Работы по гос. Контракту
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Работы по гос. Контракту

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
    Конкурс С момента размещения протокола
    1 Открытый конкурс 10 дней
    2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
    3 Конкурс в два этапа 10 дней
    4 Закрытый конкурс 10 дней
    5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
    6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
    Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
    1 Электронный аукцион 5 дней
    2 Открытый аукцион 10 дней
    Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Каковы порядок и условия работы с государственным контрактом?

    Как известно, государственный заказ является не только привлекательной сделкой, но также и ключом, открывающим новые уровни успеха. Госзаказ в соответствии с российским законодательством осуществляется только в форме проведения открытых конкурсов (аукционов), успешное участие в которых обязывает иметь соответствующий опыт и узкоспециализированные знания.

    Исполнителями государственного заказа могут быть как юридические, так и физические лица. Рассмотрим основные моменты получения возможности исполнять государственный заказ.

    Участие в конкурсе и заключение государственного контракта

    Государственный или муниципальный заказ (контракт) представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Данная сфера регулируется статьями 525–534 и 763–768 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 722 и другими нормами законодательства.

    Основные правила проведения аукционов по размещению госзаказа изложены в Законе № 44-ФЗ. Сроки подписания и выполнения государственного контракта, объем обязательств и стоимость товаров (работ, услуг), размер и порядок финансирования; а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.

    Согласно букве закона, статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».

    Как проходит государственный конкурс по определению поставщика (подрядчика) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

    Первоначальным этапом является публикация государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:

    • максимальная цена договора;
    • сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
    • определение качества товаров (работ, услуг);
    • другие условия.

    После этого будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится окончательное заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цен. На сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.

    Следует отметить, что для участия в конкурсе обязательным условием является предоставление финансового обеспечения заявки в размере от 0,5% до 5% начальной (максимальной) стоимости контракта.

    Читать еще:  На какой системе налогообложения надо платить НДС?

    Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от его заключения приводят к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию обеспечения конкурсной заявки.

    Процесс заключения государственного контракта также в обязательном порядке требует обеспечения его исполнения. Размер обеспечения может достигать 30% от начальной (максимальной) стоимости. Данное обеспечение может быть предоставлено либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, либо в форме банковской гарантии. Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него способ внесения обеспечения.

    Исполнение государственного контракта

    После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе должна быть предоставлена денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта и является обязательным условием его заключения.

    Форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:

    • указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенефициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
    • указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают ее от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
    • указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
    • условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.

    Исполнение госконтракта — весьма напряженный рабочий процесс, требующий постоянных согласований и своевременной оплаты. Чаще всего используются две схемы [1] :

    • исполнитель выполняет работы за свой счет, а заказчик оплачивает их по факту выполнения;
    • проект делится на этапы, заказчик перечисляет аванс исполнителю перед началом каждого этапа. Целевое расходование средств при этом обеспечивается банковской гарантией.

    В тех случаях, когда исполнение госконтракта растягивается во времени или у заказчика меняются обстоятельства, и он отсрочивает перечисление авансового платежа, у исполнителя может появиться потребность в своевременном привлечении денежных средств либо получении новой банковской гарантии. Поэтому залогом успешного выполнения госконтракта во многом является наличие проверенного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.

    Расторжение государственного контракта

    В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:

    1. Объем работ.
    2. Стоимость работ.
    3. Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки.
    4. Размер и порядок финансирования.
    5. Форму обеспечения исполнения обязательств контракта.

    Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю выгоды, на которую сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.

    Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.

    Процедура участия в государственном конкурсе, последующее подписание госконтракта и его выполнение чаще всего невозможны без привлечения банковского финансирования: получения кредита либо предоставления банковской гарантии, что является максимально удобным для всех сторон. Необходимо лишь помнить, что подобный документ имеет установленные законом сроки действия, и, в случае если выполнение госконтракта затягивается, необходимо вовремя побеспокоиться о получении новой банковской гарантии.

    Как привлечь банковское финансирование на выгодных условиях при работе с госзаказом?

    С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту консалтинговой компании КСК групп:

    «Профинансировать заявку на участие в государственном конкурсе и последующее исполнение госконтракта, не изымая из оборота собственные средства, подрядчик может двумя способами: получением так называемого тендерного кредита либо оформлением банковской гарантии. Кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего и тщательного анализа.

    КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Мы понимаем, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом и в оговоренные сроки.

    Когда для привлечения финансирования подрядчик в очередной раз обращается к помощи профессиональной команды экспертов КСК групп, он знает, что в большинстве случаев может рассчитывать на получение кредита или оформление банковской гарантии на привлекательных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

    Добиться этого удается благодаря тщательной подготовке сделки, включающей предварительную диагностику компании-клиента, которая осуществляется нашими экспертами на основании финансовой документации и бухгалтерской отчетности. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк, структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

    Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование, но и сэкономить на процентах по кредиту.

    Отдельно стоит упомянуть об оперативности рассмотрения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя».

    P. S. Более полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании ответят на все интересующие вас вопросы и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

    Как малому бизнесу исполнить госконтракт и не разориться

    Общественное мнение считает договор на исполнение госконтракта (по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») настоящим счастьем для малого и среднего бизнеса. Однако работа по госконтракту имеет массу подводных камней, из-за которых предприниматель рискует не просто лишиться прибыли, но и утопить бизнес. Оценить риски исполнения конкретного госконтракта помогут шесть рекомендаций.

    1. Нужно точно рассчитать стоимость исполнения контракта. Чаще всего исполнитель обязан обеспечить контракт денежными средствами или предоставить банковскую гарантию. Юридическое лицо, существующее пару месяцев, вряд ли сможет получить гарантию банка. Но даже если малый бизнес может рассчитывать на гарантию, нужно тщательно проверить все детали. Банк-гарант должен входить не только в список, утвержденный Минфином, но и в перечень банков, гарантии которых будут приняты конкретной организацией.

    Стоимость банковской гарантии зависит от скорости ее получения. Стандартный срок, необходимый для оформления, составляет 10 рабочих дней. Стоимость экстренной банковской гарантии значительно выше, нежели обычной. И чем больше сумма госконтракта, тем больше времени нужно для оформления гарантии. Быстрое получение гарантии на сумму более 10 млн руб. обойдется дорого.

    Чтобы предварительно оценить эффективность конкретного госконтракта, можно взять ориентировочную стоимость банковской гарантии – 3,5% суммы при 180 днях обеспечения. И заложить на процедуру получения минимум 10 рабочих дней.

    2. Следует учитывать антидемпинговые меры. Участники конкурсов должны знать об опасности чрезмерного падения стоимости контракта. Если она снизилась более чем на 25% начальной цены, начинают действовать антидемпинговые меры. Они серьезны.

    Если начальная цена не превышала 15 млн руб., победитель конкурса обязан предоставить обеспечение повышенного размера, т. е. в полтора раза более заявленного заказчиком изначально. Или же бизнесмен может подтвердить добросовестность различными документами. Но чаще всего требуется именно увеличенное денежное обеспечение. Если первоначальная цена превышала 15 млн руб., альтернатива в виде пакета документов даже не рассматривается.

    Если госконтракт предусматривает поставку простых товаров, компании-победителю нужно объяснить, как именно она собирается предоставить товар по столь низкой цене.

    3. Нужно тщательно составить протокол разногласий. В течение пяти дней после публикации итогового протокола закупки размещается проект контракта. Предприниматель, который намеревается заключить эту сделку, имеет право проверить все юридические детали договора. На это дается пять дней. В течение этого времени можно подать протокол разногласий. Важно помнить, что бизнесмен может подать протокол разногласий лишь один раз. Так что следует быть максимально внимательным и сформировать полный перечень вопросов к договору сразу. Второй возможности не представится.

    4. Провести повторный расчет рентабельности проекта после анализа всех юридических и банковских деталей. У предпринимателя есть риск попасть в черный список поставщиков. Это произойдет, если компания, ставшая победителем торгов, на этапе подписания договора будет признана «уклонившейся от заключения контракта». Такое случается, если предоставлены не все документы, бизнесмен передумал заключать сделку и т. п. Еще хуже, если госконтракт будет расторгнут по решению суда из-за грубых нарушений со стороны исполнителя (например, несостоявшейся поставки). Нужно понимать, что, заключив государственный контракт, бизнесмен теряет пути к отступлению.

    5. Следует ознакомиться с репутацией заказчика в СМИ перед заключением госконтракта. Даже если первые лица контрагента не имеют судимостей и давно занимают свой высокий пост, нельзя терять бдительность. Вести бизнес стоит лишь с той организацией, репутация которой не запятнана – чтобы избежать задержек в платежах, форс-мажорных обстоятельств, парализующих деятельность, и т. п. Потратьте полчаса на изучение информационного поля вокруг вашего потенциального контрагента. Возможно, узнаете много неизвестного и неожиданного.

    Читать еще:  Что делать если основной доказательный документ в суде сфальсифицирован

    6. Все общение нужно вести в письменном виде. Если бизнесмен принял решение участвовать в госзакупках, ему нужно быть очень аккуратным, пунктуальным и вдумчивым – чтобы труды не пропали даром из-за судебного разбирательства. Поэтому общение с заказчиком вести не по телефону, а письменно. Переписка по электронной почте – лучший способ договариваться обо всех деталях исполнения контракта. Таким образом предприниматель сможет доказать правоту не только при расследовании, но и в простом споре с контрагентом. Никакие исключения из этого правила недопустимы, если вы хотите успешно выполнить госконтракт и заработать деньги.

    Работы по гос. Контракту

    Опция доступна для Челябинского и Саратовского регионов

    Опытный юрист перезвонит вам, чтобы обсудить вашу задачу.

    Беседа с юристом БЕСПЛАТНА, не является консультацией, длится до 10 минут

    Отправляя эту форму, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности

    Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Соглашением

    Услуги и цены

    Юридическая помощь в судах

    Юридические услуги по недвижимости и земле

    Юридические услуги бизнесу

    Консультации

    Услуги кадастровых инженеров

    Дистанционные услуги

    К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
    Телефон для записи:

    (351) 233-50-35

    Статьи
    Новости
    Советы юриста

    С января 2011 года кассационная инстанция стала третьей инстанцией в судах общей юрисдикции по граждан.

    Ответ прост и однозначен. Надо. Тем более, что в момент подписания это ничего не стоит. И уж конечно .

    Во-первых, не впадать в панику. 30-40% дел проигрывается истцами. Во-вторы.

    Люди по-разному реагируют, узнав о своем участии в судебном процессе в этом качестве. Кто-то не обращ.

    Признание права – это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

    Люди, которым приходится впервые столкнуться с судебным процессом, часто боятся идти в суд. И не удив.

    Многие собственники предпочитают не сдавать.

    Юридическая помощь по госзакупкам

    Итак, вы выиграли конкурс и заключили государственный контракт на строительство. Однако, в процессе выполнения работ выяснилось, что ряд мероприятий, необходимых заказчику, сметой и контрактом не предусмотрены, и требуются дополнительные работы. Выполнять их или нет? Имеете ли вы право отказаться? Что делать, если невыполнение дополнительных работ приводит к невозможности надлежащего завершения в срок и сдачи основных работ? Оплатит ли заказчик дополнительные работы, и в каком размере? От ответов на эти вопросы зачастую зависит благополучие организации-подрядчика.

    Какие нормы права регулируют этот вопрос:

    Согласно п.2 ст.767 ГК РФ любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом. А случаев таких не слишком много.
    В силу ст.34 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта указывается, что цена контракта в большинстве случаев является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.95 вышеназванного Федерального закона. А именно, в следующих случаях:

    • если объем работ и итоговая смета увеличивается не более, чем на 10% от первоначальной цены госконтракта. При этом увеличение объема работ должно происходить по предложению заказчика (например, когда проект дополнительного соглашения направлен заказчиком) и допускается только в случае, если сама возможность такого изменения изначально была заложена в контракте и конкурсной документации. Нужно учитывать, что по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги;
    • если произошло изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
    • если изменение условий долгосрочного контракта (сроком более 3х лет), заключенного для обеспечения федеральных нужд / нужд субъекта федерации / муниципальных нужд, произведено на основании решения Правительства Российской Федерации / правительства области / администрации муниципального образования соответственно. Проще говоря, добиться изменения госконтракта на основании указанной нормы не слишком реально.

    Совет № 1:

    Проверьте, попадает ли Ваш случай в перечень ситуаций, предусмотренных статьей 95 вышеназванного Федерального закона, когда условия госконтракта могут быть изменены дополнительным соглашением. Если попадает, добивайтесь подписания Заказчиком дополнительного соглашения. Если не попадает, или государственный заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, делать дополнительные работы не следует. Кроме случаев, когда их результат Вы готовы подарить Родине.

    Помните, что даже подписанное дополнительное соглашение не всегда гарантирует оплату дополнительных работ. Если сама возможность подписания такого дополнительного соглашения прямо не предусмотрена законом, оно может быть проигнорировано судом, и денег по нему Вы с высокой вероятностью можете не получить.

    Если без дополнительных работ невозможно завершить основные.

    Особняком стоит сложная ситуация, когда подписать дополнительное соглашение не представляется возможным в силу закона или по причине отказа государственного заказчика, однако, без проведения дополнительных работ не возможно и выполнить основной заказ.
    Если Вы оказались в таких обстоятельствах, Вам необходимо руководствоваться положениями ст.743 ГК РФ, в соответствии с которой подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
    При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

    Совет№2:

    Обо всех необходимых дополнительных работах нужно как можно быстрее письменно сообщить государственному заказчику путем вручения соответствующего уведомления его уполномоченному представителю под роспись. Если вручить уведомление не получается, необходимо направить заказную телеграмму по адресу заказчика, указанному в госконтракте, с уведомлением о вручении и фиксацией текста отправления. Такое уведомление вынудит заказчика принимать решение о возможном увеличении объема работ, и поможет избежать включения подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков в связи со срывом сроков выполнения работ.

    Кстати, уведомлять о дополнительных работах нужно не только при выполнении государственного контракта, но и любого другого договора строительного подряда.
    Однако, в отличие от договорных отношений между частными лицами, госконтракт регулируется существенно жестче (см. п. 1 настоящей статьи). Поэтому, простое уведомление о необходимых дополнительных работах в данном случае, хоть и усилит ваши позиции в спорных ситуациях, но вовсе не обязательно решит проблему. И вот почему.

    В данном случае имеет место противоречие двух норм права: право подрядчика приостановить работы, предусмотренное ст. 743 ГК РФ, и его обязанность выполнить госконтракт во что бы то ни стало и по твердой цене, предусмотренное Федеральным законом «О государственной контрактной системе».
    Эта коллизия рассмотрена в Постановлении Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда № 18АП-4029/2015 от 08 июня 2015 года (Дело № А47-9211/2014), в котором суд встал на сторону Подрядчика. Позиция суда свелась к тому, что для взыскания стоимости дополнительных работ, не предусмотренных государственным контрактом, Подрядчику необходимо будет доказать, что дополнительные работы направлены на достижение того же результата, что и заключенный государственный контракт, и без их выполнения достижение результата работ, изначально согласованных при заключении контракта невозможно. Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации (Дело № 308-ЭС14-2538) от 21 января 2015 года, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 N 13АП-22984/2015 по делу N А26-3052/2015 и Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2011 года (Дело N А40-62571/08-22-543, № 09АП-8581/2011), где подрядчик не смог доказать необходимость выполнения дополнительных работ.

    Совет № 3.

    Убедитесь, что выполнение дополнительных работ действительно необходимо для достижения первоначального результата, и без них выполнить госконтракт не получится. Запаситесь доказательствами вышеназванного факта.
    И последнее.

    Совет № 4.

    Еще до заключения государственного контракта тщательно проверяйте всю техническую документацию и изучайте «фронт работ», чтобы по возможности исключить возникновение ситуаций, описанных в этой статье.

    Запишитесь на консультацию к автору материала

    Дополнительные работы по государственному контракту

    Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Содержание статьи:

    Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту. В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами. Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.

    Изменение видов работ по государственным (муниципальным) контрактам

    В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.

    Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя. В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку. При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.

    Читать еще:  Не рассчитали после увольнения, как быть?

    В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.

    При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.

    При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке. Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу. При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.

    Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ. В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.

    ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

    Письмо о необходимости выполнения дополнительных работ и изменение объема работ по заключенному контракту

    Что делать, если в ходе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах?

    Для начала следует определить, что работы действительно являются дополнительными, которые не предусмотрены контрактом, но выполнение которых необходимо в рамках заключенного контракта, поскольку они влияют на прочность и годность объекта и их выполнение необходимо для достижения результата по контракту; данные дополнительные работы должны быть обнаружены в ходе выполнения работ.

    Действия подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией, заключаются, прежде всего, в уведомлении об этом заказчика.

    ВНИМАНИЕ: дополнительные работы должны быть именно дополнительными, а не самостоятельными видами работ.

    Далее, если в течении 10 дней от заказчика не поступает ответ на уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан приостановить работы. НО! Если приостановление работ повлечет гибель или повреждение объекта строительства, в этом случае подрядчик не имеет права приостанавливать работы. В последующем он должен доказать, что была необходимость немедленно действовать в интересах заказчика.

    Действия заказчика при получении сообщения от подрядчика об обнаружении дополнительных работ, заключаются в решении вопроса, необходимо ли выполнение дополнительных работ. Если такая необходимость есть, встает вопрос, что делать? Если дополнительные работы связаны с дополнительным объемом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, то Закон № 44 предусматривает возможность изменения объема работ по общему правилу не более чем на 10% по предложению заказчика. А если это дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, в этом случае, с учетом неофициальных разъяснений Закона № 44, следует проводить отдельные закупочные процедуры. В то же время судебная практика говорит, что к дополнительным работам могут быть отнесены те работы, которые объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены и данные работы подлежат оплате.

    Кроме того, чтобы увеличить объем работ в размере 10% и цену контракта, такая возможность должна быть предусмотрено непосредственно в контракте.

    На указанные требования Закона № 44 особенно следует обратить внимание подрядных организаций, поскольку при не соблюдении положений законодательства об уведомлении, о получении от заказчика предложения об увеличении объема работ по контракту, и соответственно об увеличении цены контракта не более чем на 10%, в случае, если такая возможность предусмотрена контрактом, подрядчик лишается возможности получить соответствующую оплату за выполненные дополнительные работы.

    Суды при рассмотрении дел о взыскании стоимости за дополнительные работы проверяют выполнение требований законодательства по соблюдению порядка, и в случае, если порядок не был соблюден, во взыскании денежных средств за дополнительные работы подрядным организациям отказывают.

    Следует не забывать про размер увеличения, а именно, не более 10% от цены контракта. Факт заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более чем на 10% не гарантирует оплату в полном объеме. В одном из обзоров судебной практики Верховный суд РФ указал на ограничения в размере изменения цены контракта, которые установлены не только для подрядчика, но и для заказчика. Условие об увеличении цены контракта более чем на 10% в данной части ничтожно. В то же время, увеличение цены контракт и объема более чем на 10% допустимо только в случае, если не выполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата работ.

    Объем работ может быть уменьшен в пределах 10% и соответственно уменьшена цена контракта.

    ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

    Взыскание неосновательного обогащения, в связи с увеличением объема работ по государственному или муниципальному контракту

    Бывают случаи, когда подрядная организация, выполнив работы по строительству, в ходе выполнения работ или даже не приступив к работе, понимает, что объемы работ больше, чем требует заказчик, например, больше площадь квартир, подлежащих передачи заказчику во исполнение контракта.

    В этой ситуации подрядчик обращается к заказчику, чтобы он оплатил лишние квадратные метры, которые фактически им приняты по контракту, а не принять их заказчик не мог, потому что это квадратные метры в квартирах, которые передавались подрядчиком во исполнение контракта.

    НО! заказчик обозначает свои требования по площади квартир и иные требования изначально в контракте, а точнее в приложениях к нему, в том числе в техническом задании, и требовать от него оплаты за превышение квадратных метров подрядчик не имеет права, если цена контракта твердая. Конечно, многое зависит и от положений непосредственно государственного или муниципального контракту.

    Не стоит обходить Закон № 44, выполняя работы без заключения государственного или муниципального контракта в установленном порядке, в надежде в дальнейшем в судебном порядке, после выполнения работ, взыскать неосновательное обогащение (подробнее о процедуре по ссылке). Судебная практика на этот случай говорит о возможности недобросовестных подрядчиков и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

    Есть случаи, когда невозможно заключить государственный или муниципальный контракт в конкретной ситуации в порядке определенным Законом № 44, но для исполнителя выполнение тех или иных работ, оказание услуг является обязательным, и он не может отказаться от выполнения соответствующих работ, поскольку они являются социально-значимыми и объективно необходимыми.

    Также может возникнуть какая-то экстренная ситуация, требующая немедленного выполнения работ, поставки товара или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией

    В этих случаях суды приходят к выводу о том, что работы, услуги подлежат оплате, несмотря на то, что оказаны вне рамок Закона № 44, а точнее при отсутствии заключенного контракта.

    Иски в суд о внесении изменений в государственный или муниципальный контракт, об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту

    В ходе исполнения контракта у подрядчика может возникнуть необходимость в увеличении сроков работ, во внесении иных изменений в контракт. Обратившись к заказчику с соответствующим предложением заключить дополнительное соглашение, скорее всего подрядчик получит отказ, поскольку для заказчика предусмотрена как минимум административная ответственность за изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена, прежде всего законодательством о контрактной системе.

    При предъявлении исковых заявлений подрядчиком к заказчику о внесении изменений в контракт или об обязании заключить дополнительное соглашение, суды, как правило, встают на сторону заказчика, указывая в решении на то, что Закон № 44 по общему правилу устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, в том числе по срокам исполнения контракта. Также суды приходят к выводу, что подрядчик обратился в суд с иском, например, об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении сроков работ, в целях избежать финансовых санкций за нарушение сроков по контракту. Иногда суды встают на сторону подрядчика и выносят решения об удовлетворении исковых требований.

    Не стоит забывать, что последняя инстанция по рассмотрению споров является Верховный суд РФ, и принятие решения нижестоящими судами не гарантирует, что оно не будет отменено верховным судом.

    Есть шанс, что суд встанет на сторону подрядчика только при существенном изменении обстоятельств, в результате которых возникла необходимости по внесению изменений в контракт.

    Ситуации могут быть разные и в одних случаях требования той или иной стороны скорее всего не будут удовлетворены судом, а в других — будут признаны судом законными и обоснованными. Все зависит от конкретных обстоятельств дела.

    Помощь адвоката в споре между заказчиком и исполнителем госконтракта

    Настоящая статья не является руководством к действию, в ней всего лишь проанализирована малая часть судебной практики по спорным правоотношениям, которая является неоднозначной. Разобраться в ситуации, проанализировав все обстоятельства, могут помочь наши адвокаты, в том числе:

    • выстроить тактику действий подрядчика или заказчика при возникновении спорных вопросов в ходе исполнения государственного или муниципального контракта;
    • оценить риски при принятии того или иного решения заказчиком или подрядчиком в рамках правового анализа государственного анализа и обстоятельств дела;
    • с учетом обстоятельств дела, смогут дать прогноз, насколько положительным возможен исход дела при рассмотрении судом;
    • составить документы по государственному или муниципальному контракту, процессуальные документы по судебному делу;
    • осуществить представительство интересов доверителя в ходе рассмотрения дела судом;
    • окажет иную юридическую помощь по проблеме Доверителя

    Стоит отметить, что нормы Закона № 44 в основном носят императивный характер, но контролирующие органы и судебные органы довольно часто по-разному их трактуют, вот почему лучше обратиться к профессионалу — нашему адвокату, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector