Правомерны ли действия мед.организации?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Правомерны ли действия мед.организации?

Правомерны ли действия мед.организации?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности (не по адресу поликлиники), указанного в лицензии? Возможно ли указать в договоре пункт о проведении медосмотра на территории заказчика? Является ли это нарушением законодательства РФ?

Прежде всего отметим, что деятельность медицинской организации по проведению медицинских осмотров является деятельностью, требующей получения лицензии (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон N 99-ФЗ), п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
В свою очередь, из п. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензируемая деятельность должна осуществляться по месту нахождения объекта (помещения, здания, сооружения, иного объекта), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, отвечает другим установленным требованиям, и при условии, что адрес места нахождения такого объекта (адрес места осуществления лицензируемой деятельности) указан в лицензии.
Отметим, правда, что в некоторых случаях из законодательства прямо следует возможность осуществлять медицинскую деятельность не по месту нахождения соответствующего объекта, предназначенного для осуществления такой деятельности: например, в случае оказания медицинской помощи по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); в амбулаторных условиях в случае вызова врача на дом (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); мобильными медицинскими бригадами при оказании первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пп. 1 п. 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 N 543н (далее – Положение N 543н)).
Однако ст. 46 Закона N 323-ФЗ, посвященная медицинским осмотрам и диспансеризации, не содержит положений, которые прямо предусматривали бы возможность проведения периодических медицинских осмотров работников вне места нахождения объекта, предназначенного для осуществления медицинской организацией медицинской деятельности, адрес которого указан в лицензии такой организации. Отсутствуют такие положения и в иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Напротив, некоторые из них прямо устанавливают, что для прохождения медицинских осмотров работник обязан прибыть в медицинскую организацию (смотрите, например, п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323 и Положения N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.
На основании вышеизложенного правоприменительная практика также приходит к выводу о том, что проведение медицинских осмотров не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, в том числе по адресу, где находится заказчик медицинских услуг, является нарушением лицензионных требований, квалифицируемых в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2017 по делу N А32-26477/2017, решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.08.2017 по делу N А03-9443/2017, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 по делу N А19-19494/2016, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2015 по делу N А43-32311/2014, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2010 по делу N А70-859/2010*(1)).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что проведение периодических медицинских осмотров вне объектов медицинской организации по месту нахождения работодателя квалифицируется как нарушение законодательства о лицензировании.
Вместе с тем необходимо помнить, что наказуемым согласно нормам КоАП РФ является фактическое осуществление медицинской организацией деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Поэтому само по себе указание в договоре на то, что медицинские осмотры проводятся по месту нахождения работодателя, при отсутствии или недоказанности факта их проведения, не может служить основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что последнее решение было вынесено еще в период действия Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, однако в связи с тем, что нормы данного закона относительно места осуществления лицензируемой деятельности практически идентичны положениям Закона N 99-ФЗ, выводы, сделанные судом в этом решении, являются актуальными и в настоящее время.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как поступить работодателю, если работник получил два противоположных медицинских заключения?

Автор: Никитин В. В., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Комментарий к Апелляционному определению Московского городского суда от 06.08.2019 № 33-36155/2019.

Из материалов дела

Московский городской суд в Апелляционном определении от 06.08.2019 № 33-36155/2019 рассмотрел следующий спор: по результатам периодического медицинского осмотра работника были выявлены постоянные медицинские противопоказания, в связи с чем работник был признан не годным к работе в должности водителя-профессионала. На основании этого заключения работодатель перевел работника (с его согласия) на другую должность.

Указанный работник самостоятельно прошел медицинский осмотр в другом медицинском центре, из заключения которого следовало, что противопоказаний к работе водителем нет. Работник обратился в суд, полагая, что его перевод на другую работу является незаконным.

Нормы законодательства

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения их пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Кроме того, в соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Такие медосмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров (далее – Порядок) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

В соответствии с ним для проведения периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология». Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение. Ответственность за качество проведения периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию (п. 5, 6, 30, 31 Порядка).

В случае выявленных медицинских противопоказаний работодатель обязан отстранить работников от работы (ст. 212 ТК РФ). Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, работодатель с письменного согласия данного работника, должен перевести на другую имеющуюся у него работу (ст. 73 ТК РФ).

Читать еще:  Исторический формуляр пожарной части образец скачать

При этом работодатель не несет ответственность за качество проведения периодического медицинского осмотра.

Выводы судей

Наличие двух противоположных медицинских заключений разных медицинских организаций по результатам медосмотра одного и того же лица, в одном из которых указано на постоянные медицинские противопоказания к выполнению работы водителя, а в другом такие противопоказания не выявлены, должно насторожить работодателя, потому что одно из этих заключений является ошибочным и им нельзя руководствоваться.

У работодателя, оказавшегося в подобной ситуации, резонно возникает несколько вопросов:

правомерно ли продолжать руководствоваться результатами медосмотра первой медицинской организации;

нужно ли работника восстановить на прежней работе;

если работник обратится в суд, каковы будут последствия?

Вкомментируемом апелляционном определении суд отказал в признании необоснованным первого медицинского заключения. Арбитры решили не рассматривать причину возникших противоречий между результатами медицинских заключений, выданных разными медицинскими организациями, что, по нашему мнению, говорит о формальности анализа ситуации и нежелании суда выявить причины разногласий.

Отметим, что аналогичные ситуации каждый суд рассматривает по-своему. Ниже мы приведем два судебных дела, в одном из которых суд указал работнику на необходимость представления им медицинского заключения об отсутствии у него медицинских противопоказаний для рассмотрения вопроса о неправомерности действий работодателя, а в другом – тщательно изучил соблюдение медицинской организацией порядка проведения медосмотра.

Нижегородский областной суд в Апелляционном определении от 23.01.2018 № 33-951/2018 рассмотрел ситуацию, когда водитель был направлен на периодический медосмотр, по результатам которого было выдано медицинское заключение о выявлении медицинских противопоказаний к работам, связанным с управлением наземными транспортными средствами категорий С, D, Е. Работодатель отстранил сотрудника от работы.

Указанный сотрудник не согласился с выводами врачебной комиссии. В результате медицинский центр, в котором он проходил медкомиссию, направил его на дополнительный осмотр в ФБУН «ННИИ гигиены и профпатологии». Консультативное заключение этого учреждения свидетельствовало об отсутствии противопоказаний для работы водителем.

На основании данного заключения медицинский центр принял решение о проведении повторного медицинского осмотра, от проведения которого работник отказался. В результате медицинский центр направил работодателю письмо о том, что выданное медицинское заключение остается в силе.

Работодатель в связи с тем, что данное медицинское заключение свидетельствовало о медицинских противопоказаниях к управлению транспортными средствами категорий C, D, E, а также отсутствии соответствующих вакантных должностей, расторг с работником трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд признал действия работодателя правомерными ввиду следующего:

не было оснований усомниться в компетентности членов врачебной комиссии медицинского центра, составивших заключение;

работник не представил работодателю медицинское заключение об отсутствии у него медицинских противопоказаний.

Липецкий областной суд в Апелляционном определении от 27.11.2014 № 33-2367/2014 г. посчитал необоснованным медицинское заключение, составленное по результатам периодического медицинского осмотра, что работница имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, и послужившее основанием к ее отстранению от работы.

Суд выявил многочисленные нарушения при проведении медосмотра, а поставленный диагноз не нашел объективного подтверждения. Также было отмечено, что работница заявляла работодателю о несогласии с проведенным обследованием и выданным медицинским заключением, в связи с чем работодатель не лишен был возможности направить работника на повторное медицинское обследование в том же либо ином медицинском учреждении, однако своим правом не воспользовался.

В итоге суд восстановил сотрудницу на работе.

Если по результатам периодического медицинского осмотра, организованного работодателем, работником получено заключение о его непригодности к выполнению работы (по медицинским показаниям), а позднее этот же работник принесет работодателю заключение от другой медицинской организации с противоположными выводами, работодатель, по нашему мнению, должен:

предложить работнику пройти дополнительное медицинское обследование в той медицинской организации, в которой ему выдали заключение о непригодности к работе;

направить работника на прохождение судебно-медицинской экспертизы.

Это позволит работодателю принять в отношении работника обоснованное решение относительно необходимости перевода его на другую должность. Отметим, в отличие от комментируемого суда, который безоговорочно поддержал работодателя, позиция иных судов в подобной ситуации может быть прямо противоположной:

они могут признать необоснованными действия работодателя, который не стал принимать во внимание заключение другой медицинской организации;

они могут более детально изучить результаты и порядок проведения медосмотра.

Как и когда работодатель может получить сведения о состоянии здоровья работника

Как подтвердить опьянение работника?

По закону, сведения об обращении гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну (Статья 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») . Без согласия пациента разглашать врачебную тайну нельзя. Поэтому работодатель не обладает свободным доступом к сведениям о состоянии здоровья работника. Однако в ряде случаев есть пути для того, чтобы приоткрыть врачебную тайну. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда у работодателя возникает необходимость и возможность получить информацию о здоровье работника.

Некоторые категории работников обязательно должны проходить предварительные и периодические медосмотры (ст. 212 ТК РФ). По итогам медосмотра или освидетельствования работодатель получает только заключение о наличии (отсутствии) у работников медицинских противопоказаний к отдельным видам работ и работе во вредных (опасных) условиях труда. Конкретные сведения о здоровье в заключении не указываются.

Если у руководителя есть подозрения на ухудшение состояния здоровья работника, ему стоит написать письмо на имя главного врача медучреждения, с которым заключен договор на проведение медосмотров работников. В нем описывают инциденты, которые заставили сомневаться в здоровье работника: например, что ему становилось плохо на рабочем месте, случались приступы, которые могут привести к несчастному случаю на производстве. Согласно этому главный врач даст рекомендации о необходимости проведения внеочередного медосмотра.

Такая же ситуация возникает с внеочередным медосмотром, единственным основанием для которого является медицинская рекомендация (ст. 213 ТК РФ). Она может поступить к работодателю от:

  • медицинской организации, проводящей периодические медосмотры, – в виде рекомендаций в заключительном акте по результатам планового периодического осмотра (например, работнику рекомендован внеочередной периодический осмотр через шесть месяцев);
  • работника – в виде рекомендаций от любого врача-специалиста любой медицинской организации о необходимости проведения внеочередного периодического осмотра в связи с подозрением на наличие медицинских противопоказаний.

Бывают ситуации, когда медицинские рекомендации работодателю не поступали, но есть информация, которая дает повод подозревать ухудшение состояния здоровья работника и наличие медицинских противопоказаний к работе. В таком случае работодатель самостоятельно может инициировать оформление медицинской рекомендации. Нужно направить в медицинскую организацию, где работники проходят периодические медосмотры, запрос на проведение внеочередного медосмотра и приложить к нему имеющуюся тревожную информацию.

Но даже в описанной выше ситуации работодатель вправе рассчитывать только на рекомендацию о необходимости провести внеочередной периодический осмотр. При этом сведения о здоровье работника в рекомендации не указывают.

Как получить информацию о здоровье работника в ходе расследования несчастных случаев и профзаболеваний

Обязательным документом, входящим в состав материалов расследования несчастного случая на производстве, является медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести. Его форма установлена приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275. Медицинское заключение по запросу работодателя выдает медицинская организация, в которую доставили пострадавшего после несчастного случая или куда он впервые обратился за медицинской помощью.

После того как пострадавший работник выйдет с больничного, работодатель должен оформить и отправить сообщение о последствиях несчастного случая и принятых мерах в ГИТ и ФСС России (если несчастный случай был страховым) (Пункт 36 постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях») . Данное сообщение оформляется на основании сведений, указанных в справке о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве») . Справку работник получает в медицинской организации по окончании лечения и передает работодателю.

То есть при несчастном случае работодатель получает информацию о диагнозе работника с указанием полученных повреждений здоровья и их степени тяжести. Получение таких сведений, составляющих врачебную тайну, допустимо без согласия пострадавшего (Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») .

Что касается расследования профзаболевания, то работодателя извещают как о предварительном, так и о заключительном диагнозе работника (Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний») . Получив заключительный диагноз, работодатель создает комиссию по расследованию профзаболевания. Ей передается медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения здоровья работника и сведения о проведенных медицинских осмотрах. В документацию включают медицинское заключение с заключительным диагнозом профессионального заболевания. То есть в этом случае также допустимо получение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пострадавшего.

Читать еще:  Налоговые каникулы для ИП на УСН 6%

Как подтвердить опьянение работника

Если работник появился на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, работодатель обязан немедленно отстранить его от работы (ст. 76 ТК РФ). Кроме того, это полноценное основание для увольнения пьяного сотрудника (ст. 81 ТК РФ). Но прежде факт опьянения нужно подтвердить.

Для этого необходимо провести медицинское освидетельствование. Так как это вид медицинской деятельности, то организации нужна специальная лицензия ( Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утвержден постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 ) . Исключение составляет только освидетельствование водителей (Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством») .

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения является добровольным. Если есть подозрение на опьянение работника, работодатель не вправе принудительно провести освидетельствование. Работник может отказаться от этой процедуры, и такой отказ не грозит ему последствиями. Кроме того, даже если работник согласен на освидетельствование, работодатель не сможет получить информацию о результатах процедуры без его согласия.

Если с работником, находившимся в состоянии алкогольного опьянения, произошел несчастный случай на производстве, не стоит ждать, что в медучреждении, куда он попадет с травмой, обязательно проведут освидетельствование на алкоголь. Для этого нужна специальная лицензия, которой может не быть у поликлиники или травмпункта. Если работодатель сам не инициирует освидетельствование, доказать факт опьянения работника будет очень сложно.

Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475и приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 определены критерии, свидетельствующие о том, что человек находится в состоянии опьянения. Но они разработаны и могут применяться только в отношении водителей транспортных средств. Таким образом, в настоящий момент нет полноценного механизма, который позволил бы работодателю подтвердить факт нахождения работника в состоянии опьянения.

Ответы на ваши вопросы

Считается ли нарушением проведение медосмотров без лицензии?

Будет ли считаться административным правонарушением проведение предрейсовых медосмотров водителей штатным медиком, у которого нет лицензии на медицинскую деятельность? У организации также нет никакой лицензии.
Михаил ПЕРУШЕВ (Санкт-Петербург)

Да, это будет считаться административным правонарушением. Предрейсовые медосмотры являются медицинской деятельностью, для которой нужна лицензия8. За проведение медосмотров без лицензии работодателя накажут по статье 19.20 Кодекса об административных правонарушениях:

  • должностное лицо – штрафом от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • индивидуального предпринимателя – штрафом от 30 000 до 40 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток;
  • организацию – штрафом от 170 000 до 250 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Правомерен ли штраф Роспотребнадзора за отсутствие медосмотров у работников?

Нашу пекарню проверил Роспотребнадзор на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Выявили, что некоторые работники допущены к работе без периодического медосмотра. Теперь организации грозит штраф 300 000 рублей. Правомерны ли действия инспекторов?
Кристина ПОМЕРКО (Сургут)

Работники пищевой промышленности должны регулярно проходить медосмотры, так как от этого зависит безопасность пищевых продуктов. Обязанность работодателя – создать все условия для прохождения медосмотров. Если работодатель этого не делает, он создает угрозу для здоровья и жизни потребителей. Поэтому действия Роспотребнадзора правомерны, а штраф в этом случае может доходить до 600 000 рублей (ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ).

Может ли работодатель требовать написать заявление на отпуск за время, потраченное на прохождение медосмотра?

Из-за прохождения медосмотра я пропустил рабочий день. Есть справка о посещении медучреждения, но на работе ее не принимают и требуют написать заявление на отпуск за свой счет. Прав ли работодатель?
Олег НЕСТЕРОВ (Красногорск)

Если вы проходили обязательный медосмотр9 (например, в связи с работой во вредных или опасных условиях труда), то работодатель не прав. Такой медосмотр должен проводиться за счет работодателя (ст. 213 ТК РФ), а на время прохождения медосмотра за работником сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ). Даже если вы проходили обследование по своей инициативе, работодатель не вправе требовать написать заявление на отпуск за свой счет. Но тогда ваше отсутствие на рабочем месте может считаться прогулом и быть поводом для увольнения по инициативе работодателя (п. 6 ст. 81 ТК РФ). То есть все зависит от того, признает ли работодатель причину отсутствия на работе уважительной или нет.

Самые необходимые нормативные акты

Статья 76 ТК РФ

Понять, что работодатель обязан отстранить от работы пьяного сотрудника

Статья 81 ТК РФ

Уточнить, что нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения – это повод для увольнения

Статья 212 ТК РФ

Узнать категории работников, которые обязаны проходить медосмотры

Статья 213 ТК РФ

Понять, что внеочередной медосмотр может проводиться только при наличии медицинской рекомендации

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Уточнить, что состояние здоровья и диагноз работника являются врачебной тайной

Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275

Ознакомиться с формой медицинского заключения о характере и степени тяжести травмы работника, полученной при несчастном случае

Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73

Уточнить, какие документы должны оформляться при несчастном случае на производстве

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967

Узнать, что работодателя извещают о диагнозе профзаболевания работника

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291

Ознакомиться с перечнем медицинских услуг, для оказания которых нужна лицензия

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475

Понять правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения

1 По итогам обязательного медосмотра работодатель может получить только заключение о наличии (отсутствии) у работника противопоказаний к работе. Конкретных данных о здоровье пациента в нем не указывают.

2 При несчастном случае работодатель получает информацию о диагнозе работника с указанием полученных повреждений здоровья и их степени тяжести. Получение таких сведений, составляющих врачебную тайну, допустимо без согласия пострадавшего.

3 В случае профзаболевания также допустимо нарушение врачебной тайны. В частности, работодатель может получить информацию о предварительном и окончательном диагнозе работника.

4 Если работник прошел освидетельствование на наличие алкогольного опьянения, работодатель не может получить сведения о результатах процедуры без согласия работника.

Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва)

Правомерны ли действия мед.организации?

Вопрос: Работник прошел обязательный периодический медицинский осмотр во время очередного оплачиваемого отпуска в медицинской организации по своему усмотрению. По окончании отпуска работник представил работодателю медицинскую книжку с данными медосмотра. Но работодатель отказывается признавать данные этого медосмотра и направляет работника для повторного прохождения обязательного периодического медосмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор. Правомерны ли действия работодателя в данной ситуации?

Ответ:

Законодательство Российской Федерации не содержит конкретной нормы, запрещающей работнику проходить обязательный медицинский осмотр в медицинской организации, с которой работодатель не заключил договор. Медицинское заключение, предъявленное работником, будет являться действительным, если в нем соблюдены требования Порядка проведения периодических медицинских осмотров (обследований) работников. В противном случае работодатель имеет право признать работника не прошедшим периодический медицинский осмотр с указанием причин отказа в принятии данного обследования.

Обоснование: В законодательстве Российской Федерации нет конкретной нормы, запрещающей работнику проходить обязательный медицинский осмотр в медицинской организации, с которой работодатель не заключил договор.
Конституция РФ признает право каждого гражданина на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ).

Согласно ст. 214 Трудового кодекса РФ работники обязаны проходить периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее – Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее – Перечень работ), а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Порядок проведения обследований), утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Читать еще:  Обязательно ли присутствие жены в данном случае?

Согласно п. 4 Порядка проведения обследований периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Работник может выбрать медицинскую организацию по своему усмотрению на основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, в соответствии с которой пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации. При этом ч. 5 ст. 24 данного Закона устанавливает, что работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Обязанность работодателя по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров закреплена в ст. 212 ТК РФ. При проведении периодических осмотров работодатель должен действовать в соответствии с разд. III Порядка проведения обследований, который содержит нормы, регламентирующие обязанности работодателя при организации периодических осмотров. Кроме того, существует ряд отраслевых документов, каждый из которых регламентирует порядок проведения медицинских осмотров в той или иной сфере деятельности, ими должны руководствоваться организации, которые подпадают под их действие.

Среди обязанностей работодателя по организации периодического осмотра п. 24 Порядка проведения обследований предусматривает, что работодатель обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление, в котором в соответствии с п. 8 Порядка проведения обследований должны быть указаны наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы. Данное направление необходимо для того, чтобы врачебная комиссия медицинской организации, в которой работник будет проходить обследование, на основании указанных вредных производственных факторов или работ определила необходимость участия в периодическом осмотре соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований (п. 27 Порядка проведения обследований).

В соответствии с п. 30 Порядка проведения обследования периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном п. 13 Порядка проведения обследования.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закон не запрещает работнику пройти периодический медицинский осмотр в медицинской организации, с которой работодатель не заключал договор. Однако работодатель вправе не признавать данные такого медицинского осмотра в следующих случаях:
– если медицинская организация, в которой работник проходил периодический медицинский осмотр, не имеет права на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
– если самостоятельно пройденное обследование не содержит полную информацию о результатах осмотра всеми необходимыми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ, иначе осмотр будет считаться незавершенным;
– если отсутствует медицинское заключение либо его содержание не соответствует п. 13 Порядка проведения обследования.

На основании выявленных нарушений работодатель вправе отказать работнику в принятии результатов самостоятельно пройденного им медицинского обследования, при этом отказ рекомендуется оформить в письменном виде с указанием причин отказа и признать работника не прошедшим периодический медицинский осмотр в установленном порядке.

Отсутствие соглашения между медицинской организацией и работодателем не должно препятствовать прохождению периодического медицинского осмотра работником в медицинской организации по своему усмотрению. Медицинское заключение будет являться действительным, если в нем соблюдены все требования Порядка проведения обследования, тогда работодатель не вправе отказать в приеме данного медицинского осмотра.

В.И.Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
01.09.2016

Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 10.04.2018 года

Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности (не по адресу поликлиники), указанного в лицензии? Возможно ли указать в договоре пункт о проведении медосмотра на территории заказчика? Является ли это нарушением законодательства РФ?

Прежде всего отметим, что деятельность медицинской организации по проведению медицинских осмотров является деятельностью, требующей получения лицензии (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон N 99-ФЗ), п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

В свою очередь, из п. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензируемая деятельность должна осуществляться по месту нахождения объекта (помещения, здания, сооружения, иного объекта), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, отвечает другим установленным требованиям, и при условии, что адрес места нахождения такого объекта (адрес места осуществления лицензируемой деятельности) указан в лицензии.

Отметим, правда, что в некоторых случаях из законодательства прямо следует возможность осуществлять медицинскую деятельность не по месту нахождения соответствующего объекта, предназначенного для осуществления такой деятельности: например, в случае оказания медицинской помощи по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); в амбулаторных условиях в случае вызова врача на дом (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); мобильными медицинскими бригадами при оказании первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пп. 1 п. 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 N 543н (далее – Положение N 543н)).

Однако ст. 46 Закона N 323-ФЗ, посвященная медицинским осмотрам и диспансеризации, не содержит положений, которые прямо предусматривали бы возможность проведения периодических медицинских осмотров работников вне места нахождения объекта, предназначенного для осуществления медицинской организацией медицинской деятельности, адрес которого указан в лицензии такой организации. Отсутствуют такие положения и в иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Напротив, некоторые из них прямо устанавливают, что для прохождения медицинских осмотров работник обязан прибыть в медицинскую организацию (смотрите, например, п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323 и Положения N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.

На основании вышеизложенного правоприменительная практика также приходит к выводу о том, что проведение медицинских осмотров не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, в том числе по адресу, где находится заказчик медицинских услуг, является нарушением лицензионных требований, квалифицируемых в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2017 по делу N А32-26477/2017, решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.08.2017 по делу N А03-9443/2017, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 по делу N А19-19494/2016, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2015 по делу N А43-32311/2014, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2010 по делу N А70-859/2010*(1)).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что проведение периодических медицинских осмотров вне объектов медицинской организации по месту нахождения работодателя квалифицируется как нарушение законодательства о лицензировании.

Вместе с тем необходимо помнить, что наказуемым согласно нормам КоАП РФ является фактическое осуществление медицинской организацией деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Поэтому само по себе указание в договоре на то, что медицинские осмотры проводятся по месту нахождения работодателя, при отсутствии или недоказанности факта их проведения, не может служить основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector