Возврат страховых взносов по решению суда
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Возврат страховых взносов по решению суда

Возврат страховых взносов по решению суда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 307-КГ18-21424 Суд приостановил производство по делу о признании недействительным решения пенсионного органа об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку суд обнаружил неопределенность в вопросе соответствия Конституции РФ переходных положений законодательства, устанавливающих специальный порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов

Резолютивная часть определения объявлена 19 апреля 2019 г.

Полный текст определения изготовлен 24 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,

судей Першутов А.Г., Тютина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Газпромнефть-Развитие” на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2018 по делу N А56-67008/2017, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2018 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Газпромнефть-Развитие” к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании недействительным решения от 18.07.2017 N 202F07170002111 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязании пенсионного фонда принять решение о возврате 2 559 059 рублей 12 копеек излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и направить указанное решение в соответствующий налоговый орган,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу.

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью “Газпромнефть-Развитие” – Семенов С.А., Шелкунов А.Д.;

государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – Апухтин А.Г.;

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу – Рымарев А.В., Ступак В.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

общество с ограниченной ответственностью “Газпромнефть-Развитие” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 18.07.2017 N 202F07170002111 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязании пенсионного фонда принять решение о возврате 2 559 059 рублей 12 копеек излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и направить указанное решение в соответствующий налоговый орган.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018, обществу отказано в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 11.10.2018 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Рассматривая настоящее дело, установив, что спорные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были начислены обществом за 2014 год с выплаченных своим работникам сумм возмещения затрат по найму жилого помещения в связи с вынужденным переездом к новому месту работы, которые (выплаты) в силу подпункта “и” пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ) не подлежали включению в базу, облагаемую страховыми взносами, суды пришли к выводу о наличии у общества переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 559 059 рублей 12 копеек. При этом, принимая во внимание установленный положениями Закона N 212-ФЗ срок представления расчетов по страховым взносам за 2014 год – не позднее 15.03.2015, суды признали соблюденным трехлетний срок на обращение общества в суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование” (далее – Закон N 250-ФЗ), Закона N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 01.01.2017, были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2014 год и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями пункта 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего спора. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 250-ФЗ с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование” (далее – Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 01.01.2017, не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного статьей 26 Закона N 212-ФЗ.

На основании изложенного, суды отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявления. По мнению общества, применение статьи 21 Закона N 250-ФЗ, устанавливающей специальный порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, с учетом положений пункта 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, лишает общество права распорядиться спорными суммами страховых взносов, излишне уплаченными за периоды до 01.01.2017.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 20.03.2019 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении дела в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установлено, что для разрешения спора подлежат применению положения пункта 5 статьи 18, статьи 20 и статьи 21 Закона N 250-ФЗ. Однако Судебная коллегия обнаружила неопределенность в вопросе соответствия Конституции Российской Федерации переходных положений Закона N 250-ФЗ, устанавливающих специальный порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, в системной связи с частью 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, что согласно статьям 36, 101, 103 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” является основанием для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановления производства по делу.

Руководствуясь статьями 143, 145, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о соответствии Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 35, 55, положений пункта 5 статьи 18, статьи 20 и статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование” в системной связи с частью 22 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования” и пунктом 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в той мере, в которой эти положения создают невозможность возврата излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, которые представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, при отсутствии указания на иной способ распоряжения такой переплатой в переходных положениях Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование”.

Производство по настоящему делу приостановить до разрешения Конституционным Судом Российской Федерации дела по указанному запросу.

Председательствующий судья Т.В. Завьялова
Судья А.Г. Першутов
Судья Д.В. Тютин

Обзор документа

ВС РФ приостановил дело об отказе ПФР вернуть переплату по страховым взносам. Обнаружена неопределенность в соответствии Конституции РФ переходных норм законодательства, согласно которым переплата по взносам за периоды до 1 января 2017 г. возвращается в специальном порядке.

Указанные нормы не дают вернуть излишне уплаченные суммы, которые плательщик представил в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а ПФР учел (разнес) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. При этом иной способ распоряжения такой переплатой в переходных положениях не указан.

Обращаемся за возвратом излишне уплаченных страховых взносов

Автор: Корсаков Д. М., эксперт журнала

Должен ли ФСС вернуть излишне взысканные взносы с процентами, если его решение признано незаконным? Можно ли претендовать на возврат взносов, если истек срок возврата переплаты в административном порядке, но при этом не был пропущен срок исковой давности при обращении в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

Можно ли взыскать с ФСС проценты, если решение фонда признано незаконным?

В Постановлении от 06.06.2019 по делу № А50-29761/2018 АС УО поддержал организацию в следующей ситуации. По результатам проверки ФСС предъявил организации требование об уплате страховых взносов по травматизму. Организация исполнила требование, однако оспорила само решение фонда. Суд встал на сторону страхователя и признал решение недействительным. По заявлению фонд вернул уплаченные взносы, но организация хотела получить также проценты (за излишне взысканные суммы). ФСС настаивал на том, что взносы являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными и оснований для начисления процентов нет.

Читать еще:  Что грозит, если у ребенка нет прописки?

В качестве довода фонд указал, что акты органов контроля за уплатой страховых взносов не обладают теми признаками принудительности, которые присущи актам налоговых органов, и при возврате страхователю переплаты страховых взносов, которая возникла вследствие доначисления страховых взносов по результатам выездной проверки, следует применять нормы ст. 26.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) о зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов.

От правильной квалификации действий страхователей зависит порядок расчетов с ФСС.

Приняв решение в пользу организации, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что уплата страховых взносов на основании решения фонда, вынесенного по результатам проверки и впоследствии признанного недействительным по решению суда, является основанием для признания уплаченных денежных сумм излишне взысканными.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам (п. 1 – 2 ст. 26.1 Федерального закона № 125-ФЗ). Недоимка по страховым взносам взыскивается с юридического лица или ИП в порядке, предусмотренном ст. 26.6 и 26.7 Федерального закона № 125-ФЗ.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность их уплаты исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя (п. 1 ст. 26.6 Федерального закона № 125-ФЗ). При этом излишне уплаченные страховые взносы взыскиваются по решению территориального органа страховщика путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет ФСС необходимых денежных средств со счетов страхователя.

До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату страхователю в порядке, предусмотренном ст. 26.13 Федерального закона № 125-ФЗ. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается территориальным органом страховщика в течение 10 дней со дня получения заявления страхователя, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне уплаченные страховые взносы.

В случае если установлен факт излишне уплаченные страховые взносы, территориальный орган страховщика принимает решение:

о возврате суммы излишние страховые взносы. Она подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления страхователя о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов;

о перечислении процентов, начисленных в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 26.13 Федерального закона № 125-ФЗ, на сумму излишние страховые взносы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, при этом процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне взысканных страховых взносов.

Отметим, что при рассмотрении дела арбитры учли правовую позицию, изложенную:

в Определении КС РФ от 27.12.2005 № 503-О: в отношении аналогичных норм НК РФ требование фонда об уплате страховых взносов является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество страхователя);

в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04: выставление требования об уплате налога признается мерой принудительного характера, перечисление денежных средств во исполнение требования не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Взыскание налога – длящийся процесс. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму, а на втором – применяет принудительные меры взыскания;

в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11: оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78, 79 НК РФ зависит от основания, по которому была исполнена налоговая обязанность, признанная в последующем отсутствующей (на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки). При этом способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер принудительного взыскания) правового значения не имеет. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Установление положениями НК РФ различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого была исполнена налоговая обязанность, признанная впоследствии отсутствующей.

Начисление процентов в случае возврата публичных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является компенсацией причиненного страхователю ущерба, дополнительной гарантией защиты прав, направленных на реализацию положений ст. 52 и 53 Конституции РФ (с учетом правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 27.12.2005 № 503-О).

При изучении материалов дела судами было установлено (и фондом не оспаривалось), что возврат страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний списали со счета организации в бюджет фонда на основании решения фонда и его требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Впоследствии решением арбитражного суда доначисление страховых взносов признано незаконным, в связи с чем фонд возвратил названную сумму в адрес организации платежными поручениями. Таким образом, требования общества о взыскании процентов правомерно удовлетворены судами на основании п. 9 ст. 23.13 Федерального закона № 125-ФЗ.

Довод фонда об отсутствии оснований для начисления процентов вследствие того, что взносы являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными, был правомерно отклонен, поскольку организация не по собственной инициативе и не самостоятельно исчислила взносы, а перечислила их на основании решения фонда, при неисполнении которого взносы подлежали принудительному взысканию.

Ранее к похожим выводам пришел АС ВВО в Постановлении от 12.12.2016 № Ф01-5247/2016 по делу № А29-2393/2016. Согласно обстоятельствам дела решение фонда об уплате страховых взносов, пеней и штрафа было признано судом недействительным. Фонд возвратил на расчетный счет организации возврат страховые взносы, пени и штраф без уплаты процентов. Организация обратилась в суд с требованием о взыскании с регионального отделения ФСС процентов, начисленных на сумму излишне взысканных страховых взносов. Арбитры подтвердили, что сумма излишне взысканных взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами.

Соблюдение срока давности при обращении за возвратом страховых взносов

В Постановлении от 21.01.2019 № Ф07-16444/2018 по делу № А44-1863/2018 АС СЗО рассмотрел требование организации, которая настаивала на возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. ПФР отказывал организации в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на тот факт, что заявление об их возврате было подано по истечении трех лет с момента уплаты взносов.

Решением суда первой инстанции и в дальнейшем постановлением апелляционного суда требования организации были удовлетворены в полном объеме.

Однако фонд обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению подателя жалобы, установленный ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (действовавший в период рассмотрения дела) срок возврата излишне уплаченных страховых взносов является пресекательным и восстановлению не подлежит. Исчисление данного срока не ставится в зависимость от того, когда страхователь узнал (или должен был узнать) об излишне уплаченной сумме. При этом фонд полагал, что организация в любом случае обладала информацией о наличии у нее переплаты по страховым взносам и применяла пониженный тариф взносов, а следовательно, имела возможность своевременно сдать уточненный расчет.

Изучив материалы дела, суд выяснил, что фондом была проведена документальная выездная проверка организации по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств. По результатам проверки фонд составил акт, из которого следовало, что организация в проверяемый период обладала правом на применение пониженного тарифа страховых взносов. Организация обратилась в фонд за возвратом переплаты, причем часть излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование была возвращена ей, а относительно остальной суммы фонд отказал в возврате, указав на подачу заявления по истечении трех лет с момента уплаты взносов.

Суд обратил внимание на норму ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, согласно которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком уточненного расчета, указанный срок исчисляется со дня завершения фондом камеральной проверки данного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за названные отчетные (расчетные) периоды (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ).

При этом п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ было предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Указанному праву корреспондировала обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов, установленная п. 5 ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ, принимать решения о возврате плательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Порядок возврата излишне уплаченных сумм на момент рассмотрения дела был предусмотрен ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы.

Арбитры выяснили, что переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование возникла у организации за период с 15.02.2014 по 15.11.2014, а с заявлением о возврате указанной суммы она обратилась только 08.12.2017. Следовательно, истек срок возврата переплаты в административном порядке.

Однако судьи пришли к обоснованному выводу, что не был пропущен срок исковой давности при обращении в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Исходя из правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-О, лицо, имеющее переплату по обязательному платежу, в случае пропуска срока возврата переплаты в административном порядке вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Читать еще:  Срок возврата икеа

В рассматриваемом случае арбитры, принимая во внимание доводы заявителя и представленные им доказательства, пришли к выводу, что срок исковой давности по заявленному требованию следует исчислять с даты акта проверки фонда, составленного 02.05.2017, поскольку именно с этого момента организация узнала о возможности применения пониженного тарифа и, как следствие, о наличии излишне уплаченных в период с 15.02.2014 по 15.11.2014 страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В отсутствие у страхователя задолженности по уплате взносов за предыдущие периоды у ответчика не было оснований полагать, что спорная сумма переплаты не подлежит возврату и может быть зачтена в счет имеющейся задолженности или в счет будущих платежей. Более того, положения Федерального закона № 212-ФЗ не предусматривали возможности такого зачета в счет будущей оплаты.

Следовательно, в данном случае правомерно удовлетворение заявленных организацией требований о возложении на фонд обязанности по возврату переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Возврат страховых взносов по решению суда

В настоящей статье речь пойдет о возврате излишне уплаченных страховых взносов на пенсионное страхование. Дело в том, что с 2017 года претерпели значительное изменение нормативные акты, регулирующие этот вопрос и при взыскании сумм страховых взносов необходимо руководствоваться теми законами и правилами, которые действовали в соответствующий отрезок времени.

Кроме того, общие правила, возврата страховых взносов применимы и к возврату налогов, поэтому статья будет полезна и в разрешении этого вопроса.

Налоги и страховые взносы имеют много общих черт и представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые в доход государства. При этом налоги расходуются на обеспечение деятельности государства, а страховые взносы – на социальное обеспечение различных категорий граждан государства. Страховые взносы уплачиваются на пенсионное, медицинское и социальное страхование граждан, а также на страхование от профессиональных травм.

С 2017 года все взносы кроме последних из перечисленных уплачиваются в федеральную налоговую службу, ранее они уплачивались в соответствующие фонды (ПФР, ФСС, ФОМС). С 01.01.2017 страховые взносы уплачиваются в соответствии с главой 34 НК РФ, а до этого момента в соответствии со специальными федеральными законами, в частности уплату и возврат взносов в пенсионный фонд регулировал закон 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Правила и порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных, налогов и страховых взносов установлены главой 12 НК РФ и с 2017 года иные федеральные законы не применяются.
В связи с передачей в налоговую функцию сбора страховых взносов, налогоплательщики столкнулись с проблемой «возникновения» задолженности по страховым взносам, которой в действительности нет, а появилась она из-за передачи в налоговую некорректных сведений органами ПФР.

Если задолженности нет, а имеется переплата страховых взносов, то органы ПФР сейчас решают вопросы их возврата, а также пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, за возвратом страховых взносов в более поздних периодов необходимо обращаться в налоговую.

В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога, страхового взноса возвращается налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При этом надо иметь в виду, что если у налогоплательщика имеется задолженность, то возврат страхового взноса (налога) не производится.

Аналогичное правило содержалось и в ныне недействующем федеральном законе 212-ФЗ, а именно в части 11 статьи 26 , где предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате в течение 1 месяца и в части 12 статьи 26 , согласно которой возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Такую формулировку в законодательстве налоговые органы и фонды (далее буду именовать их налоговые органы) зачастую используют для того чтобы вовсе отказать в возврате взноса (налога) при наличии мизерных сумм задолженности по пеням, штрафам или взносам за другой отчетный период.

Например, налогоплательщик может обратиться с заявлением о возврате переплаченных страховых взносов исчисляемых сотнями тысяч, а задолженность по пени и штрафам у него будет в районе 200 рублей. Налоговые органы и фонды с большой долей вероятности откажут в возврате взноса (налога), хотя такой отказ не будет основан на законе. Мизерная задолженность может препятствовать возврату излишне уплаченных страховых взносов только в сумме такой задолженности, а не в превышающей задолженность сумме. Если же возможность зачета переплаченных взносов в счет задолженности отсутствует, то наличие задолженности не может препятствовать возврату в полном объеме. Такой же позиции придерживается ВС РФ в определении N 305-КГ17-6968.

Еще на один момент в связи с этим надо обратить внимание. За налогоплательщиком может числится задолженность, неподлежащая взысканию, например за пределами сроков давности взыскания, списывается такая задолженность только на основании решения суда, если налогоплательщик обратился в суд с таким заявлением.

В счет такой задолженности не могут налоговые органы производить зачет или отказывать в возврате излишне уплаченного взноса (налога). Кроме того, производить зачет в счет задолженности, которая взыскивается только в судебном порядке, налоговики также не могут.

Если по истечении месяца налоговый орган не возвратил взнос (налог) или отказал в его возврате, то можно обращаться в суд с заявлением о взыскании переплаченных сумм.

Пункт 7 статьи 78 НК РФ дает право налогоплательщику в течение 3 лет с момента излишней уплаты взноса (налога) обратиться с заявлением о его возврате. Если возврат (зачет) переплаченной суммы не осуществлен или более месяца не поступает ответ на него, то налогоплательщик может обращаться в суд. Заявление в суд подается в течение 3 лет, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат (п. 3 ст. 79 НК РФ). Содержанию статей Налогового кодекса РФ полностью соответствуют нормы ранее действовавшего закона 212-ФЗ, так из части 13 статьи 26 следует, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы, а иск в суд может быть подано в течение 3 лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (ч. 6 ст. 27).

На основании частей 1, 2 статьи 10, пункта 1 части 9 статьи 15 закона № 212-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017) страховые взносы за годовой отчетный период уплачивались до 15 марта следующего года. Сейчас Налоговый кодекс РФ предусматривает оплату взносов работодателями ежемесячно до 15 числа следующего месяца, а страховые взносы «за себя» за годовой отчетный период платятся до 31 декабря отчетного года, при превышении дохода свыше 300 тыс. рублей доплата по взносам платится до 01 июля следующего года.

Так вот, в судебной практике сформировалось мнение изложенное в частности в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 17750/10, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 № 306-КГ15-6527, что отсчитывать трехлетний срок возврата взноса (налога) следует не с даты платежа (переплаты), а с даты представления расчета по страховым взносам (налоговой декларации) за отчетный период, но не позднее срока установленного законом или Налоговым кодексом РФ для их подачи.

Например, по ранее действовавшему 212-ФЗ , расчет по страховым взносам страхователи сдавали до 15 марта следующего года. Допустим, что платеж с переплатой был допущен в январе 2015 года, расчет за 2015 год был подан 14 марта 2016 года. В этом случае трехлетний срок возврата исчисляется не с января 2015, а с 14 марта 2016 года.

Такая судебная позиция основана на том, что платежи по страховым взносам, произведенные как авансовые, подлежат зачету в общую годовую сумму страховых взносов, которая определяется по итогам года и отражается в расчете. Таким образом, до сдачи годовой отчетности ни налогоплательщик, ни налоговый орган не могут точно определить переплачен ли страховой взнос.
Надеюсь, что изменения законодательства не скажутся отрицательно на вашей деятельности и всегда буду рада помочь в решении правовых вопросов.

Возврат переплаты страховых взносов в 2020 году

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

В настоящее время практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) подчинены положениям НК РФ, в котором имеется не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). Поэтому возврат (зачет) страховых взносов проводится по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте здесь.

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2016 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.

Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2020 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2016 года, нужно в налоговую службу.

Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

ВАЖНО! Вернуть по заявлению можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Если срок пропущен, можно попытаться сделать возврат через суд.

О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте здесь.

Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

Письмо на возврат страховых взносов – бланк

Таким образом, в 2020 году возврат переплаты по взносам производится через:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых с 2017 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2017 года (в 2020 году это придется делать через суд, т. к. трехлетний срок на возврат будет пропущен);
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.
Читать еще:  Приемная судьи русинович н а мещанский суд

Для обращения в любую из инстанций плательщику взносов требуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

Для составления заявления в ИФНС надо использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Сейчас она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п.

При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457.

Итоги

Сейчас возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме. С 2020 года таких инстанций две: ИФНС и ФСС (по взносам на травмтизм).

Как ИП вернуть «старые» страховые взносы

Разберем возможность возврата уплаченных до 01.01.2017 взносов ИП на упрощенке (доходы-расходы) или ЕСХН и не производящие выплаты физлицам.

Почему возникли споры о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

В адрес Пенсионного фонда РФ направлялись сведения только о доходах, без учета расходов плательщика страховых взносов (если система налогообложения предусматривает учет расходов). Пенсионный фонд РФ из полученных от налоговиков данных и рассчитывал сумму страховых взносов, подлежащих уплате.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, единый сельскохозяйственный налог, судебная практика пошла по тому пути, что изложенная КС РФ в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющими УСН, и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В свою очередь, если индивидуальный предприниматель самостоятельно выбрал упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», страховые взносы уплачиваются исходя из всей суммы полученных налогоплательщиков доходов, безотносительно произведенных им расходов.

Такие налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов.

Из определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 45-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Меренкова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 3 статьи 5, а также статьями 14 — 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно выбравшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», для которой предусмотрена более низкая ставка налога, уплачивают страховые взносы исходя из всей суммы полученных налогоплательщиком доходов безотносительно от произведенных им расходов; при этом, однако, такие налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов (пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ).

После выхода указанного Постановления КС РФ индивидуальные предприниматели стали обращаться с соответствующими заявлениями в Пенсионный фонд РФ, однако столкнулись с отказом в возврате излишне уплаченных страховых взносов, что повлекло обращение в арбитражные суды. В следующем номере мы разберем, куда нужно обратиться индивидуальному предпринимателю (как условие для дальнейшего обращения в суд), в каком порядке и как суды разрешают споры о возврате страховых взносов.

Способы возврата

1. Оспаривание отказа Пенсионного фонда РФ в возврате излишне уплаченных страховых взносов

Согласно статье 26 Федерального закона № 212-ФЗ суммы излишне уплаченных страховых взносов подлежат возврату страхователю по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

Вместе с тем, статьей 20 Закона № 250-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона № 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате — 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.

Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.

Государственная пошлина составит 300 рублей (пункт 2.1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ).

2. Обращение с исковым заявлением к Пенсионному фонду РФ (территориальный орган) о взыскании излишне взысканных страховых взносов

В пункте 65 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в арбитражный суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе, необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).

Следовательно, требования предпринимателя в данном споре будут подлежать рассмотрению по существу независимо от факта оспаривания решений о взыскании страховых взносов в порядке искового производства.

При этом, с учетом того, что в данном случае требование является имущественным, то есть подлежащим оценке, то государственная пошлина будет рассчитываться с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, то есть исходя из цены иска.

А что со сроком?

При этом в силу пункта 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Как ранее указывалось, с 01.01.2017 года порядок и сроки возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов регулируется положениями статей 78, 79 Налогового кодекса РФ.

Пунктами 2, 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

Таким образом, положения Налогового кодекса РФ аналогичны Федеральному закону № 212-ФЗ.

Однако, в таких ситуациях суды не считают срок на обращение пропущенным (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 г. № 20АП-9047/18, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 г. № 19АП-9833/18, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 г. № 17АП-1878/18).

Так суды придерживаются позиции, что о факте излишней уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателям стало известно в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 30.11.2016 № 27-П по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ.

При этом, основанием к рассмотрению указанного дела Конституционным Судом Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные законоположения.

Следовательно, до принятия КС РФ указанного постановления имелась неопределенность в вопросе о порядке исчисления базы для расчета страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя.

В связи с чем срок на обращение в суд за возвратом уплаченных сумм взносов следует исчислять с даты принятия указанного постановления Конституционным Судом Российской Федерации, устранившего неопределенность в спорном вопросе.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016 и действует непосредственно.

Таким образом, срок на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов в судебном порядке (оспаривание действий либо подача искового заявления) не пропущен, а индивидуальный предприниматель на сегодняшний день имеет возможность вернуть излишне уплаченные страховые взносы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector