Лишения мандата депутата муниципалитета
Dolgovnet34.ru

Юридический портал

Лишения мандата депутата муниципалитета

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления – это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Значимые правовые позиции по вопросу отзыва выборных лиц местного самоуправления были высказаны Конституционным Судом Российской Федерации . Так, очень важным является сформулированное Конституционным Судом положение о недопустимости введения облегченной процедуры отзыва. Конституционным Судом затрагиваются и весьма важные вопросы, связанные с основаниями отзыва. В силу особенностей местного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связанной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается.

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на.

1) срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет, установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата.

Кто и по какой процедуре может лишить депутата его мандата?

Кто, за что и по какой процедуре может лишить депутата его мандата? Сразу оговорюсь – я не буду останавливаться на ситуации, когда в отношении депутата вынесен обвинительный приговор суда. Это другая тема. В данном случае речь идет о том, что еще, кроме совершения преступления, может явиться основанием для постановки вопроса о лишении депутата его депутатских полномочий или привлечения его к иной конституционно-правовой ответственности и как это происходит.

1. По сообщениям прессы, Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Госдуму обращение о снятии с Геннадия Гудкова депутатских полномочий. В обращении, подписанном генеральным прокурором Юрием Чайкой, излагаются факты, которые ранее содержались в письме, поступившем в Думу из Следственного комитета. Прокуратура, в частности, утверждает, что эсер, уже будучи избранным в Думу, продолжал заниматься бизнесом и тем самым нарушил закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы». В связи с этим парламентариям предлагается рассмотреть вопрос о лишении Геннадия Гудкова депутатской неприкосновенности.

Однако законодательством предусмотрена единственная ситуация, при которой генпрокурор может по подобным вопросам «обращаться» в парламент. Ч. 4 статьи 19 Закона о статусе устанавливает: «В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено (здесь и далее выделено мною. – Е. Л.) или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности».

Читать еще:  Смена ответчика в исполнительном листе

Как видим, даже форма «обращение» здесь недопустима. Об уголовномделе мы тоже ничего не знаем. Всеостальноене входит вполномочия генерального прокурора. А значит, генеральный прокурор Чайка не имел права обращаться в Думу.

2. Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 97) устанавливает что «Депутаты Государственной Думы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». За последние пять лет простая и понятная формула Конституции обросла огромным количеством оговорок и подробностей. По новым правилам депутат не может заниматься не просто «оплачиваемой», но «предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью».

Самое сложное в этой новации – появление словосочетания «предпринимательская деятельность». Потому что никто точно не знает, что это такое. В современной экономической литературе нет четкого определения ни сущности предпринимательства, ни предпринимательской деятельности. Формулировка Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 2) тоже не отличается полнотой и четкостью. А значит, невозможно однозначно определить, что можно, а чего нельзя депутату. В связи с этим считаю, что данная норма Закона о статусе, безусловно, нуждается в проверке на предмет ее соответствия Конституции по признаку правовой неопределенности в порядке абстрактного нормоконтроля.

3.По данным проверки Следственного комитета России, Гудков, будучи депутатом, приобрел в 2008 году по договору дарения долю в уставном капитале ООО «Коломенский строитель». Является эта сделка несовместимой с депутатской деятельностью и может ли Дума лишить за это Гудкова полномочий? Однозначно – нет.

Во-первых, сегодняшние депутатские полномочия Гудкова получены им в результате выборов 2011 года, а деятельностью, якобы несовместимой с депутатском мандатом, он занимался в прошлом созыве, к которому нынешние депутаты не имеют ровно никакого отношения.

Во-вторых, даже задним числом лишить Гудкова мандата по этому основанию невозможно. Потому что главный признак предпринимательской деятельности – это систематическое получение прибыли, что подразумевает неоднократность совершения лицом ряда сделок. Следовательно, не может быть признана предпринимательской деятельностью единичная сделка, даже если она и направлена на получение лицом прибыли (дохода).

4.Депутат Государственной думы обязан передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление только в случае, если владение ими может привести к конфликту интересов. То есть если бы, например, депутат Гудков, участвуя в принятии парламентом решения, отстаивал интересы той компании, акциями которой он владеет, а не интересы других субъектов правоотношений. Правило об обязательной передаче акций в доверительное управление действительно существует в российском законодательстве. Только распространяется оно не на депутатов, а на государственных и муниципальных служащих, коими депутаты не являются, и на членов правительства.

5.Если формально допустить, что вхождение депутата «в состав органа управления хозяйствующего общества или иной коммерческой организации» несовместимо с депутатскими полномочиями, то надо немедленно распускать Думу и назначать новые выборы, поскольку любой владелец хотя бы одной акции (доли) в соответствии с положениями Гражданского кодексаавтоматически является участником высшего органа управления ОАО, ЗАО, ООО. Как следует из материалов деклараций депутатов, в парламенте таких большинство. Тем более что Конституционный суд однозначно установил: «деятельность акционеров не является предпринимательской (она относится к иной не запрещенной законом экономической деятельности)».

6.Как заявил «Интерфаксу» секретарь Центризбиркома Николай Конкин, полномочия депутата Госдумы могут быть досрочно прекращены лишь после того, как последует соответствующее судебное решение. Только кто должен идти в суд, в какой суд и зачем? Мандатная комиссия, в обязанности которой входит проверка исполнения депутатами требований законодательства? Фракция, инициирующая рассмотрение вопроса? Сам Гудков?

Первым двум суд откажет как ненадлежащим заявителям. Гудкову туда идти рано – его право пока не нарушено. Так что я вынуждена разочаровать г-на Конкина – в нашем ГПК, по правилам которого в России рассматриваются все публично-правовые споры, не предусмотрена процедура для подобных ситуаций. Суд примет заявление от Гудкова только тогда, когда его лишат мандата, и он решит обжаловать это решение в порядке ч. 2 ст. 46 Конституции и Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Потому что Постановление Думы о досрочном прекращении его депутатских полномочий будет как раз тем самым, предусмотренным законом коллегиальным решением государственного органа, в результате принятия которого будет нарушено право гражданина России Геннадия Гудкова быть избранным, оно создаст препятствия для осуществления этого права, а сам Гудков будет незаконно привлечен к ответственности. Очень надеюсь, что до этого не дойдет. Хотя все может быть. Мы уже ко всякой абракадабре привыкли.

Елена ЛУКЬЯНОВА,
профессор МГУ, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты

Можно ли отнять мандат у депутата и как это сделать?

В «Единой России» пообещали обсудить поведение Натальи Поклонской, которая проголосовала против пенсионной реформы.

Ранее депутаты от правящей партии договорились не критиковать предложения правительства, однако несколько депутатов на заседание не явились, а Поклонская заявила, что у нее появились вопросы к законопроекту, и проголосовала против.

Поклонская заявила о проведении проверок в отношении депутатов Госдумы

Вице-спикер российского парламента Сергей Неверов отметил, что поведение депутата будет обсуждаться, и возможно, Поклонская лишится поста председателя комиссии по контролю за доходами и расходами депутатов (как отметил Неверов, по совокупности причин, а не только из-за отхода от линии партии по вопросу пенсий).

Поклонская ответила журналистам, что связи не видит, и добавила, что работа комиссии не всегда удобна тем, кто нарушает антикоррупционные меры. Но «в этой сфере президент четко сказал, что неприкасаемых нет, нарушил – отвечай, независимо от прежних заслуг и толщины кошелька», заявила экс-прокурор.

Поведение Поклонской довольно часто вызывает недовольство коллег, удивление журналистов и резонанс в обществе. Может ли случиться так, что строптивая крымчанка досрочно лишится депутатского мандата?

Сдача мандата – дело добровольное

Случаи, когда депутат досрочно покидает Думу, достаточно редки. Он имеет право по каким-то причинам подать в отставку, но как правило, по собственному желанию никто не уходит. Депутат лишается мандата и в том случае, если меняет место работы – поступает на госслужбу или же уходит в бизнес (заниматься коммерческой деятельностью парламентариям запрещено).

В последнее время стало частой практикой, когда глава какого-либо региона возглавляет партийный список кандидатов в депутаты Госдумы. Чаще всего после победы на выборах руководитель субъекта просто передает завоеванный мандат следующему в списке и остается в прежней должности. Чтобы кто-то из уже действующих депутатов покинул Думу ради места на госслужбе или в компании, опять-таки случается нечасто. Так поступил, к примеру, генерал-майор Юрий Эм, который предпочел креслу в Госдуме должность зампреда правительства Ставропольского края. После того, как пост упразднили, Юрию Павловичу передал свой мандат другой депутат. Однако Конституционный суд признал подобный круговорот полномочий недопустимым. В итоге Эм от мандата отказался, и документ перешел к следующему в списке «Единой России» – Елене Бережной.

Избавиться от коллеги: можно, но сложно

У депутата могут отозвать мандат из-за длительной болезни, не позволяющей выполнять полномочия, и даже призыва в армию – что, конечно, законодателям вряд ли грозит. Законодательное собрание может вынести решение об отзыве своего представителя.

Есть инструменты для лишения кого-либо из парламентариев депутатского мандата и у Госдумы. Просто так сговориться и проголосовать за прекращение полномочий коллеги, который им не нравится, депутаты, конечно, не могут. Однако есть ряд оснований, которые делают возможным отзыв депутатского мандата.

Читать еще:  Можно ли штробить в выходные дни в москве

Уволенный из Госдумы Илья Пономарев получил вид на жительство на Украине

Одним из них может стать подозрение в ведении коммерческой деятельности. Так лишился мандата депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков. Раскол в партии произошел после событий на Болотной, когда несколько парламентариев поддержали протестующих, отступив от партийной линии. По закону это не повод для лишения мандата. Зато поводом стало подозрение в ведении коммерческой деятельности. В собственности у Гудкова – несколько компаний, о чем тот честно писал в декларации. Однако его обвинили в том, что он продолжает руководить семейным бизнесом. 14 сентября 2012 года Геннадия Гудкова лишили полномочий. Жалоба в Верховный суд результатов не дала.

Месяц спустя лишили полномочий Алексея Кнышова из «Единой России» – обнаружилось, что он был соучредителем и управленцев одной из словацких компаний. Также противники парламентария отмечали, что не задекларировал недвижимость в США и пытался получить в той же Словакии вид на жительство.

Мавроди: в Думе не видели

Самым знаменитым депутатом, «уволенным из Думы» в 1990-х, был Сергей Мавроди. В Думе он практически не появлялся и в общем-то не скрывал, что мандат ему нужен для получения депутатской неприкосновенности – к тому времени у правоохранительных органов накопилось множество вопросов к создателю «МММ».

Избирался он, сидя в СИЗО. А 6 октября 1995 года так и не увидевшие Мавроди в зале для голосований коллеги лишили его депутатской неприкосновенности, так как он пренебрегал своими обязанностями и продолжал заниматься коммерцией (еще бы!).

Илья Пономарев: сериал с предсказуемым концом

Закон, который позволил официально лишать депутатов полномочий за систематические прогулы заседаний, Госдума приняла лишь в марте 2016 года. А 10 июня закон был применен – мандат потерял оппозиционер Илья Пономарев.

Большинство парламентариев к тому времени уже и не чаяли избавиться от коллеги. Пономарев вышел из партии «Справедливая Россия», был единственным, кто проголосовал против присоединения Крыма, и покинул страну еще в середине 2014 года, оставив депутатскую карточку коллеге Дмитрию Гудкову, который и голосовал по доверенности. Декларацию действующий за границей депутат посылал с помощью службы доставки.

Жириновский и Собчак снова поругались на дебатах

В 2015 году Пономарева лишили депутатской неприкосновенности, но не мандата – это два разных процесса. Его обвинили в хищении: Пономарев в 2011 году прочитал цикл лекций в фонде «Сколково», получив за десять выступлений огромный гонорар – девять миллионов рублей. Вопрос, почему в «Сколково» так высоко оценили лекции Пономарева, никто не задавал, зато фонд потребовал задним числом вернуть деньги, мотивировав это тем, что лектор отработал некачественно. Суд с доводами «Сколково» согласился, и на имущество Пономарева был наложен арест. Долг был погашен в том числе за счет депутатской зарплаты – карточку Пономарева заблокировали.

Два года российский парламентарий работал из США, прежде чем депутатам наконец удалось лишить его полномочий – за систематическое неисполнение обязанностей, в том числе за прогулы пленарных заседаний в течение календарного месяца. За проголосовали 413 депутатов, против – трое. Эмоциональнее всех отреагировал Владимир Жириновский: «Мы прощаемся с вами навсегда, но ваш образ еще долго будет напоминать нам и портить нам настроение».

Самого Владимира Вольфовича, кстати, тоже не раз призывали лишить мандата за экспрессивные высказывания на грани фола (а иногда и за гранью). Однако вопросов у депутатов к словам и поведению думского старожила не возникло ни разу.

Народ: безмолвствует

В российском законодательстве отсутствуют механизмы, позволяющие избирателям отозвать выбранного ими депутата из Государственной думы. Все, что они могут – призывать парламентариев обратить внимание на плохое поведение коллеги. Как правило, безрезультатно.

Слуцкий – наглядная иллюстрация российского феодализма

Избиратели могут жаловаться на неэтичность слов и поступков, на отсутствие обратной связи, но все это не дает шанса исправить выбор представителя в законодательном органе власти, который избиратели считают неудачным.

Однако возможность отзыва не оправдавшего доверия избирателей депутата существует во многих местных парламентах, а условия прописаны в региональном законодательстве.

К примеру, в Алтайском крае лишить народного избранника мандата возможно, еслис момента избрания прошло не менее шести месяцев, а до конца срока полномочий оставаться не менее года. Инициативная группа должна обратиться с ходатайством о проведении процедуры отзыва.

Основанием могут служить установленное судом грубое или систематическое нарушение Конституции, федеральных и региональных законов, а также действие или бездействие депутата, из-за которого права и свободы значительного числа граждан оказались нарушенными.

За что депутата могут лишить мандата и как стать депутатом после выборов

Избирательная кампания-2017 в Алтайском крае завершилась, однако избирательный процесс в стране в целом и в нашем регионе в частности – это не только день выборов. Депутатский корпус может частично обновляться и между выборами. Рассказываем, как именно.

В день выборов избирается весь состав выборного органа власти. Например, 18 сентября 2016 года было избрано 450 депутатов Государственной Думы, 68 депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания. 10 сентября 2017 года — 40 депутатов Барнаульской городской Думы.

Но до следующих выборов могут доработать не все депутаты. Так, например, произошло в Алтайском крае в 2016 году, когда Валерий Елыкомов победил на выборах в АКЗС в своем одномандатном округе, но одновременно попал в Госдуму по списку партии “Единая Россия”.

Для замены, согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, необходимо было проводить дополнительные выборы.

Довыборы проходят в срок, установленный федеральным законом. Поэтому новый, 68-й депутат АКЗС был избран не сразу, а только в следующий Единый день голосования, 18 сентября 2017 года. Если до конца срока полномочий остается всего год, то довыборы не проводятся.

Кроме того, выборы в органы местного самоуправления проходят весь год. Например, в Алтайском крае 10 сентября 2017 года было избрано более 6000 сельских депутатов и глав.

Это были массовые выборы. Но и после этой даты проходили небольшие выборы. Так, 22 октября избрался глава Бобровского сельсовета Шипуновского района, 12 ноября прошли выборы депутатов Заринского городского Собрания депутатов, а 26 ноября — депутатов Кипринского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района. И это только малая толика примеров.

Основания для лишения мандата депутата Госдумы прописаны в ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ”:

  • Заявление по собственному желанию.
  • Избрание думца депутатом регионального парламента или органа местного самоуправления.
  • Переход на место выборного должностного лица органа госвласти или органа МСУ.
  • Назначение на государственную должность, поступление на муниципальную службу.
  • Занятие предпринимательской деятельностью (либо иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной).
  • Участие в управлении иностранными некоммерческими организациями, наличие средств в зарубежных банках у депутатов, их супругов и несовершеннолетних детей.
  • Непредставление или несвоевременное представление сведений о своих (а также супруга или супруги и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, имуществе.
  • Утрата российского гражданства, получение иностранного гражданства.
  • Вступление в силу обвинительного приговора суда или решения суда об ограничении дееспособности, признание недееспособным.
  • Признание пропавшим, умершим, смерть.
  • Роспуск Госдумы, выход из состава фракции.
  • Систематические прогулы (пропуск 30 и более дней работы без уважительных причин).

Для лишения мандата депутата Алтайского Заксобрания будут использоваться основания, прописанные в краевом законе “О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания”.

А основания все те же, что и для депутатов Госдумы. Плюс еще одно — отзыв депутата. Условия отзыва прописаны в краевом Кодексе о выборах.

Отозвать депутата могут сами избиратели. Но для этого надо соблюсти ряд условий:

  • С момента избрания депутата должно пройти больше полугода и не менее года до конца полномочий.
  • Основаниями для отзыва могут быть однократное грубое либо систематическое нарушение Конституции РФ, федеральных законов, Устава и законов Алтайского края: решение, действие (бездействие) депутата, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан или два и более нарушений, повлекших в совокупности нарушения прав и свобод значительного числа граждан. Но все такие факты должны быть установлены судом.
  • С ходатайством о проведении процедуры отзыва должна обратиться инициативная группа, провести официальную процедуру отзыва.
Читать еще:  Переоформление квартиры и участка после смерти отца

Причины отзыва депутата представительного органа местного самоуправления прописаны в федеральном законе и Уставе муниципального образования.

Причины по аналогии — в федеральном и региональном уровне. Плюс еще одна — призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Есть два варианта занять место выбывшего депутата.

Если он избран по одномандатному округу. И тут снова пример с АКЗС. На место ушедшего в ГД Валерия Елыкомова через год на довыборах был избран Анатолий Вытоптов.

Если он избран по списку партии. В таком случае место получает следующий кандидат, который был в этом списке или территориальной группе списка. Именно так в октябре 2017 года депутатский мандат в Госдуме РФ получил единоросс Олег Быков из Алтайского края – ему достался мандат депутата Госдумы от Томской области Ирины Евтушенко, скончавшейся в сентябре 2017 года.

Если кандидат письменно отказывается, то место получает идущий дальше по списку. Если из списка откажутся все, то мандат по решению партии могут отдать кандидату из другой территориальной группы.

Вон из депутатов!

Минобороны наградило оппозиционного муниципального депутата Владимира Гарначука медалью «За возвращение Крыма», а муниципальное собрание района Тропарево-Никулино исключило его из своих рядов.

Муниципальное собрание в Тропарево-Никулино лишило мандата оппозиционного муниципального депутата Гарначука: в его отсутствие, простым голосованием – на основании неких документов, без подтверждения их подлинности. Мнения избирателей, доверивших депутату представлять свои интересы, естественно, тоже не спросили.

Два года назад депутата Госдумы Геннадия Гудкова также досрочно лишили полномочий простым голосованием нижней палаты парламента – тогда этот случай казался беспрецедентным. За несколько дней до того на комиссии Госдумы по проверке достоверности сведений в декларациях доходов депутатов Гудкову предъявили протокол собрания акционеров одного ООО, принадлежащего его жене, в котором была и его подпись. Возражения депутата ни к чему не привели, за пять минут он лишился полномочий; такой порядок за всю историю был применен впервые. Дело в том, что в законе попросту не прописана процедура досрочного прекращения депутатских полномочий.

Гарначук избрался в муниципальное собрание на волне протестов 2011-1012 годов, он – московский бизнесмен, родился в Молдавии, а в 1987 году переехал в Москву. Как и многие другие независимые муниципальные депутаты, за короткое время стал известен благодаря локальными «войнами» с управой, а в начале 2014 года, проникнувшись идеей возвращения Крыма в Россию, уехал туда – вступать в местную самооборону. После референдума Гарначук был награжден медалью «За возвращение Крыма», а также занял пост советника первого вице-премьера Крыма Михаила Шеремета, параллельно исполняя обязанности муниципального депутата.

О том, что его лишили полномочий, Гарначук узнал в Крыму, и вылетел в Москву.

Как оказалось, муниципалитет собрал внеочередное заседание 31 октября. В повестке значилось согласование ларьков печатной прессы и пункт «Разное», рассказала муниципальный депутат Тропарево-Никулино Ирина Лескова.

«Когда меня вызвали в муниципалитет, я даже не знала, что будет собрание депутатов. Потом объявили, что в пункте «Разное» будет рассматриваться вопрос досрочного лишения полномочий депутата Владимира Гарначука, нам предъявили бумагу якобы от правительства Молдавии, что он – гражданин этой страны. У меня возникли вопросы, и я не стала голосовать за лишение его полномочий», – пояснила Лескова.

Другие депутаты, голосовавшие «за», согласились говорить с корреспондентом лишь неофициально. По их словам, Гарначук обвиняется в нарушении статьи 131 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». Согласно этой статье, практически дословно копирующей такую же статью из закона о статусе депутатов Госдумы, «полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются, среди прочего, в случаях «прекращения гражданства Российской Федерации» и «прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления».

Примечательно, что регламент лишения полномочий, как и в случае с Госдумой, не прописан.

Между тем Гарначук предоставил в распоряжение редакции документы и аудиозаписи, из которых можно сделать вывод, что его полномочия был прекращены досрочно на основании поддельных, а не подлинных документов.

Основанием для лишения депутатского мандата Гарначука явился документ, полученный от «Департамента государственных информационных регистров». Он удостоверяет, что у Гарначука есть второе гражданство – республики Молдова, что противоречит его обязанностям в качестве муниципального депутата в Москве.

Гарначук связался с МИД Молдавии и получил от него справку о том, что бумага, которую предъявляли о якобы наличии у него второго гражданства, «не является подлинной». Данный ответ также имеется в распоряжении редакции.

Он располагает и аудиозаписью разговора с госслужащей Молдавии Людмилы Исправник, чьей фамилией подписана справка о наличии у него второго гражданства. «Этот департамент, от чьего имени написано, расформирован… Шапка не соответствует действительности. У меня нет такой печати.И мой заместитель не мог так подписать…. мы такого не делали…», – недоумевает чиновница в разговоре с Гарначуком.

Глава муниципального округа Тропарево-Никулино Сергей Куликов пояснил, что сейчас муниципалитет проводит дополнительную проверку по скандальной ситуации.

«В наш адрес было получено обращение, были изложены факты. Сейчас проводим дополнительную проверку. Мой комментарий таков, что проводится дополнительная проверка», отметил Куликов в разговоре с корреспондентом.

Однако на неоднократно заданный вопрос, зачем провели собрание по досрочному прекращению полномочий Гарначука без всяких дополнительных проверок, ответить не смог.

Между тем, по мнению Гарначука, именно Куликов заинтересовал в лишении его полномочий. Как полагает депутат, глава муниципалитета связан с одной из компаний, обеспечивающих по господряду услуги ЖКХ для района. В августе, поясняет Гарначук, прокуратура Москвы согласилась с его доводами и направила представление о нарушении Куликовым законодательства в муниципалитет (документ есть в распоряжении редакции).

Юрист Валентин Карелин считает, что у Гарначука есть основания оспаривать досрочное прекращение своих полномочий в суде.

Как отмечает Валентин Карелин, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что полномочия депутата прекращаются в случае приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. И решение о досрочном прекращении полномочий должно быть принято в течение 30 дней с момента появления оснований для этого. Вот только документ, на основании которого было принято решение, не был подлинным.

По словам юриста, решая столь важный вопрос, безусловно, следовало бы запросить МИД или Консульство Молдавии. Ну и, конечно, известить о заседании самого Гарначука и пригласить его для объяснений, чего сделано также не было.

Парадоксальная ситуация: для того, чтобы стать депутатом, нужно собрать подписи, предоставить пакет документов, провести агитационную кампанию и заручиться поддержкой избирателей, а потом победить в выборной гонке. А для лишения этого статуса достаточно непонятной бумажки.

Между тем в пресс-службе мэрии Москвы подтвердили, что принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутатов совета депутатов муниципальных округов относится исключительно к компетенции этих советов, но не к компетенции правительства Москвы.

Но не слишком ли просто лишают полномочий избранного гражданами независимого депутата, получившего мандат доверия от избирателей? Очередной прецедент показывает, что без особых сомнений и разбирательств, на основе любых документов, вне зависимости от их подлинности, можно лишить полномочий народного избранника любого уровня на любой территории России. Было бы желание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector