Начальство требует моего присутствия на работе сверх учебной нагрузки
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Начальство требует моего присутствия на работе сверх учебной нагрузки

Нагрузка работы преподавателя

1.1. Это зависит не только от вашей учебной нагрузки. Нужно смотреть трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка. Пятидневка может быть только для учеников, но не для учителей.

1.2. Ни в одном правовом документе НЕТ нормы о том, что учитель, выполнив свою работу в течение установленной продолжительности рабочего времени, должен находиться в школе или выходить на работу в выходной для него день (если по труд. Договору сб.у Вас выходной)
В письме Минобрнауки России в письме от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций» приведены доводы о том, что если учитель выполнил нормы педагогической нагрузки, а также ненормированную часть (работа с родителями учеников, проведений собраний, кружков и тд.), то руководство школы НЕ ИМЕЕТ право требовать от учителя нахождения в школе сверх этого времени.

2.1. У вас 18 часов библиотекаря и 22 часа учебной нагрузки. Итого 40 часов в неделю. При пятидневке это 8 часов в день.

3.1. В вашей ситуации необходимо произвести перерасчет пенсии. Вам однозначно не правильно насчитали! Прошу связаться с нами для решения Вашего вопроса.

3.2. Составьте заявление в двух экземплярах. В заявлении просите привести письменный расчет размера пенсии. Один экземпляр отдаете Пенсионному фонду, на втором просите поставить отметку. Экземпляр с отметкой остается у Вас на руках. ПФ обязан ответить на Ваше обращение. В ответе должен быть приведен расчет Вашей пенсии. Если ПФ допустил ошибку при расчете пенсии – Вы можете обратиться в суд за защитой своих прав.

4.1. В соответствии с условиями Вашего трудового договора и за фактически отработанное время должна быть произведена выплата.

5.1. Не зачисляется. Независимо от количества часов по совместительству – Ваше основное место работы не то, по которому стаж идет.

Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)
8. В стаж работы засчитывается:

в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела “Наименование учреждений” списка за период до 1 ноября 1999 г.

6.1. Нет, не законно. Работодатель ОБЯЗАН обеспечить работника работой в полном объеме (на установленную Правительством РФ норму часов). Если он этого сделать не может, тогда выплачивает работнику компенсацию за простой по вине работодателя за все те часы, которые работник недоработает до нормы.

6.2. Марина.
Нет, незаконно. Вы ведь находитесь в отпуске, и Ваш трудовой договор со школой не расторгнуть. По возвращению из отпуска работодатель должен исполнить его условия. Если он этого не делает, пишите жалобу в трудовую инспекцию.

7.1. Все зависит от условий трудового договора. Если там такое условие прописано то обязаны, если должностная инструкция и трудовой договор не содержит таких условий и обязанностей то нет.

8.1. Уволить по собственному – Вас в любом случае не могут до тех пор, пока не напишите такое заявление. И если писать заявление не будете – работодатель, если не может предложить иную работу – будет вынужден уволить по сокращению (если иных оснований увольнения не будет).

9.1. Валерий! Если Вы работали в ДЮСШ только в 2007-2008 г.г., то данный период работы не был засчитан в Ваш специальный стаж правомерно. В соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в учреждениях допобразования за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: 1) наличие у работника на 1 января 2001 г. педстажа продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; 2) факт работы лица (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в учреждениях допобразования.
Очевидно, второе условие у Вас отсутствует (в 1999-2000 г.г. в учреждениях допобразования Вы, скорее всего, не работали). Возможно, отсутствует и первое условие) необходимый стаж по состоянию на январь 2001 г.).
С уважением, А.Д.Руслин.

10.1. Сразу вижу нарушение п.1.8 Приложения N 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601, а именно: о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
Просто сказать, что снизилось количество обучающихся – это не обоснование, должная быть ссылка на конкретный приказ о комплектовании и приказ об утверждении учебного плана, в которых видно общее уменьшение по часам.
Что делать. Четыре варианта.
1. Если уменьшение часов не объективно (отдали другому работнику) то надо обжаловать действия администрации в суд, прокуратуру, ГИТ, профсоюз – на выбор. У вас есть 3 месяца.
2. Если уменьшение объективно, но как мы знаем нарушена процедура (п.1.8 Приказа), тоже можно обжаловать – но в лучшем случае вы получите утраченный заработок с сентября. Потом вас уведомят правильно и вы все равно останетесь на маленьком объеме.
3. Тоже что и 2, но ничего не делаете.
4. Пройти курсы повышения квалификации по тем предметам, которые ведут руководитель и его заместители в порядке совмещения. Тогда с нового учебного года, а то и в середине, вы сможет претендовать на их часы.
Выбирайте.

11.1. Принудительно работодатель ничего не может Вам навязать.
За классное руководство предусмотрена надбавка (компенсационная выплата в % от оклада), следовательно – это дополнительная работа.

12.1. Согласно ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность), но не оплата и нагрузка. Поэтому требовать сейчас большей нагрузки Вы не можете. О нагрузке в новом учебном году Вы сможете узнать у руководителей ОУ.

13.1. Ирина! Прочитайте внимательно условия заключенного с вами трудового договора. Об изменении условий труда работодатель обязан вас уведомить не менее, чем за 2 месяца до даты таких изменений. Если вы не согласны работать на предложенных условиях, то вас имеют право уволить. Из любой ситуации всегда можно найти выход, главное — предпринять шаги для его достижения. Обратитесь к юристам и они помогут вам в составлении документов, решении Вашего вопроса. Контактные телефоны, адреса обычно указаны под ответом юриста.
Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах.
С уважением, юридическая компания «ПРАВО», член Гильдии Правозащитников Москвы!

Что делать, если вас заставляют работать сверхурочно

Часто приходится слышать жалобы простых офисных работников о том, что работать приходится от рассвета до заката, а благодарности от начальства никакой – вместо этого оно ещё и норовит загрузить работой свыше всякой меры. Как правило, такие трудовые забеги оканчиваются либо нервным срывом, либо увольнением работника по собственному, настоящему, желанию. Что делать честному труженику в такой нелегкой ситуации?

Разбираемся в понятиях

В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это значит, что при пятидневной рабочей неделе нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов, а при шестидневной рабочей неделе чуть менее семи часов. Если работник работает свыше этого времени, то речь уже идет о сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ).

Когда работник может быть привлечен к сверхурочным работам

В ст. 99 ТК РФ дан перечень оснований для привлечения работника в сверхурочной работе.

С письменного согласия работника

• Если невыполненная работа приведет к порче имущества, неважно чьего.
• Если невыполнение работ парализует работу компании.
• Если осуществляется замена неявившегося работника, чья работа не терпит перерывов

Без согласия работника

• Если необходимо предотвратить катастрофу и т.д.
• Если есть угроза нормальной работе систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
• Если выполнение работ требуется в связи с военным положением, стихийным бедствием, чрезвычайной ситуацией.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается только с письменного согласия работника и с учетом мнения профсоюза. При отсутствии последнего, достаточно только письменного согласия работника.

Продолжительность подобных сверхурочных работ не может превышать для каждого работника четыре часа два дня подряд. Таким образом, все 10-12 часовые трудовые марафоны в течение рабочей недели незаконны. Кроме того, часто работодатель не утруждает себя получением письменного согласия работника на привлечение его к работе сверхурочно. Как правило, работодатель в устной форме информирует сотрудника, мол, надо, Вася, надо, и, кто работает – тот ест! И «Васи» делают как надо и делают это до тех пор, пока дым из ушей не повалит, а лицо не приобретет неопределенный оттенок, вдобавок к этому сумасшедший взгляд и нервный смех. О какой продуктивной работе может идти речь в таком случае? Тут уж как с загнанной лошадью выход один – пристрелить, то есть уволить

Читать еще:  Сколько стоит работа перенести газовый счетчик

Пряники от закона

Их немного, вернее будет сказать – один. Ст. 152 ТК РФ предписывает оплачивать сверхурочную работу в полуторном размере в первые два часа сверхурочной работы и в двойном размере за все последующие часы переработки. По желанию работника, оплата сверхурочных может быть заменена дополнительным временем отдыха, но не менее отработанного сверхурочно времени, то есть речь идет о старых добрых отгулах.

Неутешительные реалии

Практика, как это часто бывает в нашей стране, весьма далека от закона. Во многих компаниях уже давно вошло в традицию работать не восемь часов, а, к примеру, десять. И неважно, что эти два часа вы будете подрываться на минных полях «Сапера» или ломать голову над «Солитером» или «Косынкой» (см. коллекцию таймкиллеров на RB.ru), главное быть на хорошем счету у начальства, а если еще при этом говорить начальству два раза «ку!», носить колокольчик в носу и приседать, то со временем господин назовет любимой женой и можно будет надеяться на повышение оклада!

При этом работодатели не считают нужным оплачивать эту форму добровольной повинности или предоставлять отгулы, иначе пропадает весь смысл такого «подарка» компании от работника. По странному мнению ряда руководителей, сверхурочная работа – не что иное, как проявление лояльности работника к компании, даже если эта работа не носит срочный характер и может быть выполнена в течение следующего рабочего дня. Хотя западные компании, на которые равняется российский бизнес, уже давно не руководствуются мнением: «Хороший работник рано с работы не уйдет». По их мнению, сотрудник, работающий по 10 и более часов в день, теряет производительность и рано или поздно допускает ошибки. Месяц высоких результатов у таких работников часто сменяется спадом, а без необходимого отдыха они начинают чаще болеть. Человек, как биологический объект, не может длительное время работать по 12 часов в день – через какое-то время организм попросту может не выдержать такой нагрузки. После 8 часов беспрерывного труда так называемые трудоголики теряют контроль и четкость реакции – отсюда хронические болезни и нервные срывы.

Что делать

Оговоримся сразу, никто не призывает вас к революции или суду Линча над своим любимым начальством. Если вас устраивает такое положение дел – воля ваша, только не удивляйтесь, если дети со временем забудут ваше лицо и будут шарахаться с криками: «Мужик (тетка), ты кто?!»

Если же вам надоело менять свою личную жизнь на псевдопоощрительную табличку «Лучший работник месяца», то, как обычно, у вас есть несколько вариантов:

• Сменить работу. В кризис с работой не особо разбежишься, но при желании можно найти подходящий вариант.
• Уходить вовремя с работы. Если не хватает смелости заявить об окончании рабочего дня и нежелании работать сверхурочно, то можно придумать массу причин: лечение, повестка к следователю, мероприятия у ребенка и т.д.
• Сообщить куда следует. Куда следует – это прокуратура и трудинспекция. Как сообщать, описано здесь. Если сообщать будете лично, работать в компании вам уже, скорее всего, не дадут, поэтому на подобный шаг решаются, когда дело дошло до конфликта и перед уходом хочется побольше насолить работодателю.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Как директор может запросто напакостить учителю. Директорам не читать

У меня в комментариях к статьям часто появляются фразы, типа “директор не может вас ничего заставить делать”, или “вранье, что учителя делают ремонты в отпусках, их не имеют права заставлять это делать”, или “а зачем вы соглашаетесь выходить на демонстрации, работать в отпуске или в праздники, не ходите, вам никто ничего не сделает за это”. Товарищи считают, что бесправный директор никак не сможет отомстить противному не согласному на внеурочный труд учителю. Предлагаю составить список того “ничего”, что нам, учителям, “не сделает” никакой директор.

Все, что тут перечислено, можно устроить учителю совершенно на законных основаниях. Однако, давайте будем честными, директора устраивают это совсем уж вредным, не согласным ни с какими дополнительными работами революционерам, прущим буром. Справедливости ради, надо предупредить, что если прикинуться дурочкой. или вовремя уйти на больничный, можно многих поручений и работ избежать совершенно бесконфликтно.

Начнем с банального – нагрузки:

директор запросто может увеличить или уменьшить вашу нагрузку, причем второе даже без вашего согласия. Директор по закону обязан нагрузить вас только и исключительно на ставку, а на остальные часы взять того, кто ему нравится. Вы остаетесь с обязательными по закону 18 часами, и что в этом случае вы будете кушать при наличии семьи, детей, кредитов, ипотеки и старых, больных, нуждающихся в помощи родителей знает один Бог. Ибо 18 часов нагрузки очень мало и оплата за это голыми на руки от 8 до 10 тысяч в центральной России. Севера и столицы больше.

Директор имеет право поставить вас на самые тяжелые классы, забрав у вас бывшие, ваши, хорошие, умненькие, и для этого достаточно жалобы одного “подученного” родителя. Следующий год будете работать в аду.

Директор запросто может составить вам расписание, где у вас 2 окна через урок, или первый урок первым, в первую смену, а последний последним, во вторую, или при 20 часах нагрузки работать будете шесть дней в неделю. Можно ставить вас дежурить тогда, когда вам это неудобно, а если вам далеко ехать до работы, можно ставить вам все первые уроки, вот тогда повеселитесь, вставая в 4 утра, чтобы не попасть в пробку и вовремя быть в школе. И это пока только нагрузка.

Второе из безобидного – документация. Можно сколько угодно раз заставлять вас переписывать рабочие программы и КТП, придираясь, или к содержанию, или к запятым, интервалам, шрифту, толщине табличных линий. А если вы еще и классный руководитель, то и план воспитательной работы будет подвергаться неоднократной коррекции. Все мероприятия из плана вы должны будете проводить с классом обязательно, всенепременно и с предоставлением конспектов и фотоотчетов.

Что такое мониторинг учебного процесса знает каждый учитель. Особенно часто он проходит у молодых специалистов. И это правильно. Педагог наставник или адекватный завуч просто обязан присутствовать на уроках у молодежи, чтобы подсказать где, что не так и как сделать, чтобы все было так, как надо. Но когда к вам, далеко не начинающему педагогу, начинают заявляться на уроки каждый день – это нервирует. На каждый урок непременно необходимо иметь распечатку КТП и технологическую карту урока. Необходимо строго следовать теме урока, не смотря на отставание или опережение материала классом, кроме того минута в минуту соответствовать плану технологической карты, иметь раздаточный материал и электронные разработки, не зависимо от того работает ваша техника или нет. Если чего-то нет -объяснительная. Это называется моральный прессинг, и он вполне себе законен. Обосновывается элементарно, начиная от низкой успеваемости (помним про то, что у нас тяжелые классы), и заканчивая устными и телефонными жалобами родителей.

По поводу последних вообще красота. Если на вас действительно есть жалобы, письменные и обоснованные – вас уволят, а если нет, найдут тех, кто такую жалобу напишет.

Оплата – самое замечательное. Берем центральную Россию. Вы работаете на ставку, 18 часов, и вам могут заплатить голую ставку, классное руководство и выслугу, и это на руки будет тысяч 13-14 рублей, что, как и требует законодательство, превышает минимальную оплату труда. На жалобы самому президенту, что по майским указам вы должны получать среднюю по региону, директор в министерство отпишется, что вы не достойны стимулирующей доплаты, так как вы не участвовали там-то и там-то, а именно за эти достижения в этом году начисляются стимулирующие. Либо, чтобы не связываться с неприятностями, можно назначить вам чисто символические стимулирующие, в размере до тысячи рублей, заплатить их раз в квартал и отчитаться, что все, что можно, для вас сделано, ибо нагрузка мала, мероприятий вы ведете мало, нигде не участвуете, успеваемость низкая (вы же не забыли, что вас поставили на самые тяжелые классы?), и жалобы на вас от родителей, а ваши коллеги и нагрузку имеют “ах” и в мероприятиях участвуют “вах”, и успеваемость у них “огого”, и никаких жалоб, поэтому и стимулирующие у них десять тыр, а исходя из этого, в среднем по школе с зарплатой директора и завучей учреждение, как раз почти на среднюю по региону-то и выходит. А зарплата, стимулирующие, мол, каждому по труду.

Ну и общечеловеческие пакости, типа- не отпустить, когда у вас водопровод прорвало (или срочно надо к стоматологу, ребенка к неврологу отвезти, ведь он раз в месяц принимает по записи за полгода, на утренник к ребенку, и.т.п.), а когда без разрешения уйдете, засчитать прогул, не дать отгул за переработку, когда вам маму в больницу везти надо, не заступиться за вас перед неадекватным родителем, не предложить путевку в каникулы от профсоюза, любое опоздание -объяснительная, акт, прогул, сколько-то прогулов – увольнение. если в этой же организации учится ваш ребенок,жертвой могут сделать и его. И тут миллион способов.

Читать еще:  Эвакуатор забрал автомобиль с бесхозной территории

В общем, господа писуны – комментаторы, выпендриваться в школе можно, если у тебя есть куда уходить или на что жить, когда тебя выживут с работы. А способов это сделать масса. Народ сейчас в комментариях допишет, что я забыла. Ибо хорошо рассказывать, сидя в своих уютных офисных креслах, или лежа в гамаке на Багамах, прожигая денежки из оффшоров, про рабскую психологию учителя, и про то как надо посылать подальше директора, который заставляет в отпуске идти на ЕГЭ или шкрябать батареи перед покраской. Обстоятельства заставляют. Как в одном фильме сказали : “Жить захочешь -не так раскорячишься”.

Просьба при копировании материала в другие интернет-ресурсы давать ссылку на «Училкину жизнь»

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Трудовое законодательство России позволяет работникам, кроме своей основной работы, выполнять другую оплачиваемую работу. Согласно статье 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство). Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации, совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Также, в соответствии со статьей 60.2 Трудового Кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Особенности регулирования труда педагогических работников, работающих по совместительству, определены главой 44 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 “Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры” принятым в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации. Как следует из пункта 1 Постановления, вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. При этом, пп. «ж» п.2 Постановления установлено, что преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора.

В п.2 Постановления также установлено, что выполнение работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя. Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ. Так же, стоит отметить, что Пунктом 2 Постановления № 41 не запрещается выполнение указанных в ней работ в свободное от основной работы время на условиях совместительства, что подтверждается и решением Верховного Суда РФ от 21.12.2006 № ГКПИ06-1518. Поэтому, если преподавательская работа будет осуществляться директором за пределами рабочего времени по основной должности, стороны вправе оформить такие отношения как внутреннее совместительство.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Вы можете вести дополнительную педагогическую нагрузку, с согласия Вашего работодателя. При этом если Вы хотите вести учебные часы в основное рабочее время, то Вам надо будет оформить совмещение должностей, если в свободное от основной работы время – то оформить внутреннее совместительство.

Что касается оплаты за педагогическую нагрузку, ответим следующее:

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) состоит из: вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

При этом, статьей 135 Трудового Кодекса установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда руководителя образовательной организации так же регулируется вышеуказанными актами.

Согласно статье 151 Трудового Кодекса Российской Федерации: «При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы».

В Приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлено, что: «Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты». При этом Письмом Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки от 26.10.2004 №АФ-947/96 дано разъяснение, что: «Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом)».

Согласно Разделу 2 Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, должность директора относится к должности руководителя образовательной организации, а не преподавательской деятельности. Поэтому, тарификация и определение объема преподавательской нагрузки происходит по соглашению работника и работодателя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Ваш непосредственный руководитель – начальник территориального управления, может согласовать с Вами условия преподавательской нагрузки, но определение предельного объема преподавательской нагрузки относится к его компетенции. В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, если Вас не устраивает объем преподавательской нагрузки и условия оплаты за данный объем, Вы имеете право отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом своего работодателя не менее чем за три рабочих дня.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Сайфуллаевой Фирузы Анваровны

Рабочее время педагогических работников. Изменение работодателем учебной нагрузки

Работа педагога имеет свою специфику, она заключается в проведении учебных занятий по расписанию, а потому режим работы педагогического работника отличается от режима работы других сотрудников образовательного учреждения.

Основные нормативно-правовые акты, которые следует изучить для понимания этой темы: ст. 333 Трудового кодекса РФ, Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536.

В статье 333 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило о том, что всем педагогическим работникам устанавливается сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю. В этой же статье сказано, что на основании актов профильного министерства по некоторым должностям педагогических работников может быть установлена иная максимальная продолжительность рабочего времени, а также установлены нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 имеет два приложения. В Приложении № 1 установлены продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы по конкретным должностям педагогических работников. В Приложении № 2 установлен порядок определения учебной нагрузки.

Так, к примеру, в п. 2.2 Приложения № 1 сказано, что старшим воспитателям, за исключением тех, что указаны в пункте 2.1 Приложения № 1, устанавливается продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю. Это означает, что работники, занимающие эту должность, не могут привлекаться к работе за пределами установленной им нормы – 30 часов в неделю, без оплаты им работы сверх этой нормы как сверхурочной работы.

По другим должностям педагогических работников устанавливается «норма часов педагогической работы за ставку зарплаты».

К примеру, в силу пункта 2.8.1 Приложения № 1 норма часов педагогической работы за ставку зарплаты для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, составляет 18 часов в неделю. Это означает, что если учитель ведет по 18 часов учебных занятий в неделю, то он вправе претендовать на получение оклада, установленного по его должности, в полном объеме.

Читать еще:  Угроза взлома кладовки и причинения материального вреда

Однако из норм Приказа № 1601 не следует того, что:

1. учителю не может быть установлена учебная нагрузка, превышающая 18 часов в неделю (с соответствующей оплатой, пропорционально установленному окладу);

2. учитель не может быть привлечен к иной работе, в пределах установленной ему максимальной продолжительности рабочего времени, которая, как уже было сказано, составляет 36 часов в неделю.

О том, чем может быть занят педагог помимо «ведения учебных занятий за ставку зарплаты» сказано в «Особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 (далее – Особенности).

В разделе II Особенностей говорится о том, что рабочее время педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, имеет три составляющих:

1. Нормируемая часть (ведение учебных занятий по расписанию, включая короткие перерывы между занятиями, т.е. перемены).

2. Ненормируемая часть, вытекающая из должностных обязанностей (подготовка к урокам, ведение журналов, участие в педсоветах, методических советах, родительских собраниях и т.п. Полный перечень см. в п. 2.3 Особенностей).

3. Работа, выполняемая за дополнительную оплату на основании трудового договора или соглашения к нему. Виды этой работы перечислены в абзаце 7 п. 2.3 Особенностей: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Если с нормируемой частью работы педагога и работой, выполняемой за дополнительную плату, особых проблем не возникает, то по поводу ненормируемой по времени части работы между педагогом и администрацией нередко случаются конфликты.

Первый вопрос, который возникает у многих педагогов: существует ли какие-либо нормы соотношения нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени, то есть должен ли работодатель в обязательном порядке отводить какое-либо время на ту же подготовку педагога к учебным занятиям?

К сожалению, в Особенностях однозначного ответа на этот вопрос не дано. На практике встречаются случаи, когда работодатель устанавливает педагогам учебную нагрузку в объеме 36 часов в неделю. На наш взгляд, это некорректно. При ведении учебных занятий в любом случае предполагается, что педагог тратит время на подготовку к ним, ведет другую работу, вытекающую из обязанностей педагога, а занимая все допустимое по закону рабочее время ведением уроков работодатель не оставляет времени для подготовки к ним. Однако пока данная позиция не нашла отражения ни в судебной практике, ни в административной практике контролирующих органов.

Другой вопрос, который часто волнует педагогов: может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?

В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.

Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей – это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.

Что нужно знать об изменении учебной нагрузки?

Обычно изменение учебной нагрузки происходит после окончания учебного года, и эта процедура также вызывает много вопросов со стороны педагогов.
Необходимо сказать, что Порядок изменения учебной нагрузки предусмотрен Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Порядок).

В пунктах 1.5, 1.6 Порядка установлен запрет на изменение в сторону уменьшения учебной нагрузки, установленной педагогу (без его согласия) – как в течение учебного года, так и на начало нового учебного года.

Однако в этих же пунктах содержится оговорка о том, что это правило не распространяется на случаи снижения объема учебной нагрузки педагогических работников, перечисленные в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601: если снижение нагрузки связано с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
Поскольку в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к названному Приказу перечислены практически все педагогические работники, которых снижение учебной нагрузки может коснуться (учителя, педагоги дополнительного образования и др.), можно сделать вывод о том, что работодателям дали право на снижение объема учебной нагрузки педагогов при наличии обстоятельств, предусмотренных Порядком.

В случае снижения объема учебной нагрузки работодатель должен:

1. соблюсти процедуру ее изменения;

2. иметь доказательства наличия причин снижения учебной нагрузки, указанных в пунктах 1.5 и 1.6 Порядка.

Поскольку в силу прямого указания в Порядке количество часов учебной нагрузки педагога является одним из условий трудового договора, при изменении нагрузки в одностороннем порядке должны также соблюдаться нормы статьи 74 Трудового кодекса РФ, в которых установлена процедура изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.

Таким образом, работодатель должен в письменной форме уведомить вас об изменении учебной нагрузки не позднее, чем за два месяца до изменений (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ), назвать в уведомлении конкретные причины, которые послужили основанием для изменения учебной нагрузки (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

В случае вашего отказа работать в новых условиях работодатель должен предложить вам вакантные должности, соответствующие вашей квалификации (ч. 3 ст. 74 ТК РФ), а при отсутствии таких должностей или вашем несогласии их занять уволить вас по истечении срока уведомления с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 4 ст. 74 ТК РФ, ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

При этом учебная нагрузка может быть изменена по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, без проведения всей этой процедуры (п. 1.8 Порядка). В течение всего срока предупреждения о предстоящем изменении учебной нагрузки работодатель обязан обеспечить вас работой на прежних условиях, то есть ваша нагрузка не изменяется сразу же после получения уведомления и соответствующие изменения вступают в силу не ранее окончания двухмесячного срока, установленного Порядком.

Поскольку законодательством не предусмотрено иного, уведомление об изменении учебной нагрузки может быть вручено работнику и в период его пребывания в отпуске или на больничном.

В случае если работодатель нарушил процедуру изменения учебной нагрузки или не имел оснований, предусмотренных Порядком, для ее изменения, то педагог, уволенный в связи с отказом от работы в новых условиях, в течение одного месяца со дня увольнения может оспорить незаконное увольнение в суде.

Положительная для педагогов практика по этому вопросу имеет место. Так, к примеру, Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Порядком оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча в учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такой причины изменения не названо в Порядке. Решение было поддержано Мосгорсудом.

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector