Утеря товара при транспортировке
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Утеря товара при транспортировке

Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей. Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций. Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде. В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов. Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора. В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК. В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции. Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам. Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами. Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения. Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица. При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза. Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз. Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины. Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена. Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия. Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты. Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам. Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Получена компенсация за похищенный в пути товар: учет и налогообложение

Организация оплатила товар поставщику. Право собственности на товар по условиям договора перешло к организации-покупателю. Доставку товара по договору с поставщиком организация-покупатель оплачивает сама. Во время транспортировки к покупателю товар был похищен. Транспортная компания – перевозчик возместила убыток в полном объеме и счет на перевозку не выставила.

Как в бухгалтерском и налоговом учете покупателя следует отразить сумму хищения, а также сумму, поступившую в качестве возмещения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сумма, поступившая от транспортной компании в счет возмещения ущерба, включается в целях налогообложения прибыли в состав внереализационных доходов.

Одновременно в составе внереализационных расходов возможно учесть стоимость похищенного товара.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

Читать еще:  Можно ли взыскать неустойку за невыполненный ремонт?

– в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

– в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

– в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации организация-перевозчик правомерно возмещает покупную стоимость похищенного товара.

Бухгалтерский учет

На основании п. 2 ПБУ 5/01 “Учет материальных запасов” (далее – ПБУ 5/01) товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Пункт 26 ПБУ 5/01 указывает, что материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее – Инструкция), предусматривает, что для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 41 “Товары”.

Учитывая изложенное, полагаем, что товары, находящиеся в пути, но право собственности на которые перешло к покупателю, отражаются покупателем на счете 41.

В Инструкции говорится, что для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц, предназначен счет 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. При этом по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям по дебету счета 94 отражается их фактическая себестоимость.

По кредиту счета 94 отражается списание испорченных ценностей.

Из п. 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, следует, что суммы, учтенные на счете 94, в зависимости от источников возмещения списываются:

– в пределах норм естественной убыли – на счета учета затрат (счета 44 “Расходы на продажу”, 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы” и др.);

– за счет виновных лиц (счет 73, субсчет “Расчеты по возмещению материального ущерба” или счет 76, субсчет “Расчеты по претензиям”);

– на финансовые результаты организации (счет 91, субсчет “Прочие расходы”) в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них.

В рассматриваемом случае транспортная компания компенсирует Вашей стоимость утраченного товара.

В этой связи считаем, что в бухгалтерском учете Вашей организации в анализируемой ситуации целесообразно сделать следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– оприходованы товары, находящиеся в пути;

Дебет 19 Кредит 60
– выделен НДС;

Дебет 68, субсчет “НДС” Кредит 19
– принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– оплачен товар;

Дебет 94 Кредит 41
– отражена стоимость утраченного товара;

Дебет 19 Кредит 68, субсчет “НДС”
– восстановлен НДС, ранее правомерно принятый к вычету;*(1)

Дебет 76, субсчет “Расчеты по претензиям” (94) Кредит 19
– списан восстановленный НДС;

Дебет 76, субсчет “Расчеты по претензиям” Кредит 94
– фактическая стоимость утраченного товара отнесена на расчеты с перевозчиком;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет “Расчеты по претензиям”
– поступили денежные средства от перевозчика.*(2)

Что касается бухгалтерских записей по заключенному покупателем договору перевозки, то, по нашему мнению, в рассматриваемом случае они в бухгалтерском учете покупателя не формируются, так как услуга перевозчиком фактически не оказана: товар не доставлен в пункт назначения и не выдан управомоченному на получение груза лицу (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Налог на прибыль

Согласно ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки, понесенные им.
В налоговом учете главой 25 НК РФ предусмотрено только два случая включения убытков в виде потерь в расходы при налогообложении прибыли:

– в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ);

– потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод, что если виновное лицо установлено, то суммы понесенных организацией убытков (например, в виде стоимости утраченного товара) при налогообложении не учитываются.
При этом суммы, взысканные с виновного лица в счет возмещения ущерба, включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ на дату признания виновным лицом или дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Следовательно, сумму, поступившую от транспортной компании в счет возмещения стоимости похищенного товара, Вашей организации следует учесть в составе внереализационных доходов.

В ряде своих писем финансовое ведомство разъясняет, что на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на дату признания виновным лицом или дату вступления в законную силу решения суда налогоплательщик вправе отразить в составе внереализационных расходы, связанные с приобретением похищенных ценностей (письма Минфина России от 20.07.2009 N 03-03-06/1/480, от 17.04.2007 N 03-03-06/1/245, от 29.03.2007 N 03-03-06/1/185). Вместе с тем мы не исключаем, что такой подход к учету потерь от хищения товара может вызвать разногласия с налоговыми органами.

Глава 25 НК РФ предписывает учитывать в составе внереализационных доходов, в частности, доходы в виде безвозмездно оказанных налогоплательщику услуг (выполненных работ). В таком случае оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Однако в рассматриваемом случае, исходя их положений п. 1 ст. 785 ГК РФ, нельзя говорить об оказанной безвозмездно Вашей организации услуге, так как фактически товар не доставлен в пункт назначения и не передан покупателю. В этой связи мы полагаем, что и дохода в виде безвозмездно оказанной услуги у Вашей организации не образуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

25 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) По мнению контролирующих органов, списание материально-производственных запасов по причине их хищения или порчи влечет за собой необходимость восстановления ранее принятого по данным активам к вычету НДС. При этом в книге продаж необходимо зарегистрировать счета-фактуры по недостающим (испорченным) материально-производственным запасам в том периоде, когда обнаружена недостача.
*(2) Из разъяснений финансового ведомства следует, что сумма полученной от организации-перевозчика компенсации НДС не облагается.

Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза

Далеко не всегда продавец берет на себя обязанности по доставке проданного товара до склада покупателя. И далеко не каждый покупатель располагает собственным автопарком, чтобы перевезти купленный товар самостоятельно. В этой ситуации товар обычно перевозит транспортная организация. Соответственно, и за груз во время перевозки отвечает она. Чем эта ответственность обернется для бухгалтера организации-покупателя, если при перевозке с грузом в пути что-то случится? Давайте разбираться.

Правовые основы

Прежде чем перейти к вопросам налогообложения и документального оформления ситуаций, когда с грузом при перевозке произошли какие-то неприятности, нужно несколько слов сказать о правовых последствиях. Тут надо помнить, что взаимоотношения перевозчика и владельца груза (в нашем случае — покупателя) регулируются Гражданским кодексом. Согласно ему, ответственность за сохранность груза во время перевозки несет перевозчик (ст. 796 ГК РФ). Именно он отвечает как за утрату, так и за повреждение груза во время перевозки. Единственный случай, когда ответственность с перевозчика снимается — это наличие доказательств того, что повреждение или утрата груза произошли из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранить. Об этом говорится в той же статье 796 ГК РФ.

Итак, ответственное лицо известно. В чем же заключается суть ответственности? По ГК РФ при повреждении груза перевозчик обязан возместить владельцу груза сумму, на которую понизилась стоимость груза (вплоть до полной его стоимости, если повреждение привело к невозможности использования груза по назначению). При утрате (в том числе частичной) груза перевозчик должен возместить владельцу груза стоимость утраченного (недостающего) груза.

Дополнительно Гражданский кодекс возлагает на перевозчика обязанность вернуть грузовладельцу плату за перевозку в той части, которая приходится на перевозку утраченного груза (ст. 796 ГК РФ).

Фиксируем факт недостачи

Итак, с общими положениями законодательства о том, кто, за что и в каком размере отвечает при перевозках, мы разобрались. Перейдем теперь непосредственно к ситуации, когда по прибытии груза к покупателю выясняется, что доставлено меньшее количество товара, чем было отправлено. Какие действия должен совершить бухгалтер в такой ситуации?

Сначала нужно зафиксировать факт недостачи. Обычно это делается актом по форме № ТОРГ-2, а если товар импортный, то по форме № ТОРГ-3 (обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132). При этом ТОРГ-2 составляется в четырех подлинных экземплярах, а ТОРГ-3 — в пяти. Также надо иметь в виду, что в зависимости от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка, законодательством (в частности, транспортными Уставами) могут быть установлены дополнительные требования к документальному оформлению случаев частичной утраты груза в пути. Наконец, особенности оформления могут содержаться и в договоре перевозки. Поэтому к данной работе лучше сразу подключить юристов.

После того, как акт составлен и подписан всеми членами комиссии (в том числе, главбухом организации-покупателя) и представителем компании-перевозчика (не забудьте проверить его доверенность на подписание подобных документов, а также снять с нее копию), руководитель компании-покупателя должен утвердить этот акт и принять на его основании решение о дальнейших действиях.

На этом документальное оформление факта недостачи груза можно считать завершенным.

Составляем претензию и идем в суд

Согласно разъяснениям по заполнению акта № ТОРГ-2, которое приведено в постановлении Госкомстата № 132, этот акт является основанием для выставления претензии перевозчику. Таким образом, стандартный алгоритм предполагает, что на основании ТОРГ-2 будет составлен документ под названием «претензия», который направляется перевозчику.

В претензии нужно кратко описать сложившуюся ситуацию. То есть указать, какой груз, на основании какого договора и каких отгрузочных документов перевозился, когда и кем была выявлена недостача, каким документом она зафиксирована. Далее приводится расчет суммы компенсации, на которую рассчитывает покупатель. Напомним, что она состоит из стоимости утраченного груза и стоимости перевозки, приходящейся на потерянную часть груза.

В заключительной части претензии четко указываем свое требование (в такой-то срок перечислить на расчетный счет организации такую-то сумму). Обратите внимание, что законом на рассмотрение претензии перевозчику отведено 30 календарных дней (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Поэтому устанавливать в претензии меньший срок нельзя.

Подготовленную таким образом претензию нужно подписать у руководителя организации, заверить печатью и передать представителям перевозчика (лично или по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).

В дальнейшем, если перевозчик не удовлетворит претензию в отведенные сроки, компания получает возможность обратиться с соответствующим иском в суд. Обратите внимание, что для договора перевозки порядок действий установлен именно такой: сначала обязательно нужно направить претензию и только после того, как она осталась неудовлетворенной (полностью или частично), можно обращаться в суд (п. 1 ст. 797 ГК РФ). Это значит, что к иску в суд надо будет приложить как копию претензии, так и копии документов, подтверждающих ее вручение перевозчику (подп. 7 п. 1 ст. 126 АПК РФ).

Налоги при недостаче

Перейдем теперь к вопросу о том, что произойдет с налогами, если перевозчик доставит вам только часть товара.

НДС по полученному товару принимается к вычету только в той части, которая реально оприходована. Ведь по утраченному грузу не выполняется одно из условий применения налогового вычета — принятие товара на учет (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно, при удовлетворении претензии стоимость утраченного товара будет возмещена покупателю также с учетом налога.

Читать еще:  Фирменное наименование ООО

Поскольку стоимость перевозки тоже будет снижена, аналогичным образом необходимо будет скорректировать суммы, принимаемые к вычету и по данной услуге. Такая корректировка обойдется без уточненных деклараций, поскольку на учет в данном случае будет приниматься услуга по перевозке только части груза, т.е. сумма вычета изначально будет меньшей. Обязательно проследите за тем, чтобы перевозчик по результатам рассмотрения претензии (если она удовлетворена) выставил правильный счет-фактуру.

Таким образом, составление акта по форме № ТОРГ-2 для бухгалтера означает, что вычеты как по перевозимому товару, так и по самой перевозке надо скорректировать, отражая в декларациях не полные суммы, а суммы, за минусом тех, что указаны в претензии к перевозчику.

По налогу на прибыль также возникают дополнительные операции. Так, сумма ущерба, которую обязан возместить перевозчик, для нашего покупателя будет внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ). Но при этом в доходы, на наш взгляд, нужно ставить сумму компенсации за вычетом стоимости потерянного при перевозке груза. Ведь в этой части компенсация не влечет для налогоплательщика экономической выгоды, а значит, и дохода (ст. 41 НК РФ).

Несколько проще обстоит дело с учетом в расходах суммы оплаты за перевозку. Она, напомним, должна быть уменьшена пропорционально потерянному грузу. Но для целей налога на прибыль это уменьшение не повлечет каких-то дополнительных действий со стороны бухгалтера. Ведь если перевозка оплачивается «по факту», то в расходы сразу попадет уже уменьшенная сумма. Если же услуги были оплачены авансом, то ситуация также не изменится — авансы в расходах не учитываются (п. 14 ст. 270, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому и тут в расходы будет включена только согласованная сторонами сумма. А перевозчик должен будет вернуть покупателю часть уплаченного раньше аванса. Эта сумма, естественно, доходом являться не будет (ст. 41 НК РФ).

Особый случай — естественная убыль

В заключение рассмотрим еще одну ситуацию. Перевозчик привез груз в меньшем количестве, чем ему было передано по накладной, однако выявленная разница находится в пределах норм естественной убыли при перевозке. Как поступать в такой ситуации? Оформлять ли ТОРГ-2? Составлять ли претензию? И что будет с налогами?

Начнем с налогов. Убытки в виде потерь в пределах норм естественной убыли можно просто списать в расходы на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса. Не будет проблем и с НДС. Покупатель вправе принять к вычету весь налог по партии товара, в том числе и ту его часть, которая приходится на потери в пределах норм естественной убыли (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 15.08.06 № 03-03-04/1/628).

Как видим, налоговая сторона вопроса тут достаточно прозрачна. А из этого, на наш взгляд, вытекают ответы и на остальные вопросы, связанные с оформлением. Раз законодательство позволяет учесть такие потери, то составлять ТОРГ-2 и тем более выставлять на эти суммы претензию перевозчику нет никакого смысла. Более того, велик шанс, что если дело дойдет до суда, то арбитры откажутся взыскать данные суммы с перевозчика, т.к. потери произошли вследствие свойств перевозимого груза, то есть обстоятельств, влиять на которые перевозчик не в силах. А это, как мы уже говорили в самом начале статьи, является основанием, освобождающим перевозчика от ответственности (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Транспортировка и хранение запасов: учет потерь

Как известно, при транспортировке и хранении материально-производственных запасов возникают потери от их недостачи и порчи. Разберемся, можно ли такие потери включить в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Какую роль в решении данного вопроса играют утвержденные нормы естественной убыли? От чего зависит выбор нужной нормы? Как посчитать потери с учетом норм естественной убыли?

Потери как налоговый расход

Изучаем положения Налогового кодекса

В связи с этим возникает вопрос, можно ли учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль сверхнормативные потери и потери по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли не утверждены. Для ответа обратимся к положениям п. 2 ст. 265 НК РФ, где перечислены убытки, приравниваемые к внереализационным расходам. В этот перечень попали расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5). (Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.)

Делаем выводы

Потери материально-производственных запасов при хранении приравниваются к материальным расходам в случае их естественной убыли (в пределах норм). Потери сверх норм можно включить в состав внереализационных расходов при отсутствии виновных лиц. То же самое касается потерь по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли при хранении не утверждены. Помимо этого, нужно помнить об общем правиле признания расходов: налоговыми признаются только обоснованные (экономически оправданные) затраты. Поэтому если, к примеру, недостача материально-производственных запасов связана с нарушением технологических условий хранения товара (хранение в непригодном для этого помещении), потери от порчи нельзя признать экономически обоснованными затратами (Постановление ФАС ВСО от 08.11.2007 № А19-3185/07-51-Ф02-8271/07).

Смотрим письма чиновников

Таким образом, по мнению чиновников, увеличение материальных расходов на расходы в виде потерь от недостачи или порчи при хранении и транспортировке запасов возможно только в пределах потерь, рассчитанных с учетом утвержденных норм естественной убыли.

Со своей стороны, еще раз обратим внимание на возможность учета потерь материальных ценностей при транспортировке и хранении в составе внереализационных расходов (при соответствующих обстоятельствах).

На какие нормы естественной убыли ориентироваться?

  • при хранении (сливе, наливе) химической продукции утверждены Приказом Минпромторга РФ от 08.11.2010 №1000;
  • при хранении нефтепродуктов – Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 №364;
  • при хранении нефти – Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 №365;
  • при перевозке сырья и побочной продукции сахарной промышленности – Приказом Минсельхоза РФ №426, Минтранса РФ №139 от 21.11.2006;
  • при перевозках железнодорожным транспортом грузов в металлургической промышленности – Приказом Минпромнауки РФ от 25.02.2004 №55.

Необходимо учитывать, что федеральные органы исполнительной власти во исполнение Постановления Правительства РФ №814 утвердили нормы естественной убыли не во всех областях (хотя срок был установлен до 01.01.2003). В связи с этим в соответствующих случаях следует применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее. Данное допущение закреплено в ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002. Так, до сих пор подлежат применению нормы естественной убыли:

  • отдельных видов продукции при перевозках речным транспортом – утвержденные Постановлением Госснаба СССР от 18.05.1976 №51;
  • отдельных видов продукции производственно-технического назначения при морских перевозках – Постановлением Госснаба СССР от 27.04.1989 №32;
  • нерудных строительных материалов при хранении и перевозках – Постановлением Госснаба СССР от 15.06.1984 №72;
  • отдельных видов продукции производственно-технического назначения при перевозках железнодорожным транспортом – Постановлением Госснаба СССР от 19.10.1989 №64. К сведению: утвержденная данным документом норма естественной убыли черных металлов в виде изгари и окалины черных металлов при транспортировке железнодорожным транспортом (0,65% от массы груза) может применяться для определения потерь массы окалины и ржавчины, содержащихся в ломе черных металлов, в случае его транспортировки железнодорожным транспортом – естественно, при наличии доказательств наличия окалины на ломе при его погрузке и транспортировке железнодорожным транспортом (Постановление ФАС ЦО от 25.09.2009 по делу №А14-14842/2008/454/28);
  • строительных материалов при их транспортировании автотранспортом, хранении и реализации – Приказом Минторга СССР от 27.11.1991 №95. Нормы убыли, установленные данным документов для цементов, можно применять для цементного клинкера (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.10.2009 по делу №А57-22653/2007, оставленное без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 и ФАС ПО от 05.05.2010). (Клинкер – это полупродукт, получаемый (в виде гранул) при обжиге тонкоизмельченной смеси известняка с глиной, применяемый в производстве цементов.)

Что следует понимать под естественной убылью?

К естественной убыли не относятся:

  • технологические потери;
  • потери от брака;
  • потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери товарно-материальных ценностей при ремонте или профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.

Норма естественной убыли – это допустимая величина безвозвратных потерь (естественной убыли). При транспортировке она определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем. Обратите внимание: потери (естественная убыль) возможны на протяжении всего процесса доставки груза от продавцов к покупателям, в него включаются как перевозка, так и перегрузка товаров. Поэтому налоговой орган без должных доказательств не может настаивать на том, что потери, связанные с перегрузкой товара, не являются естественной убылью, так как обусловлены не естественными процессами, вызывающими изменение количества товара (Постановление ФАС ЗСО от 25.03.2009 №Ф04-1893/2009(3500-А27-25)). При хранении норма естественной убыли рассчитывается за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.

Определяем норму естественной убыли

При перевозке

  • от вида транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный, смешанный);
  • от расстояния перевозки (учитывается не всегда);
  • от количества перевалок с одного вида транспорта на другой – перегрузок из вагона в вагон, с судна на судно (устанавливаются дополнительные нормы естественной убыли);
  • от времени нахождения в пути.

По определенным видам груза норма естественной убыли выбирается с учетом периода, когда осуществляется перевозка (весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября), осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта)). Это, к примеру, касается перевозки природных и синтетических смол, глифталевой и пентафталевой олифы, олифы оксоль (см. Приказ Минпромэнерго РФ №93, Минтранса РФ №41 от 11.03.2008).

В связи с этим предприятию необходимо побеспокоиться о документальном подтверждении сведений, которые нужны для выбора нормы естественной убыли (в противном случае существует риск расчета потерь по наименьшей из возможных величин).

Обратите внимание: утвержденные нормы естественной убыли при транспортировке применяются, как правило, только в случае фактической недостачи массы груза.

При хранении

  • от срока хранения (например, месяц, год). При хранении менее установленного срока (допустим, года) норма естественной убыли может браться пропорционально фактическому времени хранения;
  • от периода года (осенне-зимний, весенне-летний);
  • от типа и вместимости технологического оборудования для хранения (резервуар, цистерна, бункер, емкость, бочка);
  • от способа хранения (на открытой площадке, на закрытом складе (в крытом помещении));
  • от климатической зоны (группы (подгруппы)). Распределение территории по климатическим зонам приводится непосредственно в документе уполномоченного органа власти, которым утверждены нормы естественной убыли.

Считаем потери по нормам

Предприятие может столкнуться с тем, что для расчета предельной величины потерь количество груза (вес нетто) нужно пересчитать (то есть норму естественной убыли применить не к фактически полученной (хранимой) массе груза, а провести дополнительные корректировки, допустим, определить количество продукции в пересчете на ту или иную влажность). Чаще всего это актуально при хранении и перевозке полезных ископаемых. Например, такая ситуация возникает в случае приобретения гранулированного шлака (используется в качестве компонента шихты при производстве цементов). Влажность шлаков не нормируется, поэтому она устанавливается по договоренности между поставщиком и потребителем. В то же время количество поставляемого шлака устанавливается в пересчете на сухой шлак. Понятно, что масса шлака определенной влажности и масса шлака в пересчете на сухую массу – разные величины (причем существенно отличающиеся друг от друга). Поэтому нормы естественной убыли для перевозимых гранулированных шлаков в Приказе Минпромнауки РФ № 55 даны в пересчете на сухую массу.

Пересчет нужен не всегда. Это наглядно продемонстрировали судьи ФАС УО на примере цинкового концентрата. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик был вправе применить пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ в отношении стоимости утраченного в процессе поставки сырья только после пересчета его количества в сухих метрических тоннах, поскольку по условиям договоров поставок оплачиваемым металлом в концентрате является цинк. Налогоплательщик же применял норму естественной убыли к количеству, определенному во влажных метрических тоннах (в соответствии с договорами).

Читать еще:  Оплата потребительского кредита материнским капиталом

Арбитры выяснили, что согласно ПриказуМинпромнауки РФ № 55 по группе 15 «Сырье цветных металлов, сырье серное» к цинковым концентратам при перевозке на расстояние до 750 км применяется норма естественной убыли в размере 1,5%. Из указанного приказа следует, что нормы естественной убыли по цинковым концентратам применяются к фактически полученной массе груза без каких-либо дополнительных корректировок. Требования, что для целей определения потерь в пути и их соответствия нормам естественной убыли масса груза должна быть пересчитана в сухие метрические тонны либо приведена к единой влажности (фактической либо указанной в документах поставщика), приказ не содержит. Случаи, когда пересчет на сухую массу является существенным условием определения нормы естественной убыли, прямо названы в приказе. Поэтому налогоплательщик правомерно применял норму естественной убыли к влажным метрическим тоннам, то есть умножал влажную метрическую тонну на 1,5%, а затем влажную метрическую тонну поставщика с учетом потерь 1,5% сравнивал с фактически принятым весом и, если сверхдопустимые отклонения по влажному весу отсутствовали, принимал фактический вес (Постановление от 28.04.2012 № Ф09-2433/12). Таким образом, норма естественной убыли применяется к фактической массе груза (цинковым концентратам) без пересчета в сухие метрические тонны, поскольку иная методика нормативно не установлена.

Потери от недостачи или порчи материально-производственных запасов, возникшие в процессе их транспортировки или хранения, можно включить в состав материальных расходов, но только в пределах утвержденных норм естественной убыли. В отношении других потерь следует рассмотреть возможность их включения в состав внереализационных расходов (это допустимо при условии экономической оправданности (обоснованности) расходов и отсутствия виновных лиц).

В целях исчисления налога на прибыль должны применяться нормы естественной убыли, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 814. Если данная обязанность по определенной продукции органами власти не исполнена, налогоплательщик может ориентироваться на нормы, утвержденные ранее. Конкретная норма естественной убыли по соответствующему наименованию продукта выбирается с учетом различных факторов, влияющих на естественную убыль запаса. Так, при транспортировке нужно принимать во внимание вид транспорта, расстояние перевозки, количество перевалок с одного вида транспорта на другой.

Исходя из нормы естественной убыли рассчитывается масса (количество) перевозимого груза (хранимой продукции), потеря которой не превышает предельной величины. При этом следует помнить, что фактическую массу определенных видов продукции требуется пересчитать (например, вес гранулированного шлака должен быть установлен в пересчете на сухой шлак).

Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз + претензия о возмещении стоимости утраченного груза и образец искового заявления

Большинство представителей бизнеса доставляют товар покупателю или получают его для себя с помощью услуг автомобильного транспорта. Однако часто в силу разных причин происходит утрата груза. Она причиняет убытки, как грузоотправителю, так и его получателю.

Если уж такая ситуация произошла, то следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой.

Поэтому в данной статье мы расскажем об ответственности перевозчика за утрату груза и как правильно оформить недостачу груза при приёмке. А также вы получите полезные рекомендации о том, как действовать, чтобы вернуть деньги за груз.

Утрата и утеря груза при транспортировке перевозчиком: правовые основы

Обратимся к нормам законодательства. В частности, это ГК РФ, а именно его положения в части перевозки. Также для некоторых видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного) существуют свои уставы. Они устанавливают виды ответственности для транспортной организации, включая и штрафные санкции.

Однако, если дело касается международных перевозок, то полезно изучить и договора, заключённые РФ с соответствующими странами.

Следует также использовать и материалы судебной практики. Особенно это касается решений Верховного Суда РФ. Они являются негласными прецедентами для нижестоящих инстанций.

За сохранность груза по законодательству отвечает перевозчик или экспедитор. Именно с них осуществляется возврат стоимости груза в суде. При этой процедуре следует ориентироваться и в нормах процессуального законодательства.

Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза

Статья 796 ГК РФ определяет презумпцию ответственности транспортной компании за утрату (утерю) груза.

Повреждение груза в результате ДТП, кто несёт ответственность

В случае с дорожной аварией на территории РФ отвечать за имущество придётся перевозчику вне зависимости от наличия у него вины в ДТП. Если машина транспортной компании не виновата в инциденте, то перевозчик получает право на регрессные требования к виновнику.

Если груз был похищен

Кражи имущества в пути сегодня обычное дело. И если такое произошло с вверенным грузом, отвечать перед его получателем все равно перевозчику. При этом транспортной компании необходимо не откладывая написать заявление о случившемся в правоохранительные органы.

Когда перевозчик не несёт ответственность

Избежать санкций перевозчику удастся только в том случае, если он в суде убедительно докажет, что утрата груза стала следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс– мажора).

Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем

Чтобы взыскать ущерб, причинённый потерей груза, важно правильно составить все документы.

Первым из них является акт утраты или недостачи груза при перевозке. Он составляется с участием уполномоченных представителей транспортной компании и грузополучателя.

Акт составляется в тот же день, когда прибыл груз. В виде исключения допускается оформить документ на следующие сутки.

Бывает так, что водитель перевозчика или иной его представитель не захочет поставить свою подпись под актом. В таком случае получатель оформляет его в одностороннем порядке с обязательным извещением об это представителей транспортной компании.

Часто груз нельзя посчитать в единицах (например, это касается сыпучих продуктов). В этом случае определяется недостача груза по массе. Для этого предусмотрены специальные процедуры взвешивания.

Если имела место недостача груза по количеству, то в акте указывается количество недостающих единиц, ящиков, упаковок и так далее. Чтобы было понятно, как выглядит документ, мы предлагаем здесь скачать образец акта о недостаче груза при перевозке.

Куда обращаться, если груз был застрахован

Часто перемещаемое имущество страхуется. Поэтому возникает закономерный вопрос, что делать, если произошла утеря застрахованного груза. В этом случае следует обращаться к страховой компании, которая выдала полис.

К заявлению следует приложить все документы, составленные по недостаче. В дальнейшем страховщик взыщет все издержки с перевозчика или иного виновника утери груза.

Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд

Снова вернёмся к ГК РФ. В нём указано о том, что перед тем, как придёт время обращения в суд, должно осуществиться досудебное урегулирование спора. Оно заключается в предъявлении претензии перевозчику.

С этим затягивать не стоит, поскольку исковая давность по утраченному грузу составляет только один год с момента выявления соответствующего факта. Кроме того, стоит сделать также поправку и на месячный срок, в рамках которого рассматривается претензия к перевозчику за утрату груза.

Требования к перевозчику о возмещении груза

Они могут заключаться как в предоставлении такого же имущества, так и о возмещении его стоимости. Важно при этом сослаться на все документы.

Если же утрата груза дополнительно причинила его получателю ещё и материальный ущерб, то в претензии можно заявить и о нём. Но следует в любом случае обосновать признание груза утраченным.

Чтобы получить более полное представление о том, как выглядит претензия о возмещении стоимости утраченного груза, мы предлагаем бесплатно скачать примерный образец обращения к перевозчику. В него, естественно, каждый пострадавший получатель груза может внести собственные коррективы.

Возврат стоимости груза в судебном порядке

Это происходит посредством подачи иска в арбитражный суд. Если говорить о спорах по перевозке, то здесь действует исключительная подсудность. Она предполагает, что иск предъявляется всегда по месту расположения перевозчика.

В нём описываются обстоятельства, при которых была обнаружена утеря груза. Дальше следует ссылка на документы, обосновывающие не только факт утраты имущества, но и величину нанесённого ущерба.

Нужно также описать и сведения о до арбитражном урегулировании существующего конфликта.

К иску должны быть приложены и необходимые документы.

Вот их основной список:

  1. Копия договора перевозки (его можно получить у отправителя)
  2. Товаро сопроводительные документы на груз
  3. Акт об утере имущества
  4. Копия претензии перевозчику и ответа на неё

Не нужно также забыть и о госпошлине. Она уплачивается в процентах от общей величины заявленных требований.

Чтобы понимать, как должно выглядеть исковое заявление о взыскании стоимости утраченного груза, мы предлагаем скачать его образец, который актуален в 2017 году.

Как вернуть стоимость утраченного груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать

Ниже мы предоставим порядок действий, которые необходимо совершить в том случае, когда необходимо возместить ущерб за утраченный груз.

Юридическая консультация

Это первый шаг, который нужно предпринять для восстановления своих прав. Юрист может дать как устные, так и письменные советы.

В частности, специалист отдельный акцент сделает на том, когда груз считается утраченным. Так, по законодательству груз считается утраченным по истечении 30 дней от планируемой даты его передачи получателю. Данные правила действуют при перевозке грузов железной дорогой.

Кроме того, юрист изучит документы, которые уже были составлены ранее. На основе полученной информации специалист подскажет, как правильно действовать клиенту.

Претензионный порядок

Пред тем, как будет подан иск о взыскании стоимости утраченного груза, к транспортной компании необходимо обратиться с претензией. Её предъявление обусловлено как требованиями ГК РФ, так и нормами процессуального законодательства по арбитражному судопроизводству.

Начать судебный процесс можно будет в том случае, если перевозчик не предоставил ответ на претензию в установленный срок или же отклонил требования, содержащиеся в ней.

Обращение с иском в суд

Он подаётся в арбитраж по месту нахождения перевозчика. В нём следует указать все сведения о договоре перевозки, обстоятельства утраты груза и их документальное подтверждение.

Также стоит привести и обоснованный расчёт ущерба. Чем больше будет приложено к заявлению документов, тем выше вероятность выиграть спор с транспортной компанией.

Получение исполнительного листа

Он выдаётся со вступлением в силу решения арбитражного суда. Это происходит в двух случаях: с истечением срока на подачу апелляции или же по итогам её рассмотрения. В любом случае за исполнительным листом следует обращаться в арбитражный орган по первой инстанции.

Обращение в банк

Перед тем, как начинать исполнительное производство, стоит попытаться решить вопрос через банк, обслуживающий перевозчика. Туда следует подать заявление о списании средств с его счета, приложив к нему оригинал исполнительного листа.

И если у транспортной фирмы будут на счетах средства, то они будут переведены на счёт истца (пострадавшей стороны). В противном случае исполнительный лист будет передан взыскателю назад.

Исполнительное производство

Если вариант с банком не привёл к положительному результату, то возмещение стоимости утраченного груза придётся осуществлять с помощью судебных приставов.

Для этого готовится отдельное заявление о начале исполнительного производства. Оно подаётся в орган ФССП по месту нахождения перевозчика.

Далее полезно курировать работу приставов и оказывать им посильное содействие при исполнении судебного решения.

Почему нужно обратиться к юристам

Это следует сделать по нескольким причинам.

Юрист по грузоперевозкам, после изучения всех документов может правильно применить нормы законодательства в досудебном разбирательстве с транспортной компанией и слушании дела в суде.

Изучив детально ситуацию, возьмёт на вооружение материалы судебной практики. Согласитесь, что знание прецедентов может сыграть не последнюю роль в споре с транспортной компанией и другими перевозчиками.

Кроме того, специалист поможет составить все необходимые документы, которые зафиксируют утрату груза. Ведь от правильности их оформления зависит итоговый результат спора.

Также, юрист сможет построить правильную тактику судебного процесса и доказать в ходе него правоту своего клиента. Бывает и так, что специалист должен вступить в уже существующий процесс. Тогда он предварительно ознакомится с делом и сформирует собственную позицию в пользу клиента.

При необходимости юрист по спору с перевозчиком подготовит апелляционную или кассационную жалобу. Если же обжаловать решение намерен перевозчик, то юрист подготовит обоснованные возражения.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector