Нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога

Как получить проценты за несвоевременный возврат налогов

возврат налоговCтатьями 78, 79, 176 и 203 Налогового кодекса РФ предусмотрены основания для начисления и уплаты налогоплательщику процентов на сумму излишне уплаченного и не возвращенного в установленный срок или излишне взысканного налога. Проценты выплачиваются за счет бюджета, в пользу которого произошла переплата. Правила о начислении и уплате процентов применяются также в отношении сумм несвоевременно возвращенных (излишне взысканных) авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Но налоговики редко добровольно идут на возврат процентов. Рассказываем о том, как заставить их это сделать.

В каких случаях налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов за несвоевременный возврат налогов и какие проблемы могут при этом возникнуть?

Налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов в четырех ситуациях. Первая — за нарушение налоговым органом установленного п. 6 ст. 78 НК РФ срока возврата суммы излишне уплаченного налога — за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Вторая — за излишнее взыскание налоговым органом налога — осуществляется за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Третья — за нарушение срока возврата (возмещения) суммы НДС — считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ). Проценты также начисляются в случае незаконного отказа в возмещении НДС или бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего решения.

Четвертая — за нарушение сроков возврата акцизов за каждый день просрочки (п. 3 и 4 ст. 203 НК РФ).

Уплата процентов по своей правовой природе является компенсацией вреда налогоплательщику, причиненного действиями/бездействием налогового органа по удержанию излишне уплаченного или необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.

Поскольку по сумме процентов, которые выплачиваются налогоплательщику, можно судить о качестве работы налоговых органов, последние редко производят начисление и выплату процентов в добровольном порядке.

Можно выделить ряд наиболее часто встречающихся нарушений со стороны налоговых органов, препятствующих налогоплательщику реализовать свое право на получение процентов. В первую очередь это бездействие, выраженное в нерассмотрении заявлений налогоплательщиков по начислению и уплате процентов. Налоговики также могут отрицать наличие излишне уплаченного (взысканного) налога, отказывать в признании факта просрочки возврата (возмещения) излишне уплаченного налога, заявлять о нарушении налогоплательщиком установленных сроков для предъявления требования о начислении и уплате процентов. Кроме того, налоговый орган может применять неправильную методику (формулу) при начислении процентов.

Налогоплательщик рискует получить отказ при обращении в суд с требованием о начислении процентов, если у него отсутствуют документы, подтверждающие обстоятельства, которые являются основанием для начисления процентов, а также в случае пропуска установленных законодательством процессуальных сроков.

Как оформить и в какие сроки подать заявление в налоговую инспекцию о взыскании процентов? Когда стоит идти в суд?

НК РФ не содержит порядка подачи заявлений о начислении процентов. Налогоплательщик может самостоятельно принять решение: обращаться в налоговый орган или сразу в суд.

Налогоплательщик не лишен возможности обратиться и в налоговый орган, и в суд одновременно, поскольку ст. 79 НК РФ не предусмотрено обязательного обращения в налоговый орган с заявлением о начислении процентов за излишне взысканные суммы налога в случае обращения налогоплательщика в суд с аналогичным заявлением. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.11.2009 № КА-А40/11750-09 по делу № А40-24509/09-4-125 суд отклонил довод инспекции о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора. Суд указал, что подача какого-либо заявления о начислении и выплате процентов на излишне взысканные суммы в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена. Налоговый орган обязан произвести такое начисление самостоятельно. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 01.09.2009 № КА-А40/7698-09 по делу № А40-9363/09-129-17 и от 15.07.2008 № КА-А40/6172-08 по делу № А40-62091/07-20-381.

Заявление в налоговый орган подается в простой письменной форме. Для наиболее быстрого рассмотрения заявления рекомендуется подробно указать обстоятельства, связанные с начислением процентов, подробный расчет процентов. В случае последующего обращения в суд указанное заявление с доказательством его получения налоговым органом следует приложить к иску (заявлению).

НК РФ не устанавливает срок, в течение которого налогоплательщик может требовать начисления и уплаты процентов через суд (срок исковой давности). Исходя из сложившейся судебной практики этот срок составляет три года, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал, или должен был узнать о фактах, служащих основаниями для начисления процентов. То есть требование об обязании налогового органа начислить и выплатить налогоплательщику проценты относится не к требованиям об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, а к требованиям имущественного характера, в отношении которых действует общий срок исковой давности — три года, установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

С требованием о взыскании процентов можно обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возврате излишне взысканной суммы без процентов. Это вытекает из того, что налоговый орган должен самостоятельно начислять и уплачивать проценты.

В постановлениях от 23.12.2010 № КА-А40/16185-10 по делу № А40-136395/09-99-1093 и от 19.09.2011 по делу № А40-119108/10-116-461 ФАС Московского округа не принял доводы инспекции о том, что срок на обращение в суд за взысканием процентов должен исчисляться с момента вынесения решения и требования, на основании которых был взыскан налог, или со дня вступления в силу решения суда о незаконности ненормативного акта инспекции, на основании которого было произведено излишнее взыскание. Суд в обоих случаях указал, что налогоплательщик мог узнать о нарушении своего права на получение процентов в тот момент, когда инспекция произвела возврат без соответствующих процентов. Поэтому трехлетний срок для обращения в суд исчисляется с момента возврата сумм излишне взысканного налога, пеней, штрафа.

Полагаем, что аналогичный подход должен применяться и к спорам о взыскании процентов на основании ст. 78, 176 и 203 НК РФ.

Налогоплательщик из соображений экономии на государственной пошлине может предпочесть заявление «нематериального характера», например, о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о начислении процентов. В этом случае подлежит применению сокращенный срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ: три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления регулируется главой 24 АПК РФ.

Как показывает практика, взыскивать проценты в судебном порядке гораздо эффективнее. Большинство заявлений, подаваемых налогоплательщиками в налоговые органы, остаются без удовлетворения.

Например, на практике налоговые органы достаточно часто пользуются разъяснениями Минфина России и ФНС России, которые не соответствуют НК РФ. Нередко заявления налогоплательщиков «теряются», или необоснованно долго рассматриваются должностными лицами налоговых органов.

Итак, налоговики должны самостоятельно рассчитать проценты за просрочку возврата налогов, каким образом они это делают? Что говорят ФНС России и Минфин России о порядке взыскания процентов?

Из пункта 5 ст. 78 и п. 5 ст. 79 НК РФ однозначно следует, что налоговый орган самостоятельно начисляет проценты. Положения п. 10 ст. 176, п. 3 и 4 ст. 203 НК РФ не столь однозначны, однако, учитывая сформировавшуюся судебную практику, налоговые органы и в этом случае обязаны самостоятельно рассчитать проценты за просрочку возврата налогов.

Проценты рассчитывают исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни «неправомерного» пользования денежными средствами налогоплательщика.

Ставка Банка России — годовая. Поэтому, чтобы рассчитать сумму процентов, нужно определить, как будет рассчитываться «ежедневная» процентная ставка: делением ставки на реальное количество дней в году (365 дней или 366 дней, если год високосный) либо делением этой ставки на 360 дней (как при расчете процентов за пользование чужими деньгами).

В пунктах 3 и 4 ст. 203 НК РФ указано, что проценты начисляются исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

В остальных случаях, когда налогоплательщик вправе получить проценты, Кодекс не содержит столь же ясных указаний.

Позиция налоговых органов однозначная: проценты за просрочку возврата излишне уплаченного (взысканного) налога нужно рассчитывать исходя из 365 (366, если год високосный) календарных дней в году. Формула расчета процентов за несвоевременный возврат переплаты приведена в приказе ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам».

Однако суды, включая ВАС РФ, стоят на позиции, что для расчета процентов число дней в году принимается за 360.

В итоге формула для расчета процентов должна выглядеть так:

Сумма процентов = (Несвоевременно возвращенная сумма x Ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни просрочки возврата x Количество дней просрочки) : 360

Минфин России в письмах от 03.07.2009 № 03-02-08/59 и от 05.06.2009 № 03-02-07/1-294 разъяснил, что если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты. Они должны быть выплачены налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата. Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает на основании п. 12 ст. 78 НК РФ решение о возврате оставшейся суммы процентов.

Согласно письму ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета. Обязанность инспекции возвратить сумму излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления прав налогоплательщика, в том числе и при зачете.

В чем заключаются особенности возмещения процентов за нарушение срока возврата НДС?

При нарушении сроков возврата НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Из анализа указанной нормы следует, что проценты за несвоевременный возврат НДС (возмещение НДС) начисляются начиная с 12-го дня после истечения трех месяцев, установленных НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Это означает, что проценты подлежат начислению вне зависимости от того, принял, или нет по результатам проведения камеральной проверки налоговый орган решение о возмещении (возврате) НДС. При этом принципиальное значение будет иметь правомерность заявленного к возмещению НДС.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 по делу № А27-15478/2010 в случае неправомерного отказа налогового органа в возмещении НДС проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Суды указывают, что единственным основанием для начисления процентов является нарушение сроков возврата НДС, установленных ст. 176 НК РФ. При этом причины пропуска срока и наличие вины инспекции значения не имеют.

Читать еще:  Представление интересов в суде

В постановлении ФАС Московского округа от 10.01.2008 № КА-А41/13842-07 по делу № А41-К2-4259/07 суд отклонил довод инспекции о неправомерном начислении процентов по причине затруднений, возникших при документообороте между налоговыми органами. Суд указал, что порядок возмещения НДС установлен нормами ст. 176 НК РФ, где за несвое­временный возврат налога уплачиваются проценты за просрочку исполнения обязательства.

В постановлении ФАС Московского округа от 19.08.2011 № КА-А40/9377-11 по делу № А40-120910/10-76-685 суд уточнил, что начисление процентов за несвоевременный возврат НДС не зависит от причин пропуска сроков.

Поскольку возможны два способа возмещения НДС, следует обратить внимание на необходимость подачи заявления именно о возврате (а не о зачете) НДС. Только при наличии такого заявления налогоплательщик вправе требовать начисления процентов на основании п. 10 ст. 176 НК РФ. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 № 9355/06 по делу № А73-7639/2005-18 возврат подлежащего возмещению НДС возможен при наличии письменного заявления плательщика о возврате налога. До получения такого заявления у налогового органа нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку его возврата не начисляются.

О чем всегда следует помнить налогоплательщикам при взыскании процентов с налогового органа?

Во-первых, о наличии (сохранности) первичных документов, подтверждающих несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного, излишнее взыскание или несвоевременное возмещение налога путем возврата.

Во-вторых, о сроке, в пределах которого налогоплательщик может обратиться с соответствующим заявлением о начислении процентов (пропуск установленного законом срока является самостоятельным основанием для отказа в иске).

В-третьих, о том, что иски о взыскании процентов с налоговых органов носят имущественный характер. Поэтому при их подаче в суд необходимо уплачивать госпошлину, которая рассчитывается от суммы заявленных требований (в отличие от заявлений о признании недействительным ненормативного акта, действия/бездействия государственного органа, по которым уплачивается фиксированная сумма).

Как с ИФНС получить проценты за несвоевременный возврат налогов

Возникновение права на компенсацию от ИФНС

Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.

Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:

  • по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
  • при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.

Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.

Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).

Если же переплата возникла вследствие взыскания налогов по решению (требованию) налоговиков, проценты начисляются со дня взыскания налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой

НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.

За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.

Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.

Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Начисление процентов при добровольной переплате налогов

В тех случаях, когда переплата налогов происходит по вине самого плательщика (неправильное применение налоговой ставки, ошибочное завышение облагаемой базы и т. д.), обязательным условием взыскания с ИФНС процентов является заявление прав на возврат суммы переплаты.

Проценты в подобных случаях начинают начисляться только при наличии поданного в ИФНС заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога. Без подачи такого заявления у инспекции отсутствует обязанность по возврату налогов и, соответственно, уплате процентов на сумму несвоевременно возвращенных платежей.

Чтобы получить назад переплаченный налог и, возможно, денежную компенсацию, плательщик обязан подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. В заявлении в числе прочего указываются реквизиты банковского расчетного счета налогоплательщика, на который возвращаются налог и проценты, сумма переплаченного налога и КБК по переплаченному налогу.

Налоги и взносы должны быть возвращены в течение одного месяца со дня получения налоговым органом данного заявления. В противном случае наряду с налогом ИФНС обязана будет вернуть плательщику еще и проценты, начисленные на сумму несвоевременно возвращенного налога.

Проценты начисляются не со дня уплаты налога в завышенной сумме, а именно с того дня, который следует за истекшим месяцем, отведенным налоговикам для возврата переплаченных сумм.

Само же заявление о возврате излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня его уплаты.

Отдельной формы заявления для взыскания процентов на сумму несвоевременно возвращенной переплаты законодательством не предусмотрено. Более того, плательщики не обязаны заявлять о взыскании таких процентов. Проценты рассчитывают и начисляют сами налоговики по факту пропуска месячного срока (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Если плательщик потребует вернуть переплату и проценты через суд, минуя стадию подачи заявления о возврате (например, при пропуске трехлетнего срока), то суд откажет во взыскании процентов. Это обусловлено тем, что при добровольной переплате проценты начисляются спустя месяц с даты подачи соответствующего заявления.

Как вернуть проценты при излишнем взыскании налогов

По закону налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, ИП, их представителям лично под расписку или иным способом (п. 4 ст. 79 НК РФ).

Но по своей собственной инициативе ИФНС не обязана возвращать излишне взысканные суммы налога. Поэтому возврат налога и процентов в подобных ситуациях также осуществляется в заявительном порядке. Для возврата потребуется подать заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Отдельного заявления о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога подавать не требуется. Налог подлежит возврату с уже начисленными на него процентами.

При этом, в отличие от добровольной переплаты при излишнем взыскании налога, начисление процентов на его сумму не зависит от факта подачи заявления о возврате. Проценты в таких случаях начисляются не с момента окончания месячного срока с даты подачи в ИФНС заявления, а с момента самого взыскания налога.

Поэтому в принципе налогоплательщик может не заявлять о начислении и возврате процентов в ИФНС, а обратиться с исковым требованием напрямую в суд.

Процессуальные сроки

Заявление о возврате переплаченного налога с начисленными на его сумму процентами разрешается подать в ИФНС в течение трех лет. Порядок исчисления данного срока зависит от основания возникновения переплаты.

Например, при переплате налога по вине плательщика трехлетний срок начинает исчисляться со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). В случае принудительной уплаты налога срок на подачу заявления исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Пропуск трехлетнего срока не лишает плательщиков права на возврат переплаты и процентов по ней. Данный срок установлен лишь для возврата налогов/процентов через ИФНС без обращения в суд.

Поэтому если плательщик не обратился в инспекцию за возвратом налогов и процентов в течение трех лет, он может потребовать их взыскания в судебном порядке. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 и 200 ГК РФ).

Момент, с которого плательщик должен узнать о нарушении своего права на возврат налогов и процентов, определяется судами по-разному. Все зависит от причин, по которым налогоплательщик допускает переплату налога, а также от наличия у плательщика возможности для правильного исчисления налога.

Зачастую таким моментом суды признают не день уплаты налога, а день получения справки налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом (Постановление АС Уральского округа от 14.03.2017 № А76-12783/2016, Постановление АС Уральского округа от 17.06.2016 № Ф09-6580/16).

Если плательщик решит взыскать налог и проценты путем оспаривания действий или решений ИФНС (решение об отказе в возврате), то в отношении таких требований будет действовать срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ. Данный срок составляет всего три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав.

Досудебное урегулирование

Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.

Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.

Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.

Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.

Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ). Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует. Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована. Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше. По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании. По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией. Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения. То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

Читать еще:  Что можно предпринять, если банк хочет забрать залоговый автомобиль?

Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве. Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд. Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право. Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно. Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения. Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты. То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить – вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты. Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае – срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции. ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ разработала форму такого заявления. Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима. Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

Срок давности возврата переплаты по налогам

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Бывают ситуации, когда уплаченная сумма налога превышает необходимую. Законодательство предусматривает возврат таких «излишков», но лишь до истечения установленного срока. Рассказываем про срок давности возврата переплаты по налогам.

Почему появляются «лишние» налоговые платежи

Излишне уплаченный налог далеко не всегда возникает из-за существенных недостатков в учете. Иногда к переплате приводят и банальные технические сбои или опечатки.

Основные причины перечисления в бюджет «лишних» средств следующие:

  1. Ошибка при расчете. Ситуации здесь могут быть самыми различными, в зависимости от вида платежа: завышение облагаемой базы, неправильное применение ставок, неиспользование положенных льгот и т.п.
  2. Ошибка при перечислении. Тут речь идет о технических опечатках при заполнении платежек.
  3. Переплата по авансам. Многие налоги с годичным периодом предусматривают ежеквартальную уплату авансов. Поэтому, если в конце года произошло существенное снижение облагаемой базы, то ранее перечисленные суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом.

Теоретически переплата может возникнуть по любому налогу. Но на практике речь обычно идет об «оборотных» обязательных платежах: НДС, налог на прибыль, а для спецрежимов — УСН.

По налогам, которые платятся на основе физических показателей (земельный, транспортный, ЕНВД и т.п.), переплата возникает намного реже.

Это понятно — площадь зданий или количество транспортных средств учесть относительно несложно, да и меняются они далеко не так часто и существенно, как показатели выручки или затрат.

Как выявить переплату

Для обнаружения любых ошибок в учете необходима налаженная система внутреннего контроля.

Если речь идет о расчетах, то основным методом проверки их корректности является регулярная сверка с контрагентами, в данном случае — с налоговиками.

Сверять данные по обязательным платежам нужно не реже раза в квартал. А крупным компаниям, которые имеют «разветвленный» бизнес и платят множество налогов, лучше делать это ежемесячно.

Хотя закон и обязывает чиновников сообщать бизнесменам о выявленных переплатах (п. 3 ст. 78 НК РФ), но рассчитывать на это не следует. Ведь любой возврат из бюджета — это «минус» для отчетных показателей ИФНС. А каких-либо наказаний для налоговиков за несообщение этих сведений не предусмотрено.

Поэтому бизнесмену необходимо полностью брать процесс сверки в свои руки, не надеясь на чиновников.

Переплата обнаружена — что дальше?

Закон предусматривает два варианта «использования» налогоплательщиком переплаты — зачет и возврат.

Причем зачесть «лишние» платежи можно только в счет выплат, зачисляемых в тот же бюджет или внебюджетный фонд (п. 1 и 1.1 ст. 78 НК РФ).

Если же бизнесмен решил вернуть переплату живыми деньгами, то налоговики все равно имеют право сначала провести зачет имеющейся задолженности перед соответствующим бюджетом (п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ).

По мнению Высшего Арбитражного Суда, такой зачет — вид принудительного взыскания. Поэтому чиновники должны выполнить всю соответствующую процедуру: направить налогоплательщику требование и, только в случае его неисполнения, вынести решение (определение ВАС РФ от 21.02.2008 г. № 1395/08).

Руководителю, желающему избежать судебных разбирательств, в первую очередь следует изучить результаты сверки расчетов и направить заявление о возврате уже с учетом имеющейся недоимки.

Указанное заявление можно подать в ИФНС как на бумаге, так и онлайн, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При заполнении документов на возврат нужно использовать формы, утвержденные письмами ФНС РФ: на бумажном носителе — № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, в электронном виде – № ММВ-7-8/137@ от 18.03.2019.

На возврат средств закон отводит налоговикам месяц, причем в течение первых 10 дней они должны принять решения и еще через 5 дней — сообщить о нем заявителю (п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ). При пропуске срока возврата начисляются пени по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Бизнесмен должен заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 лет с момента ее появления (п. 7 ст. 78 НК РФ). О том, как быть, если этот срок уже прошел — расскажем в следующем разделе.

Что делать, если срок для возврата пропущен

Предположим, что три года с момента появления переплаты уже истекли. Значит ли это, что шансов вернуть деньги уже не осталось? Давайте разбираться…

Во-первых, нужно определиться с самим моментом возникновения переплаты.

Многие налоги (например, на прибыль) исчисляются по авансовой схеме. При этом в течение года бизнесмен платит авансы, а окончательный расчет производится на основании годовой декларации.

Возникает вопрос: когда образуется переплата — в момент перечисления промежуточного платежа или при сдаче декларации, формирующей итоговую облагаемую базу за год?

По мнению Верховного Суда РФ, точкой отсчета является дата сдачи декларации либо установленный законом срок, если отчет сдан позднее (определение от 03.09.2015 г. № 306-КГ15-6527).

Эту позицию ВС РФ можно распространить и на возврат других обязательных платежей с авансовой схемой уплаты: УСН, налога на имущество и т.п. Кроме того, по мнению судей, даже если три года прошло и с даты подачи декларации, это не исключает возможности вернуть переплату. Ведь нормы ст. 78 НК РФ являются специальными и позволяют налогоплательщикам получить излишне уплаченные средства без обращения в суд.

А если срок, установленный НК РФ, пропущен, то это не лишает бизнесмена права на защиту своих интересов в суде в общем порядке. В данном случае трехлетний срок давности по налоговой переплате будет исчисляться с даты, когда налогоплательщик узнал о ней (например, дата акта сверки).

Нужно отметить, что аналогичную позицию ранее высказывал и ВАС (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Неполучение информации о переплате от налоговиков не является основанием для продления срока возврата (определение ВС РФ от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491). Это еще один аргумент в пользу того, что налогоплательщику необходимо самому инициировать сверку расчетов с ИФНС.

Резюме

Переплата по налогам встречается довольно часто. Ее причиной могут быть как технические ошибки, так и особенности исчисления отдельных видов обязательных платежей.

Закон предоставляет налогоплательщику два варианта «закрытия» переплаты — зачет и возврат.

Читать еще:  Подоходный налог у многодетной матери 2018 года

В обоих случаях НК РФ отводит на подачу заявления три года. С точки зрения высших судебных инстанций, если по налогу предусмотрены авансы, то указанный срок отсчитывается с даты сдачи годовой декларации.

Но даже если три года с этой даты уже прошли, но бизнесмен докажет, что узнал о переплате позднее, он может вернуть свои деньги через суд на общих основаниях.

Поэтому переплаты по техническим причинам исключены. Если же ошибся штатный бухгалтер клиента (еще до передачи учета на аутсорсинг), мы в кратчайшие сроки выявим отклонение и вернем средства в ваш бизнес.

Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.

    Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.

    В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.

    По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.

    Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

    Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.

    Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

    Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

  • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
  • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.

    При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

    Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

  • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
  • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.

    В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

    Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

  • Что меняется в данной процедуре?
  • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.

    Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

  • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
  • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.

    Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

  • Как уточнить платеж?
  • Будут два способа уточнения.

    Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

    Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

    Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

    Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

  • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
  • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.

    Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector