Приостановление или ограничение оказания коммунальных услуг
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Приостановление или ограничение оказания коммунальных услуг

Все тонкости отключения коммунальных услуг за неуплату

Договор на поставку коммунальных услуг заключают две стороны: РСО и потребитель. Оба принимают на себя обязательства исполнять его условия. Поставщик должен предоставлять качественные услуги, а потребитель – своевременно их оплачивать.

Задолженности по счетам ЖКХ могут повлечь серьезную ответственность.

Законодательство

Документ регламентирует правоотношения управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций с собственниками нежилых помещений (пункт 6 Правил).

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

М ск +7 (499) 938 5119

С пб + 7 (812) 467 3091

Фед + 8 (800) 350 8363

Глава 11 описывает порядок приостановления или ограничения услуг, случаи, когда потребителя нельзя отключать.

Пункт 117 перечисляет ситуации, при которых необходимо предварительное уведомление об отключении. Пункт 115 – когда это возможно без предупреждения. Пункты 119–121 содержат информацию о порядке оповещения, отключения гражданина, соблюдение которого обязательно.

Ответственность за незаконное ограничение и самовольное подключение регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ, а также УК РФ.

Законно ли отключение за просроченные платежи

Предоставление ресурсов осуществляется на платной основе согласно договору между собственником жилого помещения и обслуживающей организацией. Если кто-либо не исполняет обязательств, то пострадавшая сторона задействует механизм восстановления своих прав.

Когда коммунальные платежи не оплачиваются пользователем более 2 месяцев подряд, поставщик имеет право на прекращение подачи, то есть ресурсы могут отключаться. При этом он должен соблюсти определенный порядок уведомления недобросовестного жильца.

Многие думают, что незаконным будет отключение гражданина при наличии уважительных причин неплатежей:

  1. Гражданину долгое время не выплачивают заработную плату или пенсию.
  2. Должник или член его семьи – безработные. При этом могут доказать, что предпринимают усилия для устройства на работу.
  3. Должник или член его семьи серьезно болен.
  4. В квартире проживает инвалид или маленький ребенок.

ЭТО НЕПРАВДА! Законодателем такие послабления не предусмотрены.

За что могут отключить

Правилами предоставления услуг гражданам предусмотрены ситуации, когда может быть произведено их ограничение без предварительного уведомления потребителя:

  1. Аварийные ситуации на сетях или коммуникациях.
  2. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.
  3. Выявления самовольного подключения к системам подачи энергии и ресурсов.
  4. Наличие предписания государственных или муниципальных органов.
  5. Использование приборов, мощность которых превышает технические возможности внутридомовых систем.

После письменного уведомления подача ограничивается, когда:

  1. У потребителя имеется задолженность, превышающая два ежемесячных платежа, рассчитанных исходя из нормативов потребления и утвержденных тарифов. При этом учитывается отсутствие или неисполнение графика погашения задолженности.
  2. Проводится плановый ремонт, обслуживание сетей и коммуникаций.

Что могут отключить

Закон предусматривает возможность отключения при наличии оснований и соблюдении определенной процедуры:

  • горячего водоснабжения;
  • газа;
  • электричества;
  • теплоснабжения в неотапливаемый период.

Какие услуги нельзя отключать за долги

Некоторые коммунальные ресурсы запрещено отключать даже при наличии большой задолженности, так как их ограничение ставит под угрозу жизнь, здоровье самого должника и других жителей многоквартирного дома:

  • холодное водоснабжение;
  • отопление.

Если отключить подачу отопления, это приведет к заморозке всей системы.

Имеют ли право отключить свет без решения суда

На основании пункта 117 Правил оказания коммунальных услуг поставщик имеет право отключить электроэнергию, не прибегая к судебному порядку. Это возможно при наличии задолженности, равной двухмесячному нормативному потреблению, а также при условии, что гражданин соответствующим образом уведомлен.

Пени за неуплату коммунальных платежей

Федеральный закон от 03.11.2015 г. №3 07-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» регламентирует порядок начисления пени за неуплату платежей:

  • с 31 по 90 день просрочки размер пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день;
  • начиная с 91 дня просрочки пеня возрастает до 1/130 от ставки рефинансирования за каждый день.

Договор

После принятия Постановления правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» изменилась схема выставления, оплаты счетов. Действовавший ранее вариант, где промежуточным звеном между потребителями и организацией была управляющая компания, отменена. Теперь РСО напрямую заключает договор с потребителями, начисляет плату за пользование ресурсами.

Нежилое помещение

Холодное и горячее водоснабжение, отопление, электроэнергия, газ собственникам нежилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией. Договор с ней напрямую заключает владелец нежилого помещения, оплату производит на расчетный счет РСО.

Закон закрепил обязанность управляющей компании уведомлять собственников нежилого фонда о необходимости заключать договоры с РСО. Однако эта норма не содержит данных о лимите времени для такого уведомления, как и ответственности УК за невыполнение требований. Также УК уведомляет РСО о количестве жилого и нежилого фонда дома.

Если договор отсутствует, объем потребления определяется расчетными способами.

Многоквартирный дом

Специфика договора на предоставление ресурсов жильцам многоквартирного дома зависит от выбранного способа управления:

  • если управлением МКД занимается ТСЖ, собственники заключают договор с руководством товарищества;
  • собственники квартир при отсутствии ТСЖ заключают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Правила приостановления или ограничения

При наличии оснований лицу приостанавливают доступ к получению ресурса. Чтобы процедура была законной, должен быть соблюден определенный порядок.

Уведомление об отключении

Если сумма долга потребителя превышает двухмесячный платеж по нормативу, поставщик имеет право уведомить его. Документ содержит информацию, что в случае невнесения суммы задолженности в течение 20 дней с момента доставки предупреждения последует ограничение, приостановка услуги. Уведомление может быть вручено должнику лично под роспись, направлено заказным письмом по почте или включено в очередную квитанцию об оплате.

ВАЖНО! Уведомить должника могут с помощью телефонного звонка, сообщения через интернет-ресурсы. То есть любым способом, с помощью которого можно подтвердить, что он знал о предстоящей процедуре.

Через 20 дней после уведомления вводится ограничение, а спустя еще 10 дней услуга приостанавливается.

ВАЖНО! Исключение составляют отопление, холодное водоснабжение – их не имеют право отключать ни при каких обстоятельствах.

Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 говорят о том, что можно приостановить или ограничить предоставление услуг после предварительного направления в адрес должника уведомление. Но в том же документе имеется прямой запрет на выключение холодной воды и отопления- пункт 307 Постановления Правительства РФ.

Возобновляют подачу ресурсов спустя два дня после оплаты долга.

Как это делается

Ограничение и отключение производят работники ресурсоснабжающей организации. При этом составляется акт, где содержатся сведения:

  • дата процедуры;
  • Ф. И. О., адрес должника;
  • каким способом производится;
  • сведения о приборе учета (его номер, текущие показания);
  • основания для ограничения или отключения;
  • срок ограничения.

Акт должен быть составлен в 3 экземплярах, один из них вручается должнику.

Отключение в многоквартирном доме не должно затрагивать ресурсоснабжение квартир добросовестных плательщиков.

Что делать, если отключили

Если отключение произведено незаконно, у должника имеются основания на оспаривание таких мер, то можно обжаловать действия РСО.

Если таких оснований нет, то должник обязан выплатить долг полностью или ходатайствовать о рассрочке платежа. Затем нужно обратиться к руководству РСО с документом об оплате, написать заявление на подключение ресурса. Услугу восстановят через 2 дня после погашения долга.

Можно ли обжаловать решение

Обжаловать незаконные действия можно через надзорные государственные органы: ГЖИ, прокуратуру, суд. Для этого нужно составить письменную претензию, где перечислить обстоятельства, при которых произошло нарушение прав. Приложить документы, подтверждающие проживание в квартире детей, инвалида, доставить лично, направить по почте. Также можно воспользоваться официальными сайтами госструктур, онлайн порталами Госуслуги, РосЖКХ.

РСО за неправомерное отключение ждет административное наказание – штраф. Если ограничение привело к моральному либо материальному ущербу, можно включить эти потери в сумму иска, обратиться за компенсацией в суд.

Как быть, если отключили по ошибке

Если ограничение произошло вследствие ошибки (например, перепутали счетчик с соседским или не прошел платеж), услуга повторного подключения должна предоставляться бесплатно. Для этого нужно обратиться к руководству РСО с подтверждающими отсутствие долга документами (чеками, квитанциями), написать заявление на подключение.

Что будет за самовольное подключение

Распространенная практика самовольного подключения – грубое правонарушение. Подобные факты могут быть выявлены при проверке сотрудниками РСО. Они составляют письменный акт. Документ передается в органы полиции, далее материалы дела направляются мировому судье, который выносит решение о наложении административного взыскания в виде штрафа. Пеня составляет:

  • для физических лиц от 1500 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Если же при рассмотрении дела будут вскрыты факты хищения ресурса (например, электроэнергии), процесс приобретет статус уголовного, где наказание будет связано с лишением свободы.

Полезное видео

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Каждый из нас сталкивался с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг, и зачастую это становится полной неожиданностью. Надеемся, что данная памятка поможет Вам разобраться, что такое приостановление или ограничение коммунальных услуг, и в каком порядке оно должно производиться.

Читать еще:  Правомерны ли удержания заработной платы по исполнительному листу?

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»,

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 (далее – Правила).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ограничение предоставления коммунальной услугивременное уменьшение исполнителем объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение им графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

Приостановление предоставления коммунальной услугивременное прекращение исполнителем подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

ЗНАЙТЕ! Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

КОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

В соответствии с п.115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, – со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В случаях, указанных в пп. “а” и “б” п. 115 Правил, исполнитель обязан в соответствии с п. 104 Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах “а”, “б” и “д” п. 115 Правил.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В соответствии с п.117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги – через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, – через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Неполная оплата потребителем коммунальной услуги – наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи его потребителю предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения (предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения));

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной коммунальной услуги с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом “б” либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения – с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

ЗНАЙТЕ! Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах “а”, “б” и “д” п.115 Правил.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

07.12.2015 | Ограничение/приостановление предоставления КУ

03 ноября 2015 года президентом РФ подписан федеральный закон N307-ФЗ, которым в числе прочего внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности, введена статья 9.22 «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод». Порядок приостановления/ограничения коммунальных услуг и до принятия закона от 03.11.2015 N307-ФЗ вызывал много вопросов, теперь количество таких вопросов возросло.
Эксперт Ольга Евгеньевна Яндыева проанализировала порядок ограничения/приостановления коммунальных услуг в нижеприведенной статье.

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате коммунальных услуг

Порядок ограничения, приостановления предоставления коммунальных услуг в связи с их неполной оплатой регулируется разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354. Однако, несмотря на то, что такие возможности у исполнителя коммунальной услуги существуют с 2011 года, в реальности применить такие меры воздействия на должников на практике оказывается очень сложно.

Во-первых, возникает сложность с соблюдением процедуры ограничения/приостановления коммунальных услуг. ТСЖ и УО каким-то образом нужно добиться от должника получения (лично!) уведомлений о предстоящем отключении, а законодатель не предоставляет исполнителю права при невозможности уведомить должника лично (не получает почту, отказывается расписываться в получении) составить акт об отказе должника расписаться в получении уведомлений. Конечно, на практике такие акты составляются, но в большинстве случаев инспекции жилищного надзора и вслед за ними суды встают на защиту должника.

Читать еще:  Условия выписки из дома после продажи своей доли

Кроме того, само понятие «неполная оплата» дает право начать процедуру ограничения/приостановления только тогда, когда задолженность превысит размер начислений за услугу более чем за 2 расчетных периода (месяца) по нормативу. Например, если в квартире индивидуальный прибор учета каждый месяц фиксирует потребление 5 кубов воды, в квартире проживают на законном основании 3 человека, к примеру, норматив потребления на одного человека 4 куба, значит, задолженность должна равняться в рублях стоимости 24 кубов (из расчета 3 чел. х 4 куба (норматив) х 2 месяца). Очевидно, что такую задолженность при неоплате в полном объеме потребления каждый месяц 5 кубов, квартира накопит за 5 месяцев.

Во-вторых, очередь любой исполнитель сталкивается с техническими проблемами, ведь среди разрешенных к ограничению услуг горячее водоснабжение сразу же отпадает, т.к. в большинстве домов (построенных в советское время) нет технической возможности отключить горячую воду не затрагивая права и интересы добросовестных потребителей, чьи квартиры расположены на одном стояке с должником. В отношении газоснабжения – ТСЖ и УО почти никогда не бывают исполнителями услуг по газу в квартире (в редких случаях ТСЖ и УО могут быть исполнителями в части использования газа для нужд отопления и подогрева воды, в таком случае отключение газа не возможно). Остается только отключение электричества.

Но теперь и отключение электричества тоже может стать проблемой.

В соответствии с федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» с 01 января 2016 в Кодексе РФ об административных правонарушениях вступает в силу статья 9.22. «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод». Часть 2 этой статьи вводит ответственность за нарушение процедуры ограничения режима потребления электрической энергии. Штраф на юридических лиц ни много ни мало от 100 до 200 тысяч рублей.

«2. Невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

На первый взгляд, кажется, что статья распространяется на действия ТСЖ/ЖСК/УК по ограничению/приостановлению коммунальной услуги электроснабжения в связи с наличием долга. Однако, в статье есть ряд неопределенностей:

– в статье говорится о лице, обязанном осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии. Однако, ограничивать/приостанавливать предоставление электроснабжения это право, а не обязанность исполнителя. У ТСЖ/ЖСК/УО существует обязанность только по возобновлению потребления в случае погашения задолженности (в течение 2х суток с момента полной оплаты);

– в статье говорится о том, что обязанное лицо нарушает требования о введении ограничения или требования о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, и эти требования предъявляются «законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии». В отношениях потребитель и исполнитель коммунальных услуг требования к ограничению/приостановлению предоставления коммунальной услуги предусмотрены ПП РФ 354, которое не является частью законодательства об электроэнергетике. Указанное постановление является частью жилищного законодательства;

– в статье говорится о полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии, в то время как жилищное законодательство не содержит таких понятий. В соответствии с ПП РФ 354 происходит либо ограничение (то есть уменьшение количества потребляемого ресурса), либо приостановление (полное прекращение предоставления коммунальной услуги, т.е. ее отключение). По сути, эти понятия идентичны, но разное законодательство (жилищное и законодательство об электроэнергетике) дает разное наименование процессов, и формально ст. 9.22. КоАП РФ не может применяться к жилищным правоотношениям.

Таким образом, имеется достаточное количество доводов не применять ст. 9.22. КоАП РФ к отношениям исполнителя коммунальной услуги и потребителя, однако, никто не может дать гарантий, что правоприменители не посчитают возможным применять указанную статью к ТСЖ/ЖСК/УК по аналогии. Тогда у ТСЖ/ЖСК/УО будут не только организационные и технические сложности применения главы XIПП РФ 354, но и опасность получить штраф за любое нарушение процедуры (например, составление акта об отказе потребителя расписываться в получении уведомления). В связи с изложенным, очередной закон, принятый «в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», так и не достигнет своей цели.

Подробный Порядок ограничения/приостановления предоставления коммунальных услуг можно скачать здесь.

ВС пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам

5 марта Верховный Суд РФ вынес Постановление № 47-АД19-2 по делу о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании, распорядившегося поставить заглушку на канализацию должника за коммунальные услуги.

В июле 2017 г. ООО «Управляющая компания «Северо-Восточная» направило оренбуржцу извещение о наличии просроченной задолженности за содержание жилого помещения на сумму около 50 тыс. руб. В октябре того же года должнику было приостановлено оказание коммунальной услуги по водоотведению путем установки заглушки в систему квартирной канализации.

Указанный факт вынудил собственника квартиры обратиться в прокуратуру Оренбургской области. Против руководителя УК в лице Сергея Безрукова было возбуждено дело об административном правонарушении. Впоследствии мировой судья оштрафовал генерального директора общества на 50 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Решение судьи устояло в апелляции и кассации.

При вынесении решений суды руководствовались тем, что вина правонарушителя была полностью доказана материалами дела, согласно которым коммунальная услуга по водоотведению была приостановлена УК безосновательно. При этом суды назначили административное наказание в минимальном размере, предусмотренном вышеуказанной статьей КоАП РФ.

Руководитель УК обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, указав на незаконный характер вынесенных в отношении него судебных решений, однако судья высшей судебной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Со ссылкой на подп. «а» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) ВС пояснил, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя при неполной ее оплате последним.

В свою очередь под неполной оплатой услуги потребителем понимается наличие у него задолженности по оплате 1 коммунальной услуги, превышающей сумму двух месячных размеров ее платы, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия/отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. При этом между исполнителем и потребителем-должником отсутствует соглашение о погашении задолженности или последний не выполняет его условия.

Вышеуказанные Правила детализируют порядок введения ограничительных мер в отношении должника. Так, исполнитель предупреждает должника, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня его уведомления коммунальная услуга может быть сначала ограничена, а затем приостановлена либо сразу же приостановлена в отсутствие технической возможности ее ограничения. Введение ограничительных мер в отношении должника возможно только при непогашении им задолженности в течение установленного в предупреждении срока.

Как пояснил ВС, из материалов дела следует, что УК не доказала факт направления собственнику квартиры извещения о задолженности по коммунальной услуге водоотведения, поскольку задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги рассчитывается отдельно, а ограничению либо приостановлению в случае неполной оплаты потребителем подлежит конкретная (не полностью оплаченная) коммунальная услуга. При этом Суд отметил, что в направляемом должнику извещении общество не отразило наличие или отсутствие технической возможности введения ограничения коммунальной услуги. Сведений о том, что потребителю был временно уменьшен объем подачи коммунального ресурса, в материалах дела не имеется. В связи с этим ВС указал на недопустимость приостановления коммунальной услуги, минуя стадию ее ограничения, если для последней имеется техническая возможность.

Со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 Суд пояснил, что что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения, которые должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. Указанные ограничительные меры не должны нарушать установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Читать еще:  Что значит внештатный сотрудник

С учетом изложенного Суд пришел к выводу о том, что управление многоквартирным домом осуществлялось с нарушением лицензионных требований, а спорная коммунальная услуга была приостановлена незаконно. Из-за действий УК были нарушены санитарно-гигиенические условия проживания в квартире и установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. Таким образом, Верховный Суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций.

Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова отметила актуальность постановления ВС для судебной практики по спорам, связанным с предоставлением жилищно-коммунальных услуг: «Суд обратил внимание на ряд принципиальных обстоятельств, которые должны учитываться при рассмотрении таких дел». Эксперт предположила, что документ будет способствовать формированию единообразной судебной практики и снизит количество нарушений закона со стороны управляющих компаний.

В свою очередь руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Виктор Спесивов не согласился с выводами Суда, постановление которого «производит удручающее впечатление».

«У УК и так немного практических рычагов для борьбы со злостными неплательщиками коммунальных услуг. Судебная практика достаточно часто признает приостановление коммунальных услуг незаконным при несоблюдении процедурных моментов. И в этой части (неуказание управляющей компанией конкретной суммы задолженности неплательщика за водоотведение) постановление ВС РФ подтвердило сложившуюся позицию, – отметил Виктор Спесивов. – Суды нередко прибегают и к понятию соразмерности приостановления коммунальной услуги имеющейся задолженности (хотя такой подход судов чрезмерно расширительный и необоснован)».

Эксперт отметил, что, исходя из постановления ВС, любое приостановление коммунальной услуги, по сути, нарушает установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. «Следовательно, теперь судебная практика может пойти по пути закрытия последних лазеек для УК в целях приостановления коммунальных услуг злостным неплательщикам, что может привести к усугублению и без того близкой к катастрофической ситуации в ЖКХ. И пострадают из-за этого добросовестные плательщики, которые не будут получать качественные услуги из-за злостных неплательщиков и отсутствия реальных механизмов для призвания их к ответу благодаря такой судебной практике», – заключил Виктор Спесивов.

Инфотека по защите прав потребителей

Услуги ЖКХ

Размещен: 01.07.2015 г.

ПОРЯДОК ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПОДАЧИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления — это коммунальные ресурсы, которые поставляются потребителям для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Деятельность, связанную с предоставлением потребителям вышеперечисленных коммунальных ресурсов, принято считать коммунальными услугами.

Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

Коммунальные услуги должны предоставляться потребителю в необходимых для него объемах. Эти услуги должны быть надлежащего качества и соответствовать требованиям законодательства РФ, в том числе Правилам предоставления коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства от 06.05.2011г. №354 (далее -Правила предоставления коммунальных услуг) и договору о предоставлении коммунальных услуг.

Глава XI Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает основания для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Приостановление подачи коммунальной услуги — это временное прекращение подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Ограничение подачи коммунальной услуги — это временное уменьшение объема поданного потребителю коммунального ресурса. Ограничение возможно, в том числе, путем введения графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

Без предварительного уведомления потребителя исполнитель вправе ввести ограничения в подаче коммунальных услуг или приостановить их подачу в случаях:

  • возникновения (или угрозы возникновения) аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро-и газоснабжение, а также водоотведение — с момента возникновения (или угрозы возникновения) аварийной ситуации;
  • возникновения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций (в том числе при необходимости их локализации и устранения последствий) — с момента их возникновения;
  • выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления такого подключения;
  • использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента явления нарушения;
  • получения предписания органа государственного жилищного надзора о необходимости ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги из-за неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем жилою лома или внутриквартирного оборудования в связи с тем, что их состояние может привести к аварии и (или) угрожает жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного в предписании.

Сведения об ограничениях в подаче коммунальных услуг или об их прекращении в связи с возникновением аварийных ситуаций, стихийных бедствий исполнитель обязан зарегистрировать в журнале учета, указав дату, время начала (окончания), и их причины. Проинформировать потребителей об их причинах и предполагаемой продолжительности исполнитель обязан в течение суток.

Для проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, исполнитель вправе ограничить или приостановить подачу коммунальных услуг. При этом ограничение или приостановление подачи может происходить не ранее чем через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителей (п.117 Правил предоставления коммунальных услуг).

В случае не оплаты или неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель вправе ограничить или приостановить подачу коммунальных услуг в помещение (в жилой дом) потребителя.

Неполной оплатой считается наличие задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2-х месячных размеров платы за коммунальную услугу, рассчитанных исходя из норматива потребления коммунальной услуги (независимо от наличия или отсутствия у потребителя прибора учета) и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых ему коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае неполной оплаты потребителем-должником коммунальной услуги исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае не погашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом “б” настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

При приостановлении подачи коммунальных услуг из-за имеющейся у потребителя задолженности исполнитель обязан опломбировать связанное с предоставлением коммунальных услуг механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся запределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник.

Исполнитель не имеет права ограничивать или прекращать подачу в помещение (в жилой дом) потребителя-должника отопления, в многоквартирных домах также и холодного водоснабжения.

Исполнитель обязан возобновить предоставление коммунальных услуг в течение двух календарных дней со дня устранения причин, явившихся основанием ограничения или приостановления подачи коммунальной услуги, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности. (п. 120 Правил предоставления коммунальных услуг).

Действия по ограничению или приостановлению подачи коммунальных услуг не должны приводить к:

  • повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, уста6новленные законодательством РФ и договором о предоставлении услуг;
  • нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector