Про государственный контракт
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Про государственный контракт

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
    Конкурс С момента размещения протокола
    1 Открытый конкурс 10 дней
    2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
    3 Конкурс в два этапа 10 дней
    4 Закрытый конкурс 10 дней
    5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
    6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
    Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
    1 Электронный аукцион 5 дней
    2 Открытый аукцион 10 дней
    Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Каковы порядок и условия работы с государственным контрактом?

    Как известно, государственный заказ является не только привлекательной сделкой, но также и ключом, открывающим новые уровни успеха. Госзаказ в соответствии с российским законодательством осуществляется только в форме проведения открытых конкурсов (аукционов), успешное участие в которых обязывает иметь соответствующий опыт и узкоспециализированные знания.

    Исполнителями государственного заказа могут быть как юридические, так и физические лица. Рассмотрим основные моменты получения возможности исполнять государственный заказ.

    Участие в конкурсе и заключение государственного контракта

    Государственный или муниципальный заказ (контракт) представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Данная сфера регулируется статьями 525–534 и 763–768 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 722 и другими нормами законодательства.

    Основные правила проведения аукционов по размещению госзаказа изложены в Законе № 44-ФЗ. Сроки подписания и выполнения государственного контракта, объем обязательств и стоимость товаров (работ, услуг), размер и порядок финансирования; а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.

    Согласно букве закона, статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».

    Как проходит государственный конкурс по определению поставщика (подрядчика) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

    Первоначальным этапом является публикация государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:

    • максимальная цена договора;
    • сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
    • определение качества товаров (работ, услуг);
    • другие условия.
    Читать еще:  Смена государственных номеров на транспортном средстве

    После этого будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится окончательное заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цен. На сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.

    Следует отметить, что для участия в конкурсе обязательным условием является предоставление финансового обеспечения заявки в размере от 0,5% до 5% начальной (максимальной) стоимости контракта.

    Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от его заключения приводят к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию обеспечения конкурсной заявки.

    Процесс заключения государственного контракта также в обязательном порядке требует обеспечения его исполнения. Размер обеспечения может достигать 30% от начальной (максимальной) стоимости. Данное обеспечение может быть предоставлено либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, либо в форме банковской гарантии. Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него способ внесения обеспечения.

    Исполнение государственного контракта

    После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе должна быть предоставлена денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта и является обязательным условием его заключения.

    Форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:

    • указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенефициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
    • указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают ее от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
    • указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
    • условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.

    Исполнение госконтракта — весьма напряженный рабочий процесс, требующий постоянных согласований и своевременной оплаты. Чаще всего используются две схемы [1] :

    • исполнитель выполняет работы за свой счет, а заказчик оплачивает их по факту выполнения;
    • проект делится на этапы, заказчик перечисляет аванс исполнителю перед началом каждого этапа. Целевое расходование средств при этом обеспечивается банковской гарантией.

    В тех случаях, когда исполнение госконтракта растягивается во времени или у заказчика меняются обстоятельства, и он отсрочивает перечисление авансового платежа, у исполнителя может появиться потребность в своевременном привлечении денежных средств либо получении новой банковской гарантии. Поэтому залогом успешного выполнения госконтракта во многом является наличие проверенного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.

    Расторжение государственного контракта

    В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:

    1. Объем работ.
    2. Стоимость работ.
    3. Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки.
    4. Размер и порядок финансирования.
    5. Форму обеспечения исполнения обязательств контракта.

    Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю выгоды, на которую сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.

    Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.

    Процедура участия в государственном конкурсе, последующее подписание госконтракта и его выполнение чаще всего невозможны без привлечения банковского финансирования: получения кредита либо предоставления банковской гарантии, что является максимально удобным для всех сторон. Необходимо лишь помнить, что подобный документ имеет установленные законом сроки действия, и, в случае если выполнение госконтракта затягивается, необходимо вовремя побеспокоиться о получении новой банковской гарантии.

    Как привлечь банковское финансирование на выгодных условиях при работе с госзаказом?

    С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту консалтинговой компании КСК групп:

    «Профинансировать заявку на участие в государственном конкурсе и последующее исполнение госконтракта, не изымая из оборота собственные средства, подрядчик может двумя способами: получением так называемого тендерного кредита либо оформлением банковской гарантии. Кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего и тщательного анализа.

    КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Мы понимаем, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом и в оговоренные сроки.

    Когда для привлечения финансирования подрядчик в очередной раз обращается к помощи профессиональной команды экспертов КСК групп, он знает, что в большинстве случаев может рассчитывать на получение кредита или оформление банковской гарантии на привлекательных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

    Добиться этого удается благодаря тщательной подготовке сделки, включающей предварительную диагностику компании-клиента, которая осуществляется нашими экспертами на основании финансовой документации и бухгалтерской отчетности. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк, структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

    Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование, но и сэкономить на процентах по кредиту.

    Отдельно стоит упомянуть об оперативности рассмотрения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя».

    P. S. Более полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании ответят на все интересующие вас вопросы и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

    Про государственный контракт

    _Yellow_ » 16 фев 2017, 16:23

    Re: договор или контракт?

    m4mind » 16 фев 2017, 16:26

    Re: Контракт или Договор.

    Alienora » 16 фев 2017, 16:26

    Re: Контракт или Договор.

    Leksele » 16 фев 2017, 21:55

    Как правильно для нас – гос. контракт или контракт?

    Надя Настина » 21 мар 2017, 17:50

    Re: Как правильно для нас – гос. контракт или контракт?

    OMZ » 21 мар 2017, 18:05

    Re: Как правильно для нас – гос. контракт или контракт?

    kir_dfg » 21 мар 2017, 18:12

    Re: Как правильно для нас – гос. контракт или контракт?

    Надя Настина » 21 мар 2017, 18:45

    ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017)
    . 5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

    Государственный контракт – гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона 44ФЗ)

    Тема мелкая, но получается я могу заключить контракт либо договор и нигде не сказано что надо указывать в преамбуле правовые основания заключения оного.

    Re: Как правильно для нас – гос. контракт или контракт?

    OMZ » 21 мар 2017, 18:59

    Понятие контракта

    gre9 » 03 апр 2017, 11:28

    Доброе утро всем! Решил тут с утра пораньше поразмыслить над вечным.
    Можно ли называть контрактом заключение соглашения в рамках закупок до 100 тыс у единственного поставщика?
    В законе строго указано, что
    ст 34
    1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    Читать еще:  Уплата НДФЛ с продукции народного творчества

    То есть закон строго определяет порядок заключения контракта, осуществление которого возможно только после проведения процедуры и закрепленных в рамках процедур действий.

    До 100 тыс мы ничего не проводим – так вправе мы называть тогда контрактом такую закупку, к которой невозможно дать этот базис про контракт на каком основании его заключать?

    Конечно, есть разные юридические понятия, вот пожалуй пример такого определения в чем разница:

    Под понятием «контракт» обычно понимают двустороннюю сделку. Он имеет только одну форму заключения – письменную, в которой четко прописываются взаимные условия, права и обязательства сторон, финансирование, установленные сроки выполнения. По истечении сроков может многократно продлеваться. Контрактом чаще всего именуются внешнеэкономические соглашения между сторонами.
    Синонимами эти понятия можно считать с юридической точки зрения только тогда, когда несколько лиц устанавливают, изменяют либо прекраащают двусторонние обязанности и гражданские права. Только в этом случае контракт можно называть договором, а договор контрактом.
    Но самое главное отличие этих двух документов – это процедура расторжения. Договор может расторгаться по инициативе любой из сторон без финансовых и юридических последствий, а контракт – только инициатором по взаимному согласию сторон с обязательной выплатой компенсации пострадавшей стороне. К тому же, такое расторжение может иметь последствия юридического либо экономического характера.

    Вроде бы все логично – но тогда почему в 223-ФЗ у нас понятие ДОГОВОР? Невооруженным глазом видно – что нам тут не подходит совершенно эта гражданско-правовая брехня и определение в рамках закупок не подходит.

    Госконтракт – это что такое? Государственные контракты

    Госконтракт – это возможность заключения соглашения компании с государством о реализации определенных услуг либо товаров, предназначенных для нужд власти.

    В качестве основного заказчика в рамках подобного договора выступает государство, а исполнителем является физическое лицо, индивидуальный предприниматель либо какая-то организация.

    Особенности процедуры

    Госконтракты, по 44 ФЗ, имеют определенную структуру, могут быть связаны с государственными организациями и с отдельными компаниями. В некоторых случаях допускается заключение подобного соглашения и с иностранными субъектами, например, если у государства нет возможности найти необходимые товары внутри страны. Госконтракт – это способ осуществления определенных действий. Например, возведение сооружений, реализация продуктов питания – все эти действия в рамках заключенного соглашения происходят на абсолютно законных основаниях.

    Этапы осуществления сделки

    Госконтракт – это определенная последовательность действий, которая предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет некоторую продолжительность. Проанализируем специфику каждого из них, чтобы понять принцип заключения такой сделки.

    На первом этапе осуществляется оформление правоотношений между контрагентом и государством. Именно на этой стадии осуществляет непосредственное составление будущего проекта. Его разработка осуществляется органом власти, который выступает в качестве основного заказчика. Готовый вариант проекта представители властных структур направляют поставщику товаров или услуг. В том случае, если вторая сторона в полном объеме удовлетворена условиями договора, происходит заключение госконтракта. Подписание соглашения осуществляется в срок до 30 дней, далее происходит передача экземпляра договора контракта государственному органу, в задачу которого будет входить разработка проекта соглашения.

    В некоторых ситуациях исполнение госконтрактов возможно только на основании результатов торгов. В таком случае сначала осуществляется размещение заказа на официальном сайте государственных структур, далее проводится конкурс. Победитель получает право на подписание соответствующего соглашения с представителями властных структур.

    Ограничения по совершению сделки

    Существуют определенные ограничения по подобным сделкам. Контракт можно заключать только через десять дней после подписания протокола проведенных торгов, но не позднее чем через 20 дней после проведения процедуры. В том случае, если поставщиком не будет подписан соответствующий договор в установленные законодательством сроки, право на заключение соглашения с представителями власти переходит иному хозяйствующему субъекту.

    Госконтракт – это способ частного поставщика заявить о себе, своей деятельности на уровне государства. Победителем становится та фирма, которая предложит наиболее выгодные условия сделки в рамках проводимых торгов. Компания, которая отказывается от заключения государственного контракта, заносится в специальных реестр ненадежных контрагентов. В таком случае компанию лишают права на протяжении трех лет участвовать в госзаказах и торгах.

    Условия заключения государственного контракта

    Существует разделение условий, связанных с заключением сделки между поставщиком услуг или товаров и представителями государственных структур, на несколько видов:

    • обязательные;
    • существенные;
    • прочие.

    К первой группе относятся те условия, которые связаны со сроком, стоимостью, предметом, порядком оплаты. Если контрагент осуществляет свою деятельность по УСН, в таком случае контракт не включает НДС. В противном случае размер налога на добавленную стоимость указывают в составе стоимости по заключаемому контракту.

    Среди обязательных условий контракта выделяют: место выполнения работ, процедуру принятия товара, ответственности сторон. Например, оговаривается казначейское сопровождение госконтрактов. В том случае, если контрагент нарушает условия сделки, он вынужден будет выплатить неустойку государству, которая исчисляется в полном соответствии со ставкой рефинансирования Центробанка, действующей на тот временной промежуток.

    Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017 году позволило усилить контроль подобных сделок, не допускать траты государственных денег.

    Если одной из сторон договора удастся доказать, что причиной невыполнения условий, указанных в контракте, стали объективные причины, какие-то форс-мажорные обстоятельства, в таком случае сторона договора не будет выплачивать неустойку.

    Прочие условия сделки

    Прочими условиями считают обеспечение контракта. Под ним понимают финансовую гарантию выполнение поставщиком услуг либо товаров по заключенному государственному контракту. Как осуществляется сопровождение? Госконтракт предполагает участие третьей стороны, в задачу которой входит проверка соблюдения условий сделки обеими сторонами. В основном в качестве такого стороннего наблюдателя выступает именно казначейство, являющееся гарантом финансовой стороны соглашения.

    Если контрагент властного органа не сумеет решить задачи, поставленные в контракте, в таком случае у заказчика появляется возможность возместить убытки, возникшие из-за подобной ситуации.

    Виды обеспечения государственных контрактов

    В качестве основных видов рассматривают страхование, залог, поручительство, а также банковские гарантии. Если рассматривать величину обеспечения в границах государственного контракта, то она не должна быть больше тридцати процентов от стоимости оказываемых услуг, поставляемых товаров, что обязательно фиксируется в извещении о начале торгов.

    Способы изменения условий сделки

    Даже при условии согласования государственного контракта между контрагентом и государством, существует возможность их изменения в последующей совместной деятельности. Например, может быть изменено место реализации установленных правоотношений, скорректированы сроки реализации сделки.

    При этом неизменными остаются вопросы, касающиеся стоимости контракта. Только при существенной инфляции рассматривается вопрос о досрочном прекращении контракта, а также об изменении условий его реализации. Важным условием изменения условий по такому соглашению является принятие новых условий сделки вторым партнером.

    Причины для прекращения контракта

    Есть определенные условия, при соблюдении которых можно прекратить заключенный государственный контракт. Например, это допускается в том случае, когда обе стороны приняли решение о прекращении правоотношений. Кроме того, сделка завершается в том случае, если контракт был аннулирован по судебному решению.

    В этом случае в качестве инициатора о расторжении договора выступает одна из сторон контракта. Например, если контрагент не выполнил обязательства, которые были изложены им в договоре, в установленные сроки, либо выполнил их в неполном объеме, в таком случае у второй стороны (заказчика) есть право на аннулирование сделки в судебном порядке.

    Заключение

    Муниципальный и государственный контракты являются инструментами, позволяющими документально осуществлять оформление правоотношений между компаниями и государством. В российском законодательстве существует ряд статей, которые регламентируют процесс заключения сделки между частными компаниями и государственными органами, а также указана ответственность за нарушения условий договора.

    Все чаще выявляются нарушения в порядке заключения государственных контрактов, выявляются многочисленные финансовые махинации. Для того чтобы бороться с недобросовестными контрагентами, а также осуществлять профилактику коррупционных действий со стороны представителей государственных органов, в нашей стране была существенно ужесточена ответственность за нарушения условий госконтрактов.

    Государственный контракт по положениям Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок”

    Государственный контракт – это специальная форма соглашения, которая используется для получения государственным или муниципальным заказчиком необходимых ему товаров, работ или услуг. Происходить заключение государственного или муниципального контракта в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» может только на основании результатов специально проведенных закупочных процедур. Такое требование содержится в положениях статьи 34 указанного нормативно-правового акта.

    Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

    • 8 (800) 350-02-93 Регионы
    • +7 (499) 938-72-19Москва
    • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург

    Правила и условия заключения контракта

    Как уже говорилось выше, заключение государственного или муниципального контракта возможно только после того, как были подведены итоги специально проведенной закупочной процедуры. Если до 1 марта 2019 года без использования электронных процедур могли быть осуществлены закупки малых объемов, то есть в которых начальная максимальная цена контракта не превышает ста тысяч рублей, то в настоящее время и такие процедуры должны быть осуществлены только в электронной форме.

    Читать еще:  Пологается ли компенсация за неотгулянный отпуск?проработала 4 мес

    Если закупка не состоялась по каким-либо причинам, об этом также должен быть подписан соответствующий протокол, в котором указывается причина того, что такая закупка не может быть признана состоявшейся.

    Для каждого контракта, заключаемого на основании проводимых закупочных мероприятий или по итогам признания их несостоявшимися существуют свои сроки для заключения. В случае если по каким-то причинам такие сроки не были соблюдены, та сторона соглашения, которая нарушила установленные временные рамки, может быть привлечена к ответственности, а для потенциального исполнителя возникает риск признания его уклоняющимся от заключения контракта и включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

    Отдельный алгоритм проведения закупочных мероприятий, предусмотренный Главой 7 указанного Федерального закона, был специально разработан для закупочных мероприятий, реализуемых в отношении отдельных видов закупок. Такие регламенты используются для контрактов, которые заключаются для обеспечения безопасности государства, поддержания ее обороноспособности и правопорядка в самой стране. Кроме того, использование Главы 7 в части регулирования заключения контрактов осуществляется в отношении закупок, посвященных соблюдениям решений Правительства Российской Федерации, для осуществления различных инвестиционных контрактов и других случаев особых процедур.

    Порядок действий

    Как уже говорилось выше, проект контракта для последующего заключения должен быть разработан еще на этапе подготовки документации о проводимой закупке. В таком проекте потребуется отразить все существенные условия, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок».

    Общий порядок действий, по итогам которых должен быть заключен контракт, выглядит следующим образом:

    • по итогам проведенной процедуры подписывается протокол, в котором указывается результат такой процедуры – ее победитель (если участников было несколько) либо единственный участник, с которым будет подписываться контракт. Такой протокол должен быть оформлен по итогам любого закупочного мероприятия, даже если речь идет о закупках малого объема (так как они с 1 марта 2019 года проводятся только с использованием Единого агрегатора торговли «Березка»). Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что на процедуру не вышел никто из участников, то протокол также должен быть оформлен с указанием того, что процедура признана несостоявшейся;
    • на основании сведений о положительном завершении закупочной процедуры (то есть когда есть, с кем заключать контракт) государственный или муниципальный заказчик заполняет ранее сформированный проект контракта с учетом тех сведений, которые ему были предоставлены потенциальным исполнителем контракта;
    • в зависимости от того, о какой процедуре и ее итогах идет речь, на подписание контракта победителю процедуры дается от одного до пяти дней. В этот период победитель процедуры или ее единственный участник подписывает предоставленный проект контракта или направляет заказчику протокол разногласий, на обработку которого у заказчика не более трех дней;
    • если победитель или единственный исполнитель по контракту направил заказчику протокол разногласий, потребуется его обработать и предоставить участнику проект контракта с внесенными изменениями. На такую обработку и подготовку заказчику дается не более трех дней;
    • победитель подписывает направленный ему проект контракта в течение пяти дней с даты направления;
    • после того как победителем процедуры или ее единственным участником контракт был подписан, у заказчика есть не более трех дней, чтобы подписать контракт со своей стороны. С этого момента контракт будет считаться заключенным.

    Обеспечение государственного контракта

    В некоторых случаях государственный или муниципальный заказчик может установить требование о внесении обеспечения исполнения контракта. Обеспечение – это денежные средства, которые предоставляются исполнителем по контракту в виде залога финансовых средств или в виде банковской гарантии. Рассматривается обеспечение в качестве специальной формы гарантии защиты интересов исполнителя и подтверждения планов исполнителя в полном объеме соблюсти взятые на себя обязательства по конкретному контракту.

    В зависимости от того, какой вариант предоставления обеспечения по контракту выбрал сам исполнитель, заполняется и соответствующий раздел контракта заказчиком. При этом следует указать, когда и в каком порядке данный вид обеспечения будет возвращен, а в каком может быть удержан. Условия удержания обеспечения должны быть охарактеризованы максимально подробно с целью исключить возможные разночтения в данном разделе контракта.

    Сведения о внесении обеспечения исполнения контракта должны быть внесены в контракт в виде специального раздела.

    Исполнение

    Государственный контракт, заключенный для того, чтобы те или иные нужды государственных и муниципальных заказчиков были удовлетворены в полном объеме, подлежит обязательному исполнению в те сроки, которые установлены в тексте самого контракта или приложениях к нему. Подписывая контракт, исполнитель соглашается с тем, что он с указанными сроками ознакомлен и готов выполнить все взятые на себя обязательства в те сроки, которые обозначены заказчиком. Данное условие относится к добросовестному исполнению контракта. То же касается и относительно объема исполнения взятых на себя обязательств:

    • поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме, заявленном в техническом задании к контракту, а сам товар – соответствовать указанным требованиям относительно качества такого товара;
    • выполнение работ или оказание услуг должно быть осуществлено не только в соответствии с техническим заданием, но также и отвечать требованиям стандартизационных документов, в том числе в части безопасности результатов таких действий относительно тех лиц, которые будут пользоваться такими результатами.

    Перечисленные требования относительно исполнения контракта содержатся в самом контракте. Кроме того, на государственного и муниципального заказчиков налагается обязательное требование о необходимости фиксации в тексте подписанного соглашения еще на этапе проекта сведений о том, каким образом будет происходить приемка результатов исполнения. В том числе требуется указать те регламентационные документы, на основании которых заказчик озвучивает требования к качеству поставляемого товара или выполняемых работ и услуг (например, ссылки на ГОСТы, Постановления Правительства и принятые в их исполнение правила приемки отдельных видов работ и услуг).

    То же касается и заказчика, который может быть также привлечен к ответственности вплоть до разрешения споров в судебных инстанциях, если со своей стороны нарушит взятые на себя обязательства.

    Казначейское сопровождение

    Использование механизма казначейского сопровождения госконтрактов имеет своей целью более полный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных для удовлетворения тех или иных нужд государственных и муниципальных заказчиков.

    Государственные контракты подлежат контролю в случаях, когда речь идет:

    • о предоставлении средств из бюджета на общую сумму более ста миллионов рублей;
    • о денежных средствах, которые предоставляются в качестве субсидий и инвестиций;
    • о соглашениях, на основании которых делаются взносы в уставный капитал или имущество юридических лиц, источниками финансирования которых являются перечисляемые средства из государственного бюджета;
    • о предоставлении средств на основании нормативных актов, в содержании которых предусмотрено перечисление средств в качестве субсидий. Исключением являются нормативные акты, по которым планируется заключение соглашения о перечислении субсидии;
    • о контрактах, которые заключаются в целях исполнения государственного оборонного заказа теми государственными учреждениями, которые занимаются обеспечением безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

    Правила контроля

    Что касается проведения процедуры контроля за заключенными государственными контрактами, то осуществляется это следующим образом:

    • территориальные подразделения, образованные Федеральным Казначейством (ТОФК) в каждом субъекте Российской Федерации, открывают в учреждениях Центрального банка специальные счета, на которых будет происходить учет денежных средств юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса;
    • сами юридические лица, выступающие в качестве исполнителей по государственным контрактам, открывают счета в тех территориальных управлениях Казначейства, к которым они относятся по факту регистрации юридического лица. На эти счета им будут перечислены денежные средства в счет оплаты выполнения обязательств по тому или иному контракту.

    Однако, чтобы списать средства с данного счета, юридическому лицу придется предоставить в ТОФК достаточно обширный пакет документов, в который входят:

    • сам государственный контракт в бумажном виде или в виде электронного документа, подписанного всеми участниками закупочной процедуры с использованием квалифицированных цифровых подписей всех участников процедуры;
    • платежные поручения, подтверждающие факт перечисления денежных средств от государственного заказчика к исполнителю;
    • документы об исполнении всех взятых обязательств по контракту либо их части, если частичная оплата предусмотрена условиями такого контракта;
    • документы, которые смогут подтвердить право на получение целевых бюджетных средств со специальных счетов ТОФК (накладные, акты приемки, акты выполненных работ и т. д.).

    Идентификатор госконтрактов

    Для того чтобы при проведении процедуры по перечислению денежных средств исполнителю по контракту должностное лицо Федерального Казначейства имело представление о том, о каком контракте идет речь, каждому заключаемому контракту присваивается специальный идентификатор – уникальный номер, формируемый заказчиком по итогам заполнения позиций в реестре проводимых закупок.

    В том случае, если заказчик по каким-то причинам код-идентификатор контракта не сформировал, могут возникнуть серьезные проблемы с перечислением средств исполнителю, а на заказчика будут наложены меры ответственности за нарушение требований действующего закупочного законодательства.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    • 8 (800) 350-02-93 Регионы
    • +7 (499) 938-72-19Москва
    • +7 (812) 425-64-79Санкт-Петербург
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector