Имеет ли право глава администрации подрабатывать учителем?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Имеет ли право глава администрации подрабатывать учителем?

Имеет ли право глава администрации подрабатывать учителем?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Может ли руководитель образовательной организации (директор школы) сам себя назначить на должность учителя и заключить с собой договор, если функцию работодателя по отношению к руководителю выполняет уполномоченный муниципальный орган (Управление образования)? Вправе ли директор решать самостоятельно о предоставлении себе педагогической работы? В случае заключения дополнительного соглашения за работу в порядке совмещения как будет данная работа отражена в тарификационном списке, так как доплата за совмещение состоит из вакантной должности учителя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Соглашение о выполнении директором школы дополнительной работы в виде совмещения должностей со стороны работодателя должно подписать уполномоченное должностное лицо управления образования.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом доплата за выполнение этой работы должна быть установлена соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ).
В силу пп. “ж” п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 “Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры” преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора. Указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором школы в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.
Для правильного документального оформления выполнения дополнительной работы необходимо оформить два кадровых документа:
– приказ (распоряжение) работодателя о выполнении работником дополнительной работы;
– соглашение сторон трудового договора, в котором определяется размер доплаты за выполнение работником дополнительной работы.
Обращаем внимание на то, что при совмещении профессий (должностей) не происходит назначения работника на другую должность, на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. В этой связи соглашение сторон, о котором идет речь в ст. 151 ТК РФ, не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Как следует из ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа выполняется работником “наряду с работой, определенной трудовым договором”, то есть она выходит за рамки работы, предусмотренной трудовым договором. Такая работа не может отражаться в трудовом договоре, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, в отличие от трудового договора (включая дополнительные соглашения к нему), действие соглашения о выполнении работником дополнительной работы может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон: работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При этом такое прекращение выполнения дополнительной работы не означает прекращения, изменения трудового договора – трудовой договор, заключенный с работником, продолжит свое действие и после его отказа от выполнения порученной работы или отмены поручения работодателем.
Вместе с тем пунктом 5.4 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре” (далее – Приложение 2 к приказу N 1601) установлено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. В отношении руководителя, замещающего должность педагогического работника, исключений не установлено.
Как мы поняли из вопроса, речь идет о руководителе муниципального бюджетного учреждения образования, который будет совмещать работу по должности учителя в этом учреждении. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а в отношении бюджетного учреждения – также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, – нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (ст.ст. 48, 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), от имени которого согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ действуют соответствующие органы местного самоуправления. В силу части 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые, помимо прочего, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального образования, которая перед заключением трудового договора с работником, принятым на должность руководителя учреждения, производила его назначение на должность. При этом трудовой договор с руководителем учреждения по смыслу ст.ст. 20 и 275 ТК РФ должен быть заключен также администрацией муниципального образования, которая в данном случае будет действовать не как работодатель, а как представитель работодателя-учреждения.
Поскольку норма пункта 5.4 Приложение 2 к приказу N 1601 указывает на необходимость определения учебной нагрузки работника, выполняющего в порядке совмещения должностей работу учителя, в дополнительном соглашении к трудовому договору, мы считаем, что в данном случае согласовать нагрузку руководителя необходимо уполномоченному лицу соответствующего органа местного самоуправления, на которого возложена обязанность по заключению трудового договора с руководителем учреждения, учредителем которого выступает это муниципальное образование. При этом полагаем, что определение учебной нагрузки руководителю путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору не подразумевает внесение изменений в условие о трудовой функции работника и не влияет на саму возможность отмены работодателем поручения дополнительной работы или отказа руководителя от выполнения такой работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.
Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований к оформлению тарификационных списков. По мнению специалистов Роструда, в тарификационном списке работников образования необходимо указывать должность работника согласно штатному расписанию. Например, если директор ведет преподавательскую работу в тарификационном списке необходимо указать “директор” и преподаваемую им дисциплину (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ответ недели: директор образовательной организации работает преподавателем

Вопрос: согласно ФЗ «Об образовании» директор образовательной организации может заниматься преподавательской деятельностью.
Каким образом оформить с директором трудовые отношения, если он преподает в этой же организации.
Кто будет выступать в роли Работодателя — сам директор или Учредитель.

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление N 41) установлены особые условия для работы педагогических работников, определены виды работ, не считающихся для них совместительством и не требующих оформления трудового договора.

Согласно п. «в» п. 2 Постановления N 41 не считаются совместительством для рассматриваемых категорий работников и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Выполнение работ, указанных в пп. «б» — «з» п. 2 Постановления N 41, допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается учредителем образовательной организации — ст. 51, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»>

Таким образом, трудовой договор с руководителем образовательного учреждения заключается учредителем этого учреждения. Работодателем для руководителя является учредитель.

На основании изложенного, считаем, что учредителю следует подписать с руководителем дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного выше объема педагогической нагрузки с руководителем следует заключить договор внутреннего совместительства.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, содержащихся в СПС КонсультантПлюс и носит справочный характер. Обращаем Ваше внимание, что разъяснение правовых норм, основанные на анализе положений действующего законодательства и судебной практики, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Должности руководителей образовательных организаций
  1. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
Читать еще:  Какие могут быть последствия, если ударила несовершеннолетнюю?

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» — «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Вопрос: В учреждении дополнительного профессионального образования предусмотрена должность заместителя директора по учебной работе. Должностной оклад заместителю директора как административному работнику выплачивается за работу при 40-часовой рабочей неделе. Помимо основной (административной) работы, заместитель директора по учебной работе принимает участие в экзаменах в рамках педагогической деятельности. Надо ли такое участие оформлять как внутреннее совместительство или производить доплату в соответствии с установленным объемом учебной нагрузки?

Ответ: Данная работа не будет являться внутренним совместительством, если не превышает 300 часов в год и будет осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Обоснование: Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление N 41) установлены особые условия для работы педагогических работников, определены виды работ, не считающихся для них совместительством и не требующих оформления трудового договора.

Согласно пп. «в» и «ж» п. 2 Постановления N 41 не считаются совместительством для рассматриваемых категорий работников и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Выполнение работ, указанных в пп. «б» — «з» п. 2 Постановления N 41, допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Таким образом, количество часов педагогической нагрузки заместителю директора по учебной работе устанавливает руководитель учреждения. При этом в силу п. 2 Постановления N 41 работнику может быть поручена педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Данная работа не будет являться совместительством и не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя.

Руководителю учреждения следует подписать с заместителем директора дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор внутреннего совместительства.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

При оформлении работы по внутреннему совместительству с работником заключается отдельный трудовой договор, в котором установлены трудовая функция и оплата труда по должности согласно штатному расписанию, замещаемой работником-совместителем. Продолжительность работы на условиях внутреннего совместительства может быть определена сроком трудового договора.

ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»

Региональный информационный центр

Таким образом, директор музыкальной школы может осуществлять преподавательскую деятельность по разрешению вышестоящего органа (учредителя) в своем образовательном учреждении без занятия штатной должности. Размер учебной нагрузки для директора должен быть установлен в трудовом договоре или приложении к нему. На условиях почасовой оплаты руководитель образовательного учреждения может вести преподавательскую работу не более 300 часов в год. Работать по совместительству в другом образовательном учреждении директор вправе тоже только с разрешения учредителя.

Стимулирующие выплаты по должности преподавателя директор может получать, если они прописаны в его трудовом договоре и положении об оплате труда в учреждении.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Четвертных Светлана Юрьевна

Молодой специалист и придирки администрации

У нас в школе появился молодой специалист, учитель русского языка. Девочка старается, работает. Не все получается, не все, конечно, знает. Директору школы не нравится её работа: уроки скучные и проч. Директор объявила, что поставила на учет молодого специалиста. Ходит к ней на уроки 1 раз неделю. Девочка плачет поле визитов директора, потому что та только ругает её. Имеет ли право директор ставить молодого специалиста на учет и ходить к ней на уроки раз в неделю?

Насчет имеет права не знаю, но общепринято отмечать хорошие стороны, и подбадривать новичка, оказывать посильную помощь, можно закрепить опытного педагога, показать как нужно, пригласить ее на свои уроки. Ругать каждый может, а вот направить и научить, помочь.

Прямо травля какая-то! Может, девушку хотят выжить из школы? У Вас там очередь стоит из учителей высшей категории, мечтающих занять ее место? Или просто директору некуда приложить свои усилия по формированию педколлектива? Конечно, бессмысленно давать советы типа “забей”, но ведь выбора нет: или терпеть, или уходить. Лучше все же попытаться бороться, наверное. Хотя с такой Кабанихой, поди, поборешься!Всем сердцем сочувствую!

Во-первых, молодому специалисту назначают наставника-опытного учителя;во-вторых, руководитель методического объединения и зам. директора по методической работе должны проводить консультации для молодых учителей; далее,молодому специалисту необходимо посещать уроки других учителей. А администрация школы посещает уроки молодого специалиста только с целью обучения, помощи. Помимо этого, учителю надо заниматься самообразованием: изучать методическую литературу,ходить на районные семинары, о посещении уроков опытных учителей я уже говорила.

Спасибо, коллеги. Буду изучать разного рода документы, чтобы обосновать свои требования человеческого отношения к молодому специалисту.( “Правила внутреннего распорядка” и другое)

Читать еще:  Будет ли данное использование фотографий считаться нарушением авторского права?

Зато какая школа! Многие через это прошли. Что не убивает нас, делает сильней

Может я что-то не понимаю. Но не верю я в безосновательные придирки администрации. В нашей школе много молодых специалистов. Но к каждому из них разное отношение. Если человек добросовестно работает, перенимает опыт , читает литературу, готовиться к урокам с ответственностью – не могут уроки быть плохими, а учитель находиться под таким прессингом. Надо глобально разобраться в ситуации и искать выходы. Вы правы – учителем сейчас мало кто захочет работать. Бумаги одолели. Поэтому надо бережно относиться к ОТВЕТСТВЕННЫМ молодым специалистам и помочь им стать профи!

Доброго времени суток, коллеги. Я работаю в школе 5-й год. Из них три года была молодым специалистом (да и до сих пор негласно им остаюсь). Администрация школы делала много для того, что бы я осталась работать. Да, ко мне ходили на уроки, но не раз в неделю (может раз в пару месяцев). Да, мне делали замечания, но не в форме травли и придирок, а корректно, по-доброму, участливо. У меня был наставник, но я с ним не очень контактировала, потому что нашла других педагогов, с которыми подружилась. ЕСЛИ я подходила с вопросом, проблемой, мне ОБЯЗАТЕЛЬНО помогали. Я очень благодарна администрации, учителям, которые меня поддерживали в первые годы работы и поддерживают до сих пор.
У меня множество знакомых, которые смогли отработать в школе только ОДИН год, а потом сбежали. Сбежали, потому что не оказали поддержки, потому что затравили и задавили (“приходят тут всякие и ничего не умеют. “)
А насчет того, что травля – школа жизни. Господа, на человека наваливается много других трудностей (помимо работы), а “школа жизни” – это работа с детьми, разными детьми, которые и учат учителя учить.

Уважаемая Галина Эдуардовна, а Вы сядьте с “девочкой” после занятий, подготовьте вместе урок, другой. В процессе подготовки как раз и поймете, какой она специалист, какой человек, какие готовит уроки, старается ли на самом деле. Посетите урок, разработанный совместно с Вами, или любой другой. Как организовано пространство урока, как учитель общается с классом, какой она предметник, какой психолог, есть ли желание сотрудничать с детьми? Потом вместе проанализируйте ее урок без нервов. Заодно увидите, как девушка реагирует на Ваши корректные и вовсе не обидные замечания. Может, дело не в директоре?
Директор права в том, что урок должен соответствовать определенным требованиям. Любой директор печется о качестве преподавания, ведь это престиж школы.
А есть ли у молодого учителя куратор? Что он говорит о своей подопечной?
Мы все проходили через такие проверки, я, например, была молодым специалистом трижды: на последних курсах университета (подрабатывала), после университета и когда пришла в систему РО. Не все же плакали. Плачет – это не лучший показатель характера. И плачет только после визитов директора? И отчего плачет? От неудач или от слов директора? Разные вещи. Что для этого учителя важнее: учить и воспитывать детей или себя проявлять на уроке, чтоб похвалили? Если второе, то это страшновато уже.
Я наблюдала разных молодых специалистов в школах: склонные к самолюбованию, как правило, в школе не приживаются. А если не права директор, то Вы же, как опытный специалист на хорошем счету, можете и с директором “пошептаться”, невзначай как бы похвалить молодого учителя, рассказать о ее сильных сторонах. Главное – у Вас есть желание помочь.
А учителей в школе недостает, особенно молодых.

Молодым педагогам нужно помогать. Плох тот директор, который этого не понимает. А где учителя – наставники? Они прежде всего опекают молодых специалистов и оказывают им необходимую поддержку и помощь.

Кого и при каких условиях администрация школы может обязать работать в школьном лагере летом

Кого и при каких условиях администрация школы может обязать работать в школьном лагере летом? Должны ли в таких случаях спрашивать согласие и можно ли отказаться?

Трудовые права педагогов

Обязать работать в летнем лагере могут в одном случае – если эта работа (трудовая функция) предусмотрена трудовым договором, должностной инструкцией или образовательной (учебной) программой, преподавание по которой осуществляет педагог. В этом случае, конечно, дополнительного согласия работника не требуется.

Но есть ряд условий, при которых администрация вправе привлечь работника к выполнению работы, не предусмотренной его трудовым договором, без его согласия:

1. Если у работника возник простой в силу чрезвычайных обстоятельств (катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемия или эпизоотия и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части). В этих случаях администрация образовательного учреждения на основании специального приказа может временно (на срок до одного месяца) может направлять работника на выполнение иных трудовых функций, не предусмотренных трудовым договором (должностной инструкцией).

2. Если в силу (опять же!) чрезвычайных обстоятельств возникла необходимость замещения временно отсутствующего работника. В этом случае работодатель может перевести работника на другую работу на срок до одного месяца.

3. В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара и т.п.)

Во всех прочих случаях администрация должна получить согласие работника, это согласие должно быть получено в письменном виде.

Правовые основания:

В соответствии со статьей 72 «Изменение определенных сторонами условий трудового договора» Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора.

Так, согласно статьи 72.1 перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника. При этом необходимо учитывать еще положения ст. 72.2. ТК РФ перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами.

В соответствии с п. 4.2. Приказа Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений” в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

Что делать, если вас привлекли к работе летнего лагеря без вашего желания:

Шаг 1. Внимательно ознакомьтесь с вашим трудовым договором, должностной инструкцией и образовательной (учебной) программой.

Шаг 2. Прежде чем принять решения об отказе в выполнении работы в летнем лагере, необходимо в канцелярии (у секретаря) директора попросить для ознакомления приказы о наличии простоя в деятельности образовательного учреждения и о временном переводе на другую работу. Если данные приказы существуют, то формальных оснований для отказа не имеется. Обратите внимание, какими причинами вызван простой в деятельности организации или по каким причинам отсутствует работник. Помните, что для законности перевода эти причины должны быть связаны с чрезвычайными обстоятельствами.

Шаг 3. Можно пытаться договориться с администрацией образовательного учреждения об освобождении от исполнения этих обязанностей или представить заключение врача о затруднительности выполнения функций воспитателя летнего лагеря по состоянию здоровья.

Шаг 4. Если приказов о наличии простоя в деятельности образовательного учреждения и о временном переводе на другую работу не имеется, то можно настойчиво возражать против направления на работу в летний лагерь. Вы можете требовать от работодателя (директора образовательного учреждения) приведения Вашего рабочего времени в соответствии с установленным законодательством и трудовым договором.

Шаг 5. Вы можете обратиться за защитой ваших прав в профсоюз, а также в инспекцию по труду.

Имеет ли право глава администрации подрабатывать учителем?

Статья “Обязан ли учитель по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу? “

Шаврина Ирина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 2, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область

Обязан ли учитель по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу?

Многие учителя сталкиваются с такой проблемой, как выход на замену вместо заболевшего учителя. И по этому поводу возникает очень много трудовых споров, в результате которых учителю приходится против своего согласия выходить на замену, а некоторые попытки разрешить этот спор приводят к досудебным и судебным разбирательствам. Так вот в ТК РФ ст. 24 КЗоТа РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Кроме того, п. 56 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года, предусматривает, что администрация может изменять объем учебной нагрузки (ее норматив равен 18 часам в неделю) только с письменного согласия педагогических работников. Изменение установленного объема учебной нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев уменьшения, связанных с сокращением количества классов или количества часов по учебному плану.
Увеличение учителю учебной нагрузки, в т. ч. в связи с замещением временно отсутствующего работника, согласно ч. 1 ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Такой перевод требует получения согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.
Ранее в ТК РФ действовало положение, в соответствии с которым работодатель имел право без согласия работника на период до одного месяца “по производственной необходимости” привлекать работника для замещения временно отсутствующего работника. В настоящее время это право ограничено только случаями, вызванными чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых (катастрофа природного или техногенного характера, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и др.) указан в ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ
/Статья 72.2. Временный перевод на другую работу
По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Таким образом, учитель не обязан по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу. Если же он согласился, то замещение должно осуществляться в соответствии с порядком и условиями, установленными ст. 60.2
/Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня/, и 151 ТК РФ
/Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)/, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени педагогических работников и особенностей оплаты их труда.
Однако такие проблемы неведомы работодателям других отраслей. Заболел работник, его нужно подменить? Пожалуйста, есть ч. 2 ст.25 КЗоТа РФ: “Не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом)”. Если недостаточно и этого, то еще одна статья – ст. 26 КЗоТа РФ – разрешает администрации “переводить работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором (контрактом) работу на том же предприятии, в учреждении, организации либо на другом предприятии, в учреждении, организации, но в той же местности” в ряде случаев в том числе и для замещения отсутствующего работника.
Но Верховный Суд РФ трактует понятие “перевод” совсем по другому: “Переводом работника на другую работу. следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо работы, при выполнении которой изменяются размер заработной платы, льготы, преимущества и иные существенные условия труда, обусловленные при заключении трудового договора (контракта)”. Из этого можно сделать вывод: перевод на другую работу означает освобождение от основной. То есть директор школы имеет право сроком на один месяц освободить работника от работы в тех классах, где он ведет уроки, и перевести его в другие классы. Но не может просто добавить ему еще несколько часов в неделю.
Подобные проблемы возникают в образовательных учреждениях периодически, просто не все учителя знают о своих правах и мало кто решается обжаловать действия работодателей в суде.
Пока же ситуация такова: заставить работника выходить на замены без его согласия нельзя. А если попытаться это сделать, например, ссылаясь на ст. 26 КЗоТа РФ, учитель может потребовать оплачивать замены уроков в любом размере! Ведь ст. 87 КЗоТа РФ предусматривает, что за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику полагается доплата в размере, определяемом “по соглашению сторон” трудового договора. А с действующими ставками по оплате заменяемых уроков учитель может запросто не согласиться.
Однако можно сказать, что в законодательстве есть пробел. Положения статей 25, 26, 54, 55 и 87 КЗоТа РФ оказываются в отношении учителей бездействующими.
В Министерстве образования, считают, что замена отсутствующих – это производственная необходимость (ст. 26 КЗоТа РФ), а потому учитель обязан беспрекословно замещать своего коллегу. Но ведь перевод – это и освобождение от основной работы, и перевод на другую должность с сохранением средней зарплаты, если ее размер вдруг окажется меньшим, чем на предыдущей должности. А что предлагается педагогам? Приплюсовать к своим 18 часам в неделю еще несколько дополнительных часов. Более того, если замещение длится меньше двух месяцев, оплата идет не по тарификации, а почасовая, которая всегда меньше. Если больше двух месяцев (причем необходимо, чтобы дни замены шли подряд, не прерывались), делается перерасчет зарплаты. Отсюда вывод: для педагогов замены – это не производственная необходимость, а выполнение дополнительной работы. Если в ряде отраслей промышленности установлены доплаты за выполнение обязанностей отсутствующего работника по договоренности между работником и администрацией, в соответствии со ст. 87 КЗоТа РФ, причем эти обязанности выполняются в рабочее время, то педагогов заставляют работать сверх его продолжительности.
Можно ли в таких случаях применить статьи КЗоТа РФ о сверхурочных работах? В образовании нет сверхурочных – за исключением работающих в две смены детских садов, где есть возможность отработать часы за внезапно не явившегося на работу сотрудника-сменщика. Учителю разрешается с его согласия работать с более высокой нагрузкой, но сверхурочными это не считается. А если нет сверхурочных, то без согласия учителя обязать его выйти на замены нельзя.
Чтобы решить проблему, можно предусмотреть в коллективных договорах норму, при которой оплата замещаемых уроков осуществляется по более выгодной схеме – по тарификации, а не по часовой ставке. В колдоговоре должен быть также раздел, регулирующий порядок замещения, либо инструкция, являющаяся приложением к колдоговору. Тогда работнику придется выполнять локальный нормативный акт, имеющий силу закона, и выход на замену станет обязательным. И такое требование будет вполне законным: ведь администрация посредством колдоговора предоставляет работнику дополнительные дни отдыха, определенный набор льгот и преимуществ. Следовательно, взамен она имеет право потребовать от работников определенных уступок. Администрация должна подходить к учителю не с позиций силы, а с позиций разума.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector