Бухгалтерские проводки медосмотр
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Бухгалтерские проводки медосмотр

Бухгалтерские проводки медосмотр

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Какую бухгалтерскую проводку необходимо сделать при выплате компенсации работнику учреждения за пройденный им за свой счет обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр в 2019 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 2019 года учет расчетов по выплате компенсации работнику учреждения за пройденный им за свой счет обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр может отражаться по дебету счета 0 109 ХХ 226 (0 401 20 226) и кредиту 0 302 26 73 Х.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств. В ст. 213 ТК РФ также указано, что предусмотренные этой статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Кроме того, если медицинский осмотр был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776, определение Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013).
В соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н расходы на медицинские услуги (в том числе медицинский осмотр и освидетельствование работников, состоящих в штате учреждения) относятся на подстатью 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ. Соответственно, расходы на возмещение вновь принятому работнику средств на прохождение предварительного медицинского осмотра в бюджетном учреждении может отражаться по аналогии с п. 10.2.6 Порядка N 209н по подстатье 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.
В свою очередь, при возмещении работнику расходов на прохождение предварительного медицинского осмотра в бюджетном учреждении может применяться соответствующий подстатье 226 КОСГУ аналитический счет 0 302 26 000 “Расчеты по прочим работам, услугам” (п. 256 Инструкции N 157н).
Таким образом, учет расчетов по выплате компенсации работнику учреждения за пройденный им за свой счет обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр может осуществляться по подстатье 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ с применением корреспонденции по дебету счета 0 109 ХХ 226 (0 401 20 226) и кредиту 0 302 26 73 Х.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

7 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет расходов на медицинский осмотр главного бухгалтера

Автор: Снегирев А. Г., эксперт журнала

Как отразить в бухгалтерском учете коммерческой организации возникновение расходов, связанных с оплатой медицинского осмотра физического лица, принимаемого на работу в качестве главного бухгалтера (имеется акт оказанных услуг)? Можно ли учесть данные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Бухгалтерский учет.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с оплатой предварительного медицинского осмотра физического лица, принимаемого на должность главного бухгалтера, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]). Расходы признаются на дату оказания услуг, то есть на дату подписания акта оказанных услуг (п. 16 ПБУ 10/99).

На счетах бухгалтерского учета отражаются такие записи:

Дебет 26 Кредит 60 – стоимость выполненных работ по проведению медицинского осмотра включена в состав общехозяйственных расходов;

Дебет 60 Кредит 51 – оплачены выполненные работы по проведению медосмотра.

Налог на прибыль.

В целях налогообложения прибыли расходы на медосмотр, в том числе при поступлении на работу, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в том случае, если прохождение работником медосмотра является обязательным в силу законодательства РФ. Минфин указывает на это регулярно (см. письма от 25.01.2019 № 03-03-06/1/3977, от 26.11.2018 № 03-03-06/1/85069, от 31.08.2018 № 03-03-06/3/62206, от 20.07.2018 № 03-04-05/51206).

Категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, определены ст. 213 ТК РФ.

Так, в настоящее время действующим законодательством установлено требование обязательного прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров работниками при работе с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня факторов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (приложение 1), Письмо Минтруда РФ от 12.07.2019 № 15-2/В-1828). Если точнее, вредным (опасным) фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 % рабочего времени). Следовательно, если работа основана на необходимости проведения сотрудником за компьютером более половины рабочего времени, расходы на медосмотр обязательно, причем, по мнению Минтруда, вне зависимости от класса условий труда (результатов СОУТ). Такой подход поддерживают некоторые судьи (см., например, Определение ВС РФ от 24.09.2015 № 302-КГ15-11278 по делу № А33-3164/2014, постановления АС ВСО от 31.07.2018 № Ф02-2964/2018, Ф02-3092/2018 по делу № А33-23106/2017, АС ЗСО от 02.03.2018 № Ф04-189/2018 по делу № А27-9404/2017).

Роструд и Роспотребнадзор считают, что наличие соответствующего фактора может быть установлено в ходе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей СОУТ, а условия труда относятся к вредным и (или) опасным по данному фактору по результатам проведения его исследований (испытаний) и измерений экспертом. Поэтому при наличии результатов СОУТ, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по указанному фактору, у работодателя не возникает обязанность направить работника для прохождения обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра (письма от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3 и от 07.07.2015 № 01/7890-15-27 соответственно). И наоборот, если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными по обозначенному производственному фактору, проведение медицинского осмотра обязательно. Среди судей нашлись те, кто поддержал и такой подход (см. Постановление АС УО от 19.09.2019 № Ф09-6243/19 по делу № А60-65994/2018).

Минтруд в Письме от 12.07.2019 № 15-2/В-1828 отметил, что в настоящее время Минздравом проводится комплексная работа, связанная с разработкой проектов приказов взамен действующего Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н. Проект приказа об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, не содержит работы, связанные с эксплуатацией ПЭВМ.

В бухгалтерском учете коммерческой организации стоимость предварительного медицинского осмотра физического лица, принимаемого на работу на должность главного бухгалтера, можно учесть в составе общехозяйственных расходов (Дебет 26 Кредит 60). В целях налогообложения прибыли эти расходы можно признать налоговыми в том случае, если прохождение расходы на медосмотр при приеме работу является обязательным (если главный бухгалтер проводит за компьютером более половины рабочего времени).

Читать еще:  Возможна ли переуступка прав аренды гос имущества?

[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

Выпуск от 19 февраля 2016 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка “Корреспонденция счетов” системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?

Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Работодатель обязан в рамках проведения мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда за счет собственных средств организовать проведение обязательных предрейсовых (в начале рабочего дня (смены)) и послерейсовых (в конце рабочего дня (смены)) медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Закон N 196-ФЗ) и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Это следует из совокупности норм ч. 3, 8 ст. 213 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее – Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Заметим, что медицинские предрейсовые (послерейсовые) осмотры включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведенный в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров может быть организовано путем заключения договора на оказание соответствующих медицинских услуг с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Подробную информацию о порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Затраты автотранспортной организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей признаются расходами по обычным видам деятельности ежемесячно на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются в размере кредиторской задолженности, определяемой исходя из договорной стоимости услуг, оказанных медицинской организацией (п. п. 6, 6.1 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Как отмечено выше, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, относится к мероприятиям по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Для целей налогообложения прибыли затраты организации на проведение медосмотров водителей, в соответствии с требованиями законодательства, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Дополнительную информацию об учете расходов на проведение медосмотров работников, которые, согласно законодательству, являются обязательными, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

Напомним, что по общему правилу расходы для целей налогообложения прибыли признаются при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. В данной консультации исходим из предположения, что расходы соответствуют указанным критериям.

При применении метода начисления расходы на проведение медосмотров водителей признаются на дату оказания услуг (дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) независимо от факта оплаты (абз. 1 п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

К доходам, полученным в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Оплата работодателем медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников не может быть признана их экономической выгодой (доходом), в том числе полученной в натуральной форме, поскольку указанные услуги необходимы для обеспечения деятельности организации и проведение медицинских осмотров обусловлено требованиями ст. ст. 212, 213 ТК РФ. Такой подход соответствует официальной позиции, выраженной Минфином России (см., например, Письмо от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44840), и поддерживается арбитражной практикой. Подборка писем Минфина России и судебных актов приведена в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Таким образом, суммы оплаты организацией предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в данном случае не подлежат налогообложению НДФЛ.

В общем случае выплаты и вознаграждения, начисляемые организациями в пользу застрахованных физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

Затраты организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств являются расходами, необходимыми для осуществления ее производственной деятельности. Указанные расходы предусмотрены законодательством и не зависят от положений трудовых или гражданско-правовых договоров, заключенных с работниками.

Следовательно, суммы, перечисленные организацией медицинскому учреждению за проведение медосмотров водителей, не признаются выплатами в пользу указанных работников по трудовому или гражданско-правовому договору, и, соответственно, указанные расходы объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются.

Правильный учет расходов на медосмотры

В каких случаях компания обязана организовать и оплатить медицинский осмотр своих работников? И как правильно учитывать такие расходы? Об этом вы узнаете из статьи, которую подготовили наши коллеги из журнала «Зарплата»

Обязанность работодателя организовывать за свой счет проведение обязательных предварительных медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена частью 2 статьи 212 Трудового кодекса.

Для каких работников медосмотр обязателен

Категории работников, для которых медицинские осмотры являются обязательной процедурой, перечислены в статьях 213 , 266 и 328 Трудового кодекса. Это работники:

— занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ( ч. 1 ст. 213 ТК РФ ). Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры, приведены в приложениях № 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — приказ № 302 );

Читать еще:  Гарантия на установку двери

— в пищевой промышленности, общественном питании и торговле, на водопроводных сооружениях, в лечебно-профилактических и детских учреждениях ( ч. 2 ст. 213 ТК РФ );

— поступающие на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств ( ч. 2 ст. 328 ТК РФ );

— в возрасте до 18 лет ( ч. 1 ст. 266 ТК РФ ).

Какие бывают медосмотры Медицинские осмотры делятся на предварительные (до поступления на работу) и периодические, проводимые регулярно с целью контроля здоровья сотрудников, выполняющих определенные виды работ.

Для работников, осуществляющих деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, обязательным является психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет ( ч. 5 ст. 213 ТК РФ ).

Сотрудник, не прошедший обязательный медосмотр, к работе не допускается ( абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ ).

Как работодателю организовать медосмотр

Медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности ( п. 4 Порядка проведения медосмотров , утвержденного приказом № 302н , далее — Порядок проведения медосмотров ).

Работодатель, у которого в штате есть работники, подлежащие предварительному или периодическим медосмотрам, должен заключить договор с такой медицинской организацией.

По согласованию с медицинским учреждением определяется график проведения осмотров.

За счет каких средств можно оплачивать медосмотры

Работодатель вправе оплатить медосмотры:

— из собственных средств организации;

— за счет взносов на случай травматизма.

Правила финансового обеспечения таких мероприятий утверждаются ежегодно. На 2012 год Правила утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 № 113н (далее — Правила ).

В 2012 году за счет сумм страховых взносов на случай травматизма разрешается профинансировать только проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами ( подп. «е» п. 3 Правил ). Другие виды обязательных медицинских осмотров проводятся исключительно за счет работодателя.

Порядок учета расходов на обязательный медосмотр будет зависеть от того, из каких средств он был оплачен.

Медосмотр за счет собственных средств работодателя

Рассмотрим, как работодателю отразить собственные траты на проведение обязательных медицинских осмотров.

Бухгалтерский учет расходов работодателя на медосмотр

Если работодатель самостоятельно финансирует проведение обязательного медосмотра сотрудников, его затраты являются расходами по обычным видам деятельности ( п. 5 и 7 ПБУ 10/99). Они признаются на дату начисления — в месяце представления медицинской организацией заключительного акта по итогам проведения медосмотра ( п. 16 ПБУ 10/99 ). Согласно пункту 42 Порядка проведения медосмотров, акт по итогам осмотра составляется не позднее чем через 30 дней после его завершения.

В момент оплаты услуг медицинской организации в учете делается запись: ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51. Признанные расходы на медосмотры отражаются проводкой: ДЕБЕТ 20 (26) КРЕДИТ 76.

Расходы по обычным видам деятельности формируют себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в месяце реализации этой продукции (работ, услуг) ( п. 9 и 19 ПБУ 10/99). Поэтому впоследствии организация производит запись: ДЕБЕТ 90 субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20 (26).

Налог на прибыль

При исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль расходы на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включаются в состав прочих расходов на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса ( письмо Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648 , постановление ФАС Московского округа от 21.03.2011 № КА-А40/1449-11 ).

Расходы признаются на дату получения заключительного акта медицинского учреждения и включаются в расходы текущего отчетного периода как косвенные расходы ( подп. 3 п. 7 ст. 272, п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ).

НДФЛ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме ( п. 1 ст. 210 НК РФ ).

В письме УМНС России по г. Москве от 07.10.2004 № 28-11/64374 разъясняется, что затраты на проведение обязательных медосмотров работников являются расходами организации, а не выплатами, начисленными в пользу физических лиц. Поэтому стоимость медосмотров, оплаченных организацией, не включается в доходы работников. НДФЛ с этих сумм не удерживается ( письмо Минфина России от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84 ). Как не облагается налогом на доходы физических лиц и сумма оплаты организацией проезда к месту проведения медосмотра ( письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-04-06/6-211 ).

Страховые взносы и взносы на травматизм

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров ( ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Затраты работодателя на проведение медосмотров не могут быть признаны выплатами в пользу работников. Они являются производственными расходами организации и не зависят от положений трудовых договоров.

На суммы оплаты медосмотров не начисляются также взносы на случай травматизма ( ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Налог на добавленную стоимость

Оказание платных медицинских услуг освобождается от обложения НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 149 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 21.07.2010 № 16-15/077141).

Медосмотр за счет средств ФСС

Бухгалтерский учет расходов на медосмотр за счет средств ФСС РФ Если проведение обязательных медосмотров финансируется за счет взносов на травматизм, для учета выделенных фондом средств используется синтетический счет 86 «Целевое финансирование».

Пример

Стоимость услуг медицинской организации по проведению осмотра составляет 141 600 руб. В апреле 2012 года ФСС РФ дал разрешение использовать на эти цели 9440 руб. (132 160 руб. организация заплатит из собственных средств). Какие проводки нужно сделать, если медосмотр был проведен в мае?

Решение

Бухгалтер сделает следующие проводки.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

— 9440 руб. — получено целевое финансирование на проведение обязательного медосмотра;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 141 600 руб. — оплачены услуги медицинской организации;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 60

— 9440 руб. — часть суммы, перечисленной в оплату медосмотра, списана за счет средств целевого финансирования;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60

— 132 160 руб. (141 600 руб. – 9440 руб.) — отнесена на затраты часть суммы оплаты за медосмотр, превышающая выделенный ФСС РФ лимит;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на случай травматизма»

— 1600 руб. — начислены страховые взносы на случай травматизма за май 2012 года;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на случай травматизма» КРЕДИТ 76

— 1600 руб. — часть суммы целевого финансирования зачтена в счет уменьшения начисленных взносов на случай травматизма за май 2012 года. Остальная часть суммы — 7840 руб. (9440 руб. – 1600 руб.), выделенной на оплату медосмотра, будет зачтена в счет уменьшения начисленных взносов на случай травматизма в следующих месяцах.

Налоговый учет

Суммы, выделяемые на финансирование обязательных медосмотров в счет уплаты страховых взносов на случай травматизма, не увеличивают облагаемую базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 24.09.2010 № 03-03-06/1/615 и от 15.02.2011 № 03-03-06/ 2/33 ). Это правило действует при условии, что расходы осуществлены в порядке, установленном Правилами.

Как получить разрешение

Чтобы использовать взносы на оплату обязательных медосмотров, до 1 августа текущего года компания должна подать в территориальное отделение ФСС РФ ряд документов ( п. 4 Правил ).

Если представляются копии документов, то они должны быть заверены печатью страхователя ( п. 6 Правил ).

Читать еще:  Как определить каждому сособственнику свое самостоятельное здание во дворе?

Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. А о своем решении сообщает организации в течение трех дней с даты принятия решения.

Обратите внимание: если у страхователя есть недоимка по уплате страховых взносов или непогашенные пени и штрафы, в финансировании медосмотра будет отказано ( п. 7—9 Правил).

Медосмотр за счет работника: что с НДФЛ и взносами?

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров. Если работодатель оформил договорные отношения с медицинской организацией, в которую будет направлять работников на осмотры, то вопросов об исчислении НДФЛ и взносов возникнуть не должно. Однако на практике распространена ситуация, когда соискатели по вакансии и сотрудники фирм самостоятельно оплачивают прохождение медосмотра, а работодатель в дальнейшем выплачивает им соответствующую компенсацию. И в данном случае относительно удержания НДФЛ и начисления взносов у контролирующих органов нет единой позиции.

Требование о проведении за счет средств работодателя обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров содержится в ст. 212 ТК РФ.

Частью 2 ст. 213 ТК РФ установлено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Следует отметить, что действующим законодательством не определен перечень конкретных наименований должностей работников, обязанных иметь медицинскую книжку.

На сегодняшний момент действует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н), которым с 01.01.2012 введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). В частности, согласно п. 23 приложения 2 к Приказу № 302н в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические
медосмотры (обследования), включены работы в гостиницах
и общежитиях.

Считаем необходимым довести до сведения читателей выводы, сделанные в Постановлении ВС РФ от 06.12.2017 № 34‑АД17-5: проходить ежегодные обязательные медосмотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. Причем не важно, чем именно торгует работодатель (продуктами или непищевыми товарами) и какую должность занимает работник (контактирует непосредственно с покупателями либо занимается аналитической или административной деятельностью).

Примерный перечень профессий, требующих наличия медкнижки, приведен в Письме Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196‑0‑117 «О направлении перечня профессий» (далее – Перечень). В числе прочих в Перечне указаны должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также работающие в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, тур­операторских и туристических фирмах (п. 4.3).

Нужно ли удерживать НДФЛ?

Итак, чиновники в названном письме отмечают, что НДФЛ не надо удерживать только в случае, если работодатель сам заплатит за обязательный медосмотр.

Согласно разъяснениям Минфина предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) должны осуществляться исключительно за счет средств работодателя, возможность оплаты предварительных медосмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, как именно работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н) для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. По мнению чиновников, фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Есть и решение суда в поддержку позиции Минфина. В Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015 арбитры указали: ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медосмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Иная ситуация – если расходы на медосмотры оплачены за счет чистой прибыли работодателя. Тогда они не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 10 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 31.03.2011 № 03‑03‑06/1/196). Согласно абз. 4 названного пункта указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках.

Однако в случае, когда организация учитывает расходы на такие медосмотры в целях налога на прибыль, оплата работнику медосмотра должна облагаться НДФЛ.

Есть и судебная практика, соответствующая данной позиции. В Постановлении от 11.08.2006 № А56-31936/2005 ФАС СЗО, выяснив, что организация возместила работникам затраты по прохождению первичного медицинского осмотра при поступлении на работу, указал, что работодатель должен за счет собственных средств обеспечить сотрудникам прохождение такого осмотра в соответствии с законодательством. Поэтому данные выплаты в пользу работников не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Выводы о том, что расходы на обязательные медосмотры уменьшают налог на прибыль, а от обложения НДФЛ их следует освобождать в связи с отсутствием экономической выгоды работника, содержатся в постановлениях ФАС СЗО от 08.02.2011 № А5612834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 № КА-А40/1449‑11 по делу № А40-36395/10‑107‑192.

Что касается Роструда, по его мнению, отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключенного работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства.

Нужно ли начислять страховые взносы?

Чиновники подтверждают, что затраты самого работодателя на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ являются производственными расходами, необходимыми для осуществления деятельности организации, и не являются объектом обложения страховыми взносами.

Однако, по их мнению, возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников по оплате медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом. То есть к таким выплатам нельзя применить нормы пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Подпункт 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Как и в случае с НДФЛ, данная позиция Минфина не бесспорна.

Есть судебные решения, из которых следует, что сумма возмещения организацией расходов физлиц в связи с прохождением ими
медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, поскольку носит компенсационный характер. Арбитры подтверждают, что при оплате работником прохождения медицинского осмотра за счет собственных денежных средств в силу ст. 213 ТК РФ данные расходы подлежат возмещению со стороны работодателя. Такие выводы содержатся в постановлениях АС ПО от 27.01.2016 № Ф06-4898/2015 по делу № А65-11279/2015, АС УО от 23.09.2014 № Ф09-6044/14, ФАС ЗСО от 29.03.2012 № А45-18533/2011 (Определением ВАС РФ от 20.07.2012 № ВАС-9128/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано).

В названных постановлениях выводы построены на нормах утратившего силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ. В главе 34 НК РФ содержатся схожие положения.

Учитывая позицию Минфина, организация проведения медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением избавит работодателей от лишних вопросов при проверках. В ситуации, когда фирма компенсирует работникам расходы на прохождение медосмотров и при этом не исчисляет НДФЛ и страховые взносы, возможны претензии со стороны контролирующих органов, но есть вероятность отстоять свою правоту в суде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector