Плата за вывоз мусора в многоквартирном доме 2018
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Плата за вывоз мусора в многоквартирном доме 2018

Как рассчитывается плата за вывоз мусора

В 2020 году установлены новые порядки в сфере обращения с отходами. Изменения касаются начисления платы за вывоз мусора. Региональные операторы получили право принимать платежи за транспортировку ТКО от жителей по договору.

ФЗ о вывозе мусора с 2020 года

В 2017 году Президентом РФ дано поручение государственным надзорным органам осуществлять регулярные проверки соблюдения норм закона в области обращении с отходами, категории которых требуют надлежащего уничтожения.

В мае Президент предписал о необходимости утилизации несанкционированных свалок до 2024. Во исполнение указа прокуратура начала исковую деятельность о ликвидации мелких и крупных свалок с местными муниципалитетами. Судебные производства имеют положительные результаты.

В том же году были внесены изменения в ФЗ о разделе мусора на группы: пищевой и токсичный. Сегодня предписание не получило повсеместного распространения.

Нововведения о вывозе мусора предполагают внедрение раздельного сбора отходов, в т.ч. в частном секторе.

В Российской Федерации действуют несколько федеральных законов, решающих вопросы мусора:

  1. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существенных дополнений и изменений за последнее время не было. Документ утверждает правила деятельности организаций, работающих с отходами 1-4-го класса опасности.
  2. «Об охране окружающей среды». В 2018 внесены поправки в процесс создания системы автомат-контроля загрязняющих выбросов и сбросов, отрицательно влияющих на природную среду.
  3. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С 2018 года изменен порядок определения санитарных зон.
  4. «Об отходах производства и потребления». Закон регламентирует правила учета и отчетности, норм, алгоритм действий при вывозе мусора. Июльские и декабрьские изменения 2018 года вступили в силу с января 2020 года.

На основе закона о мусоре действует постановление ПРФ «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», регламентирующее особенности законных норм закона и утверждающее правила.

Тариф

С 01.01.2019 оплачивать вывоз мусор необходимо по ставкам, определенным региональной энергетической комиссией, с учетом данных статистики и экономики региональных операторов.

Для граждан, проживающих в многоквартирных домах, изменений не предусмотрено, кроме формы платежки и возможного увеличения суммы оплаты за месяц, а вот для лиц в частном доме грядут перемены – с 2020 года придется платить.

В выигрыше оказываются одинокие россияне с большими квартирами, ведь квартплата за мусор начисляется с проживающего человека и не зависит от квадратуры жилья. В случае отсутствия зарегистрированных особ стоимость услуг будут брать с собственников недвижимости.

Расчет суммы за уборку мусора предполагает применение формулы: тариф на 1 лицо * число проживающих/зарегистрированных человек или законных владельцев.

Увеличение платы обосновывается необходимостью переработки отходов. В субъектах Федерации стоимость услуг за вывоз мусора различна, среднее значение – 100/150 рос.руб. берут с человека.

Рассчитывается плата в зависимости от статуса оператора. Отнесение к определенной категории проводится на основании постоянного расчета отходов региона:

  • образование мусора более 30% общего объема — крупная компания;
  • до 30% — небольшая.

Для больших предприятий тарифная сетка разрабатывается самостоятельно с учетом торгов, небольшие ограничиваются установленной тарификацией.

Что входит в стоимость?

Ранее стоимость оплаты за сбор и вывоз ТБО предполагала работы по перемещению, оборудованию и обслуживанию контейнеров. Платеж относился к общедомовым затратам.

С изменениями в законодательстве из состава услуг исключена цена транспортировки. Тариф на вывоз мусора начисляют региональные операторы, который включает:

  • расходы на оформление договорных отношений – 10%;
  • транспортировка – 61%;
  • сбыт– 1%;
  • переработка, обеззараживание и захоронение – 28%.

В структуре затрат основную часть занимает транспортировка (по усредненным данным). В некоторых субъектах Федерации большая доля приходится на переработку.

Как рассчитать плату за вывоз мусора для частного дома?

Регионам предоставлено право выбора в определении методики расчета нормы возникновения утильсырья: в зависимости от числа проживающих или квадратуры жилого помещения.

Для частных жилых домов в Московской области установлен принцип соотношения норматив: 1 квадратный метр — 0,087 кубометров отходов. Отдельно включено в тариф крупногабаритный мусор – 0,027 м3. За транспортировку такого утиля производится оплата по отдельному соглашению.

У каждого регионального операторов тарификация отличается. Разница образуется из-за особенностей перемещения утиля и цены переработки.

Расчет для ИЖС по квадратуре

Стоимость вывоза твердых бытовых отходов для частников предполагает действие льготного показателя — 0,7.

Формула определения годового платежа выглядит так: Ст = S × T × N × 0,7

Ст – годовая стоимость вывоза сырья.

S – площадь жилья.

N – установленная норма накопления ТКО.

Для собственников домов установлен максимальный платеж, зависящий от квадратуры.

Тарифы на вывоз твердых и жидких бытовых отходов (ТБО) для населения в 2020 году: таблица по регионам

Статья обновлена 05.03.2019 г.

К вывозу мусора граждане относились как к услуге несущественной и дешевой, особенно в тех благословенных местах, где эти услуги оказываются систематически и в полном объеме. Но мусорная проблема возопила о себе во весь голос, потому что:

  1. Создаются новые предприятия и производства, идет строительство многоквартирных домов, в крупных городах большой поток новых жителей.
  2. Не хватает кадров и рабочей силы.
  3. Техника для уборки и вывоза мусора находится в изношенном состоянии.
  4. Коммунальные службы катастрофически не всегда исполняют свои функции надлежащим образом.

Специалисты рынка недвижимости отмечают еще более негативную ситуацию в регионах, связанную с вывозом и утилизацией мусора. Вышеперечисленные факторы также распространены, но главные причины состоят в отсутствии отлаженной организации региональных операторов (посредников) и неполное финансирование данной сферы.

Последние новости/изменения

2019-й ознаменовался громкими правительственными решениями покончить с 30 млрд тонн российского мусора. ТВ представляет материалы молодцов-регионов, где успешно используются линии сортировки и переработки мусора.

Все ТСЖ, УК и прочие структуры от саночистки территорий оказались большими молодцами в объявлении гражданам, физ. и юр. лицам о повышении тарифов на вывоз ТКО, ТБО, строительного и прочего валяющегося под ногами мусора.

Больше того, появились новые формы счетов по оплате этой услуги (без исключения старых), народ за это неубирающееся богатство стал платить дважды. На голубом глазу сотрудники ЖКХ уверяют, что мусор вывозится. А на вопрос «куда?» бесхитростно отвечают – «на ближайшую свалку». И не важно, санкционированная она или нет, услуга-то оказана (из телесюжетов).

Еще год-два назад стоимость услуг по вывозу бытовых отходов могла устанавливать управляющая компания. Тарифы формировались из многих факторов, например бензин, городской трафик, но средняя стоимость данной услуги не превышала 2,5 рубля за 1 м 2 жилплощади. Тариф на однокомнатную квартиру площадью 40 м 2 был примерно 100 руб., за двухкомнатную квартиру 60 м 2 приходилось платить 150 руб.

В 2019 году было установлено рассчитывать вывоз мусора в соответствии с количеством человек, проживающих в квартире.

Такая схема расчета давно планировалась для ввода в работу. Но далеко не все регионы смогли подготовить все составляющие для бесперебойной работы, а некоторые регионы другой схемы и не знают (в Забайкалье не прижилась, видимо, с давних времен зависимость скопления ТБО в квартире от ее площади, а не от количества проживающих). Переход на новые тарифы для всех регионов принято было продлить до начала 2020 года. На данный момент в программе участвуют 20 регионов России.

Реформирование помогает заменить управляющих лиц, включает в работу подрядные компании, которые закреплены за определенным районом. Соответственно, тариф за вывоз бытовых отходов должен быть одинаковым для каждого жильца дома данного региона, при этом, не учитывая факторы, указанные выше.

Примеры тарификации вывоза твердых бытовых отходов по новой схеме, исходя из количества человек:

  • Москва: 90 рублей в месяц с человека;
  • Санкт-Петербург: 85,38 рублей в месяц с человека;
  • Иркутск: 87,5 рублей в месяц с человека;
  • Краснодар: 97,32 рублей в месяц с человека;
  • Ивановская область: 88 рублей в месяц с человека.

Фактически с начала текущего года очистка территории от ТБО стоит для каждого россиянина, проживающего:

Регион Многоквартирн. дом, руб. Малоквартирн. дом, руб.
Камчатка 106 103 с половиной
Якутия 131 почти 139
Мурманская область 133 с половиной так же
Сахалин 70 так же
Югра 133 с половиной 200
Забайкалье 96 67
Архангельская обл 66 с половиной почти 69
Московская область платят за 1 м 2 то же
Тверская обл. около 117 177
Ленинградская обл. платят за 1 м 2 то же
Свердловская обл. почти 118
Бурятия 110 с половиной почти 126
Алтайский край 37 с половин. -111 с половин. то же
Краснодарский край почти 122 около 140
Ставрополье 143 160
Предоставленные данные приблизительные, могут быть уточнены в администрациях регионов

Из множества российских регионов здесь выбраны те, где чистое состояние придомовой территории стоит либо слишком много, либо не слишком много, где-то выявлен непонятный разбег стоимости номинальной чистоты.

Краснодарские услуги значительно превышают данные примерной тарификации вывоза ТБО, а в Москве и Питере пока действует старая схема освобождения территории от мусора – за один квадрат жилья.

Новые правила для хранения и вывоза отходов

Новые правила для вывоза мусора можно охарактеризовать несколькими основными положениями:

  1. Услуга включена в коммунальные услуги, выделяется отдельным пунктом в счетах для граждан.
  2. Стоимость услуги указана без ссылки на площадь жилого помещения. Она рассчитывается из количества жильцов, при этом тарифы регламентированы уполномоченными организациями.
  3. В регионах выбор подрядчиков происходит по процедуре тендера. Управляющая компания заключает договор непосредственно с организацией, которая будет вывозить бытовые отходы. В дальнейшем жильцы дома оплачивают счета, которые им выставляет управляющая компания либо платят напрямую подрядчику без посредников.
  4. Региональный подрядчик может быть выбран только 1 раз за 10 лет.

Из чего складывается тариф?

Цена вывоза бытовых отходов в месяц на человека рассчитывается в зависимости от фактического количества и объема емкости. При этом весь мусор должен быть сортирован. Данный механизм предполагает раздельное хранение и утилизацию мусора.

Для этого должны быть установлены мусорные контейнеры разного цвета для следующего разделения мусора:

  • биоразлагаемый;
  • бумага;
  • стекло;
  • мусор, который не прошел сортировку.

Правительство сделало акцент на то, чтобы мотивировать граждан самим сортировать мусор, избегая больших трудозатрат и материальных вложений. Поэтому были установлены тарифы намного меньше за сортированный мусор, в отличие от несортированных отходов (осталось придумать, как идентифицировать мусор и поощрять или наказывать невыполняющих сортировку отходов жизнедеятельности!).

При переработке отходов граждане создают благоприятные условия для вывоза и утилизации путем сжигания или захоронения. Такая схема удобна всем — и предприятиям по утилизации, и гражданам, и подрядчикам.

Прав был академик Лихачев – начинать надо с воспитания культуры в гражданине – даже в этом малом деле. Наши граждане далеко не все и не всегда будут напрягаться для создания благоприятных условий утилизации мусора. Поэтому рычаги воздействия на сознание граждан должны быть более эффективными, чем существующие. А это уже задача и социологов, и педагогов, и психологов… Наверняка и здесь что-то уже придумано соседями по планете.

Вывоз мусора из частных домов

Проблема хранения, вывоза мусора остро касается не только многоквартирных домов, но и малоэтажных жилых застроек. Здесь ситуация сложнее, так как законодательно четко не определена 100% ответственность за вывоз мусора. С одной стороны домовладелец обязан своевременно очищать территорию, которая принадлежит ему, а с другой стороны Федеральный закон определяет местные власти как ответственное лицо.

В теории владельцы домов должны вывозить мусор самостоятельно сразу на полигон, либо заключать индивидуальный договор с подрядной организацией.

Но на практике, конечно, отходы либо сжигаются прямо на участке, либо выбрасываются в общий контейнер. На советы заключить индивидуальный или общий договор следуют отрицательные ответы с аргументами недостаточного количества мусора.

Итог один – горы бесхозного мусора и безрезультативная ответственность, неспособность властей от него избавиться.

Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату?

Высшая власть, к сожалению, на своем уровне не дает однозначного ответа. Региональные органы власти и муниципалитет видят эту ситуацию с разных сторон. Одни регионы возлагают ответственность на собственника частного дома, а другие на арендатора жилья.

Следуя законам логики, взимать средства за вывоз и утилизацию отходов следует с того, кто непосредственно проживает в доме. К сожалению, в большинстве случаев факт аренды скрыт от посторонних глаз, соответственно сбор средств юридически никак нельзя обосновать.

Какой должен быть платеж за вывоз мусора?

Резонный вопрос встает и тогда, когда речь идет о стоимости услуги вывоза мусора.

Данный тариф рассчитывается из количества накопленных твердых отходов и распределяется на 1 проживающего в данном частном доме в рублях.

В стоимость также включены расходы по вывозу, переработке мусора и тариф за хранение мусора на полигоне.

Официально подтвердить количество проживающих бывает очень сложно, т.к. прописанных граждан в частном доме обычно бывает намного меньше, чем по факту. Все это приводит к несанкционированным свалкам мусора теми гражданами, которые не хотят заключать договор с подрядчиками.

Говорить о раздельном хранении отходов, таких как автомобильные шины, лампы и пластик, вообще не приходится. Поэтому пока стоит начать с себя и пропагандировать, мотивировать, стимулировать правильное отношение к хранению и вывозу бытовых отходов.

Присоединяйтесь к коллективному обсуждения вопроса в комментариях под статьей. Оставьте свой отзыв по поводу тарифов на вывоз мусора в вашем регионе.

Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2018 году

С внесением изменений в законодательство по обращению с твердыми коммунальными отходами во многих регионах РФ возникла конфликтная ситуация между перевозчиками мусора и управляющими организациями. Конфликт возник в связи с тем, что перевозчики мусора вдруг в несколько раз повысили цены на свои услуги.

Такое резкое повышение цен можно объяснить тем, что многие полигоны, поддерживающие конкурентные цены, были закрыты. Теперь большая часть образуемых на территории региона отходов должна свозиться на территории полигонов, с которыми правительство регионов заключило концессионные соглашения. Естественно, что для быстрой окупаемости тарифы таких полигонов завышены. Пока вывоз ТКО еще не стал коммунальной услугой, управляющие организации терпят убытки. Можно ли эти убытки возложить на собственников помещений МКД, попробуем разобраться в данной статье.

В соответствии сч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

При этом, согласно ч.8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав услуг по содержанию общего имущества собственников помещений МКД.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил № 491, деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, помимо прочего, включает сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Пунктами 26, 26.1Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в состав работ по содержанию общего имущества входят: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I – IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов; обеспечение вывоза жидких бытовых отходов.

Следовательно, до возникновения у собственников и нанимателей помещений в МКД обязанности вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, сохраняется их обязанность оплачивать жилищную услугу по вывозу твердых бытовых отходов, которая является составной частью услуги по содержанию МКД.

Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства.

Как следует из ч.1 ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч.7. ст.156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 Жилищного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно позиции ВС РФ, изложенной в п.17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 ГК РФ).

Управляющая организация, обеспечивая в соответствии с договорами на управление общим имуществом многоквартирных домов, сбор и вывоз коммунально-бытовых отходов, являющихся следствием жизнедеятельности физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, действует, фактически, как представитель собственников помещений МКД в рамках тарифа на содержание и ремонт МКД, утвержденного общим собранием собственников помещений (органом местного самоуправления). При этом в тарифе на содержание и ремонт помещений МКД заложен, как правило, очень низкий размер платы за сбор и вывоз ТКО.

Таким образом, было бы логично, если бы размер обязательств управляющей организации перед мусоровывозящими компаниями определялся размером обязательств собственников помещений. Поскольку на собственников помещений МКД возложена обязанность по внесению платы за сбор и вывоз ТКО в фиксированном размере, управляющая организация не вправе самостоятельно увеличить указанный размер платы.

Законодательством о ценообразовании и регулировании тарифов на услуги организаций жилищно -коммунального комплекса также не предусмотрено правовых оснований для одностороннего увеличения размера платы на вывоз ТКО в составе тарифа на содержание и ремонт.

Как правило, условиями договора между управляющими организациями и перевозчиками мусора допускается изменение цены по взаимному соглашению.

Согласно ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Таким образом, повышение цены по договору возможно только по соглашению сторон. В случае, если стороны не достигнут соглашения по цене договора, он может быть расторгнут по основания, указанным в законе и договоре. В результате управляющая организация останется с мусором, но без перевозчика.

Таким образом, управляющие организации оказались зажатыми в тиски: с одной стороны, согласованными тарифами с собственниками помещений МКД; и неожиданно увеличившимися в несколько раз(в середине года) тарифами мусорных перевозчиков- с другой.

Возможно, коллективное обращение в Минстрой/Правительство/Госдуму по данному вопросу поможет хоть как-то разрешить этот замкнутый круг.

Новый порядок оплаты за мусор для проживающих в квартирах и частных домах

Резкое изменение в “мусорном” законодательстве, новые правила оплаты за услугу и отсутствие разъяснений по этому поводу привели к тому, что гражданам непонятно, как платить за мусор и по какому принципу рассчитаны тарифы. Многие собственники обратили внимание на резкое удорожание стоимости вывоза отходов и хотят знать, как можно официально отказаться от вывоза мусора в навязанном реформой порядке.

Изменения в законодательстве касательно мусора 2019 года

Неконтролируемая деятельность организаций, оказывающих услуги по вывозу мусора, привела к возникновению несанкционированных свалок, загрязнению природной среды. Для изменения сложившейся ситуации к Федеральному закону № 89-ФЗ принят ряд правок, который вступил в силу в 2019 году в соответствии с Законом №503-ФЗ. Суть нововведений:

  • вывоз мусора приравняли к жилищно-коммунальным услугам и платить за него граждане будут отдельно;
  • региональные власти обязаны назначить оператора по обращению с ТКО;
  • жители частного сектора, собственники дач и садовых участков, зарегистрированных официально, также обязаны вносить плату за вывоз мусора;
  • изменен порядок тарификации, затрагивающий многоквартирный жилой фонд.

Заключение договора с региональным оператором

В регионах, в которых “мусорная реформа” вступила в силу, вся информация о собственниках жилого и нежилого фонда, кто должен оплачивать услугу, была предоставлена операторам по обращению с ТКО управляющими компаниями,товариществами собственников жилья и иными подобными объединениями.

Тариф за вывоз мусора утверждается на региональном уровне специальной комиссией и больше не рассчитывается по метражу занимаемой собственником площади,так как плата взимается за каждого человека, зарегистрированного на ней.

Это нововведение затрагивает:

  • частный сектор (оплата за вывоз мусора в частном доме может осуществляться по двум варианта. О каждом из них, о том, кто должен платить и как рассчитывается количество вывезенных отходов, можно прочесть ниже).
  • многоквартирный дом – мкд (плата в каждой квартире в многоквартирном доме начисляется в соответствии с тарифами, утвержденными для региона, в котором находится жилье).

Отказ от заключения договора

Обязанность по заключению договора предусмотрена статьей 24.7 федерального Закона №89-ФЗ и статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отказ оплачивать услугу может быть расценен как намеренное нарушение требований законодательства в части охраны окружающей среды при обращении с отходами потребления, что может привести к штрафу для гражданина в соответствии со ст. 8.2 КОАП.

Состав услуги по обращению с ТКО

Нововведение имеет принципиальное отличие от того, как услугу по вывозу мусора оказывали ранее. Учитывая курс на сохранность окружающей среды, РО обязан:

  1. Собрать отходы из всех контейнеров, за обслуживание которых вносится плата, в том числе из частного сектора;
  2. Выполнить сортировку мусора. Все твердые отходы (тбо) делятся 4 основные группы, каждая из которых утилизируется по-своему;
  3. Обезвредить отходы;
  4. Отправить отсортированные отходы по дальнейшему назначению (на переработку или для захоронения).

Именно услуги включены в понятие “вывоз мусора”.

Формирование тарифов на вывоз отходов

С расчетами в большинстве субъектов более-менее понятно (1 человек=1 стандартная плата), но в ряде регионов ситуация более сложная. Так, например, Москва и Московская область условно поделены между семью РО. Плата за ТКО в Москве для граждан рассчитывается не по количеству зарегистрированных на жилищной площади, а по ее фактическому метражу.

Для частного сектора: в случае вхождения дома в состав организованного жилого комплекса (товарищества, садоводства или иной подобной организации) обязанность по заключению договоров с РО возлагается на УК (ТСЖ). Тариф будет одинаков для всех, и оплата будет включена в счет (в квитанции) отдельной строкой. Если же ИЖС находится обособленно, то собственник должен сам позаботиться о заключении договора с РО, в этом случае оплата в частном доме будет осуществляться по фактическим объемам ТКО, вывозимым оператором, а квитанция будет приходить только по факту оказания услуги.

Льготы и субсидии

  • 30% – такая скидка за тко начисляется многодетным семьям и пенсионерам до 70 лет, с такой же льготой предлагается платить собственникам частных домов при заключении договора с РО;
  • 50% – льгота для инвалидов, ветеранов труда, лиц, имеющих отношение к ВОВ, пенсионерам до 80 лет;
  • 70% – для собственников домов, располагающихся на расстоянии 2 км до коммунальных полигонов;
  • 100% – плата за вывоз мусора с такой льготой начисляется пенсионерам, отметившим 80-летний юбилей.

Не могут рассчитывать на скидку ветераны боевых действий (правило не распространяется на ВОВ). Также стоить отметить, что все льготы имеют компенсационный характер: оплата осуществляется в полном объеме, а излишне уплаченная сумма позже возвращается на счет. Это абсолютно законно и правомерно.

Отсрочка на введение мусорной реформы

Часть регионов получила отсрочку на ввод “мусорной” реформы. В связи с тем, что РО выбирались на конкурсной основе, не везде конкурсы “мусорных королей” прошли успешно, соответственно, РО и тарифы еще не определены.

Ответственность за неуплату

Плата граждан за обращение с тко, вернее отсутствие выплат, регулируется на государственном уровне. Ответственность определена в статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях.

Варианты мошенничества со стороны УК

В настоящее время выявлено 2 варианта мошенничества по отношению к гражданам:

  1. Многим людям в квитанции жкх плата за мусор была включена отдельной строкой и также пришли отдельные платежки за тбо – в результате гражданам пришлось оплатить мусор по два раза;
  2. Также в ряде регионов коммунальные платежи были существенно выше утвержденных тарифов (их можно посмотреть на сайте РО).

Жалоба в случае некачественного оказания услуги

Первый, кого обвиняют в некачественном предоставлении услуги, – оператор по обращению с отходами, который обязан обеспечить должный уровень выполнения своих обязательств. Поэтому жалобу нужно адресовать на имя руководителя “мусорной” компании. Найти своего оператора можно на сайте.

В этом случае в организации будет проведен разбор, и, если ситуация разовая, проблема будет решена. Тот же порядок должен соблюдаться, если начисление за услугу превышает норму, или оплата не соответствует качеству услуги. Если оператор не найдет нарушений (например, периодичность вывоза мусора в частном секторе или от многоквартирного дома не нарушена, но баки постоянно переполнены), придется жаловаться в УК, ТСХ или иное объединение с требованием предоставления оператору достоверных данных для увеличения количества контейнеров.

Читать еще:  Нарушение сроков гарантийного ремонта и взыскание неустойки при этом
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector