Приобретение Муниципальной собственности
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Приобретение Муниципальной собственности

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

 в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1 по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп.

 путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества)

 путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

 на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;

 по наследству в соответствии с завещанием или законом;

 по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

 в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад)

 другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.

59. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом: правовая основа и уполномоченные субъекты.

60. Право муниципального образования на получение в собственность части государственного имущества.

61. Законодательные предпосылки реализации права муниципальных образований на землю.

Право М/О на зе­мельные участки. Земельные участки как эле­мент состава муниципального имущества, согласно ст.19 Земельного ко­декса РФ определяет, что в муниципальной собствен­ности находятся земельные участки

– которые признаны таковы­ми федеральными законами и принятыми в соответствии с ни­ми законами субъектов РФ;право на которые воз­никло при разграничении госу­дарственной собственности на землю;

– приобретены по ос­нованиям, установленным граж­данским законодательством.

В то же время ст. 14-17 ФЗ №122 относят к муниципально­му имуществу только «земель­ные участки, отнесённые к му­ниципальной собственности в соответствии с федеральными законами». Такие же правовые нормы содержатся и в ст.50 ФЗ №131. Земельный кодекс так­же придерживается концепции «презумпции отчуждения» зем­ли из государственной или му­ниципальной собственности. П.4 ст.28 Земельного кодекса ус­танавливает исчерпывающий перечень из трёх случаев, когда допускается отказ в предостав­лении земельных участков, на­ходящихся в государственной или муниципальной собствен­ности, для строительства:

изъятие земельных участков из оборота;

установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;

факт резервирования земель­ных участков для государствен­ных или муниципальных нужд.

62. Местный бюджет: понятие, общая характеристика источников формирования средств местного бюджета и основные направления их использования.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за пополнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета,решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальномуопубликованию. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контролирование его исполнения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

63. Механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

64. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета за счет местных налогов и сборов.

65. Право муниципальных образований и их органов на получение доли региональных налогов.

66. Право муниципальных образований и их органов на получение доли федеральных налогов.

67. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета в неналоговой сфере.

68. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

69. Реализация муниципальным образованием права на хозяйственную деятельность в форме муниципальных унитарных предприятий.

70. Особенности организации и осуществления местного самоуправления на территориях с особым статусом (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), территории, прилегающие к государственной границе, наукограды).

Правовой статус такого рода МО, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), регулируется Законом РФ О закрытом административно-территориальном образовании. Закон регулирует особенности МС, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих на территории ЗАТО, и их права.

Закрытое административно-территориальные образование– территориальное образование,имеющее органы МС, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраныгосударственной тайны, Включающий спец условия проживания граждан. Перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства РФ. ЗАТО по всем вопросам их деятельности, органов МС, определенны Конституцией РФ и Законами РФ находятся в подчинении краев и областей согласно Перечню ЗАТО.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим Вопросам:

1)установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель предприятиям или объектам;

2) определение полномочий органов гос власти субъектов РФ В отношении указанного ЗАТО;

3) обеспечение особого режима безопасного функционирования) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. ЗАТО является административно-территориальной

единицей. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ

и районов, входящих в их состав,

В ведение районов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие

к границам ЗАТО, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их

границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.__

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение имущества в муниципальную собственность:

– Приобретение муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным в ГК РФ.

Приобретение имущества в силу гражданско-правовых сделок.

! Приобретение бесхозяйного имущества (ст.225 ГК РФ). Бесхозяйная вещь – собственник которой неизвестен или отказался от ПС. Имущество может быть разным по своему объему, назначению и т.д. ГК устанавливает следующие нормы: по заявлению ОМСУ недвижимая бесхозяйная вещь может быть поставлена на учет в компетентном органе. По истечении года вещь поступает в муниципальную собственность.

Читать еще:  Образец характеристики для награждения уборщика служебных помещений

Есть иные виды имущества. Ситуация со скотомогильниками. Обязаны ли муниципалы принять подобное бесхозяйное имущество, осуществлять расходы, связанные с его содержанием и т.п. У муниципалов есть обязанность участвовать в ликвидации последствий ЧС, но есть норма ГК о наличии волеизъявления МО. Оно должно основываться на реальной способности МСУ имущество содержать. ВС – Определение от 12.06.2006г по делу №КАС06-193, ВС подтвердил именно право МСУ, а не обязанность. Пункт ветеринарно-санитарных правил, обязывающий принимать в собственность скотомогильники, признан недействующим.

На территории МО находится подстанция. Это имущество специфическое. Как минимум, необходимо законсервировать. Региональная организация заявила, что подстанция находится в аварийном состоянии, ставит под угрозу безопасность граждан. Муниципалы на баланс не брали. Суд обязал МСУ взять на баланс подстанцию. Никого не интересовало, имеются ли реальные ресурсы у МО.

То есть практика различна. Суды не всегда идут по пути учета достаточности средств у МО.

Зачастую бесхозяйными остаются коммуникации, сети. Например, предприятия ранее строились так, что у них были собственные сети. Предприятия не стало. С вопросами коммунального хозяйства не может быть ничьих сетей. МО вынуждены принимать на баланс.

– Приобретение муниципальной собственности в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность.

– Приобретение имущества в муниципальную собственность в связи с проводимой реформой по разграничению полномочий между разными уровнями публичной власти.

Согласие ОМС на передачу имущества из государственной собственности в муниципальную собственность ?! (постановление КС РФ от 30.06.2006 № 8-П Определение КС РФ от 07.12.2006 № 542-0; определение КС РФ от 1.11.2007). Опять же вопрос об обязанности муниципалов принять в собственность передаваемое имущество. Нужно ли согласие ОМСУ на принятие имущества или обязаны принимать все, что им передают? Если обязаны – опять же нарушаются правомочия собственника. КС – волеизъявление МСУ должно быть, то есть распространяется ранее изложенная логика.

Разграничение имущества на основании восстановлений Верховного Совета 27.12.1991 №3020-1. Там устанавливается перечень имущества, которое может быть передано в муниципальную собственность. Перечень колоссален: жилищный и нежилой фонд, объекты культуры и спорта, другие объекты. То есть перечень открыт. При условии, что они находятся в оперативном управлении ОМСУ. Могут быть в том числе договоры аренды. Возникает ситуация, что можно передать любое имущество, в том числе такое, которое по целевому назначению им не подходит. Возникает ситуация коллизий. Практика различна. С одной стороны, по мнению АС муниципалы вправе отказаться, если не соблюден порядок передачи имущества, например, когда нет нужных документов. АС часто встают на сторону МСУ и учитывают возможности муниципалов по содержанию того или иного имущества. Постановление ФАС Восточно-сибирского округа от 12.02.2008 №А78-3854/07: необходимо при решении вопроса о том, обязан ли муниципалитет принять в собственность имущество, обязательно выяснить вопросы, имеются ли у МСУ средства для содержания передаваемых объектов, предпринимались ли меры со стороны передающего субъекта по сбалансированности бюджета принимающего МО. Иначе неправомерно передавать в собственность такие объекты. Есть иные акты, которые не учитывают статус местного самоуправления и т.д.

– Приобретение имущества в муниципальную собственность в результате разграничения имущества между разными видами муниципальных образований.

Формы экономической деятельности муниципальных образований

Способы и организационно-правовые формы экономической деятельности:

1) Собственная экономическая деятельность, в том числе путем создания муниципальных хозяйствующих субъектов.

С одной стороны, ГК предполагает свободное осуществление гражданских прав. Субъекты сами решают, в какие отношения вступать и т.д. С публичными субъектами иначе. МСУ – публичная власть, она характеризуется наличием компетенции, реализация которой не право, а обязанность. Публичные субъекты целью существования имеют реализацию публичных функций. Их существование носит целевой характер. Эти особенности сказываются на участии МСУ в экономической деятельности. Подразумевается оказание публичных услуг. Наиболее удобная форма – создание хозяйствующих субъектов – ЮЛ. Данные субъекты также несут целевую нагрузку. Муниципальные предприятия и учреждения имеют целью осуществление решения вопросов местного значения в части предоставления услуг: образование, здравоохранение, культура, – это все услуги. Это публичная услуга, нужно учитывать ее специфику. Это и есть обеспечение жизнедеятельности местного сообщества.

В соответствии с ФЗ-131 МО определяют порядок создания и деятельности таких организаций, то есть должен быть правовой акт, на практике это происходит не всегда. Вопрос о создании того или иного ЮЛ выходит на голосование представительного органа. Большинством голосов решается вопрос о создании организации, передачи ей имущества и т.д. Осуществление деятельности невозможно без передачи собственности. Когда нет акта – решается вопрос через представительные органы.

Передача собственности. Речь идет об ограниченных вещных правах – оперативное управление или хозяйственное ведение. Организации пытаются получить прибыль, связанную с основной деятельностью. Проблемы недвижимого имущества: распоряжаться в полном объеме хозяйствующий субъект не может, то есть не приносит тот доход, который могло бы приносить. С другой, если бы передали в собственность – была бы угроза злоупотребления. Но это имущество имеет значения для реализации функций МСУ.

Закон об автономных учреждениях – нюансы в отношении права оперативного управления. Посмотреть.

ГК не понимает специфики публичных субъектов. В отношении деятельности муниципальных организаций – ГК ставит ее наравне с деятельностью ФЛ и ЮЛ. Это неправильно, деятельность осуществляется в публичных целях, по природе не может быть широкой возможности выбора. В частности, субъекты могут решать, по какому поводу вступать в экономические отношения. Для муниципальных предприятий характерно то, что деятельность не должна мешать основной. Не может преследоваться цель получения прибыли. Выбор контрагентов и сфер дополнительной деятельности ограничен основным видом деятельности.

2) Привлечение частных субъектов к решению вопросов местного значения. Помимо собственной деятельности для удовлетворения муниципальных нужд возможно привлечение частных субъектов. Есть нормы о муниципальном заказе. Он предусматривает соответствующие процедуры привлечения частных субъектов. Предусматривают равный доступ, конкуренцию частных субъектов. Например, муниципальное имущество может быть предусмотрено частным субъектам права. Пользуясь этим имуществом, частный субъект оказывает публичные услуги. Имущество продолжает оставаться в муниципальной собственности. Идет определенная гарантия для его отчуждения. Сохраняется гарантия от того, что имущество будет продано и не будет использоваться для решения вопросов местно значения.

Муниципально-частное партнерство. Создаются организации, которые, с одной стороны, позволяют осуществлять функции, а с другой, получать доход частной организации.

– Передача задач и полномочий. Вопрос – как трактовать формы экономической деятельности муниципальных субъектов. Можно ли трактовать создание организаций и привлечение ЮЛ как передачу полномочий? Вряд ли можно трактовать как передачу задач и полномочий. Они как были закреплены за субъектом, так за ним и остаются. Привлечение ЮЛ – формы решения вопросов местного значения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

Приобретение Муниципальной собственности

Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализует, при издание акта органа государственной власти. Более отвечает интересам местного самоуправления, способ перехода прав на объекты собственности, гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

· путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);

· путем получения поступлений (доходов, продукции) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

· на основании договора купли- продажи, дарения или иной сделки об отчуждениях этого имущества;

· по наследству в соответствии с завещанием или законом;

· по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

· в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад).

Муниципальное имущество

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Читать еще:  Как застраховать автомобиль, без дополнительных страховок?

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность, может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления, либо по решению суда.

Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность, нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящихся к муниципальной собственности. К объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов, местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Муниципальная собственность используется как инструмент создания привлекательных рамочных условий для развития малого бизнеса. Льготы по арендной плате и коммунальным платежам, муниципальные заказы и поручительства обеспечивают не только создание новых производств, но и гарантируют в перспективе рост доходности территорий муниципальных образований. Вместе с тем, отсутствие полной и достоверной информации о земельных участках, объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них делает невозможным эффективное управление земельными ресурсами, недвижимостью и территориями муниципальных образований в целом.

По-прежнему актуальной остается задача повышения эффективности использования муниципального имущества за счет:

· оптимизации состава муниципальных предприятий и учреждений путем реорганизации, ликвидации, коррекции профиля деятельности существующих предприятий на основе анализа их деятельности, а также создания новых в зависимости от потребностей территорий;

· обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, их учета, проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности;

· внедрения программ по созданию автоматизированной системы ведения муниципального земельного кадастра и муниципального учета объектов недвижимости;

· проведения конкурсов по продаже муниципального имущества и сдаче в аренду нежилых помещений;

· четкого определения прав пользования и полномочий пользователей объектами муниципальной собственности на основе Положения о муниципальном имуществе;

· обеспечения контроля за использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности;

· ведения единого реестра договоров аренды и учета недвижимого имущества, находящегося в арендном обороте, а также корректировки величины арендной платы с ориентацией на рыночные цены с целью увеличения эффективности использования муниципального имущества;

· создания благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства по использованию и развитию объектов муниципальной собственности;

· совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей земельные отношения; развития рынка земли, осуществления контроля за использованием земельных участков.

Муниципальное имущество: продажа без проведения торгов, без объявления цены — стоит ли заниматься

Актуальная ситуация в экономической сфере создаёт такой расклад отношений между инстанциями разного уровня, что муниципальный сектор занимает в них сравнительно малое место. Если на долю государственного хозяйствования приходится 70-80% имущества (в том числе частно-государственные владения), на долю частных предпринимателей порядка 18%, то на муниципалитет остаётся 1-2%. Важно понимать, что, несмотря на такое распределение, именно органы муниципального уровня играют наиболее существенную роль для организации быта и повседневной жизни среднестатистического гражданина; именно они в большей степени отвечают за регуляцию региональной экономики и местного бюджета.

Современное распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнем провоцирует незавидное положение последних в распределении бюджетных доходов (отчисляемых из собираемых налогов разной направленности). Муниципальные образования получают лишь малую часть.

Всё это создаёт необходимость искать дополнительные источники дохода в собственный бюджет для муниципальных образований. Существующее законодательство предусматривает такой вариант, как эффективное управление имуществом, что подразумевает в том числе и его продажу, отчуждение прав собственности (приватизацию), сдачу в аренду или в безвозмездное пользование, как через торги, так и без проведения соответствующего мероприятия.

Все нормативно-правовые акты обязывают реализовывать почти любое муниципальное имущество на конкурсной основе. Это может быть вполне выгодно — таким образом вполне реально реализовать непрофильное имущество (неиспользуемые земельные участки или старый объект недвижимости) выгодно; однако конкурсное мероприятие ещё должно быть признано состоявшимся, то есть подать заявление на участие должно более одного лица. Что делать в случае, если таких участников не находится? Предусмотрено отчуждение муниципального имущества без торгов различными способами.

Условия реализации муниципального имущества без торгов

Опираясь на актуальную правовую базу (ФЗ 131), продажа муниципального имущества без проведения торгов может быть осуществлена в следующих случаях:

  • покупателем выступает товарищество собственников жилья
  • покупателем выступает лицо, единственно подавшее заявку на участие в торгах/аукционе или лицо, которое было единственно допущено к участию в торгах/аукционе
  • приобретателем выступает образовательное учреждение любой организационно-правовой формы, в том числе это может быть государственное или муниципальное образовательное учреждение
  • приобретателем является муниципальная компания/предприятие
  • имущество продаётся частному медицинскому учреждению

Кроме того, объекты, находившиеся в муниципальном ведении, могут быть проданы любому лицу или переданы в аренду (без срока) при соблюдении следующих условий:

  • Если срок на передачу составляет не более одного месяца (30 дней) в течение 6 следующих друг за другом календарных месяцев;
  • Если объект является частью недвижимости, а общая площадь составляет не более 10% от площади всего недвижимого объекта и при этом не превышает значения 20 метров квадратных.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность передачи имущества в долгосрочный лизинг. По факту данная процедура выступает продажей в рассрочку.

Кто является уполномоченным распоряжаться имуществом?

Разные уровни собственности, равно как и разные уровни организаций (имеется в виду вертикальная иерархия уровней) предполагают, соответственно, свои органиченные уровни полномочий по распоряжению соответствующим имуществом.

Продавать федеральное имущество имеют право:

  • Росимущество — это орган исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет функции распоряжения и управления землёй, недвижимостью и прочим федеральным имуществом;
  • Министерство Обороны — если речь идёт об имуществе, находящемся в ведении Вооружённых сил Российской Федерации
  • лица, которые определены к данной деятельности и уполномочены в рамках действующего законодательства о приватизации; это могут быть, например, специализированные организации, которые привлекло Росимущество в качестве своего представителя и продавца имущества (с соответствующими подтверждающими роль документами).

Распоряжаться муниципальным имуществом может уполномоченный к данной деятельности орган в рамках действующего законодательства, будь то Федеральные Законы, региональные нормативно-правовые акты или акты органов местного самоуправления.

Преимущества и недостатки эффективного управления имуществом

Приватизация имущества предполагает выплату крупной суммы денег в относительно небольшой период, так что через неё могут решаться срочные проблемы. Однако в современной экономической ситуации найти вовремя желающих на приобретение муниципальной недвижимости бывает чрезвычайно сложно.

Аренда гарантирует стабильное пополнение бюджета в течение длительного периода, но в таком случае исчезает статья дохода от налогов на собственность (которая актуальна для первого варианта), а возможные инфляции и вовсе могут понизить прибыль.

Для приобретателя возможные трудности обратны положительным сторонам для муниципалитета. Для приватизации и оформления в собственность недвижимости необходимо единовременно иметь при себе крупную сумму денег, для аренды же предполагать выплаты в долгосрочной перспективе. В данном случае важно правильно расценить, какой объект приобретается, и оправдывают ли данные вложения итоговый результат. Как только Вы определили, какой вариант для Вас оптимален — приступайте к изучению соответствующей информации и подготовке.

Как выкупить муниципальное имущество?

Приватизировать муниципальное имущество можно, воспользовавшись приоритетным правом. Данное право работает как для выкупа и переоформления в собственность, так и для оформления объекта в аренду. Оно подразумевает под собой возможность приобрести имущество внеочерёдно, однако приобретатель должен соответствовать целому ряду условий одновременно.

    До дня вступления в силу Федерального Закона №159 (от 22 июля 2008 года) потенциальный собственник должен был снимать объект в аренду сроком 2 года и более, без перерывов. Если договор аренды был срочным, то его срок должен составлять не менее года, и только при подтверждении факта государственной регистрации договора может быть осуществлено право на выкуп.

Если лицо желает воспользоваться приоритетным правом, для оценки имущества привлекается независимый специалист для того, чтобы она была объективной (то есть не было коммерческих связей ни с одной из сторон ).

Процедура выкупа всё по тому же ФЗ может происходить в двух версиях: до официального выставления на продажу или по инициативному выкупу арендатора.

1) Если собственник планирует приватизировать объект, который сдаётся в аренду, то арендатор может подать заявление о выкупе недвижимости до её отчуждения. В таком случае собственник обязан заключить договор купли-продажи и предотвратить запланированную приватизацию.

Читать еще:  Пружины в диване скрипят, считается ли это браком?

2) Арендатор решает, что хочет выкупить недвижимость в собственность. Он оформляет заявку, которую отправляет публичному собственнику.

Порядок приватизации имущества

Приватизация как форма отчуждения государственного и муниципального имущества была повсеместно популярна и актуальна в определённый исторический период. Однако и на настоящий момент муниципалитеты широко используют именно данную технологию пополнения бюджета.

Терминологически приватизация выступает как отчуждение имущества государственной, региональной или муниципальной собственности за определённую плату в пользу физического или юридического лица. Она становится возможной при соблюдении следующих принципов:

  • добровольный характер покупки гражданами жилой площади в собственности
  • жильё, которое на данный момент занимают граждане, может быть передано им в собственность бесплатно (но гражданин может воспользоваться таким правом только один раз).

В процессе приватизации можно выделить следующие этапы:

  • принятие решения о приватизации и подача соответствующего заявления
  • уполномоченные органы (могут быть как федеральные, так и органы местного самоуправления) принимают решение о согласии на приватизацию указанного объекта
  • разрабатывается и утверждается план предстоящей процедуры
  • заключается договор между покупателем и муниципальным органом о приобретении имущественного объекта вне конкурсной основы

Имущество в лизинг

Очень много предприятий переданы местной власти на хозяйственное ведение или оперативное управление — в каждом муниципальном образовании такие находятся. Соответственно иногда намного выгоднее реализовать объект, используя систему лизинговых контрактов, а не через прямые продажи. Это позволит муниципалитету не просто единовременно получить стоимость имущества, определённого независимым оценщиком, но получать определённые контрактом отчисления в течение некоторого периода времени, которые представляют собой процент с имущества.

Данная форма используется намного реже, чем продажа на конкурсной основе или приватизация. Дело в том, что конкуренция между современными лизинговыми компаниями в принципе сама по себе очень высокая, вписаться в эту сферу муниципалитету и соревноваться с опытными соперниками на уровне довольно сложно, по итогу для бюджета это приводит к лишним статьям расходов. Однако иногда для малых муниципалитетов или местных властей лизинг — единственный возможный вариант получения денег в местный бюджет.

Другие варианты

Отметим, что помимо приведённых выше вариантов остаются многие другие возможности реализации имущественных объектов в муниципальном ведении, минуя торги или аукционы. Таковой выступает, например, продажа части пакета акций, держателем которой являлся муниципальный орган власти. Однако такие формы выступают ещё менее популярными ввиду того, что связаны с большим количеством рисков, неудобств и имеют более низкие гарантии дохода.

Заключение

Итак, каков же ответ на вопрос «стоит ли заниматься покупкой/продажей муниципального имущества не в форме торгов/аукционов»? Ответ неоднозначен.

Определённо приобрести/продать объект с аукциона проще, поскольку данная практика используется достаточно давно, соответственно прецедентов с нарушениями и ошибками, сложностями и недочётами было много, чтобы исключить их из последующих процедур. Но поскольку речь идёт не о частной, а о муниципальной (или государственной собственности), которая пользуется несколько меньшим спросом у частных представителей или юридических лиц, то в некоторых случаях проведение аукциона становится невозможным из-за отсутствия потенциальных участников или единственного лица, подавшего заявку. В таких случаях продажа имущества минуя торги неизбежна и необходима.

Важно осознавать разницу между различными видами покупки имущества/приобретения в аренду без конкурсной основы. Это позволит определить, возможно ли для Вас участие в ней (если Вы, например, снимаете квартиру в аренду и хотите приватизировать жильё), насколько оно выгодно, какие документы стоит собрать и многое другое. Исходите из собственных потребностей и запросов, в таком случае ответ на выше обозначенный вопрос будет для Вас очевиден.

Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования. Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector