Пример заявлкния о применении мер предварительной защиты
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Пример заявлкния о применении мер предварительной защиты

Меры предварительной защиты по административному иску

Условия применения мер предварительной защиты

В соответствии со ст. 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) применение мер предварительной защиты (далее — МПЗ) по административному иску возможно в том случае, когда:

  • до момента вынесения судебного решения имеется очевидная опасность, что права и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, в чью защиту подан иск, будут нарушены;
  • защита нарушенных прав указанных выше лиц без использования МПЗ будет невозможна или затруднена.

Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соразмерны требованию, которое было заявлено в исковом заявлении.

Важно! К рассматриваемым МПЗ не относится приостановка действия нормативных актов или решений, произведенная должностными лицами или муниципальными и госорганами, их принявшими (п. 3 ст. 85 КАС РФ).

Виды мер предварительной защиты

Ч. 2 ст. 85 КАС РФ предусматривает следующие меры предварительной защиты по административному иску:

  • приостановку обжалуемого решения полностью или в какой-либо части;
  • наложение запрета на осуществление конкретных действий и др.

Например, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

  • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
  • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
  • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

Обратите внимание! Предмет МПЗ должен быть связан с предметом спора. В противном случае в использовании заявленных МПЗ будет отказано (например, определение Мосгорсуда от 14.11.2017 по делу № 33а-5587/2017).

Заявление (ходатайство) об использовании МПЗ

Требования к наполнению заявления об использовании мер предварительной защиты по административному иску прописаны в ст. 86 КАС РФ. Так, обязательными атрибутами документа являются:

  • наименование судебного органа, в который направляется ходатайство;
  • данные заявителя (название и юридический адрес юрлица, Ф. И. О. и место жительства физлица, контакты, в том числе адрес электронной почты, номер телефона и т. п.);
  • данные административного ответчика (подробнее о сторонах процесса читайте в нашей статье Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ);
  • предмет административного искового заявления;
  • причина, по которой заявитель просит об использовании МПЗ, а также обоснование указанной причины;
  • мера предварительной защиты по административному иску, которую заявитель просит использовать;
  • список документов, которые прикладываются к заявлению (например, доверенность, если заявление было подписано представителем административного истца).

Допускается указать приведенные выше сведения непосредственно в исковом заявлении.

Важно! Ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена государственная пошлина за подачу рассматриваемого заявления. О размерах госпошлины, применяемой при подаче искового заявления, читайте в статье Госпошлина по административному исковому заявлению.

Порядок подачи заявления о предварительной защите

Заявление об использовании МПЗ может быть подано прокурором или административным истцом (п. 1 ст. 86 КАС РФ):

  • вместе с исковым заявлением, в том числе путем указания ходатайства в самом иске;
  • или до момента окончания судебного разбирательства в суде 1 инстанции;
  • или до момента вступления судебного решения в законную силу.

Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

  • Лично или курьером в канцелярию суда.
  • Заказным письмом с уведомлением.
  • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ.

Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251.

Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ

Поданное заявление об использовании МПЗ подлежит единоличному рассмотрению судьей в судебных органах:

  • 1 инстанции;
  • апелляционной инстанции.

Заявление может быть оставлено без движения, если не соответствует установленным требованиям, о которых мы рассказывали ранее.

Обратите внимание! Заявление об использовании МПЗ подлежит рассмотрению не позднее чем на следующий день после его получения судом или после устранения недостатков, послуживших причиной оставления заявления без движения. Эти же сроки применяются и в том случае, когда ходатайство было заявлено в самом исковом заявлении.

Меры предварительной защиты по административному иску осуществляются на основании определения, которое выносится без присутствия участников судебного процесса и приводится в исполнение незамедлительно. Копии данного определения направляются участникам процесса также без промедления.

При отсутствии оснований для использования МПЗ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (определение Мосгорсуда от 10.11.2017 по делу № 33а-5510/2017).

Обжалование определения о применении или отмене МПЗ

Важно! На основании п. 1 ст. 90 КАС РФ определение, которым наложили или отменили МПЗ, может быть оспорено путем подачи частной жалобы.

В такой жалобе на основании п. 1 ст. 299 КАС РФ надлежит указать:

  • наименование судебного органа, в который направляется частная жалоба;
  • данные лица, обратившегося с жалобой (наименование юрлица, обратившегося с жалобой, и его юридический адрес или Ф. И. О. физлица и адрес его местожительства, если жалобу подает физлицо);
  • реквизиты оспариваемого определения и его краткое содержание (МПЗ, которые были наложены или отменены);
  • основания, по которым оспариваемое определение является неправильным;
  • требование об отмене оспариваемого определения;
  • список документов, которые прикладываются к жалобе;
  • подпись лица, обратившегося с жалобой.

Подробнее о правилах составления и подачи такой жалобы читайте в статье Частная жалоба на определение суда по КАС РФ – образец.

При направлении частной жалобы на определение, которым были установлены МПЗ, действие оспариваемого судебного акта не приостанавливается. В том случае, когда обжалуется определение, отменяющее рассматриваемые меры, действие такого судебного акта приостанавливается судом (п. 2 ст. 90 КАС РФ).

Отмена и замена мер

На основании п. 1 ст. 89 КАС РФ МПЗ могут быть отменены:

  • по инициативе самого судебного органа, в чьем производстве находится дело;
  • заявлению участников административного процесса.

Важно! Изменение МПЗ производится только по заявлению участников судебного процесса (ст. 91 КАС РФ).

Такое заявление, поданное участниками процесса, подлежит рассмотрению в судебном заседании в 5-дневный срок с момента его поступления в судебный орган. О времени и месте судебного заседания извещаются лица, которые участвуют в процессе, однако их отсутствие не препятствует разбирательству по данному заявлению. Судебное заседание оканчивается вынесением судебного определения, копии которого направляются участникам процесса. О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи.

В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу. Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее. В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено.

Таким образом, меры предварительной защиты по административному иску являются специфическим видом защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве, которые выражаются, как правило, в приостановке оспариваемых действий или решений должностных лиц. Условиями использования рассматриваемых мер являются очевидная опасность нарушения прав лиц, в чью защиту подан административный иск, и невозможность защиты нарушенных прав в дальнейшем без использования данных мер.

Пример заявлкния о применении мер предварительной защиты

§ 1. Меры предварительной защиты по административному иску

1. Терминология. Термин “меры предварительной защиты” является новеллой действующего законодательства. В ГПК аналогичный институт именуется “обеспечение иска”, а в АПК – “обеспечительные меры арбитражного суда”. Вместе с тем их внутреннее содержание во многом совпадает.
Однако если в гражданском судопроизводстве институт обеспечения иска направлен в основном на гарантирование исполнения будущего решения суда, то в административном судопроизводстве в основу правового регулирования мер предварительной защиты положена необходимость охраны прав и законных интересов административного истца. Представляется, что именно это во многом обусловливает указанные различия в наименовании.
В литературе отмечается, что правовое регулирование института мер предварительной защиты опирается на западноевропейские стандарты установления в законах модели процессуально-правового гарантирования:
– своевременной правовой защиты при рассмотрении в судах административно-правовых споров;
– требований, содержащихся в административном иске;
– устранения попыток противодействия исполнению судебного решения по административному делу;
– предотвращения причинения вреда правам, свободам и законным интересам .
——————————–
См.: Старилов М.Ю. Предварительная защита по административному иску как способ осуществления судебного контроля в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. N 1. С. 186 – 200.

КАС не содержит нормативного определения понятия “меры предварительной защиты”. Однако в ст. 90 АПК законодательно закреплено понятие обеспечительных мер арбитражного суда.
Обеспечительные меры – это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.
С учетом данной дефиниции представляется, что меры предварительной защиты в административном судопроизводстве можно определить как срочные временные меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов административного истца.
2. Основания применения мер предварительной защиты. Применение мер предварительной защиты допускается только по заявлению административного истца или иного лица, обратившегося в суд в защиту других лиц или неопределенного круга лиц. Принять такие меры по собственной инициативе суд не вправе.
Основания для применения мер предварительной защиты закреплены в ч. 1 ст. 85 КАС исчерпывающим образом. В качестве таких оснований законодатель указывает следующие:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Что касается арбитражного процесса, то основания для применения обеспечительных мер сформулированы в АПК несколько иначе. Согласно ч. 2 ст. 90 АПК возможность применения обеспечительных мер должна быть обусловлена:
– невозможностью исполнения судебного акта;
– значительным ущербом заявителю.
При этом в судебной практике отмечается, что под ущербом в данном случае следует понимать не только ущерб, определяемый по правилам ст. 15 ГК, но и иные неблагоприятные последствия, в том числе ущемление чести, достоинства и деловой репутации .
——————————–
Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Часть 1 ст. 85 КАС и ч. 1 ст. 90 АПК содержат управомочивающие конструкции: в силу их буквального толкования суд может, но не обязан принять обеспечительные меры при наличии необходимых оснований. Аналогично построены нормы ч. 4 ст. 87 КАС и ч. 3 ст. 93 АПК, предусматривающие, что в обеспечении может быть отказано при отсутствии этих необходимых оснований. Вместе с тем в литературе обосновано, что разрешение вопроса о принятии обеспечительных мер не зависит от судебного усмотрения. Принятие обеспечительных мер при наличии необходимых оснований является обязанностью суда, а при отсутствии таковых в обеспечении должно быть отказано .
——————————–
См.: Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М.: Волтерс Клувер, 2006.

3. Виды мер предварительной защиты. Меры предварительной защиты можно разделить на две группы:
1) запрещающие меры, которые направлены на ограничение реализации полномочий публичных органов;
2) обязывающие меры, которые предписывают уполномоченным органам совершение необходимых действий, принятие конкретных решений .
——————————–
См.: Там же. С. 72 – 143.

Читать еще:  Списать переплату по зарплате за счет организации проводки

Согласно ч. 2 ст. 85 КАС допускается применение судом следующих мер предварительной защиты:
1) приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;
2) запрещение совершать определенные действия;
3) иные меры предварительной защиты по административному иску.
Указанный перечень не является исчерпывающим. Законодатель допускает применение как прямо предусмотренных КАС мер предварительной защиты, так и иных. При этом эти меры должны соответствовать двум основным критериям, закрепленным в ч. 4 ст. 85 КАС:
1) соотносимость применимой меры с заявленным требованием, т.е. наличие между ними непосредственной взаимосвязи;
2) соразмерность применимой меры заявленному требованию.
В качестве примеров “иных мер предварительной защиты”, прямо предусмотренных КАС, можно привести следующие:
1) по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации:
– приостановление деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;
– приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;
– наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения;
– запрещение совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации (ч. 2 ст. 263);
2) по делам о взыскании обязательных платежей и санкций – наложение ареста на имущество административного ответчика в размере, не превышающем заявленных требований (ст. 288).
Если по общему правилу перечень допустимых мер предварительной защиты является открытым, то в ряде случаев законодательство содержит определенные ограничения. Так, согласно ст. 211 КАС единственной допустимой мерой предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта является запрет применения данного акта или его отдельных положений в отношении административного истца. Применение иных мер предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.
Действующий АПК в качестве единственной специфической обеспечительной меры, применимой по административным делам, предусматривает приостановление действия оспариваемого акта, решения (ч. 3 ст. 199). Однако с учетом положений ч. 1 ст. 91 АПК арбитражный суд может применять иные необходимые обеспечительные меры. В частности, в практике арбитражных судов в качестве обеспечительной меры по административным делам широко применяется запрет на совершение определенных действий .
——————————–
См., например: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2015 г. N Ф10-2278/2015 по делу N А83-57/2015(А83-744/2015) “”.

В качестве мер предварительной защиты судом могут быть приняты только те конкретные меры, о которых ходатайствовал административный истец. Возможность самостоятельно выбирать вид обеспечительной меры у суда отсутствует.
4. Форма и содержание заявления о применении мер предварительной защиты, порядок подачи. Согласно ч. 2 ст. 86 КАС в заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);
3) предмет административного иска;
4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;
5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;
6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 92 АПК.
Заявление о применении мер предварительной защиты может быть подано в суд:
– одновременно с административным исковым заявлением;
– до рассмотрения административного дела по существу;
– до вступления решения в законную силу.
В данном случае речь идет о возможности подачи соответствующего заявления в рамках рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Кроме того, КАС прямо указывает на возможность изложения просьбы о применении мер предварительной защиты непосредственно в тексте административного искового заявления. В этом случае такая просьба излагается в форме ходатайства. При этом в ходатайстве должны быть указаны причины обращения с подобной просьбой и ее обоснование, а также конкретная мера предварительной защиты, которую лицо просит применить (п. 4 ч. 2 ст. 86 КАС).
Правовое регулирование данного вопроса применительно к арбитражным судам содержится в ст. 92 АПК и в целом основывается на аналогичных правилах. Однако в арбитражном процессе возможность подачи заявления о применении обеспечительных мер ограничена моментом принятия судебного решения судом первой инстанции.
5. Процессуальный порядок рассмотрения судом заявления о применении мер предварительной защиты. Заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения заявления – один рабочий день. Согласно ч. 3 ст. 87 КАС заявление рассматривается не позднее следующего рабочего дня после дня поступления его в суд.
Согласно ч. 1 ст. 93 АПК арбитражный суд рассматривает заявление об обеспечении иска не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд.
В теории цивилистического процесса дискуссионным является вопрос о сроке рассмотрения ходатайства об обеспечении иска, если оно изложено в исковом заявлении. В судебной практике выработалась устойчивая позиция, в соответствии с которой срок необходимо исчислять с момента возбуждения гражданского дела. В частности, в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ заявление об обеспечении иска не рассматривается, если у суда имеются основания для возвращения искового заявления или оставления его без движения .
——————————–
Пункты 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 55 “О применении арбитражными судами обеспечительных мер” // Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

Данный подход нашел свое законодательное закрепление в ч. 6 ст. 87 КАС: “Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда”.
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.
Данное определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы, что не приостанавливает его исполнение (ст. 90 КАС, ч. 7 ст. 93 АПК).
6. Отмена и замена мер предварительной защиты: основания и процессуальный порядок. Меры предварительной защиты могут быть отменены судом как по собственной инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле.
Поскольку рассмотрение вопроса об отмене или о замене мер предварительной защиты не требует такой срочности, как разрешение вопроса о принятии этих мер, заявление об отмене или о замене мер предварительной защиты рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса по существу.
По результатам рассмотрения данного вопроса судом выносится определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы. В случае подачи жалобы суд приостанавливает действие определения.
По общему правилу в случае отказа в удовлетворении административного иска действие мер предварительной защиты сохраняется вплоть до вступления решения суда в законную силу. Однако суд своим определением может отменить указанные меры. Если же административный иск был удовлетворен судом, меры предварительной защиты продолжают действовать до исполнения решения суда.

Пример заявлкния о применении мер предварительной защиты

§ 1. Меры предварительной защиты по административному иску

1. Терминология. Термин “меры предварительной защиты” является новеллой действующего законодательства. В ГПК аналогичный институт именуется “обеспечение иска”, а в АПК – “обеспечительные меры арбитражного суда”. Вместе с тем их внутреннее содержание во многом совпадает.
Однако если в гражданском судопроизводстве институт обеспечения иска направлен в основном на гарантирование исполнения будущего решения суда, то в административном судопроизводстве в основу правового регулирования мер предварительной защиты положена необходимость охраны прав и законных интересов административного истца. Представляется, что именно это во многом обусловливает указанные различия в наименовании.
В литературе отмечается, что правовое регулирование института мер предварительной защиты опирается на западноевропейские стандарты установления в законах модели процессуально-правового гарантирования:
– своевременной правовой защиты при рассмотрении в судах административно-правовых споров;
– требований, содержащихся в административном иске;
– устранения попыток противодействия исполнению судебного решения по административному делу;
– предотвращения причинения вреда правам, свободам и законным интересам .
——————————–
См.: Старилов М.Ю. Предварительная защита по административному иску как способ осуществления судебного контроля в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. N 1. С. 186 – 200.

КАС не содержит нормативного определения понятия “меры предварительной защиты”. Однако в ст. 90 АПК законодательно закреплено понятие обеспечительных мер арбитражного суда.
Обеспечительные меры – это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.
С учетом данной дефиниции представляется, что меры предварительной защиты в административном судопроизводстве можно определить как срочные временные меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов административного истца.
2. Основания применения мер предварительной защиты. Применение мер предварительной защиты допускается только по заявлению административного истца или иного лица, обратившегося в суд в защиту других лиц или неопределенного круга лиц. Принять такие меры по собственной инициативе суд не вправе.
Основания для применения мер предварительной защиты закреплены в ч. 1 ст. 85 КАС исчерпывающим образом. В качестве таких оснований законодатель указывает следующие:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Что касается арбитражного процесса, то основания для применения обеспечительных мер сформулированы в АПК несколько иначе. Согласно ч. 2 ст. 90 АПК возможность применения обеспечительных мер должна быть обусловлена:
– невозможностью исполнения судебного акта;
– значительным ущербом заявителю.
При этом в судебной практике отмечается, что под ущербом в данном случае следует понимать не только ущерб, определяемый по правилам ст. 15 ГК, но и иные неблагоприятные последствия, в том числе ущемление чести, достоинства и деловой репутации .
——————————–
Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Часть 1 ст. 85 КАС и ч. 1 ст. 90 АПК содержат управомочивающие конструкции: в силу их буквального толкования суд может, но не обязан принять обеспечительные меры при наличии необходимых оснований. Аналогично построены нормы ч. 4 ст. 87 КАС и ч. 3 ст. 93 АПК, предусматривающие, что в обеспечении может быть отказано при отсутствии этих необходимых оснований. Вместе с тем в литературе обосновано, что разрешение вопроса о принятии обеспечительных мер не зависит от судебного усмотрения. Принятие обеспечительных мер при наличии необходимых оснований является обязанностью суда, а при отсутствии таковых в обеспечении должно быть отказано .
——————————–
См.: Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М.: Волтерс Клувер, 2006.

3. Виды мер предварительной защиты. Меры предварительной защиты можно разделить на две группы:
1) запрещающие меры, которые направлены на ограничение реализации полномочий публичных органов;
2) обязывающие меры, которые предписывают уполномоченным органам совершение необходимых действий, принятие конкретных решений .
——————————–
См.: Там же. С. 72 – 143.

Согласно ч. 2 ст. 85 КАС допускается применение судом следующих мер предварительной защиты:
1) приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;
2) запрещение совершать определенные действия;
3) иные меры предварительной защиты по административному иску.
Указанный перечень не является исчерпывающим. Законодатель допускает применение как прямо предусмотренных КАС мер предварительной защиты, так и иных. При этом эти меры должны соответствовать двум основным критериям, закрепленным в ч. 4 ст. 85 КАС:
1) соотносимость применимой меры с заявленным требованием, т.е. наличие между ними непосредственной взаимосвязи;
2) соразмерность применимой меры заявленному требованию.
В качестве примеров “иных мер предварительной защиты”, прямо предусмотренных КАС, можно привести следующие:
1) по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации:
– приостановление деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;
– приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;
– наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения;
– запрещение совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации (ч. 2 ст. 263);
2) по делам о взыскании обязательных платежей и санкций – наложение ареста на имущество административного ответчика в размере, не превышающем заявленных требований (ст. 288).
Если по общему правилу перечень допустимых мер предварительной защиты является открытым, то в ряде случаев законодательство содержит определенные ограничения. Так, согласно ст. 211 КАС единственной допустимой мерой предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта является запрет применения данного акта или его отдельных положений в отношении административного истца. Применение иных мер предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.
Действующий АПК в качестве единственной специфической обеспечительной меры, применимой по административным делам, предусматривает приостановление действия оспариваемого акта, решения (ч. 3 ст. 199). Однако с учетом положений ч. 1 ст. 91 АПК арбитражный суд может применять иные необходимые обеспечительные меры. В частности, в практике арбитражных судов в качестве обеспечительной меры по административным делам широко применяется запрет на совершение определенных действий .
——————————–
См., например: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2015 г. N Ф10-2278/2015 по делу N А83-57/2015(А83-744/2015) “”.

Читать еще:  По вопросу лишения водительских прав

В качестве мер предварительной защиты судом могут быть приняты только те конкретные меры, о которых ходатайствовал административный истец. Возможность самостоятельно выбирать вид обеспечительной меры у суда отсутствует.
4. Форма и содержание заявления о применении мер предварительной защиты, порядок подачи. Согласно ч. 2 ст. 86 КАС в заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);
3) предмет административного иска;
4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;
5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;
6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 92 АПК.
Заявление о применении мер предварительной защиты может быть подано в суд:
– одновременно с административным исковым заявлением;
– до рассмотрения административного дела по существу;
– до вступления решения в законную силу.
В данном случае речь идет о возможности подачи соответствующего заявления в рамках рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Кроме того, КАС прямо указывает на возможность изложения просьбы о применении мер предварительной защиты непосредственно в тексте административного искового заявления. В этом случае такая просьба излагается в форме ходатайства. При этом в ходатайстве должны быть указаны причины обращения с подобной просьбой и ее обоснование, а также конкретная мера предварительной защиты, которую лицо просит применить (п. 4 ч. 2 ст. 86 КАС).
Правовое регулирование данного вопроса применительно к арбитражным судам содержится в ст. 92 АПК и в целом основывается на аналогичных правилах. Однако в арбитражном процессе возможность подачи заявления о применении обеспечительных мер ограничена моментом принятия судебного решения судом первой инстанции.
5. Процессуальный порядок рассмотрения судом заявления о применении мер предварительной защиты. Заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения заявления – один рабочий день. Согласно ч. 3 ст. 87 КАС заявление рассматривается не позднее следующего рабочего дня после дня поступления его в суд.
Согласно ч. 1 ст. 93 АПК арбитражный суд рассматривает заявление об обеспечении иска не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд.
В теории цивилистического процесса дискуссионным является вопрос о сроке рассмотрения ходатайства об обеспечении иска, если оно изложено в исковом заявлении. В судебной практике выработалась устойчивая позиция, в соответствии с которой срок необходимо исчислять с момента возбуждения гражданского дела. В частности, в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ заявление об обеспечении иска не рассматривается, если у суда имеются основания для возвращения искового заявления или оставления его без движения .
——————————–
Пункты 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 55 “О применении арбитражными судами обеспечительных мер” // Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

Данный подход нашел свое законодательное закрепление в ч. 6 ст. 87 КАС: “Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда”.
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.
Данное определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы, что не приостанавливает его исполнение (ст. 90 КАС, ч. 7 ст. 93 АПК).
6. Отмена и замена мер предварительной защиты: основания и процессуальный порядок. Меры предварительной защиты могут быть отменены судом как по собственной инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле.
Поскольку рассмотрение вопроса об отмене или о замене мер предварительной защиты не требует такой срочности, как разрешение вопроса о принятии этих мер, заявление об отмене или о замене мер предварительной защиты рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса по существу.
По результатам рассмотрения данного вопроса судом выносится определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы. В случае подачи жалобы суд приостанавливает действие определения.
По общему правилу в случае отказа в удовлетворении административного иска действие мер предварительной защиты сохраняется вплоть до вступления решения суда в законную силу. Однако суд своим определением может отменить указанные меры. Если же административный иск был удовлетворен судом, меры предварительной защиты продолжают действовать до исполнения решения суда.

Ходатайство об обеспечении иска

Чтобы исполнение решения суда в будущем стало возможным еще на стадии первого обращения в суд можно подать ходатайство об обеспечении иска. Как видно из названия документа, подает его только истец до вынесения решения суда по гражданскому делу. И даже одновременно с подачей искового заявления в суд. Процедура обеспечения исполнения решения действует и на стадии исполнительного производства.

Подробнее про обеспечение иска можно прочитать здесь: https://iskiplus.ru/obespechenie-iska. А пример и образец соответствующего ходатайства в суд Вы найдете ниже.

Ходатайство об обеспечении иска

Пример ходатайства об обеспечении иска

Ходатайство об обеспечении иска

В Димитровградский городской суд Ульяновской области 18.10.2022 г. истец в соответствии с правилами договорной подсудности подает исковое заявление к Шарову Игорю Александровичу о взыскании долга по договору займа, а также неустойки в соответствии с условиями договора. Цена иска составляет 1 650 000 руб.

У истца имеются основания полагать, что ответчик предпримет ряд мер по сокрытию своего имущества в целях невозможности обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства. О недобросовестном поведении ответчика свидетельствует тот факт, что он в присутствии двух свидетелей отказался получать претензии должнику о ненадлежащем исполнении обязательств по договору займа.

В настоящее время мне достоверно известно, что ответчик предпринимает меры по продаже принадлежащего ему имущества. А именно: автомобиля «Mazda СХ-7» (объявление о продаже размещено на интернет-сайтах (распечатки прилагаются)). У истца также имеются достаточные основания полагать, что ответчиком могут быть совершены действия по распоряжению принадлежащим ему недвижимым имуществом. Поскольку постоянного места работы ответчик не имеет, непринятие мер по обеспечению иска может стать препятствием в исполнении решения суда.

С учетом требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных актов на территории Российской Федерации, необходимо применить следующие меры по обеспечению иска: наложить арест на имущество ответчика, запретить ответчику совершать действия по отчуждению недвижимого имущества, в том числе регистрировать переход права собственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 139, 140 ГПК РФ,

  1. Принять меры по обеспечению иска Воронова Д.В. к Шарову И.А. о взыскании долга по договору займа в виде наложения ареста на имущество и установления запрета на совершение сделок, направленных на отчуждение принадлежащего ответчику недвижимого имущества.
  1. Сведения Интернет-сайтов о продаже автомобиля ответчика.

18.10.2022 г. Воронов Д.В.

Основания подать ходатайство об обеспечении иска

Удовлетворение ходатайства об обеспечении иска означает ограничение ответчика и даже других лиц (например, супруги и др.) в реализации их прав. Следовательно, ходатайство должно быть очень обоснованным. Это наличие одновременно двух условий:

  • цель: обеспечить исполнение будущего решения суда;
  • действия ответчика направленны на сокрытие (продажа, дарение и т.п.) имеющегося у него имущества;

Заявитель должен ходатайствовать у суда об избрании конкретной меры обеспечения иска. Ими являются:

  • арест имущества,
  • запрет совершения определенных действий (например, обращаться с заявлением о ликвидации, когда Ответчиком является организация, в том числе по искам о защите прав потребителей),
  • запрет другим (не ответчику) лицам совершать определенные действия (например, запрет распоряжения имуществом, которое является предметом в исках об истребовании имущества из незаконного владения),
  • совершение определенных действий в отношении объектов авторских прав,
  • приостановить взыскание в рамках уже возбужденного исполнительного производства и др., например, приостановить действие решения (статья 140 ГПК РФ).

Заявитель вправе предложить суду самостоятельно вариант обеспечения иска, который позволит обеспечить его имущественный интерес. Однако, требование об обеспечении иска должно быть соразмерно цене иска. Суд не наложит арест на недвижимое имущество, когда цена иска составляет 50 000 руб., а цена недвижимости в разы больше.

Как составить ходатайство об обеспечении иска

Текст документа обязательно включает в себя следующие сведения:

  • какие факты и сведения послужили основанием для обращения к суду с ходатайством об обеспечении иска;
  • какие именно меры, по мнению заявителя, должны быть предприняты судом.

Ходатайство об обеспечении иска подается через канцелярию суда (допускается и в ходе судебного заседания непосредственно судье).

Целесообразность применения мер обеспечения по иску зависит исключительно от мнения судьи. О поступлении ходатайства об обеспечении иска суд не уведомляет участвующих в деле лиц. Результат рассмотрения оформляется определением суда о принятии мер по обеспечению иска. Исполняется оно немедленно путем выдачи истцу исполнительного листа. В последующем истец вправе подать дополнительное ходатайство об обеспечении иска о замене одной меры обеспечения на другую, а ответчик может отменить меры, подав в суд соответствующее заявление.

Читать еще:  Уголовно наказуемо статья за провокацию человека

Уточняющие вопросы по теме

Как составить ходатайство об приостановлении обеспечительных мер. Подан иск в суд о признании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений ничтожным.

Такого понятия, как приостановление обеспечительных мер законом не предусмотрено. Можно просить суд, при наличии соответствующих оснований, отменить обеспечение иска или заменить меры обеспечения другими.

Можно ли в ходатайстве об обеспечении иска не ссылаться на конкретное имущество, поскольку истец не обладает достоверной информацией? Но имеются сведения, что ответчик не работает и имеет в собственности автомобиль

Обеспечение иска допускается, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию. Если вы сможете в заявлении сможете обосновать необходимость принятия мер обеспечения без указания конкретного имущества суд может его удовлетворить.

Ходатайство об обеспечении иска подается после подачи искового заявления или можно подать еще не подав иск?

Такое ходатайство можно подать вместе с исковым заявлением или в любое время после возбуждения гражданского дела в суде.

Можно ли до подачи в суд иска о расторжении брака и разделе имущества подать ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета любых регистрационных действий в отношении автомобиля.

Ходатайство об обеспечении иска подается одновременно с исковым заявлением. До подачи иска в суд такое ходатайство рассматриваться не будет.

Подскажите пожалуйста, простой вопрос, разбитый на 2 подвопроса – могу ли я в ходатайстве об обеспечении иска:
1. поставить графу «запретить ответчику совершать действия по отчуждению ЧАСТИ недвижимого имущества», ПОСКОЛЬКУ СУММА МОЕГО ИСКА МЕНЬШЕ СУММЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ответчика. (или, как лучше поступить?)
2. Запретить ответчику совершать сделки по отчуждению не только недвижимого, но и движимого имущества.

Можно наложить запрет на реализацию только того имущества, которое можно проконтролировать через соответствующие государственные органы. Например, автомобили, маломерные суда и т.п. В отношении остального движимого имущества контроль невозможен, поэтому запрет значения иметь не будет.
Что касается запрета на реализацию части недвижимого имущества. Это возможна. если эта часть зарегистрирована, как отдельный объект. например, доля в праве.

Можно подать ходатайство на арест автомобиля (был приобретен в браке), потому что по решению суда (суд выиграли) уже 3 года не можем получить долг. Ответчик всячески уклоняется выполнять свои обязательства.

Вопрос исполнения решения суда относится к компетенции судебного пристава-исполнителя. В рамках исполнительного производства пристав имеет право обращать взыскание на имущество должника, в том числе путем наложения ареста. В суд вам обращаться не нужно.

Добрый день. 22 апреля вынесено заочное решение о признании права собственности на долю в строящемся объекте. (кладовая).
Но по сегодняшний день решение на руки не выдают, ответчику не пересылают.
Вступление в законную силу затягивается на определенный срок. Что можно написать в ходатайстве по обеспечении.

В этом случае вам не нужно ходатайство об обеспечении. Вам нужно получить в суде решение и зарегистрировать право собственности на этот объект.

В вопросе с юр.лицом обеспечительными мерами является только наложение ареста на расчетный счет?

К юридическим лицам могут применяться все установленные в законе меры обеспечения иска. Ограничений нет.

можно ли заменить обеспечения иска о снятии ареста имущества с одного объекта на другой

Да, конечно. Только нужно обосновать такую замену.

Ходатайство об ограничении выезда должника за пределы РФ подается отдельно? Или указывается в Ходатайстве об обеспечении иска?

Можно объединить несколько ходатайств в одном или каждое оформить самостоятельно. Смотрите как вам будет удобно.

Если решение оспорено стороной (иск в нашу пользу), обеспечительные меры не заявлялись в гражд.процессе, могу ли я сейчас подать ходатайство о принятии обеспечительных мер?

В соответствии с п 2. ст.139 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Поэтому судебная практика допускает подачу ходатайства на стадии апелляционного обжалования.

Пример заявлкния о применении мер предварительной защиты

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Примеры и образцы исковых заявлений в суд
  • Административные исковые заявления. Образцы исков

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ “О введении в действие КАС РФ”).

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска
и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие “административный иск”, не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

1. Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

4. Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

7. Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

8. Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство

Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

12. Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

13. Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

14. Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

16. Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector