осуществляющие добровольную, а также, в предусмотренных законом случаях, обязательную дактилоскопическую регистрацию. Также в ст. 14 указаны органы, которые имеют право на использование и получение дактилоскопической информации. Закон N 128-ФЗ не упоминает организации, не являющиеся государственными органами, в качестве лиц, имеющих право проводить государственную дактилоскопическую регистрацию.
В этой связи некоторые представители Роструда приходят к выводу, что ни работодатели, ни нанятые ими организации не вправе проводить дактилоскопическую регистрацию работников, в том числе для целей организации пропускного режима на предприятии (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”).
При этом отметим, что Закон N 128-ФЗ регулирует только порядок проведения именно государственной дактилоскопической регистрации. Сам по себе он не запрещает проведение добровольной дактилоскопической регистрации, не являющейся государственной дактилоскопической регистрацией.
В рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон N 152-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 данного закона. Дактилоскопическая регистрация работодателем работников не поименована в ч. 2 ст. 11 Закон N 152-ФЗ.
На основании изложенного мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае работодатель имеет право провести дактилоскопическую регистрацию работников, но только при наличии их письменного согласия. Аналогичное мнение высказано и некоторыми представителями Роструда (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”). Также рекомендуем ознакомиться с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г.; постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 N 08АП-10047/17.
Обнаружить судебную практику, где рассматривался бы вопрос правомерности дактилоскопической регистрации работников работодателем, нам, к сожалению, не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Имеет ли право работодатель собирать отпечатки пальцев?

Добрый день Никита. Да совершенно верно. Обработка персональных данных возможна только с согласия проверяемого лица, а так же только соответствующими органами, у которых имеются полномочия совершать те или иные действия.

Нет, не имеет права, если Вами не было дано письменное согласие на обработку персональных данных, в том числе и дактилоскопию.

Здравствуйте. Согласно ст.11 ФЗ “О персональных данных”

1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации.

Как видите, случая идентификации работника по биометрическим данным в перечне нет. Значит внедрение этой автоматической системы незаконно.

Читать еще:  Журнал трехступенчатого контроля пример заполнения

Однако ущё в Письме Госкомтруда СССР, Минфина СССР и ЦСУ СССР
от 27 апреля 1973 г. № 75-АБ/89/10-80 “Об основных положениях по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве” (ныне действующем и которым имеют право руководствоваться) сказано, что контроль за своевременной явкой рабочих и служащих на работу и уходом с нее организуется по одной из следующих систем:

а) карточной – с помощью контрольных часов;

б) жетонной – с применением табельных жетонов или марок;

в) пропускной – посредством сдачи рабочими и служащими и выдачи им пропусков;

г) рапортно-ведомостной – с использованием рапортов или табельных ведомостей, получаемых от начальников цехов, участков, отделов, производителей работ, мастеров, бригадиров;

д) с помощью контрольно-пропускных устройств.

Отстаёт законодательство от научно-технического прогресса. Рано или поздно её узаконят.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Трудовым кодексом РФ такой меры предостережения не предусмотрено при принятии на работу, если поэтому основанию работодатель откажет в принятии на работу, решение об отказе можно обжаловать ч/з районный суд и потребовать соответствующей компенсации за моральный ущерб и упущенную выгоду в виде з/п на соответствующей должности. Буду благодарен за оценку ответа utist_ivan@mail.ru

Уважаемый Никита! Если Ваш работодатель решил без согласия сотрудников собирать у них отпечатки пальцев, являющиеся их персональными данными, то считаю, что Вам нужно деликатно объяснить этому господину, что мы живём в правовом государстве (именно так гласит самая первая норма (ч. 1 ст. 1) Конституции РФ). А ст.2 Конституции РФ, исходя из первой нормы, установила приоритет прав человека, провозгласив их высшей ценностью, а защиту этих прав – обязанностью государства. А ещё надо ему напомнить, что согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. И что ст. 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав человека и гражданина, одним из которых согласно ст. 23 Конституции РФ является право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Надо также напомнить господину, что свою обязанность по защите прав человека государство реализует, используя для этого всю свою мощь, в том числе с использованием административной и уголовной репрессии.

В частности, ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ гласит, что обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 ст. 13.11 КоАП РФ установлено, что обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Если всего этого окажется недостаточно, тогда можно сделать последнее напоминание. Мол, ч. 1 ст. 137 УК РФ за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, предусмотрено уголовное наказание штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А если и этого оказалось недостаточно, чтобы унять господина, тогда “рабам” нужно оставить деликатность в сторону, вспомнить, что они люди и доказать это посредством обращения в правоохранительные органы. Желательно в территориальный орган Следственного комитета России, ибо уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 137 УК РФ, расследуются следователями данного следственного органа.

Вправе ли работодатель или нанятая им организация производить снятие отпечатков пальцев работников для организации пропускного режима в рабочие помещения по отпечаткам?

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” определяет – в каких случаях, какими органами и для каких целей может проводиться добровольная или обязательная дактилоскопическая регистрация граждан (см. Правовое обоснование).

Указанным законом не предоставлено право ни работодателю, ни нанятой им организации снимать отпечатки пальцев работников для целей организации пропускного режима на предприятие.

Правовое обоснование

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» дактилоскопическая информация – это биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.

Статья 8 Закона № 128-ФЗ устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

Согласно статье 10 Закона № 128-ФЗ добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации проводится по их письменному заявление органами внутренних дел и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства указанных граждан.

В силу статьи 9 Закона № 128-ФЗ обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

Читать еще:  Дарение недвижимости близким родственникам и налог на прибыль

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

  • органах внутренних дел;
  • органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органах государственной налоговой службы;
  • органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • органах и подразделениях службы судебных приставов;
  • таможенных органах;
  • органах государственной охраны;
  • учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • государственной противопожарной службе;
  • федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

и некоторые другие.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 128-ФЗ право на использование дактилоскопической информации имеют суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы уголовно-исполнительной системы, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

При идентификации личности с использованием удостоверения личности моряка право на использование дактилоскопической информации, полученной при выдаче удостоверения личности моряка, имеют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, а также органы федеральной службы безопасности (часть 2 статьи 14 Закона № 128-ФЗ).

Государственные органы, указанные в статьях 11 и 14 Закона № 128-ФЗ, для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица (часть 4 статьи 14 Закона № 128-ФЗ).

Работодатель прописал в соглашении слежку и сбор отпечатков пальцев

Работодатель хочет перевести меня на новое место работы и предлагает подписать дополнительное соглашение, в котором меня смущает все: аудио- и видеослежка на рабочем месте, хранение моей информации, отпечатков пальцев, прослушка телефонных разговоров с рабочего телефона, установка на компьютер программ для слежки за мной, передача информации третьим лицам. А в конце сунули ссылку на законы с упоминанием уголовной ответственности. Какой работодатель в здравом уме будет так делать?

Работник должен на все это согласиться Иначе «наступит ответственность»

Меня не устраивают подобные условия, но окончательно уйти с этой работы я сейчас не могу. Есть ли у меня какие-то законные основания требовать изменения этих пунктов? Спасибо!

Александр, любой договор — дело добровольное.

Одна сторона может включать в него выгодные для себя условия, вторая — договариваться об их изменении. Но однозначно сказать, что ваш работодатель неправ, нельзя. Сбор информации о работнике на его рабочем месте законен, если он сам дал на это письменное согласие.

И я объясню почему.

Работодатель имеет право заключать допсоглашения

Статья 72 трудового кодекса позволяет заключать дополнительные к трудовому договору с сотрудником соглашения. Но просто так, по собственному желанию, работодатель внести изменения не может: он должен согласовать их с работником и документально оформить. Допсоглашение подписывают обе стороны — и работодатель, и работник.

Единого образца и требований к содержанию дополнительного соглашения не существует. Тут работодатель вправе предлагать свои варианты — при условии, что они не нарушают закон.

Руководитель фирмы может собирать информацию

Если бы он собирал такую информацию без вашего ведома, это было бы нарушением. Конституция защищает права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Но у вас явно другой случай. Ваш начальник заранее ставит вас в известность обо всем и включает эту информацию в трудовой договор. ГК РФ разрешает собирать, хранить и распространять информацию о частной жизни гражданина — но только если такая информация была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Все зависит от того, зачем работодателю такая информация, как долго он будет ее хранить, несет ли он ответственность за ее сохранность.

У вашего руководства все цели, задачи и порядок четко расписаны.

Сбор отпечатков пальцев — только для допуска на территорию. По всей видимости, планируется установка замков со сканером отпечатков пальцев. Аудио- и видеоконтроль и контроль за рабочими компьютерами — для предотвращения передачи интеллектуальной собственности работодателя другим лицам.

Прописан порядок доступа к информации: доступ есть только у непосредственного руководителя и у лица, представляющего его интересы.

А предоставлять информацию, по условиям вашего допсоглашения, работодатель может только судебным, правоохранительным и иным государственным органам. Это законно.

Статья 137 УК РФ запрещает незаконный сбор и распространение сведений о личной или семейной жизни человека. Но если человек дает согласие на сбор такой информации — нарушения нет.

Зачем тогда работодатель ссылается на статьи УК?

Все нормы, предусмотренные законами, действуют независимо от того, прописаны ли они в трудовых договорах. Так что работодатель мог бы о них и не напоминать: законы распространяются на всех, даже на тех, кто о них не знает.

Это означает, что если работник совершает действия, попадающие под статьи уголовного кодекса, — ему в любом случае придется нести ответственность. И не имеет никакого значения, были ли эти статьи упомянуты в трудовом соглашении.

Зачем работодателю абсолютный контроль над работником?

Тут логика простая. Работнику платят хорошую зарплату, предоставляют теплый кабинет, стол, компьютер, быстрый интернет. И взамен работодатель хочет, чтобы его сотрудники использовали все это только для работы, а не для общения в соцсетях либо подработки на стороне. И закон в данном случае будет полностью на стороне работодателя.

Такие меры контроля далеко не самые жесткие. Например, в правоохранительных органах руководители обязаны посещать своих подчиненных по месту жительства, беседовать с родственниками о том, как ведет себя сотрудник дома, не пьет ли водку каждый день и не нарушает ли он общественный порядок. А в качестве подтверждения — представлять фотографии. Какими бы странными ни казались такие требования — с согласия работника возможно и это. Нарушением неприкосновенности жилища это не считается.

Читать еще:  Возможно ли расторжение брака граждан Украины на территории РФ?

Потребовать изменения не устраивающих вас пунктов дополнительного соглашения не получится. Но можно попробовать убедить руководителя в том, что ослабление мер по контролю повысит прибыльность вашей фирмы.

Мои выводы такие:

  1. Сбор информации с рабочего места при письменно оформленном согласии работника не нарушает закон.
  2. Если работодатель начал сбор такой информации о вас до того, как вы подписали соглашение, — это нарушение, ваши права защищает трудовая инспекция и суд.
  3. Условия дополнительного соглашения можно пересмотреть — но для этого придется договариваться с работодателем. Заставить его нельзя.

Нужно ли брать разрешение на то, чтобы взять отпечатки пальцев у сотрудников в базу данных

В некоторых компаниях сегодня с целью учета прихода-ухода работников на смену устанавливают считыватели отпечатков пальцев. Сотрудник приходит на рабочее место, прикасается пальцем к считывателю – автомат отмечает, в какое время подчиненный явился на работу. И наоборот, по окончании рабочего дня сотрудник на выходе прикасается к аппарату повторно. Давайте выясним, имеет ли работодатель право на установку подобного оборудования, и нужно ли брать разрешение работников на то, чтобы взять отпечатки пальцев у сотрудников.

Мнение экспертов к вопросу о том, как взять отпечатки пальцев у сотрудников

Эксперты в сфере трудового права утверждают, что прав на самовольное проведение дактилоскопии среди сотрудников наниматели не имеют – для того, чтобы узаконить процедуру, придется в первую очередь заручиться письменным согласием работников.

Постараемся разобраться с тем, на основании каких законодательных актов и практики сделаны подобные выводы. Согласно указаниям ч. 4 ст. 91 ТК РФ, наниматель должен вести учет фактически отработанного каждым сотрудником времени. В статьях 21 и 22 ТК РФ говорится о том, что трудящиеся должны добросовестно выполнять свои должностные функции, о которых сказано в индивидуальном трудовом договоре, а также следовать правилам внутреннего трудового распорядка на предприятии, соблюдать трудовую дисциплину. Руководитель имеет право на то, чтобы требовать от подчиненных подчинения и исполнения упомянутых выше правил.

В итоге, нормы Трудового кодекса дают работодателю право на то, чтобы контролировать соблюдение подчиненными установленных в организации правил, следование ими правил внутреннего распорядка и исполнение трудовых обязанностей, перечисленных в тексте трудового соглашения. Но ни в одном положении Трудового законодательства (как и ни в одном другом нормативном акте) не говорится о правомерности снятия руководителями отпечатков пальцев работников в целях осуществления такого контроля.

Необходимо принимать во внимание статью 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В ней говорится о том, что информация, которая характеризует биологические и физические особенности человека (биометрические персональные данные), на основании которых можно однозначно идентифицировать личность гражданина, и которые применяются для идентификации личности субъекта персональных данных оператором, могут быть обработаны исключительно после получения письменного согласия субъекта персональных данных. Существует ряд исключений, полный перечень которых содержится в ч. 2 ст. 11 закона № 152-ФЗ. Данный список не включает в себя случай с проведением дактилоскопии работодателем.

Регулирует проведение дактилоскопической регистрации только Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ, но положения данного законодательного акта рассчитаны исключительно на нормирование государственной дактилоскопической регистрации. В законе не упоминается о том, что предприятие, не являющееся государственным учреждением, имеет право на проведение государственной дактилоскопической регистрации. А органы, которые уполномочены на ее проведение, перечислены в тексте статей 10 и 11 Федерального закона № 128-ФЗ, причем речь идет как о добровольной, так и о принудительной дактилоскопии. Правом на применение и получение информации об отпечатках пальцев обладают органы власти, присутствующие в списке статьи 14 данного закона.

Исходя из всего вышесказанного, Роструд сделал соответствующие выводы и решил, что ни сами работодатели, ни какие-либо нанятые ими службы не имеют законного права на то, чтобы по собственному усмотрению взять отпечатки пальцев у сотрудников. Даже если речь идет о принятии дополнительных мер контроля за осуществлением работниками их прямых обязанностей (как в случае с установкой считывателя отпечатков пальцев с целью организации пропускного режима на фирме), наниматели не получают право на проведение принудительной дактилоскопии.

Чтобы понять, как к проведению дактилоскопической регистрации относятся суды, ознакомьтесь с Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 № 08АП-10047/17.

Важно! Позиция Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций относительно проведения принудительной дактилоскопии излагается в Разъяснении от 30.08.2013.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ О государственной дактилоскопической регистрации в РФ
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ О персональных данных
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель собирается взять отпечатки пальцев у сотрудников под угрозой увольнения и пытается отыскать сведения из судебной практики по данному вопросу.

Комментарий: Работодатель не имеет права проводить дактилоскопию без письменного разрешения работников. Уволить сотрудника можно исключительно по основаниям, регламентированным ТК РФ, число которых не входит увольнение за отказ от дактилоскопической регистрации. Судебной практики по данному вопросу не имеется.

Ошибка: Наниматель принимает на работу только соискателей, согласившихся на проведение дактилоскопии с целью регистрации в системе пропускного режима на предприятии.

Комментарий: Нельзя отказывать в трудоустройстве на том основании, что соискатель отказывается от проведения принудительной дактилоскопии. Основания для отказа в предоставлении работы содержатся в Трудовом Кодексе РФ.

Ответы на распространенные вопросы о том, как взять отпечатки пальцев у сотрудников

Вопрос №1: Где можно посмотреть на официальные ответы Роструда касательно вопроса проведения принудительной дактилоскопии среди сотрудников предприятия?

Ответ: Ответы опубликованы на информационном портале «онлайнинспекция.рф» (см. ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).

Вопрос №2: Содержит ли Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ запрет на проведение добровольной дактилоскопической регистрации, которая н является государственной процедурой?

Ответ: Нет, запрета закон не содержит. Данный закон только регулирует порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector