По какому принципу рассчитываются количество завучей в школе?
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

По какому принципу рассчитываются количество завучей в школе?

По какому принципу рассчитываются количество завучей в школе?

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Вместо объяснения теории учитель показывает фильм по теме урока. Ваше мнение?

Это очень современно!

Учитель просто ленится

Хороший способ разнообразить средства обучения

Почему бы и нет? Главное не делать это постоянно, заменяя фильмами учителя

Всего проголосовало: 133

Текущий номер

Вера помогает жить, любить, учить и учиться

номер 11, от 17 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Действительно ли школьные премудрости превращаются для выпускников в ненужный багаж далеких от реальности формул? Почему химия и физика – зачастую мертвые предметы для учеников, хотя их незнание может стоить жизни? На эту тему в рубрике “Эпицентр” мы говорим со старшеклассниками. Ребята рассказали, готовят ли их на уроках к реальной жизни и довольны ли они качеством школьного образования.

В университете Нюрнберга есть музей шпаргалок, в нем более шести тысяч экспонатов! Проблемой списывания всерьез озабочены преподаватели, чиновники и даже правоохранительные органы во многих странах мира. Невинная шалость лентяев становится национальной проблемой. Как решают ее в разных государствах? Читайте в новом выпуске рубрики “Чужая азбука” от Арсения Рыкова!

79% трудоспособных россиян страдают от истощения эмоциональных и личностных ресурсов, 90% испытывают стресс на работе. Почти треть петербуржцев признались, что чувствуют себя в конце рабочего дня как выжатый лимон. В сфере образования эта проблема стоит особенно остро. Каковы причины профессионального выгорания и какие признаки свидетельствуют о его появлении? Наталья Алексютина побывала на Международном форуме труда и узнала, что думают по этому поводу эксперты.

Омские общественники добились того, чтобы детский омубдсмен Анна Кузнецова провела проверку в образовательных и социальных организациях региона. Неизвестно, дождался бы Омск визита высокой делегации, если бы не история с “мальчиком на гречке”. В результате выяснилось, что практически во всех школах, детдомах и интернатах царит системный формализм и отсутствие профилактической работы с несовершеннолетними. О проблемах в области рассказывает Наталья Яковлева.

Наши приложения

«УГ Москва», №13 от 29 марта 2016 года

Сколько замов нужно школе?

Читаем закон об образовании внимательно

​Изменения, происходящие в московском образовании, заметно коснулись административно-управленческих команд образовательных организаций. В свое время школьных завучей сменили заместители директора школы по направлениям – по учебной, воспитательной, научно-методической, экспериментальной работе, безопасности, информатизации и др. Сегодня количество замов в образовательных организациях не только уменьшилось, но изменились и сами наименования. Переименования произошли. Но не всем ясны причины и истоки. А они, по существу, обусловлены новыми законодательными требованиями к организации образовательной деятельности. Лариса Львова

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия – с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

По какому принципу рассчитываются количество завучей в школе?

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 31 мая 2005 года N 409

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В целях установления единого порядка формирования штатной численности государственных образовательных учреждений Тверской области, муниципальных общеобразовательных учреждений:

нормативы штатной численности персонала муниципальных общеобразовательных учреждений и штатные нормативы государственных образовательных учреждений, разработанные на основании приказов и рекомендаций Министерства просвещения СССР, Министерства образования РФ, ГК СССР по профессионально-техническому образованию, согласно приложениям:

1. нормативы штатной численности работников начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных школ (приложение 1);

2. нормативы штатной численности работников городских вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (имеющих самостоятельные здания) (приложение 2);

3. нормативы штатной численности работников вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ, расположенных в поселках городского типа и сельской местности (имеющих самостоятельные здания) (приложение 3);

12. классификация должностей по группам персонала работников (приложение 12).

директорам государственных образовательных учреждений:

– при составлении штатных расписаний руководствоваться разработанными нормативами;

– при превышении штатной численности работников над численностью, рассчитанной по предлагаемым нормативам, до 01.10.2005 привести штатное расписание учреждения в соответствие с настоящим Приказом;

– не допускать увеличения численности персонала, установленной в штатных расписаниях на 1 января 2005 года, без письменного разрешения департамента образования Тверской области.

3. Рекомендовать директорам муниципальных образовательных учреждений при составлении штатных расписаний руководствоваться разработанными штатными нормативами.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на начальника планово-экономического отдела департамента образования Тверской области Иванову И.А.

Начальник департамента образования
Е.М.МУРАВЬЕВ

Приложение 1. НОРМАТИВЫ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ, ОСНОВНЫХ И СРЕДНИХ (ПОЛНЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Приложение 1
к Приказу Департамента образования
Тверской области
от 31 мая 2005 года N 409

Общее количество штатных единиц по всем группам персонала рассчитывается не на фактическое, а на расчетное количество классов и групп продленного дня в зависимости от нормы наполняемости 25 человек в классе.

Количество классов в школе

Численность обучающихся в школе при норме наполняемости 25 чел. в классе

Количество штатных единиц в зависимости от количества классов по группам персонала

В нормативную численность работников по I группе “Административный персонал” включено следующее количество ставок в расчете на один класс при норме наполняемости 25 обучающихся в классе:

– директор школы – 1 ставка независимо от количества классов;

– заместители директора школы по учебно-воспитательной работе:

1 ставка – при наличии от 4 до 6 классов;

2 ставки – при наличии от 7 до 10 классов;

3 ставки – при наличии от 11 до 22 классов;

4 ставки – при наличии от 23 до 34 классов;

5 ставок – при наличии от 35 и более;

– заведующий библиотекой – 1 ставка – при наличии 14 и более классов;

– заместитель директора школы по административно-хозяйственной работе – 1 ставка – при наличии 16 и более классов.

Дополнительно к нормативной численности по I группе персонала может вводиться следующее количество ставок по должностям:

– главный бухгалтер (при условии ведения самостоятельных расчетов): – 1 ставка.

В нормативную численность работников по II группе “Педагогический персонал” включено количество педагогических ставок из расчета 2 ставки должности учителя на один класс.

Дополнительно к нормативной численности по II группе персонала может вводиться следующее количество ставок по должностям:

1 ставка – из расчета на одну группу продленного дня;

1,25 ставки – из расчета на одну группу продленного дня, скомплектованную из детей шестилетнего возраста;

– мастер производственного обучения – 1 ставка – из расчета на один класс в общеобразовательных школах, где введено обучение учащихся вождению транспортных средств, работе на сельскохозяйственных машинах и другой организационной технике;

– педагог-психолог – 1 единица на каждые 500 учащихся, но не менее 1 единицы на образовательное учреждение;

– логопед – 1 единица на группу из 25 обучающихся, нуждающихся в коррекции;

– социальный педагог – 1 единица на образовательное учреждение;

– педагог дополнительного образования:

до 10 классов-комплектов – 0,5 ставки;

10 – 18 классов-комплектов – 1 ставка;

18 – 27 классов-комплектов – 1,5 ставки;

27 – 35 классов-комплектов – 2 ставки;

35 и более – 3 ставки;

0,5 ставки при объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (менее 180 часов в год);

1 ставка на образовательное учреждение при объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ более 5 часов в неделю;

– воспитатель (классный) – 1 ставка на 4 класса-комплекта, начиная с 5 класса.

В нормативную численность работников по III группе “Учебно-вспомогательный персонал” включено следующее количество ставок по должностям:

0,5 ставки – при наличии от 5 до 27 классов;

1 ставка – при наличии 27 и более классов;

0,5 ставки – при наличии до 10 классов;

1 ставка – при наличии от 11 до 17 классов;

1,5 ставки – при наличии от 17 до 35 классов;

2 ставки – при наличии 35 и более классов;

– лаборант (при наличии оборудованных физического и химического кабинетов):

1 ставка – при наличии от 9 до 18 классов;

1,5 ставки – при наличии от 19 до 28 классов;

2 ставки – при наличии от 29 до 39 классов;

2,5 ставки – при наличии 40 и более классов;

0,5 ставки – при наличии от 3 до 7 классов;

1 ставка – при наличии 8 и более классов;

– бухгалтер (при условии ведения самостоятельных расчетов):

1,5 ставки – при наличии от 5 до 18 классов;

2 ставки – при наличии от 19 до 27 классов;

3 ставки – при наличии 28 классов и более;

0,5 ставки – при наличии от 3 до 10 классов;

1 ставка – при наличии 11 и более классов;

– делопроизводитель – при наличии 27 классов и более.

Дополнительно к нормативной численности по III группе персонала в общеобразовательных школах, работающих в режиме продленного дня, устанавливается 1 ставка медицинской сестры.

В нормативную численность работников по IV группе “Обслуживающий персонал” включено следующее количество ставок по должностям:

– рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий или слесарь-сантехник, столяр, плотник, электрик – расчетная:

0,5 ставки – при наличии от 1 до 4 классов;

1 ставка – при наличии от 5 до 16 классов;

1,5 ставки – при наличии от 17 до 22 классов;

2 ставки – при наличии от 23 до 39 классов;

3 ставки – при наличии 40 и более классов;

0,5 ставки – при наличии от 3 до 6 классов;

Читать еще:  Как получить страховую выплату, если разбился плазменный телевизор?

1 ставка – при наличии от 7 до 16 классов;

1,5 ставки – при наличии от 17 до 22 классов;

2 ставки – при наличии от 23 до 39 классов;

3 ставки – при наличии 40 и более классов;

0,5 ставки – на каждые 5 печей, но не менее 0,5 ставки на школу, на отопительный сезон;

– дворник – расчетная (от площади по территориальным нормативам);

2,3 ставки – на здание;

– дежурный по зданию при необходимости организации круглосуточного дежурства:

4,4 ставки на здание;

от 0,25 до 0,75 ставки по мере необходимости – при наличии 3 и более классов;

– уборщик производственных и служебных помещений:

0,25 ставки на один класс, без учета общей убираемой площади;

0,5 ставки на 250 кв. м площади, не занятой классными помещениями.

При определении размера убираемой площади учитывается площадь полов залов, мастерских, лестничных клеток, рекреаций и других помещений, требующих ежедневной уборки.

В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия обучающихся во вторую смену, дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчета:

0,25 ставки на каждые 250 кв. м убираемой площади – в школах, работающих в две смены;

0,5 ставки на каждые 250 кв. м убираемой площади – в общеобразовательных школах, имеющих группы продленного дня, независимо от количества смен.

Дополнительно к нормативной численности по IV группе персонала может вводиться следующее количество ставок по должностям:

0,5 ставки на гардероб – в общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую и третью смены или при наличии в школе групп продленного дня.

В общеобразовательных школах, самостоятельно осуществляющих приготовление пищи непосредственно в школе, дополнительно устанавливаются должности:

– кладовщик – 1 ставка;

1 ставка – до 14 классов;

2 ставки – 14 – 27 классов;

– шеф-повар – 1 ставка при наличии свыше 24 классов;

1 ставка – до 8 классов;

2 ставки – от 8 до 16 классов;

3 ставки – свыше 16 классов.

Должности водителей автотранспортных средств или возчиков устанавливаются при наличии соответствующего автотранспорта или гужевого транспорта.

Общее количество штатных единиц по всем группам персонала рассчитывается не на фактическое, а на расчетное количество классов при норме наполняемости 15 обучающихся в классе.

При расчете количества штатных единиц по всем группам персонала в штатные расписания следует вводить: целые; 0,25; 0,5; 0,75 единицы должности.

Округление следует производить в следующем порядке:

– итоговые цифры менее 0,13 – отбрасываются;

– цифры 0,13 – 0,37 – округляются до 0,25 единицы;

– цифры 0,38 – 0,62 – округляются до 0,5 единицы;

– цифры 0,63 – 0,87 – округляются до 0,75 единицы;

– цифры свыше 0,87 – округляются до 1 единицы.

Руководствуясь нормативами штатной численности, образовательное учреждение самостоятельно составляет штатное расписание, включая в него конкретные должности, строго придерживаясь наименований должностей, предусмотренных тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.

Малокомплектные общеобразовательные школы

Расчет штатной численности по группам персонала в малокомплектных общеобразовательных учреждениях имеет свои особенности, обусловленные малой наполняемостью школ, особенно в сельской местности.

Средняя наполняемость классов в сельской местности в малокомплектных школах гораздо ниже нормативной наполняемости, на которую рассчитаны нормативы штатной численности.

В организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектных школах имеется своя специфика, связанная с формированием классов-комплектов с разновозрастным составом обучающихся, подбором педагогических кадров, способных совмещать преподавание нескольких предметов для того, чтобы иметь нормативную учебную нагрузку (18 – 20 часов в неделю), а также в связи с нехваткой нужных учителей-предметников.

Расчет штатной численности по группам персонала в этих учреждениях производится следующим образом:

– по педагогическому персоналу – на основе нормативного количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одного обучающегося, которое, согласно Базисному учебному плану (табл. 1), составляет 0,08 единицы должности учителя (2 ед.: 25 обуч. – 0,08);

– остальная численность по группам персонала определяется исходя из нормативной численности по каждой группе персонала, установленной в соответствии с нормативами штатной численности начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждений (табл. 2), с корректировкой на фактическую наполняемость классов.

Сколько может быть заместителей директора в школе

Скажите, пожалуйста, сколько заместителей директора может быть в школе при 19 классах-комплектах?

Руководящие работники образовательных организаций (руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и их заместители, иные должности руководителей) юридически не считаются педагогическими работниками.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций в соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

Согласно Единому квалификационному справочнику (ЕКС) обязанность заместителя директора – обеспечение «объективности оценки результатов образовательной деятельности»

Пунктом 4 части 3 статьи 28 Закона РФ “Об образовании” к компетенции образовательного учреждения отнесены установление штатного расписания.

Штатное расписание утверждается в пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

В Примерном штатном расписании Государственных общеобразовательных учреждений при количестве классов от 17 – должно быть 3 зама.

Согласно ст.28 Закона РФ ” Об образовании”.

Нормативы типовых штатов рекомендуется рассматривать как минимально необходимые для учреждений, объем работы которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности.

Образовательное учреждение самостоятельно утверждает свое штатное расписание в пределах средств, выделенных учреждению по установленным нормативам. Образовательному учреждению также дано право устанавливать в штатном расписании вместо одних должностей, предусмотренных Примерными(типовыми) штатами, другие или утверждать штатное расписание, придерживаясь других принципов в зависимости от реализуемой образовательной программы.

Поэтому вопрос. “сколько должно быть “не совсем верно поставлен. Все решается самой школой индивидуально

сколько заместителей директора может быть в школе при 19 классах -комплектах?

—этот вопрос регулируется локальными НПА образовательных учреждений. и согласовывается на местном и региональном уровне на основании ФЗ РФ “Об образовании в Российской Федерации” , N 273-ФЗ от 29.12.2012 иных НПА.

Зоя Ивановна , эти вопросы отражаются в уставе , который должен быть утвержден учредителем .

Федеральный закон № 273-ФЗ

утвержден постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

Статья 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Традиции школьной экономики

Нынешнее состояние экономики образования во многом обусловлено теми традициями управления, которые сложились еще в советское время. Поэтому эффективность образовательных реформ зависит от нашего отношения к истории управления сферой образования. Зная об основаниях действующих механизмов финансирования образования, мы можем делать более ясными собственные позиции и идеи в отношении того или иного направления модернизации образования. Об этом беседа нашего постоянного автора Игоря РЕМОРЕНКО с Николаем МОСИНЫМ – работником образования с 1957 года. Шестнадцать лет он был замначальника по вопросам экономики Главного управления образования Красноярского края.

– Николай Перфильевич, известно, что сейчас возникает все больше инициатив как-то упорядочить процедуры и задать нормы финансирования в образовании. Любопытно узнать: из каких принципиальных соображений это делалось в советское время?
– Финансовые средства рассчитывались через определенные системные показатели деятельности образовательных учреждений. Основным таким показателем был класс-комплект. В зависимости от того, сколько классов в школе, строился бюджет каждого образовательного учреждения и районных систем образования в целом. Например, если до 8 классов в школе, – полагалось только полставки завуча, 20 классов-комплектов – 2 ставки завуча. Чем больше классов-комплектов, тем больше штатное расписание. Поскольку действовал единый Базовый учебный план на всю страну, относительно несложно было определить кадровый состав образовательного учреждения. Тем более что надтарифного фонда тогда не было, существовали жестко утвержденные надбавки: проверка тетрадей у учителей русского языка и литературы, классное руководство стоили по 10 рублей, проверка тетрадей по математике – 5 рублей, заведование мастерской – около 40 рублей, в летний период устанавливались надбавки учителям биологии за заведование пришкольным участком.
После 1965 года стала активно вводиться кабинетная система. И это нововведение подкреплялось финансово. Были введены доплаты за заведование кабинетами в том случае, если они оборудованы не менее чем на 75 процентов от необходимого списка учебно-наглядных пособий. Тогда любили говорить, в частности, что “физика не должна быть меловая”, что “голову нужно соединить с руками”, “дети должны на опыте убеждаться в истинности науки”. Каждая лабораторная работа предметов естественно-научного цикла обеспечивалась необходимым оборудованием. Считалось, что если школа не обеспечена учебно-наглядными пособиями, то она не выполняет государственную образовательную программу. Поэтому и здесь действовали определенные нормативы. В начальной школе на каждый класс полагалось 24 рубля на учебно-наглядные пособия, в среднем звене – 28 рублей и 32 рубля в старшей школе. Не помню ни одного года, чтобы на эту статью не выделялись средства. Конечно, не всегда удавалось закупить самый полный комплект всех учебно-наглядных пособий, но начальная школа у нас была самой обеспеченной.

Читать еще:  Почему нотариус не дает оригинал или заверенную копию завещания

– Получается, что популярный тогда педагогический принцип наглядности в обучении не просто декларировался, но и обеспечивался финансово?
– Наглядность поддерживалась не только за счет финансовых механизмов, но и за счет периодического инспектирования школ и учителей. В ходе фронтальных проверок особое внимание обращалось на оборудование учительских кабинетов. Если кабинет был слабо укомплектован, учитель не мог получить высокую оценку своей деятельности. При этом принято было отличать эффектный урок от эффективного. Подчас чрезмерное использование учебно-наглядных пособий реально не сказывалось на качестве знаний учеников. Учителя должны были объяснять, почему они используют те или иные пособия и технические средства обучения именно в этот момент урока. Тогда часто применялась методика взаимопосещений уроков, тем самым каждый открытый урок рассматривался совершенно с разных точек зрения.
Вообще учеба была на самом первом месте. Снять или перенести уроки с одного дня на другой было весьма непросто. Все семинары, развлекательные мероприятия старались проводить только во внеучебное и каникулярное время. Учителя физкультуры, у которых основная нагрузка по проведению соревнований приходилась на выходные дни, имели право отдыхать в понедельник.
Правда, порой нормы контроля доходили до абсурда. Директору школы нужно было посещать несколько десятков уроков в год, и никого не волновало, были ли в школе аварии или другие более важные дела. Меня в свое время раздражала работа с обилием ненужных документов. Министерство издавало приказ: надо провести кучу совещаний по проблеме детской преступности. И даже те директора школ, где этой преступности не было, вынуждены были обсуждать с учителями, как ее уменьшить.

– Каким же образом планировался бюджет с учетом разных образовательных учреждений? Учитывались только системные показатели или же обращалось внимание и на малокомплектные школы, другие специальные учреждения?
– Планирование велось не на учебный, а на календарный год, и бюджет начинали считать заблаговременно, еще с февраля каждого года. Изначально на местах считались сетевые показатели (классы-комплекты, наполняемость, количество учителей и пр.). Районные органы управления образованием готовили документы, которые подписывались председателями исполкомов и затем направлялись к нам в Главное управление народного образования. Затем региональный орган управления составлял план по сети образовательных учреждений на следующий год, который направлялся в Главное финансовое управление региона. После чего сверстанный бюджет защищался в Минфине, а расходы на капитальный ремонт и оборудование – в Минпросе РСФСР. И уж затем согласованные контрольные показатели доходили до районов.
Тогда строже всего следили за наполняемостью классов. Она не должна быть в целом по району и региону меньше, чем в предыдущем году. Если средняя наполняемость понижалась хотя бы на 0,1 учащегося, проводилось строгое разбирательство – почему это произошло. Помню как-то в одном из районов нужно было сохранить одну малокомплектную школу. Пришлось в другом образовательном учреждении в одном из классов увеличить наполняемость, не разделив его на два класса-комплекта, как это было положено. Учителю, работающему с перегрузом, была установлена доплата. Но при этом и другая маленькая школа была сохранена. Иногда мы оставляли малокомплектные школы еще и потому, что в селах была особая социокультурная ситуация. Помню одно ссыльное эстонское село, где ребят было не много, но школу пришлось сохранить ради изучения детьми эстонского языка, основ их национальной культуры.
Работая с бюджетом, каждую цифру надо было подготовить и обосновать. Финансисты были выше по статусу, чем работники управления образованием. В Министерстве образования нас как-то упрекнули, что ученик в Сибири якобы слишком дорогой. Тогда нормативы на ученика официально не рассчитывались, но использовались как аргумент при обсуждении бюджетов регионов. Но когда мы посчитали стоимость обучения наших детей с учетом всех сибирских издержек (длинная зима, большие расстояния и пр.), оказалось, что стоимость обучения у нас даже ниже, чем в Прибалтике, например.
Утверждение бюджетов – сложная дипломатическая процедура, где без красноречия и знания ситуации не обойтись. Региональным органам управления образованием приходилось балансировать между интересами районов и установками финансовых органов. С одной стороны, надо поддержать районные органы управления образованием. С другой стороны, финансовые структуры могли упрекнуть нас в разбазаривании бюджетных средств, поэтому завышать количество классов-комплектов того или иного района было очень затруднительно.

– А как планировались средства на разного рода непредвиденные ситуации? Ведь случалось, что школы горели, размораживались, были наводнения.
– Тогда негласно существовало понятие “резервы главного командования”. Если, например, составляли смету расходов района согласно тарификации, с учетом вакансий педагогических работников, то экономия бюджета при его исполнении достигала порой 12%. Кроме того, учителя болели и не полностью получали всю запланированную заработную плату. Иногда при планировании бюджетов завышались дни функционирования (общее количество дней в учебном году, в которые работает то или иное образовательное учреждение или его подразделение). Особенно это касалось деятельности детских садов, школ-интернатов, групп продленного дня. Помню район, где одна из групп продленного дня была протарифицирована на количество дней, большее, нежели продолжительность учебного года.
Все эти сэкономленные средства выводились в резерв. Иногда, правда, часть средств оставалась в районах. Обвалилась, например, у школы кровля. Из региона выезжает комиссия, обследует случившееся и принимает решение о том, что район сам сможет провести ремонтные работы. В этом случае резервы оставлялись в ведении районной администрации.
Грамотные заведующие роно всегда стремились более полно исполнять бюджет. Они вели такую политику с райфинотделом, что процент освоения бюджета доводился до 93%. Это означало, что, поскольку в последующий год бюджет района рассчитывался в опоре на предыдущие годы, финансирование все более увеличивалось. По нормам финансово-экономического планирования исполненный бюджет умножается на так называемый коэффициент роста (инфлятор) и получается новый годовой бюджет. Поэтому, в частности, сейчас стоимость одного ученика в разных районах сильно отличается.

– Все это напоминает игру на бирже ценных бумаг, где в роли грамотного маклера выступает заведующий отделом образования. А каким образом планировались средства на массовые мероприятия, дополнительное образование?
– Проведение массовых мероприятий закладывалось в бюджеты районо. Здесь регион согласовывал свою позицию с заместителями председателей райисполкомов по социальной сфере. Главным аргументом проведения районных мероприятий было наличие подобных акций на региональном или федеральном уровне. Представители районов тогда говорили: “Как же я направлю спортивную команду в регион, если не проведу районные соревнования? Если не дадите денег – в районе ничего проводить не будем”. Более высокий уровень управления диктовал свою волю нижнему звену. Так проводились спортивные мероприятия, фестивали искусств и пр.
Что касается дополнительного образования, то здесь устанавливались четкие нормативы федерального уровня. В районе полагалось иметь 1 Дом пионеров и спортивную школу, да и то не во всех территориях. Где-то спортивные школы принадлежали только профсоюзным организациям. Станции юннатов, юных техников, туристов можно было создавать лишь по специальному согласованию с Минпросом РСФСР, да и то в основном лишь в городах.
Однако в перестроечное время появился приказ, позволяющий органам управления образованием самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность, планировать сеть образовательных учреждений. Он действовал всего несколько лет, но за это время мы смогли использовать резервы на строительство жилья для учителей, экономия по заработной плате пошла на премирование педагогов, многие территории приобрели транспорт.

– Видимо, финансово-хозяйственная самостоятельность – достижение лишь последних лет. А кто отвечал за школьное хозяйство в советские времена?
– Помню, было популярно выражение “шефская обязаловка”. По требованию председателя районного парткома та или иная организация или предприятие должны были ремонтировать здание школы, осуществлять подвоз учеников, выполнять прочие различные функции. На шефов можно было надавить и сказать: “Не хотите помогать школе, тогда мы ее закроем и на ваши плечи ляжет регулярный подвоз ребят”.
Тем школам, которые находились в районах крупных строек, деятельности больших предприятий, очень везло. Там стабильно оказывалась серьезная шефская помощь. В более сложном положении находилась сельская школа. Там шефские организации – колхозы и совхозы сами были дотационными предприятиями и помогать так, как в городе, школам не могли.

– Получается, что в советское время сложились очень сильные традиции финансово-экономических отношений в системе образования. Как, на ваш взгляд, не сильно ли резко мы развернулись в сторону экономической самостоятельности школ?
– От той централизации, которая сложилась в советское время, все равно надо было уходить. Но это надо было делать последовательно, шаг за шагом. Иначе создается впечатление, что “демократию дали, но пользоваться ею не научили”. Поэтому сейчас есть опасность наступления еще большей централизации. Чего только стоит новая казначейская система исполнения бюджетов образовательных учреждений. И ведь если раньше спланированные расходы гарантировались и отслеживались, то сейчас нет никаких гарантий и директора школ порой полностью беззащитны. В условиях отсутствия тщательно разработанных нормативов финансирования невозможно вести грамотную финансово-хозяйственную деятельность. Здесь не обойтись и без общественного участия в управлении. Иначе все больше будет появляться неграмотных управленцев, разрушающих систему образования еще сильнее, чем хроническое безденежье.

Читать еще:  Необходимо ли сдавать экзамен, если в/у просрочено?

Новая содержательная ориентация современной школы – направленность на личность, на индивидуальные образовательные потребности учащихся невозможна без изменения экономики образования. Так, в частности, должна обсуждаться и идея о подушевом финансировании образования. Однако порой мы не видим в финансовых схемах не только реального уклада школьной жизни, но и той сложной, подчас неосознанно присутствующей системы социальных отношений, которая досталась нам с советских времен.

Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает, что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821–10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте
1+3 8-10
1+2 8-10
1+4 8-10
2+3 10-12
2+4 10-15
3+4 10-15

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector