Прослушивание радиочастот не российского региона
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Прослушивание радиочастот не российского региона

Радиолюбителям грозят тюрьмой?

За прослушивание авиационных радиочастот могут наказать тюремным сроком. Первый прецедент — в Польше.

Российский Интернет живо откликнулся на пришедшую из Польши новость об уголовном преследовании человека, записавшего и выложившего в сеть предсмертные радиопереговоры белорусских пилотов на авиашоу в Радоме. Обсуждают две темы: кому может навредить появление таких записей; и не начнут ли за это сажать и в России?

На самом деле проблема куда шире, чем кажется на первый взгляд. Прослушиванием авиационных частот занимаются тысячи радиолюбителей. Есть сайты, на которых выложены сотни подобных записей. И не очень понятно, что именно здесь можно считать незаконным.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный изучил эфир.

Падение белорусского сначала все увидели, а затем и услышали.

Запись: «Катапультируйся, катапультируйся!»

Последние секунды трагического эфира, как выяснилось, записал и выложил в Интернет простой польский радиолюбитель. И это могло выглядеть примерно так.

Запись: «Следуйте… Снижение сейчас или по расчету?»

Правда, в отличие от польского коллеги, у Сергея нет возможности записать эфир. Он с помощью небольшого переговоры пилотов с диспетчерами просто слушает.

Запись: «Четыре четверки, снижайтесь. Четыре — двести».

Он назначает встречу возле одного из столичных аэропортов и просит не показывать лица — тема скользкая. Вроде бы сканеры можно купить на любом радиорынке. Самый дешевый, правда, стоит от 7 до 10 тысяч рублей.

Координаты эфирных частот можно легко найти в Интернете. Но официальной, четко сформулированной позиции властей или спецслужб по поводу можно это делать или нельзя, никто из радиолюбителей не знает. И многие из них искренне не понимают, почему поляка, услышавшего и давшего всем послушать последние слова из кабины , теперь могут посадить.

«Нашли козла отпущения. Почему? Представляете, убили человека, а энтузиаст залезет через разбитое окно в морг СМЭ и проводит там фотосъемку жертвы, чтобы преподнести публике жареные факты. Есть грань, за которую нельзя никогда переступать», — пишет .

«Если это секретная информация, не для посторонних ушей, так пусть шифруют, скремблируют и так далее. А то, что по эфиру в открытом виде передается, не представляет никакой тайны», — утверждает другой блогер.

Сергей, радиолюбитель: «Прослушивание переговоров военных самолетов — это еще более скользкая тема. И тут на самом деле это запрещено. Можно попасться, расстаться с аппаратурой, ну, и со свободой».

Слушать эфир, говорят они, это занятие, которое затягивает. Все начинается с безобидного увлечения: вроде поехать на выходных послушать самолеты. Но затем все это может перерасти уже в следующую стадию, это когда человек часами не снимает наушники, слушая, записывая и даже выкладывая в сеть записи радиопереговоров.

Но о том, что манипуляции с чужими переговорами могут стать не только , но и юридически уголовной проблемой слушающего, знают далеко не все — 138 статья Уголовного кодекса призвана покарать за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений граждан, в том числе и с использованием технических средств. Крупный штраф, исправительные работы и даже арест от двух до четырех месяцев. Но что имеется в виду под термином «нарушение»?

Павел Астахов, адвокат: «Имеется в виду все. Любое вмешательство: прослушивание, распространение, собирание информации, ее обработка и обнародование. То есть здесь любая форма вмешательства запрещена законом прямо».

Но сами же юристы признают: судебная практика по таким делам ничтожно мала. Да и довести дело до суда сложно. В ответ радиолюбители удивляются: мы ведь просто слушаем, наши сканеры настроены таким образом, что выйти в эфир на частоте авиации просто невозможно. Заграничный опыт подобных прослушек и вовсе порождает информационные бомбы.

В английском телеэфире долго крутилось видео: в двигатель «Боинга» с двумя сотнями пассажиров на борту при взлете попадает птица. Увидели, что могло произойти страшное. Но затем послушали и поняли, что экипаж действует четко, слаженно и сначала объявляет тревогу.

Запись: просит о помощи, серьезные проблемы с правым двигателем при взлете».

А затем с помощью диспетчеров спокойно сажает самолет на полосу.

Запись: «Давайте обсудим, аэродром Ливерпуля доступен для посадки. Но вы также можете вернуться обратно в Манчестер».
Запись: «Принимаю решение вернуться обратно в Манчестер».

Сергей, радиолюбитель: «В случае как раз катастроф следственные органы могли бы сотрудничать. Может быть, нет у них информации, дополнительную информацию люди могли бы дать совершенно бескорыстно».

Большинство радиолюбителей расставаться со своим увлечением не намерены. Как отреагирует на это милиция, пока неизвестно. Но за наполняемость Интернета, а значит, телевидения и радио свежими прослушками вряд ли можно беспокоиться. Уж слишком для многих слушать чужой эфир стало привычкой.

Что слышно в радиоэфире? Принимаем и декодируем наиболее интересные сигналы. Часть 2, УКВ

В первой части были описаны некоторые сигналы, которые можно принять на длинных и коротких волнах. Не менее интересным является диапазон УКВ, на котором тоже можно найти кое-что интересное.

Как и в первой части, будут рассмотрены те сигналы, которые можно самостоятельно декодировать с помощью компьютера. Кому интересно, как это работает, продолжение под катом.

В первой части мы использовали голландский онлайн приемник для приема длинных и коротких волн. К сожалению, на УКВ аналогичных сервисов нет — диапазон частот слишком велик. Поэтому желающим повторить описанные ниже эксперименты придется обзавестись собственным приемником, из самых дешевых можно отметить RTL SDR V3, который можно приобрести за 30$. Такой приемник покрывает диапазон до 1.7ГГц, все нижеописанные сигналы приняты именно на него.

Итак, приступим. Как и в первой части, сигналы будем рассматривать по возрастанию частоты.

FM-радио

Само FM-радио вряд ли кого-то удивит, нас же в нем будет интересовать RDS. Наличие RDS (Radio Data System) обеспечивает передачу цифровых данных “внутри” FM-сигнала. Спектр сигнала FM-станции после демодуляции выглядит так:

На частоте 19КГц расположен пилот-тон, а на его утроенной частоте 57КГц передается сигнал RDS. На осциллограмме, если вывести оба сигнала вместе, это выглядит примерно так:

C помощью фазовой модуляции здесь закодирован низкочастотный сигнал с частотой 1187.5Гц (кстати, частота 1187.5Гц тоже выбрана не случайно — это частота 19КГц пилот-тона, деленная на 16). Далее, после побитового декодирования, расшифровываются пакеты данных, типов которых довольно много — помимо текста, могут передаваться например, альтернативные частоты вещания радиостанции, и при въезде в другую область приемник может автоматически настроиться на новую частоту.

Принять RDS-данные местных станций можно с помощью программы RDS Spy. Ее можно подключить через HDSDR, если выбрать модуляцию FM, ширину сигнала 120КГц и битрейт 192КГц, как показано на рисунке.

Затем достаточно перенаправить сигнал с помощью Virtual Audio Cable с HDSDR на RDS Spy (в настройках VAC тоже нужно указать битрейт 192КГц). Если все было сделано правильно, мы увидим всю информацию о RDS, гораздо больше, чем покажет обычный бытовой радиоприемник:

Кроме FM, кстати можно декодировать и DAB+, про это была отдельная статья. В России он пока не работает, но в других странах может быть актуально.

Авиадиапазон

Так исторически сложилось, что в авиации используется амплитудная модуляция (АМ) и частотный диапазон 118-137МГц. Переговоры пилотов и диспетчеров никак не зашифрованы, и принять их может любой желающий. Лет 20 назад для этого “перетягивали” обычные дешевые китайские радиоприемники — достаточно было раздвинуть катушки гетеродина, и диапазон смещался, если повезет то в сторону более высоких частот. Интересующиеся “цифровой археологией” могут почитать обсуждение на форуме radioscanner за 2004 год. Позже китайские производители пошли навстречу пользователям, и просто добавили диапазон Air в приемники (в комментариях к первой части рекомендовали Tecsun PL-660 или PL-680). Но разумеется, использование более специализированных устройств (например, приемников AOR, Icom) более предпочтительно — они имеют шумодав (звук выключается когда нет сигнала и нет постоянного шипения) и более высокую скорость перебора частот.

Каждый крупный аэропорт использует довольно много частот, вот для примера, частоты аэропорта Пулково, взятые с сайта radioscanner:

Кстати, послушать трансляции переговоров из разных российских городов (Москва, С-Пб, Челябинск и некоторые другие) можно онлайн на http://live.radioscanner.net.

Для нас в авиадиапазоне интересен цифровой протокол ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System). Его сигналы передаются на частотах 131.525 и 131.725МГц (европейский стандарт, частоты разных регионов могут отличаться). Это цифровые посылки с битрейтом 2400 или 1200bps, с помощью такой системы пилоты могут обмениваться сообщениями с диспетчером. Для декодирования в MultiPSK нужно настроиться на сигнал в режиме АМ (нужен SDR-приемник, т.к. ширина полосы сигнала более 5КГц) и перенаправить звук с помощью Virtual Audio Card.

Читать еще:  Правомерно ли с меня высчитывают за капитальный ремонт?

Результат показан на скриншоте.

Формат сигналов ACARS является довольно простым, и его можно посмотреть в программе SA Free. Для этого достаточно открыть фрагмент записи, и мы увидим что в “внутри” АМ записи на самом деле содержится частотная модуляция.

Далее, применив к записи частотный детектор, мы легко получаем битовый поток. В реале, вряд ли придется это делать, т.к. готовые программы для декодирования ACARS давно написаны.

Метеоспутники NOAA

Послушав переговоры авиаторов, можно забраться еще выше — в космос. В котором для нас интересны метеоспутники NOAA 15, NOAA 18 и NOAA 19, передающие изображения поверхности Земли на частотах 137.620, 137.9125 и 137.100МГц. Декодировать сигнал можно с помощью программы WXtoImg.

Принимаемая картинка может выглядеть примерно так (фото с сайта radioscanner):

К сожалению (законы физики не обманешь, да и Земля-таки круглая хотя не все в это верят), принять сигнал спутника можно только тогда, когда он пролетает над нами, и не всегда эти пролеты имеют удобное время и угол над горизонтом. Раньше чтобы узнать дату и время ближайшего полета требовалось ставить программу Orbitron (программа-долгожитель, существующая аж с 2001 года), сейчас это проще сделать онлайн по ссылкам https://www.n2yo.com/passes/?s=25338, https://www.n2yo.com/passes/?s=28654 и https://www.n2yo.com/passes/?s=33591 соответственно.

Сигнал спутников довольно-таки громкий, и слышен практически на любую антенну и на любой приемник. Но чтобы принять картинку в хорошем качестве, все же желательна специальная антенна и хороший обзор горизонта. Желающие могут посмотреть англоязычный туториал в youtube или почитать подробное описание. Лично у меня так и не хватило терпения довести дело до конца, но другим возможно, повезет больше.

Пейджинговые сообщения FLEX/POCSAG

Работает ли еще пейджинговая связь для корпоративных клиентов в России, мне неизвестно, в Европе же она вполне функционирует, ею пользуются пожарные, полиция и разные службы.

Принять сигналы FLEX и POCSAG можно с помощью HDSDR и Virtual Audio Cable, для декодирования используется программа PDW. Написана она была аж в 2004 году, и интерфейс имеет соответствующий, но как ни странно, до сих пор вполне работает.

Также существует декодер multimon-ng, работающий под Linux, его исходники доступны на github. Про протокол передачи POCSAG также была отдельная статья, желающие могут ознакомиться с ней более подробно.

Брелки/беспроводные выключатели

Еще выше по частоте, на 433МГц, находится целое множество различных устройств — беспроводные выключатели и розетки, дверные звонки, датчики давления шин автомобилей и пр.

Это зачастую дешевые китайские девайсы с простейшей модуляцией. Там нет никакого шифрования, и используется простой бинарный код (OOK — on-off keying). Декодированию таких сигналов было рассмотрено в отдельной статье. Мы же можем воспользоваться готовым декодером rtl_433, скачать который можно отсюда.

Запустив программу, можно увидеть различные устройства, и (при наличии рядом автостоянки) узнать например давление в шинах соседского автомобиля. Практического смысла в этом немного, но с чисто математической точки зрения, вполне интересно — протоколы этих сигналов просты для декодирования.

Да кстати, покупающим такие беспроводные выключатели следует иметь в виду, что они никак не защищены, и теоретически ваш хакер-сосед при наличии HackRF или аналогичного устройства может злостно выключить вам свет в туалете в самый неподходящий момент или сделать что-то аналогичное. Лично я не заморачиваюсь, но если вопрос безопасности актуален, можно использовать более серьезные и дорогие устройства с полноценными ключами и аутентификацией (Z-Wave, Philips Hue и пр).

TETRA

TETRA (Terrestrial Trunked Radio) — это профессиональная система корпоративной радиосвязи с достаточно большими возможностями (групповые вызовы, шифрование, объединение нескольких сетей и пр). И ее сигналы, если они не зашифрованы, также можно принимать с помощью компьютера и SDR-приемника.

Декодер TETRA для Linux существовал довольно давно, но его настройка была далеко нетривиальной, и примерно год назад российский программист создал плагин для приема TETRA для SDR#. Теперь эта задача решается почти буквально в два клика, программа позволяет выводить информацию о системе, прослушивать голосовые сообщения, собирать статистику и пр.

Плагин реализует не все возможности стандарта, но основные функции более-менее работают.

Согласно Википедии, Тетра может использоваться в скорой помощи, полиции, на ж/д транспорте и пр. Насчет ее распространения в России мне неизвестно (вроде сеть Тетра использовалась на ЧМ2018, но это неточно), желающие могут проверить самостоятельно — сигналы Тетра легко узнаваемы, и имеют ширину 25КГц, как видно на скриншоте.

Разумеется, если в сети включено шифрование (такая возможность в Тетре есть), плагин работать не будет — вместо речи будет лишь «булькание».

Поднимемся еще выше по частоте, на частоте 1.09ГГц передаются сигналы транспондеров воздушных судов, что позволяет таким сайтам как FlightRadar24 показывать пролетающие самолеты. Этот протокол уже разбирался ранее, так что повторяться здесь я не буду (статья и так получилось большой), желающие могут прочитать первую и вторую части.

Заключение

Как можно видеть, даже с приемником за 30$ можно найти в эфире много чего интересного. Уверен, перечислено здесь далеко не все, и что-то я наверно пропустил или не знаю. Желающие могут попробовать самостоятельно — это хороший способ разобраться с принципом работы той или иной системы получше.

Любительскую радиосвязь я не рассматривал, хотя на УКВ она тоже есть, но статья все же про связь служебную.

Диапазоны радиочастот для нужд гражданского населения РФ. На каких частотах разрешено общаться?

Покупая рацию , человек мало знакомый с правилами гражданского радиообмена (и вообще мало что знающий о существовании каких-либо правил в этой области) часто не задумывается на каких частотах, ему как обычному гражданину Российской Федерации можно общаться.

Эти вопросы приходят позже, когда распакованная рация находится у нас в руках и мы пытаемся в ней разобраться. И хорошо, если пытаясь разобраться мы не настраиваем наши рации на любые попавшиеся волны начиная их тестировать (здесь речь идёт о рациях, которые имеют техническую возможность работать на специальных частотах, если у вас «мыльница» работающая только на PMR частотах, беспокоится не стоит ни о настройке, ни о соблюдении законодательства)! Статья посвящается новичкам радиообмена, таким же, как и сам автор статьи и рассказывает о некоторых азах!

На каких частотах можно общаться в России гражданскому населению?

Прежде всего нужно понимать, что на данный момент для гражданской связи в России выделено всего 3 диапазона частот (PMR/ СВ/ LPD), при этом для каждого частотного диапазона есть свои нюансы. Которые впрочем подробно описывать мы не станем, ограничившись лишь краткой информацией.

PMR / Пи-эм-эр: 446.00000 МГц — 446.10000 МГц/Шаг 12.5 кГц. Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств 0,5 Вт. PMR используется во многих европейских странах для удовлетворения самых различных нужд гражданского населения. В России PMR-диапазон официально разрешён для свободного радиообмена с 2005 года. Для общения на PMR диапазоне НЕ требуется специальной лицензии Широко распространена продажа дешёвых раций, работающих исключительно на PMR диапазоне. PMR диапазон имеет всего 8 каналов:

Начало диапазона: 446.00000 МГц
1 канал: 446.00625 МГц
2 канал: 446.01875 МГц (общепринятый автомобильный канал, используется как аналог 15 канала CB диапазона дальнобойщиками.)
3 канал: 446.03125 МГц
4 канал: 446.04375 МГц
5 канал: 446.05625 МГц
6 канал: 446.06875 МГц
7 канал: 446.08125 МГц
8 канал: 446.09375 МГц (Используется только для вызова или передачи сигнала бедствия.)
Конец диапазона: 446.10000 МГц

Сообщение в PMR может передаваться на несколько километров, в зависимости от условий передачи (город, лес, поле и т.д). Однако известен редкий случай передачи сигнала на 535,8 км (Из Великобритании в Нидерланды), но это стало возможно из-за редчайшей для этого диапазона аномалии прохождения волн на дальние расстояния. Для обеспечения хорошей связи на дальние расстояния необходимы условия прямой видимости, теоретически с воздушного шара или станции мкс вас вполне могут услышать, но чем более пересечённа местность тем меньше достигаемая дальность.

LPD: 433.075 МГц — 434.775 МГц (Шаг 25 кГц) Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств не более 10 мВт. Диапазон радиочастот для маломощных устройств, разрешённый к свободному использованию во многих странах с некоторыми ограничениями.

LPD частоты для 69 канальной рации.
Номер канала — частота в МГц:

01 — 433.0750
02 — 433.1000
03 — 433.1250
04 — 433.1500
05 — 433.1750
06 — 433.2000
07 — 433.2250
08 — 433.2500
09 — 433.2750
10 — 433.3000
11 — 433.3250
12 — 433.3500
13 — 433.3750
14 — 433.4000
15 — 433.4250
16 — 433.4500
17 — 433.4750
18 — 433.5000
19 — 433.5250
20 — 433.5500
21 — 433.5750
22 — 433.6000
23 — 433.6250
24 — 433.6500
25 — 433.6750
26 — 433.7000
27 — 433.7250
28 — 433.7500
29 — 433.7750
30 — 433.8000
31 — 433.8250
32 — 433.8500
33 — 433.8750
34 — 433.9000
35 — 433.9250 (Частота на которой работают брелоки автомобильных сигнализаций, если зажать тангенту можно заглушить сигнал со всеми вытекающими. Мы крайне не рекомендуем заниматься подобными вещами).
36 — 433.9500
37 — 433.9750
38 — 434.0000
39 — 434.0250
40 — 434.0500
41 — 434.0750
42 — 434.1000
43 — 434.1250
44 — 434.1500
45 — 434.1750
46 — 434.2000
47 — 434.2250
48 — 434.2500
49 — 434.2750
50 — 434.3000
51 — 434.3250
52 — 434.3500
53 — 434.3750
54 — 434.4000
55 — 434.4250
56 — 434.4500
57 — 434.4750
58 — 434.5000
59 — 434.5250
60 — 434.5500
61 — 434.5750
62 — 434.6000
63 — 434.6250
64 — 434.6500
65 — 434.6750
66 — 434.7000
67 — 434.7250
68 — 434.7500
69 — 434.7750

Читать еще:  Можно ли сократить инвалида 2 группы

LPD частоты для 8 канальной рации.
Номер канала — частота в Мгц / соответствие каналам на рации с 69-ю каналами:

01 — 433.0750 / 1
02 — 433.1000 /2
03 — 433.2000 /6
04 — 433.3000 /10
05 — 433.3500 /12
06 — 433.4750 /17
07 — 433.6250 /23
08 — 433.8000 /30

CB: Си — Би (выходная мощность радиостанций до 10 Вт не требует регистрации в РФ) — используется для гражданской радиосвязи. Сфер применения довольно много, например, наладить связь между зданиями, автомобилями, надводным транспортом.
Имеет преимущество над PMR и LPD диапазонами, если речь идёт об использовании в лесу и пересечённой местности, зато PMR и LPD больше подходят для города, это связано с длиной волн.

По мимо собственно самих частот в Си-Би диапазоне используется ещё и сетка, состоящая из буквенно-цифрового кода. Вот несколько полезных радиочастот CB (Си-Би) диапазона: Частоту 27.135 МГц C15EA можно назвать главной автомобильной частотой России. Это вызывная частота на которой общаются не только дальнобойщики, но и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.

Частота 27,225 МГц (22-й канал сетки C) — канал автолюбителей клуба 4Х4.

Не большое заключение по приведённым гражданским частотам.

Заключение в общем-то от такого же новичка, раздобывшего информацию из интернета. Как я понимаю (если не прав поправьте в комментариях), если ваши рации подходят по всем параметрам (силы исходящего сигнала, конструкция антенны и т.д.) на столько, что их не нужно регистрировать и вы соблюдаете все правила радиообмена стараясь при этом никому не мешать, можно спокойно использовать эти волны! Если есть проблемы с параметрами рации её следует зарегистрировать. При этом, опять же, как я понял её, прошьют искусственно, ограничив превышенные показатели. Можно конечно пользоваться рацией на свой страх и риск. При этом использовать другие частоты для передачи нам категорически запрещается! То есть даже просто зажимать тангенту на них нельзя, т.к. это может помешать работе различных служб! Исключением может стать сигнал бедствия, то есть если вашей жизни угрожает опасность и вы пытаетесь связаться хоть с кем-то чтобы вас спасли. Это действие будет в рамках закона.

В заключении немного коснемся темы Радиолюбителей. Как официально стать радиолюбителем, получить классность, лицензию и зарегистрировать свой позывной найдёте в интернете. Мы же отметим, что нам как обычным гражданам также запрещается использовать частоты официальных радиолюбителей для общения. Если вы официально вступите в ряды радиолюбителей, пройдете все нужные процедуры, сможете использовать 144.000Мгц — 146.000Мгц — гражданскую радиосвязь для лицензированных радиолюбителей, причём не абы как, а по правилам.

Надеюсь, что изложенная здесь информация, была вам полезна! А если вам есть, что сказать по данной теме пишите комментарии и делитесь опытом!

Запрещённые частоты на территории РФ

МГц
1,544-1,545
1,645-1,646
2,040
2,125-2,135
2,145
2,147-2,153
2,173-2,190
2,380
2,498-2,502
2,850-3,155
3,400-3,500
3,900-3,950
4,125
4,175
4,177
4,188
4,207
4,210
4,430
4,650-4,750
4,995-5,005
5,410
5,480-5,730
6,215
6,268
6,282
6,312
6,314
6,525-6,765
8,195-8,416
8315-9,040
9,995-10,100
11,175-11,400
12,230-12,575
13,200-13,360
14,957-14,967
14,990-15,900
16,360-16,806
17,900-18,030
18,055-18,065
18,780-18,900
19,680
19,990-20,010
21,350-21,370
21,924-22,000
22,376
24,990-25,010
26,100
33,325
36,650
40,000
40,100
40,200
40,300
41,300
42,000
42,450
42,750
43,150
43,750
44,300
44,400
44,600
44,700
44,300
44,900
45,100
45,125
45,200
45,300
45,350
45,400
45,600
45,700
45,800
46,425
46,475
46,550
46,600
46,350
46,700
46,775
46,825
46,875
46,956
47,075
47,125
47,375
47,575
47,825
47,975
48,075
74,300-75,400
121,300
121,716-121,784
130,133-130,201
139,174-139,242
156,325
156,300
243,000
300,200
406,000-406,100

Министерство обороны РФ

254.000, 254.685, 380.000, 393.100 – диапазоны частот Минобороны РФ.

148-149 (шаг 1) – полоса радиочастот предназначается для преимущественного использования средствами радиосвязи МВД РФ.

149-149.9 (шаг 0.9) – полоса радиочастот предназначается для использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

157.875 – канал особого назначения ФАПСИ.

162.7625-163.2 (шаг 0.4375) – полоса радиочастот предназначается для использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

168.5-171.15 (шаг 2.65) – полоса радиочастот предназначается для использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

169.455 и 169.462 – каналы особого назначения ФАПСИ.

171.15-173 (шаг 1.85) – полоса радиочастот предназначается для преимущественного использования средствами радиосвязи МВД РФ.

173-174 (шаг 1) – полоса радиочастот предназначается для использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

273-300 (шаг 27) – полоса радиочастот предназначается для использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

300-308 (шаг 8) – полоса радиочастот предназначается для фиксированной и подвижной служб. Отдельные участки в этой полосе используются радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

308-328.6 (шаг 20.6) – полоса радиочастот предназначается для преимущественного использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

328.6-335.4 (шаг 6.8) – полоса радиочастот предназначается для воздушной радионавигационной службы и преимущественно используется радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

335.4-336 (шаг 0.6) – полоса радиочастот предназначается для преимущественного использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

336-344 (шаг 8) – полоса радиочастот предназначается для фиксированной и подвижной служб. Отдельные участки в этой полосе используются радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

344-390 (шаг 46) – полоса радиочастот предназначается для преимущественного использования радиоэлектронными средствами правительственной связи, безопасности и обороны РФ.

148.050, 148.075, 148.125, 148.200 – все частоты штаба пожарной охраны Москвы.

495-505 кГц (шаг 10) – радиочастота 500 кГц является международной частотой бедствия и вызова для радиотелеграфии Морзе.

Запрещаются любые излучения, которые могут создавать вредные помехи связям в случае бедствия, аварии, срочности или для обеспечения безопасности на частотах 500 кГц, 2174.5 кГц, 2182 кГц,

2187.5 кГц, 4125 кГц, 4177.5 кГц, 4207.5 кГц, 6215 кГц, 6268 кГц, 6312 кГц, 8291 кГц, 8376.5 кГц, 8414.5 кГц, 12290 кГц, 12520 кГц, 12577 кГц, 16420 кГц, 16695 кГц, 16804.5 кГц, 121.5 МГц, 156.525 МГц, 156.8 МГц и в полосах частот 406-406.1 МГц, 1544-1545 МГц и 1645.5-1646.5 МГц.

Запрещаются также любые излучения на любой другой дискретной частоте, причиняющие вредные помехи связям в случае бедствия и для обеспечения безопасности.

2173.5-2190.5 (шаг 17) – радиочастота 2182 кГц (несущая) является международной частотой бедствия и вызова для радиотелефонии.

Эта радиочастота может использоваться для целей поиска и спасания пилотируемых космических кораблей. Радиочастоты 2174.5 кГц, 4177.5 кГц, 6268 кГц, 8376.5 кГц, 12520 кГц и 16695 кГц являются международными частотами, предназначенными исключительно для обмена информацией в случае бедствия и для обеспечения безопасности на море с использованием аппаратуры узкополосной телеграфии (буквопечатание).

Радиочастоты 2187.5 кГц, 4207.5 кГц, 6312 кГц, 8114.5 кГц, 12577 кГц и 16804.5 кГц являются международными частотами, предназначенными исключительно для вызова при бедствии и в целях безопасности плавания с использованием аппаратуры цифрового избирательного вызова. Другие передачи в указанной полосе частот запрещаются.

117.975-137 (шаг 19.025) – полоса радиочастот предназначается для преимущественного использования воздушной подвижной службой. Отдельные участки в этой полосе радиочастот могут использоваться воздушной подвижной спутниковой (Р) службой. Воздушная аварийная радиочастота 121.5 МГц используется станциями воздушной подвижной службы, работающими в полосе частот 117.975-137 МГц, для радиотелефонной связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности.

Читать еще:  Оформление заявления по госту образец 2018

121.5 МГц может также использоваться для этих целей станциями спасательных средств и аварийными радиомаяками-указателями места бедствия, для целей поиска и спасания пилотируемых космических кораблей. 121.45-121.55 МГц может использоваться подвижной спутниковой службой для приема на борту спутника сигналов от аварийных радиомаяков, передающих сигналы на радиочастоте 121.5 МГц.

123.1 МГц является вспомогательной частотой для воздушной аварийной частоты 121.5 МГц и предназначается для использования станциями воздушной подвижной службы, а также другими подвижными и сухопутными станциями, участвующими в совместных поисковых и спасательных операциях. Подвижные станции морской подвижной службы могут поддерживать связь на этих частотах со станциями воздушной подвижной службы в случае бедствия и для обеспечения безопасности.

136-137 МГц может использоваться службой космической эксплуатации (Космос-Земля), службой космических исследований (Космос-Земля) и метеорологической спутниковой (Космос-Земля) службой на вторичной основе.

156.8 МГц является международной частотой бедствия, безопасности и вызова в морской подвижной службе для радиотелефонии. Эта радиочастота может использоваться для поиска и спасания пилотируемых космических кораблей.

406-406.1 (шаг 0.1) – полоса радиочастот предназначается исключительно для спутниковых аварийных радиомаяков – указателей места бедствия (Земля-Космос).

Безлицензионные частоты в РФ – нужно ли регистрировать радиостанцию?

Сегодня выпускает огромное количество радиостанций различных по применению и параметрам. Однако не каждую из них можно использовать, достав из коробки и нажав кнопку включения. Радиоволновые диапазоны уже давно закреплены за спецслужбами, военными, моряками, телевизионными каналами и т.д., а для простого пользователя выделены всего три диапазона, за выход в эфир на которые не накажет Роскомнадзор.

Радиочастотные диапазоны гражданской связи включают в себя CB, LPD и PMR диапазоны. Радиостанции, работающие в этих диапазонах, нет необходимости регистрировать, если они применяются физическими лицами.

Диапазон CB или Си-Би (Citizen’s Band) – короткие волны 27 МГц. Этот диапазон в Российской Федерации не регламентируется, пока мощность радиостанции не достигает 10 Вт. Длина волны CB диапазона составляет 11 м, поэтому антенна для радиостанций должна быть достаточно длинной. Это серьезно усложняет производство и использование портативных CB радиостанций, уменьшение антенны которых приводит к пропорциональному уменьшению дальности связи. Портативные рации такого типа практически не производят. Однако такая длина волны обладает преимуществом: она способна преодолевать небольшие препятствия. CB радиостанция отлично справится со своей задачей в лесу или на участках пересеченной местности. Для достижения наилучшего качества связи и увеличения радиуса действия, необходимо будет позаботиться об установке антенны на транспортном средстве.

Рации такого типа чаще всего используются автомобилистами для поддержания контакта в автоколонне, обмена информацией о дорожной ситуации. Кроме того, CB диапазон дает возможность связаться с экстренными службами (канал 9С в Москве и Санкт-Петербурге). Многим известен так называемый 15 канал или C15 – канал дальнобойщиков.

Дальность работы радиостанций CB диапазона весьма внушительна и может максимально достигать 80 км. Производителями автомобильных CB радиостанций являются такие компании, как: Vector, Ajetrays, Midland, MegaJet, Optimcom. Наиболее популярными у российских водителей являются CB радиостанции MegaJet за счет современного и удобного функционала. Выносная тангента обеспечивает комфорт в использовании и отличное качество передачи голоса.

Диапазон LPD (Low Power Device) – диапазон для радиооборудования малой мощности с рабочими частотами 433 МГц – 434 МГц. LPD рации имеют в распоряжении 69 радиоканалов с шагом в 12,5 или 25 кГц. Хотя этот диапазон и является гражданским, есть некоторые оговорки: мощность радиопередатчика не может выходить за пределы 10 мВт, а также запрещено использовать внешние антенны и репитеры. Кроме того, эксплуатация раций физическими лицами в данном диапазоне в ряде стран законодательно запрещена (включая Бельгию, Швейцарию, Испанию и др.).

Портативные рации диапазона LPD отлично работают на открытых пространствах и в горах, позволяя достигнуть радиуса действия порядка 10 км. Однако в лесу дальность резко снижается до 1-2 км за счет небольшой длины радиоволны, которая не способна огибать большие препятствия.

Диапазон PMR (Private Mobile Radio) – диапазон с 8 выделенными радиоканалами и шагом сетки в 12,5 кГц. PMR изначально является европейским диапазоном гражданской радиосвязи и идентичен американскому FRS. Для безлицензионной эксплуатации на территории РФ необходимо, чтобы выходная мощность приемника радиоустройства не превышала 0,5 Вт. Также запрещено использование дополнительных внешних антенн и ретрансляторов.

Карманные PMR радиостанции отлично подойдут для применения туристами и спортсменами-любителями как в России, так и в других странах. Современные носимые рации чаще всего поддерживают работу сразу в двух безлицензионных диапазонах – LPD и PMR. Основными компаниями-производителями такого оборудования являются: Vostok, Vector, Roger, Kenwood, Icom, Midland и другие менее известные бренды.

Все безлицензионные радиочастотные диапазоны имеют как преимущества, так и недостатки друг перед другом. Так, наибольшая дальность присуща радиостанциям CB диапазона, однако они весьма громоздки чаще всего выпускаются только в формате стационарного автомобильного устройства. LPD и PMR рации намного лучше работают в городской среде благодаря устойчивости к электромагнитным помехам, но ощутимо уступают CB в лесу или в условиях пересеченного рельефа. Кроме того, радиоволны LPD и PMR диапазона сильнее поглощаются землей за счет своей небольшой длины. Чтобы выбрать наиболее оптимальное по характеристикам устройство, надо заранее определиться с условиями эксплуатации радиостанции.

Итак, чтобы не нужно было регистрировать радиостанцию, необходимо, чтобы она соответствовала следующим параметрам:

  • Гражданский диапазон (CB, LPD, PMR);
  • Малая мощность устройства: CB – до 10 Вт, LPD – до 10 мВт, PMR – до 0,5 Вт;
  • Использование сугубо в индивидуальных целях;
  • Отсутствие внешних антенн и ретрансляторов.

При несоблюдении вышеупомянутых условий Роскомнадзор вправе изъять радиооборудование и выписать штраф за несанкционированную эксплуатацию радиостанции. Если вы сомневаетесь, какое устройство выбрать и нужно ли регистрировать рацию, вы можете обратиться к менеджерам компании «Маринэк» за подробной консультацией.

Обзор некоторых моделей радиостанций, работающих на безлицензионных частотах

Сегодня производители предлагают широкий спектр безлицензионных радиостанций различного назначения. Устройства отличаются как функционалом, так и внешним видом, классом защиты, наличием съемной антенны и другими особенностями.

Vector VT-44 Combat – любительская портативная рация, поддерживающая работу в диапазонах LPD и PMR. Максимальная мощность устройства составляет 5 Вт. Радиостанция выполнена в прочном корпусе и оснащена функциональными клавишами. Данная рация имеет съемную антенну, может работать в режиме репитера и поддерживает подключение Bluetooth модуля. Удобная и компактная радиостанция более продвинутого уровня, чем просто любительского, к тому же не требующая регистрации, станет отличным вариантом для организации связи в городских условиях или на природе.

Vostok ST-101 – рация отечественного производства для работы в гражданских диапазонах (LPD/PMR). Эта модель отличается стойким к внешним воздействиям корпусом и способна выдержать попадание воды. Кроме того, эта рация оснащена одним из самых емких среди любительских моделей аккумуляторов – 3600 м/Ач, что, конечно же, позволит использовать радиостанцию намного дольше, чем аналоги. ST-101 можно использовать с удлиненной антенной 36 см, которая позволит увеличить дальность и качество приема-передачи.

ROGER KP-50 – рация с продвинутыми характеристиками передатчика, обеспечивающая достойное качество связи. Устройство оснащено скремблером, функцией блокировки каналов и возможность защиты паролем. Помимо этого, рация поддерживает PTT ID. Прочный корпус устройства обеспечит бесперебойную работу рации даже при попадании влаги, а удобное программирование через ПК позволяет настроить радиостанцию удобным способом.

Бизон КТ 25 – радиостанция, которую можно настроить на работу в безлицензионном диапазоне частот. Рация имеет прочный корпус, соответствующий классу защиты IP54, и может эксплуатироваться при сильном ливне или даже пылевой буре без каких-либо проблем. Антенна при необходимости снимается для удобной транспортировки. Радиостанция обладает такими функциями как: VOX, энергосбережение, шумоподавление, ограничение времени разговора и другими. Устройство подойдет для использования в туристических походах, на рыбалке или охоте, а также в местах, где требуется прочное и надежное радиооборудование.

MEGAJET MJ-600 – безусловный лидер среди автомобильных CB радиостанций. Эта стационарная рация популярна у таксистов, дальнобойщиков и просто автомобилистов за счет своей функциональности и простоты в использовании. Устройство устанавливается таким образом, чтобы не создавать помех водителю во время движения и не отвлекать его. Крупные клавиши управления и тангента позволяют пользоваться рацией в автомобиле с максимальным комфортом.

И это только небольшая часть радиостанций, которые можно использовать без регистрации. С другими моделями вы можете ознакомиться в каталоге Интернет-магазина «Маринэк».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector