Любой гражданин РФ имеет право
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Любой гражданин РФ имеет право

Гражданство: права и обязанности

Термин «личность» непрерывно связан с понятием «гражданство». Ведь гражданин — это тот человек, который законно проживает на территории страны, осуществляет в её рамках трудовую деятельность, а также защищает её культурное наследие. То есть развивается как личность.

Понятие и суть гражданства

Под термином «гражданство» понимают правовые отношения между гражданином и государством. Любые правовые отношения подкрепляются совокупностью норм и правил с обеих сторон. Связь между гражданином и государством основана на соблюдении законов, норм поведения, уважении человеческой свободы и достоинства.

Человек, являющийся гражданином той или иной страны, получает данный статус из-за сложившихся отношений с государством, которые и определяют сущность гражданства. Всё эти отношения заверены в юридической форме. Понятие «гражданство» не связано с постоянным проживанием индивида на территории конкретного государства.

Гражданство каждого индивида подтверждается документально. Например, паспортом или иными справками, указывающими на принадлежность к конкретной стране.

Гражданин РФ — кто это такой

С законодательной точки зрения гражданин РФ — это индивид, который законным путем проживает на территории и осуществляет свою деятельность. Этот человек не должен регулярно продлевать статус гражданина. Он является его непосредственным носителем. Гражданин России наделён правовыми, гражданскими обязанностями и обязуется их исполнять в течение всей жизни.

В общественном понятии гражданин России — это патриотично настроенный человек, который принимает активное участие в жизни страны, участвует в общественных и политических движениях, помнит её историю и великих деятелей. Независимо от степени определения понятия, любой гражданин РФ имеет правовые обязанности перед государством, так же как и государство перед ним.

Как и с какого возраста человек становится гражданином государства

Индивид становится гражданином РФ с первого дня рождения. В каких случаях это происходит:

  1. Оба родителя являются гражданами России. При этом определение статуса ребёнка не зависит от места рождения.
  2. Если один из родителей является гражданином РФ, а другой не имеет этого статуса либо числится пропавшим.
  3. Родители, проживающие на территории страны, не имеют статуса гражданства. При этом ребёнок рождается на территории РФ, а родители отказываются присваивать ему статус гражданина своей страны.
  4. Ребенок находится на территории России, а его родители неизвестны. Статус присваивается, если через полгода один из родителей не объявился.

Основные обязанности гражданина РФ

В основные обязанности жителя Российской Федерации входит:

  1. Соблюдение правовых норм, законов и правил. Это позволяет поддерживать порядок, стабильное положение в обществе и безопасность жителей.
  2. Служба родине и её защита. Гражданин России обладает воинской обязанностью перед страной, он обязуется пройти службу, сроки и место исполнения которой определяются государственным аппаратом.
  3. Уважение прав других людей. Гражданин должен с пониманием относиться к культуре и нравам других жителей, в том числе и приезжих.
  4. Охрана окружающей среды. Человек должен беречь природу, а также её обитателей. Это помогает улучшить экологическую обстановку и уровень жизни в стране.
  5. Забота о потомках, недееспособных родственниках. Человек обязуется заботиться о родителях, которые по той или иной причине потеряли способность зарабатывать денежные средства.
  6. Получение общего образования. Житель России обязуется получить среднее образование (9 классов). Однако это правила действительны для жителей, не достигших возраста 15 лет.
  7. Забота о культурном наследии страны. Человек обязан защищать и преумножать культурные и исторические ценности, рассказывать о них потоках. Это помогает формировать личность со своими убеждениями и взглядами на жизнь.
  8. Оплата налоговых сборов. Подобные выплаты имеются в любом государстве. Они поддерживают госаппарат, сферу образования и медицины. Налоги гарантируют жителям страны социальное обеспечение со стороны власти.

Конституционные обязанности гражданина РФ

Конституционные обязанности — это те правила, которые закреплены в Конституции РФ и являются обязательными для исполнения всеми жителями страны. Какие признаки подобных правил можно выделить:

  • Они обладают верховенством, за их несоблюдение грозит последующая ответственность.
  • Служат юридической базой для всех законов, введенных госаппаратом.
  • Действуют на всей территории страны и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, как приезжими, так и коренными.

Таким образом, конституционные обязанности являются частью жизни жителя Российской Федерации.

Права гражданина РФ

Права жителя России — это те требования, которые должны реализовываться со стороны государства. Они могут быть личными, социальными, экономическими, политическими.

Личные (гражданские)

Личные права носят абсолютный характер, к ним относятся:

  1. Право на жизнь. Любой житель РФ имеет право на жизнь, из-за чего смертная казнь в стране отменена.
  2. Право на собственное достоинство. Человек имеет право на личное пространство, неприкосновенность, защиту своей чести и любой частной информации.
  3. Свобода. Человек имеет право свободно выражать свое мнение, жить в соответствии со своими нормами и принципами, входить в состав различных социальных и политических движений. При условии, что это не перечит нормам закона.
  4. Жилище. Индивид имеет право на защиту и неприкосновенность собственной территории.
  5. Вероисповедание. Человек в праве самостоятельно выбирать, к какой вере себя отнести.
  6. Передвижение. Гражданин в праве беспрепятственно передвигаться по территории страны и осуществлять свою деятельность в любом регионе России.

Гражданин РФ имеет право на толерантное отношение к собственной национальности и уважение её норм и правил.

Политические

Политические права тесно связаны с личными. Однако первые во многих случаях присваиваются только тем, кто имеет статус гражданина РФ. Что сюда входит:

  1. Свобода слова. Гражданин имеет право высказывать свое мнение и критику относительно законодательной власти, общественных деятелей.
  2. Информация. Человек имеет право на получение и распространение полученной информации. Естественно, если к ней не ограничен доступ со стороны власти.
  3. Манифестация. Гражданин в праве проводить общественные движения и митинги, которые осуществляются мирным путем.
  4. Участие в государственных и судебных делах. Человек в праве принимать участие и оказывать определенное действие на развитие политической сферы.
  5. Петиции. Гражданин может обращаться в управляющие органы для решения определённых вопросов.

Социальные

Что может делать житель России в соответствии с социальными правами:

  1. Осуществлять предпринимательскую деятельность на территории страны. При условии, что она не противоречит рамкам закона.
  2. Трудиться и обладать свободой труда.
  3. Претендовать на социальную защиту со стороны государства.
  4. Претендовать на социальное обеспечение со стороны властей.
  5. Иметь частную собственность.
  6. Претендовать на медицинскую помощь.

Любой гражданин России вправе претендовать на благоприятную и экологически чистую окружающую среду.

Экономические

Какие возможности имеет человек со стороны экономической политики:

  1. Возможность свободно пользоваться собственным имуществом в своих целях. При условии, что они не нарушают закон.
  2. Возможность претендовать на наследование частной собственности.
  3. Возможность самостоятельно определяться со сферой собственной деятельности, в зависимости от предпочтений и способностей.
  4. Право на труд, при условии, что работодатель создал гигиеничные и безопасные условия для рабочих.
  5. Право отказаться от принудительного труда при превышении работодателем своих полномочий.
  6. Возможность получать вознаграждение за качественно проделанную работу.
  7. Возможность участвовать в рабочих забастовках при несправедливой деятельности со стороны работодателя.

Культурные

Культурные возможности — это те права, которые формируют личность человека и обеспечивают его духовное развитие. Что к ним относится:

  1. Право на самообразование.
  2. Возможность получать доступ к историческим и культурным ценностям страны.
  3. Возможность реализовывать творческую деятельность в рамках закона.
  4. Возможность на свободу преподавания.

Любой человек вправе участвовать в культурной жизни России, вносить в нее свой вклад и способствовать последующему прогрессу.

Каким правом не обладают граждане РФ

Какие права и возможности не действуют на территории России:

  1. Присвоение властных полномочий.
  2. Занятие незаконной деятельностью, которая угрожает безопасности страны.
  3. Разжигание межнациональных конфликтов и предвзятое отношение к эмигрантам.
  4. Нарушение личностных и правовых прав других жителей.
  5. Агитация к присоединению к агрессивным политическим или религиозным движениям.
  6. Распространение частной информации других граждан без их согласия.

Гражданин Российской Федерации — это человек, который не только официально проживает на территории страны, но и чтит законы, юридические и правовые нормы. Каждый человек имеет свои обязательства перед государством и может рассчитывать на полную его поддержку при соблюдении юридических норм. В противном случае человека ждёт ответственность вплоть до уголовного наказания.

Полезное видео

В этом видео рассказывается о правах и обязанностях гражданина РФ:

Статья 27 Конституции РФ

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Статье 27 Конституции РФ

1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для России указанные свободы особенно актуальны. Еще задолго до революции в Российской империи существовал паспортный режим, полицейская регистрация, необходимо было получать разрешения не только для выезда за границу, но и на передвижение внутри страны. Эта система была востребована в Советском Союзе, и с середины 1930-х годов были введены паспорта и режим прописки, т.е. каждый гражданин закреплялся за определенным местом жительства и получал разрешение от властей на проживание. Ограничения и запреты на прописку действовали в столицах, крупных городах и отдельных местностях. Многие категории граждан и даже целые слои населения (например, сельские жители) практически полностью лишались свободы передвижения и легального выбора места жительства. Прописка стала способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав. Это усугублялось и тем, что в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте ставилась возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в конце 80-х годов XX в. предложения об отмене прописки воспринимались как нереальные и фантастические. Поэтому действительное воплощение свободы передвижения потребовало кардинальной перестройки законодательства, практики его применения и правосознания прежде всего должностных лиц, хотя рецидивы прошлого еще продолжают сохраняться.

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (в ред. от 18.07.2006) еще до принятия действующей Конституции декларировал право на свободу передвижения и выбора места поселения в соответствии с международными актами о правах человека. Этот Закон ввел обязательный для граждан регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства, установил перечень ограничений на свободу передвижения и закрепил важный принцип, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел два вида регистрации – по месту пребывания (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристической базе, больнице, другом подобном учреждении, а также жилом помещении, в котором лицо временно проживает) и по месту жительства (в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированных домах и прочих жилых помещениях, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, по договору найма, аренды или на иных законных основаниях).

Читать еще:  Можно ли переоформить машину на себя без ПТС?

Между тем правовое различие понятий места жительства и места пребывания, как они понимаются в мировой практике, не в виде или характере жилого помещения и даже не во времени фактического проживания в нем, а в юридическом закреплении намерения лица зафиксировать свое местонахождение и свой гражданский статус по определенному адресу, где он будет осуществлять, например, свои избирательные права и выполнять определенные обязанности (платить налоги, состоять на воинском учете и т.д.). Этим место жительства (domicile) как легально закрепленное местонахождение лица, с которым у него установлена постоянная юридическая связь, определяющая его гражданский статус, отличается от места его пребывания (residence), под которым обычно понимается факт временного или даже регулярного пребывания в каком-либо месте или нескольких местах, где лицо периодически проживает, но с которыми его не связывает намерение устроить здесь юридически закрепленное и постоянное жилище для реализации своих прав и выполнения гражданских обязанностей.

Таким образом, лицо по собственной воле определяет, какое из законно занимаемых им жилых помещений будет зафиксировано как его место жительства (domicile), и независимо от времени его фактического проживания в нем оно без его желания не может по произволу власти превратиться в место пребывания на том основании, что он находится там редко и кратковременно. Иное означало бы нарушение конституционного права свободно выбирать место пребывания и жительства.

Для понимания комментируемой нормы весьма важны позиции Конституционного Суда, выраженные им в ряде своих решений. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(267)). Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(268)) Так, отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием лишения права на жилище (Постановление КС РФ от 25.07.1995 N 3-П*(269)). Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятие с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания и не может быть основанием для отказа во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке (Постановление КС РФ от 24.11.1995 N 14-П*(270)). Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П *(271)).

Определяя конституционный смысл регистрации, Суд указал, что она является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать места пребывания и жительства. Неправомерно использование регистрации для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации, соответственно, не может быть средством предупреждения или мерой ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(272)).

Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” предусматривает ограничение указанных прав лишь на территориях, где введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности: в пограничной зоне в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях*(273), в зонах экологического бедствия или в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Этот перечень сформулирован исчерпывающим образом и не может быть расширен в подзаконных актах.

Так, Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции предельный шестимесячный срок регистрации по месту пребывания, установленный постановлением Правительства РФ, указав, что Правительство вышло за пределы своих полномочий, установив неоправданное и непредусмотренное федеральным законом ограничение. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания не может быть поставлен в зависимость от усмотрения органов регистрационного учета, а должен определяться самим гражданином. При этом определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П).

Конституционный Суд решительно выступил против попыток региональных властей самостоятельно регулировать миграционное перемещение путем введения региональных квот, сборов, компенсаций и иных ограничений на проживание на своих территориях, поскольку они не предусмотрены федеральным законом, а их установление не входит в компетенцию субъектов РФ (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П и др.).

Последовательно проводя идею уведомительного характера регистрации, Суд высказался по поводу неконституционной практики применения правил регистрации и сферы компетенции органов, ее осуществляющих. Так, он указал, что при предоставлении лицом документов, удостоверяющих личность и подтверждающих его право проживать по выбранному адресу (ордера, договора, согласия лица, предоставившего жилое помещение), органы регистрационного учета не обладают правом усмотрения и обязаны зарегистрировать это лицо по указанному адресу. Требование о предоставлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Поэтому органы регистрационного учета не управомочены законом проверять подлинность предоставленных документов или их соответствия российскому законодательству. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных отношений вопреки предназначению института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П)*(274).

Свободное определение гражданином РФ и иным лицом, законно находящимся на территории РФ, места проживания и жительства, сугубо учетные цели регистрации и уведомительный ее порядок, отсутствие обусловленности наличия регистрации реализацией иных конституционных прав предполагает, что регистрация в отличие от разрешительной системы прописки не предназначена для полицейского контроля за гражданами, а преследует социально-экономические цели (планирования жилищного строительства и муниципальной инфраструктуры, демографического, статистического учета и т.п.). В свете этого установление административной ответственности и практика паспортных проверок представляются весьма сомнительными с точки зрения положений ч. 1 ст. 27 Конституции.

2. Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно конкретизировано в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в ред. от 22.07.2008), который опирается на Конституцию, а также на международные договоры РФ и соглашения по указанным вопросам. В соответствии с этим порядок выезда и въезда по-разному регулируется для российских граждан и для иностранцев и лиц без гражданства. Так, для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию ни по каким основаниям.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено: а) при допуске его к сведениям, отнесенным к государственной тайне – в зависимости от степени секретности срок ограничения может составлять от пяти до 10 лет; б) до окончания гражданином военной или альтернативной гражданской службы; в) при задержании или осуждении за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от него; г) до исполнения обязательств, наложенных на гражданина судом; д) в случае сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда.

Важно отметить, что перечень ограничений является исчерпывающим и не носит политического характера. Рассматривая положения п. “а” ст. 64 действовавшего прежде УК РСФСР, который квалифицировал бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как одну из форм измены Родине, Конституционный Суд признал это положение очевидно противоречащим Конституции. При этом он отметил, что ограничения в праве на выезд, связанные с обеспечением безопасности и других интересов, носят временный характер и не лишают гражданина самого права свободно выезжать из страны и беспрепятственно в нее возвращаться. Эти ограничения не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами РФ (Постановление КС РФ от 20.10.1995 N 17-П*(275)). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 2 указанного Закона.

Установленные законом ограничения конституционного права на выезд из РФ не являются абсолютными: во-первых, они действуют только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в этом же Законе, а во-вторых, выезд из РФ может быть разрешен гражданину и независимо от истечения этих сроков. Во всех перечисленных случаях временного ограничения конституционного права на выезд из страны орган внутренних дел обязан уведомить гражданина о том, какая организация приняла на себя ответственность за ограничения его права на выезд, что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения (ст. 16 Закона). Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина на выезд из РФ, несут материальную и иную ответственность за ущерб, причиненный ему своими действиями или бездействием (ст. 35 Закона). Указанные решения и действия могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом суд не может ограничиваться лишь формальным установлением факта, например допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а обязан дать оценку обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.10.1998 N 146-О*(276)).

Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного места жительства (Постановление КС РФ от 15.01.1998 N 2-П*(277)). Формулируя эту позицию, Суд связал в ней обе части ст. 27 Конституции, исходя из целостности понятия свободы передвижения, которая, как и другие конституционные права и свободы, гарантируется гражданам независимо от наличия или отсутствия у них жилого помещения для постоянного или временного проживания. Конституционный Суд дисквалифицировал при этом правило о выдаче заграничного паспорта лишь по месту жительства, указав, что оно обусловлено только целями рациональной организации деятельности органов внутренних дел и не отвечает положениям ст. 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции.

Получить от государства безвозмездно на правах гражданина России


Рождается новый россиянин и родители обретают на него первые выплаты. Какие деньги получают от государства граждане РФ знают в местных муниципалитетах и в отделах социальной защиты. Регионы устанавливают местные правила и нормы, не противоречащие федеральным законам. Размеры безвозмездного финансирования физических лиц слагаются из сумм целевых средств, выделенных государственной, областной и районной казной.

Оффтоп: если Вы хотите заработывать деньги в интернете прямо сейчас без вложений, то узнайте все способы здесь.

Сертификат для мамы

Значительная поддержка молодых семей определяется при появлении на свет либо усыновлении второго ребёнка – государство выдаёт материнский капитал. Программа выделения сертификатов на определённую сумму действует с 2007 г. и безналичные денежные ресурсы могут быть израсходованы на усовершенствование жилищных условий или образование ребёнка. Национальные программы в помощь российским гражданам представлены региональными возможностями, базирующимися на объёмах местного бюджета и основными федеральными поступлениями.

Читать еще:  Работа в полиции при судимости родственников

Целевая помощь на жильё

Субсидии, жилищные свидетельства – едино разовая материальная поддержка на приобретение жилья, которая изначально не рассчитана на покрытие полной стоимости жилья. Денежный эквивалент оформляется в безналичном варианте расчётов и действие ограничено определёнными сроками в 6 месяцев. Как получить субсидию от государства выясняют в местных органах самоуправления после признания официально неудовлетворительными имеющиеся жилищные условия.
Размер выделенной субсидии определяется индивидуально с ориентацией на экономическое состояние региона, метраж жилой площади и количество несовершеннолетних детей в семье. При получении материальной помощи от государства необходимо наличие собственных финансов для уплаты всей суммы за жильё, так как установлены средние размеры субсидий от стоимости покупаемого объекта:
•в пределах города – 40%;
•жителям сельской местности – 70%.

Молодёжная недвижимость

Обеспечение граждан государственными субсидиями на покупку недвижимости законодательно определено в ЖК РФ (Жилищном кодексе). В России действует федеральный проект «Доступное жильё – гражданам России». Получение бесплатной жилплощади рассчитано на россиян 18–30 лет с детьми, в браке или одиноких родителей. Очерёдность на выделение государством денежных средств по программе «Жильё» после 35 лет сохраняется. По этой же программе возможно частичное обеспечение денежными средствами улучшения жилищных условий при помощи субсидий.

Ипотека для учёных и учителей

С 2011 года в регионах страны действует программа помощи учителям и учёным, выраженная в предоставлении субсидии. Возраст учителей ограничен планкой в 35, учёных – в 40 лет. Лояльные условия договора по ипотечному кредиту предусматривают увеличение срока выплат и уменьшение процентных ставок. Выбор предоставляется в форме помощи:
•40% стоимости ипотечного жилья;
•оплата процентов по кредиту.

Военные накопления

Военнослужащим государство открывает накопительный счёт по истечении трёх лет службы по контракту или сразу по окончании военного образования. В зависимости от состава семьи и звания на счёт перечисляются денежные средства, которые предназначены на приобретение жилья по окончании срока службы. Счёт может быть использован с целью приобретения жилища по ипотечному кредиту.

Имеют право получить

Как получить деньги от государства знают многие льготные категории граждан России. Стандартный перечень групп лиц, имеющих права на получение жилищных субсидий определяет группы:
•малообеспеченные семьи;
•госслужащие и специалисты;
•молодые семьи;
•дети-сироты;
•многодетные семьи;
•участники военных операций;
•инвалиды;
•военнослужащие в запасе;
•лица из регионов Крайнего Севера.

Выплаты из налогов

Этот денежный вопрос регулирует Налоговый кодекс РФ. Каждый гражданин РФ единожды имеет право на имущественный налоговый вычет:

•При непосредственном приобретении жилья для себя или несовершеннолетнего ребёнка: дома, квартиры, земельного участка.
•По выплате процентов ссуды подоходный налог возвращается без ограничений, в полном объёме, в сумме учитываются проценты по кредиту.
При условии перечислений в бюджет подоходного налога (НДФЛ) с официальной работы возврат до 13% от стоимости приобретённого жилья. Стоимость недвижимости ограничена и рассчитывается по формуле: 2 000 000 р. Х 13% = 260 000 р. Два владельца совместной собственности имеют право на налоговый вычет в зависимости от стоимости каждой доли.

Сроки для вычетов

Право на возврат НДФЛ размером до 260 000 р. наступает через 12 месяцев после покупки жилища. Возвращение всей суммы может поделено на части по отчётным годам, так как размер возврата не должен превышать годовые налоговые отчисления гражданина в государственный бюджет.
Документы на имущественный вычет подают в местной налоговой инспекции того населённого пункта, где приобретена недвижимость. Место регистрации владельцев не имеет значения. Инспекторы налоговой службы будут проверять документы 2–3 месяца, выявляя возможную фиктивность.

Землевладение

Теоретически почти каждый гражданин РФ знает как получить участок от государства бесплатно, так как законодательством не предусмотрены ограничения в получении земли в местах постоянного проживания. Все условия землевладения заложены в положениях Земельного кодекса (ЗК РФ).

Преимущества в получении земельных участков имеют:

•Граждане РФ, пользующиеся фактически земельным участком, где находится с оформленным правом собственности жилой дом, могут получить без оплаты указанную земельную зону в собственность. Регионы РФ самостоятельно устанавливают сроки на владение землёй, которой не пользуются. При строительстве недвижимости на брошенной земле можно оформлять её в собственность.
•Лица, официально состоящие на учёте в муниципалитете, как нуждающиеся в жилом помещении при условии проживания в местности не менее 5 лет.

Предоставляется возможность использовать для строительства жилья без оплаты земельные наделы, находящиеся в собственности государства:

•Родителям, имеющим на обеспечении более 3-х детей. В случае учёбы, службы в армии возраст повышается до 23 лет.
•Семьям, имеющим на обеспечении детей инвалидов.

Развитие сельского направления определило получение привилегий для категорий:

•Жители сельской местности до 35 лет, с полученным средним или высшим образованием, работающие по специальности на сельском производстве, в здравоохранении, сфере образования или культуры.
•Жители сельской местности, зарегистрированные постоянно и работающие не меньше 5 лет на селе.
•Жители сельской местности пенсионного возраста, проживающие и зарегистрированные в рассматриваемой местности не менее 5 лет.

Определены категории граждан РФ, имеющие право на выделение безвозмездно земельных участков, с наградами и званиями СССР и России.

Получить земельный участок от государства бесплатно 2015–2016 гг. возможно благодаря принятым изменениям в Земельном Кодексе в начале года. Продлена до 2020 г. так называемая дачная амнистия, позволяющая бесплатно приватизировать используемые земельные участки.

Коммерция для безработных

Что можно получить от государства на первоначальное формирование малого предпринимательства?

Поддержка начинающим бизнесменам находится в ведении Центров Занятости Населения (ЦЗН). Для получения безвозмездной суммы необходимо:

•иметь зарегистрированный статус безработного;
•написать бизнес-план развития и защитить его;
•оформить ИП или ООО.

При условии соблюдения некоторых нюансов на расчётный счёт будут перечислены средства от государства – около 60 000 р. Через три месяца в ЦЗН предоставляется документальный отчёт о потраченных средствах. Индивидуальное предпринимательство должно просуществовать не менее одного года без замечаний со стороны проверяющей комиссии. При нарушениях вероятность возврата денег государству возрастает.
Заявительная форма нашего государства предполагает юридически подкованных граждан с возможностью ходить по инстанциям с заявлениями или иметь своего адвоката, доверенное лицо. Тонкости бюрократических норм усложнены региональными и местными законами и положениями. Возможностями пользуются те лица, которые регулярно изучают законодательные нормы, становясь активными гражданами своей страны.

Права, свободы и обязанности в РФ по Конституции 1993 г.

По Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина, а также чётко определены обязанности. Рассмотрим их.

Право – это гарантированные государством возможности индивида иметь и пользоваться благами (социальными, политическими, экономическими, духовными, личными).

Классификация прав

По времени возникновения:

  • первое поколение прав — это личные, гражданские права
  • второе поколение прав — социальные, экономические, культурные. Они нашли отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
  • третье поколение прав — формируется в современных условиях – защита личного статуса индивида, включённость его в жизнь общества. Это коллективные права, права солидарности — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др. Коллективные права не должны ущемлять или ограничивать права каждого в отдельности.

Группы прав

Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)

Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)

Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)

Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)

Права Статьи Конституции
Гражданские (личные) права
Право на жизнь 20
Право на достоинство личности 21
Право на свободу и личную неприкосновенность 22
Право на неприкосновенность частной жизни 23
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 24
Право на неприкосновенность жилища 25
Право не определять и не указывать свою национальность. 26,п1.
Право пользования родным языком 26, п.2
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. 27
Свобода совести, вероисповедания. 28
Политические права и свободы
Свобода мысли и слова. 29, п.1,2
Свобода информации, цензура запрещена. 29, п.3,4
Право на создание общественных объединений. 30
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 31
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.

Право равного доступа к государственной службе.

право участвовать в отправлении правосудия.

32
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. 33
Социальные и экономические права.
Право на предпринимательство 34
Право на частную собственность. 35
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. 36
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. 37. п.1-4
Право на отдых 37, п.5
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. 38
Право на охрану и помощь семье. 39
Право на жилище 40
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 41
Право на благоприятную окружающую среду. 42
Культурные права
Право на образование 43
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.

Право на доступ к культурным ценностям.

44

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Виды обязанностей:

Общие — распространяются на всех граждан:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать:

  • все виды обжалования в соответственных органах государственной власти и управления
  • обращаться к общественности и в средства массовой информации
  • создавать движения в свою защиту
  • проводить различные виды пикетирования.

Виды защиты прав на международном уровне:

1) Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

В 1996году Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, граждане РФ получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Условия обращения в Европейский Суд :

  • предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией.
  • Жалоба может исходить только от самого потерпевшего
  • Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения государственными органами.
  • Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции РФ
  • Чтобы жалоба была признана, приемлемой заявлением должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Государство, к которому относится решение Суда, обязательно ему подчиняется.

2) Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен)

Создан в начале 19 века в Швеции (1809году), после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах.

Характерные демократические черты:

  • независимое положение в системе государственных органов
  • несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента
  • открытость и доступность для всех граждан
  • бесплатное оказание помощи гражданам и так далее

В России есть тоже должность Уполномоченного по правам человека

На неё назначает и с неё освобождает Государственная Дума РФ.

Первым с января 1994года был С.А.Ковалев.

Сегодня это Т.Н.Москалькова – с 22 апреля 2016 года.

16 апреля 1996года Государственная Дума приняла закон

«Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

В нем определены:

  • порядок назначения и освобождения от должности
  • его компетенция
  • организационные формы
  • условия деятельности.

Таким образом, Конституция Р. Ф. гарантирует права и свободы человеку и гражданину. Государство обеспечивает гарантии соблюдения данных прав. Однако широк и круг обязанностей людей перед государством, которое вправе потребовать исполнение данных обязанностей каждым гражданином РФ.

Защита прав происходит в государстве. Однако в случае несогласия с решениями суда, граждане могут обратиться за помощью в мировое сообщество. Всё это свидетельствует о демократическом характере нашего государства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основные права и обязанности человека и гражданина РФ

Статьи Конституции РФ представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

Как отмечалось ранее, в действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Личные права и свободы человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.

Личным правам посвящены статьи 20-29 Конституции РФ .

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как:

1. право на жизнь;

2. право на достоинства;

3. право на свободу и личную неприкосновенность;

4. неприкосновенность жилищ;

5. неприкосновенность частной жизни;

6. свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений;

7. свобода информации;

8. свобода определения национальности и выбора языка;

9. право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства;

10. право на выезд из России и возвращение обратно;

11. свобода совести и вероисповедания;

12. свобода мысли и слова.

Закрепление данных прав в Конституции означает следующее:

– жизнь человека является главной ценностью; все формы лишения человека жизни незаконны и подлежат юридической ответственности, (убийство является тягчайшим преступлением, эвтаназия (умерщвление врачами больного по его просьбе) запрещена и т.д.); единственным способом законного лишения человека жизни является смертная казнь по приговору суда; в настоящее время смертная казнь в исполнение не приводится;

– достоинство человека неприкосновенно, запрещены жестокие, бесчеловечные, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказание, в том числе пытки и принудительные медицинские опыты на людях;

– ограничение свободы человека недопустимо, кроме случаев, строго регламентированных в законе (например, при правоохранительной деятельности);

– запрещается вмешательство в частную жизнь человека, сбор сведений о ней без его согласия, аудиовизуальное наблюдение за его домом либо средствами связи (кроме случаев, предусмотренных законом);

– одним из неизменных атрибутов любого демократического государства является свобода передвижения и поселения. Она представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона;

– каждый имеет право определять свою национальность или не определять никакой, выбирать язык общения;

– каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать религию вообще, свободно мыслить и высказываться.

Конституция РФ наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций)[13].

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права принадлежат только гражданам конкретного государства и связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам». В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.

В РФ активное Избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным Избирательным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти, и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления[14].

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Социально-экономические права и свободы по-прежнему занимают весьма важное место в системе конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

В Конституции РФ социально-экономическим правам посвящены статьи 34-41, которые включают в себя:

1. право на свободу предпринимательства и права частной собственности;

2. право частной собственности на землю;

3. свобода труда;

По конституции РФ 1993 года в группу трудовых прав входят право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.

4. право на социальное обеспечение;

5. право на жилище;

Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами[15]. Согласно той же статье 40, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.

6. право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основное содержание права на охрану здоровья составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Сюда также входит обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения всех видов и медицинского страхования, содействовать развитию физической культуры и спорта. В таком виде это право закреплено в статье 41 Конституции РФ 1993 г.

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод, что отражает тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

В особую группу выделяют часто культурные права и свободы – особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества и др. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.

Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве – праве политического убежища. Это право заключается в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Предоставление политического убежища не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства. Согласно ст. 63 Конституции РФ 1993 г., РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Обязанность – это мера должного поведения человека в обществе.

Основными обязанностями человека и гражданина в РФ называются те, которые установлены Конституцией РФ и наряду с правами составляют основу конституционно-правового статуса человека в РФ[16].

К основным обязанностям человека и гражданина в РФ относятся обязанности:

1. соблюдать Конституцию и законы РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

2. платить установленные налоги и сборы;

3. воинская обязанность (защита Отечества);

4. обязанность бережного отношения к природе;

5. воспитание и забота о детях;

6. забота о нетрудоспособных родителях;

7. получение основного общего образования;

8. недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;

9. непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

10. забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10961 – | 8192 – или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector